Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Понятие «связная речь» в современной психолого-
педагогической литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Проектная деятельность как средство развития связной речи у
младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Диагностика состояния связной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Состояние сформированности связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством
проектной деятельности 45
2.4 Результаты экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Понятие «связная речь» в современной психолого-
педагогической литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Проектная деятельность как средство развития связной речи у
младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Диагностика состояния связной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Состояние сформированности связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством
проектной деятельности 45
2.4 Результаты экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение
Развитая связная речь - важная основа успешного обучения в школе. Она определяет и регулирует нормы поведения в обществе, представляет решающее условие для развития личности. В связной речи отражена логика мышления, умение осмыслить воспринимаемое, выразить его в правильной, логичной речи, что подчеркивают такие ученые как A. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская
Приведенные положения являются особенно значимыми для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. При данной форме речевой патологии нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается нарушение формирования и смысловой, и произносительной сторон речи. Дополнительные затруднения в овладении связной речью у детей обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов. Самостоятельная связная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи долгое время остается несовершенной, что приводит к дополнительным трудностям в обучении.
B. К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что является необходимым для полного преодоления дефекта и успешного обучения в школе.
Одним из эффективных средств, позволяющим реализовать проблему развития связной речи, представляет проектная деятельность. Теоретическая основа проектной деятельности в России разработана в трудах Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Г.Б. Голуб, А.И. Савенкова. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходимо проведение исследовательского поиска в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое. Побуждение детей к ответам на вопросы, возникающим в ходе проектной деятельности способствует развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи. Кроме того, проектная деятельность позволяет реализовать связь обучения с жизнью и формировать активную, самостоятельную позицию учеников.
В связи с этим, возникает необходимость теоретически и эмпирически изучить процесс коррекционной работы по развитию связной у речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности. Данным обстоятельством обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет исследования: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 50 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 10 учеников первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Приведенные положения являются особенно значимыми для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. При данной форме речевой патологии нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается нарушение формирования и смысловой, и произносительной сторон речи. Дополнительные затруднения в овладении связной речью у детей обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов. Самостоятельная связная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи долгое время остается несовершенной, что приводит к дополнительным трудностям в обучении.
B. К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что является необходимым для полного преодоления дефекта и успешного обучения в школе.
Одним из эффективных средств, позволяющим реализовать проблему развития связной речи, представляет проектная деятельность. Теоретическая основа проектной деятельности в России разработана в трудах Е.С. Полат, Н.В. Матяш, Г.Б. Голуб, А.И. Савенкова. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходимо проведение исследовательского поиска в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое. Побуждение детей к ответам на вопросы, возникающим в ходе проектной деятельности способствует развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи. Кроме того, проектная деятельность позволяет реализовать связь обучения с жизнью и формировать активную, самостоятельную позицию учеников.
В связи с этим, возникает необходимость теоретически и эмпирически изучить процесс коррекционной работы по развитию связной у речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности. Данным обстоятельством обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет исследования: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 50 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 10 учеников первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка, от уровня развития связной речи зависят умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка.
При общем недоразвитии речи развитие связной речи протекает с определенными трудностями, она долгое время остается несовершенной, что создает трудности в обучении. Многие исследователи, такие как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Спирова Л.Ф., А.В. Ястребова, обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
В качестве средства развития связной речи мы выбрали проектную деятельность, осуществляемую с учетом федерального государственного образовательного стандарта. В образовательном стандарте нового поколения проектная деятельность определена как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель нашего исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования проектной деятельности.
Для реализации первой задачи нашего исследования в I главе «Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия «связная речь», дана клинико-психолого-педагогическая характеристика и особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, определена роль проектной деятельности в развитии связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации второй задачи нашего исследования в пунктах 2.1 и 2.2 II главы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» была определена экспериментальная база исследования, проведено обследование состояния связной речи у 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 7 лет. Для выявления уровня сформированности связной речи мы использовали методику, предложенную В.К. Воробьевой, направленную на выявление: репродуктивных и продуктивных речевых возможностей; особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов; степени сформированности у детей с нарушениями речи представления о том, что такое рассказ.
