Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности

Работа №81584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Понятие «связная речь» в современной психолого-
педагогической литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Проектная деятельность как средство развития связной речи у
младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Диагностика состояния связной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Состояние сформированности связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством
проектной деятельности 45
2.4 Результаты экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение

Развитая связная речь - важная основа успешного обучения в школе. Она определяет и регулирует нормы поведения в обществе, представляет решающее условие для развития личности. В связной речи отражена логика мышления, умение осмыслить воспринимаемое, выразить его в правильной, логичной речи, что подчеркивают такие ученые как A. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская
Приведенные положения являются особенно значимыми для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. При данной форме речевой патологии нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается нарушение формирования и смысловой, и произносительной сторон речи. Дополнительные затруднения в овладении связной речью у детей обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов. Самостоятельная связная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи долгое время остается несовершенной, что приводит к дополнительным трудностям в обучении.
B. К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что является необходимым для полного преодоления дефекта и успешного обучения в школе.
Одним из эффективных средств, позволяющим реализовать проблему развития связной речи, представляет проектная деятельность. Теоретическая основа проектной деятельности в России разработана в трудах Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Г.Б. Голуб, А.И. Савенкова. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходимо проведение исследовательского поиска в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое. Побуждение детей к ответам на вопросы, возникающим в ходе проектной деятельности способствует развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи. Кроме того, проектная деятельность позволяет реализовать связь обучения с жизнью и формировать активную, самостоятельную позицию учеников.
В связи с этим, возникает необходимость теоретически и эмпирически изучить процесс коррекционной работы по развитию связной у речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности. Данным обстоятельством обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет исследования: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 50 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 10 учеников первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка, от уровня развития связной речи зависят умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка.
При общем недоразвитии речи развитие связной речи протекает с определенными трудностями, она долгое время остается несовершенной, что создает трудности в обучении. Многие исследователи, такие как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Спирова Л.Ф., А.В. Ястребова, обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
В качестве средства развития связной речи мы выбрали проектную деятельность, осуществляемую с учетом федерального государственного образовательного стандарта. В образовательном стандарте нового поколения проектная деятельность определена как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель нашего исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования проектной деятельности.
Для реализации первой задачи нашего исследования в I главе «Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия «связная речь», дана клинико-психолого-педагогическая характеристика и особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, определена роль проектной деятельности в развитии связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации второй задачи нашего исследования в пунктах 2.1 и 2.2 II главы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» была определена экспериментальная база исследования, проведено обследование состояния связной речи у 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 7 лет. Для выявления уровня сформированности связной речи мы использовали методику, предложенную В.К. Воробьевой, направленную на выявление: репродуктивных и продуктивных речевых возможностей; особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов; степени сформированности у детей с нарушениями речи представления о том, что такое рассказ.
На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования были сделаны выводы о недостаточной развитости связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты и выводы экспериментального исследования указывают на то, что у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня проявляются трудности при подробных и кратких пересказах текста, составлении рассказов с опорой на заданный материал, самостоятельном составлении рассказов, самостоятельном узнавании текстового сообщения.
Для реализации третьей задачи нашего исследования в пункте 2.3 II главы нашей работы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» были определены основные этапы коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. На первом этапе проводилась подготовительная работа, направленная на развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения. На начальном этапе внимание уделялось развитию диалогической речи. Основной этап был направлен на развитие монологической речи. В ходе выполнения проектов у детей совершенствовались навыки ведения диалога, составления рассказов. С целью оптимизации коррекционного процесса нами были разработаны следующие проектные работы, задачей которых является развитие связной речи детей: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Путешествие к букварю», «В гостях у сказки».
Проведенный контрольный эксперимент показал повышение уровней выполнения заданий, что дает основание говорить об эффективности предложенной нами коррекционной работы. На эффективность проведенной коррекционной работы также указывает то, что по результатам контрольного эксперимента не выявлено детей с I (низким) уровнем выполнения заданий, у всех детей выявлена положительная динамика. Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об эффективности использования проектной деятельности в развитии связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты подтверждают грамотность спланированной и проведенной работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и эффективность использования в коррекционной работе проектной деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута, задачи реализованы.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М.: Эдиториал , 2012. - 220 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. М.: Астрель, 2006. - 158 с.
4. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е.А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 58-65.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Издво АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
6. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. П. Глухов, В.А. Ковшиков . - М.: Астрель, 2007. - 320 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
8. Горячев, А.В. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №5. - С. 3-10.
9. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология - 1995. - № 6. - С. 7¬
16.
10. Гузеев, В.В. Метод проектов в школе [Текст] / В.В. Гузеев// Лицейское и гимназическое образование. - 2004. - №4. - с 4.
11. Долгова, Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Л.А. Долгова. - М.: Лабиринт, 1996. - 236с.
12. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
13. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008. - 24 с.
14.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова.
- М.: Академия, 2006. - 320 с.
16. Колтунова, М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет [Текст] / М.В. Колтунова. - М.: Логос, 2005. - 288 с.
17. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи иразвитие
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001. - 48с.
18. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991, 240с.
19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устой речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. - С. 146
- 173.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.
21. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического
порождения высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: МГУ, 1967, с. 6-16.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд.
- М.: Смысл, 1999. - 365 с.
23. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / Е.Д.Хомская. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 416 с.
25. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с.
26. Мастюкова, Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. - СПб, 2001. - С. 236-250.
27. Медицинская реабилитация в педиатрической практике: достижения, проблемы [Текст] / Н.В. Саввина, М.В. Ханды, И.Ф. Петров и др. - Киров: МЦНИП, 2013. - 368 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество[Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
29. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание,
повествование, рассуждение) [Текст] /О. А. Нечаева, Л. М. Орлова. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. - 258 с.
30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 3 изд., стер. - М: Азъ, 1996. - 907 с.
31. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Питер, 2004. - 352 с.
32. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
33. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
34. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2010. - 400 с.
35. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др. - М.: Владос, 2011. - 167 с.
36. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев - М.: Просвещение, 1986. - 414 с.
37. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 112 с.
38. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.А. Тютюева // Концепт. - 2016. - Т. 2. - С. 91-95.
39. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Просвещение 1984. - 239 с.
41. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 87 с.
42. Хомская Е. Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
43. Цветкова, Л.С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологи [Текст] / Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили // Дефоктология. - 1975. - №5. - С. 15-23.
44. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ф. Яковлева. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 144с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