На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования были сделаны выводы о недостаточной развитости связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты и выводы экспериментального исследования указывают на то, что у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня проявляются трудности при подробных и кратких пересказах текста, составлении рассказов с опорой на заданный материал, самостоятельном составлении рассказов, самостоятельном узнавании текстового сообщения.
Для реализации третьей задачи нашего исследования в пункте 2.3 II главы нашей работы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» были определены основные этапы коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. На первом этапе проводилась подготовительная работа, направленная на развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения. На начальном этапе внимание уделялось развитию диалогической речи. Основной этап был направлен на развитие монологической речи. В ходе выполнения проектов у детей совершенствовались навыки ведения диалога, составления рассказов. С целью оптимизации коррекционного процесса нами были разработаны следующие проектные работы, задачей которых является развитие связной речи детей: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Путешествие к букварю», «В гостях у сказки».
Проведенный контрольный эксперимент показал повышение уровней выполнения заданий, что дает основание говорить об эффективности предложенной нами коррекционной работы. На эффективность проведенной коррекционной работы также указывает то, что по результатам контрольного эксперимента не выявлено детей с I (низким) уровнем выполнения заданий, у всех детей выявлена положительная динамика. Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об эффективности использования проектной деятельности в развитии связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты подтверждают грамотность спланированной и проведенной работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и эффективность использования в коррекционной работе проектной деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута, задачи реализованы.
При общем недоразвитии речи развитие связной речи протекает с определенными трудностями, она долгое время остается несовершенной, что создает трудности в обучении. Многие исследователи, такие как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Спирова Л.Ф., А.В. Ястребова, обращают внимание на необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
В качестве средства развития связной речи мы выбрали проектную деятельность, осуществляемую с учетом федерального государственного образовательного стандарта. В образовательном стандарте нового поколения проектная деятельность определена как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель нашего исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования проектной деятельности в развитии связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет: развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Выявить особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования проектной деятельности.
Для реализации первой задачи нашего исследования в I главе «Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия «связная речь», дана клинико-психолого-педагогическая характеристика и особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, определена роль проектной деятельности в развитии связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации второй задачи нашего исследования в пунктах 2.1 и 2.2 II главы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» была определена экспериментальная база исследования, проведено обследование состояния связной речи у 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 7 лет. Для выявления уровня сформированности связной речи мы использовали методику, предложенную В.К. Воробьевой, направленную на выявление: репродуктивных и продуктивных речевых возможностей; особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов; степени сформированности у детей с нарушениями речи представления о том, что такое рассказ.
На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования были сделаны выводы о недостаточной развитости связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты и выводы экспериментального исследования указывают на то, что у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня проявляются трудности при подробных и кратких пересказах текста, составлении рассказов с опорой на заданный материал, самостоятельном составлении рассказов, самостоятельном узнавании текстового сообщения.
Для реализации третьей задачи нашего исследования в пункте 2.3 II главы нашей работы «Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» были определены основные этапы коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. На первом этапе проводилась подготовительная работа, направленная на развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения. На начальном этапе внимание уделялось развитию диалогической речи. Основной этап был направлен на развитие монологической речи. В ходе выполнения проектов у детей совершенствовались навыки ведения диалога, составления рассказов. С целью оптимизации коррекционного процесса нами были разработаны следующие проектные работы, задачей которых является развитие связной речи детей: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Путешествие к букварю», «В гостях у сказки».
Проведенный контрольный эксперимент показал повышение уровней выполнения заданий, что дает основание говорить об эффективности предложенной нами коррекционной работы. На эффективность проведенной коррекционной работы также указывает то, что по результатам контрольного эксперимента не выявлено детей с I (низким) уровнем выполнения заданий, у всех детей выявлена положительная динамика. Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об эффективности использования проектной деятельности в развитии связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты подтверждают грамотность спланированной и проведенной работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и эффективность использования в коррекционной работе проектной деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



