Самостоятельная работа школьников как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 7-9 классах
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников 6
1.1. Универсальные учебные действия в федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) 6
1.2. Средства формирования универсальных учебных действий
учащихся 7-9 классов на уроках математики 12
Глава 2. Теоретические основы организации самостоятельной работы на
уроках математики 17
2.1. Сущность и виды самостоятельной работы при обучении
математике 17
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы 26
Глава 3. Примеры самостоятельных работ по математике в 7-9 классах. 33
3.1. Самостоятельная работа как средство формирования
универсальных учебных действий в 7 классе 33
3.2. Самостоятельная работа как средство формирования
универсальных учебных действий в 8 классе 37
3.2. Самостоятельная работа как средство формирования универсальных учебных действий в 9 классе 40
Заключение 44
Список литературы
Глава 1. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников 6
1.1. Универсальные учебные действия в федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) 6
1.2. Средства формирования универсальных учебных действий
учащихся 7-9 классов на уроках математики 12
Глава 2. Теоретические основы организации самостоятельной работы на
уроках математики 17
2.1. Сущность и виды самостоятельной работы при обучении
математике 17
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы 26
Глава 3. Примеры самостоятельных работ по математике в 7-9 классах. 33
3.1. Самостоятельная работа как средство формирования
универсальных учебных действий в 7 классе 33
3.2. Самостоятельная работа как средство формирования
универсальных учебных действий в 8 классе 37
3.2. Самостоятельная работа как средство формирования универсальных учебных действий в 9 классе 40
Заключение 44
Список литературы
Эффективность методики обучения математики в средней школе зависит напрямую от рационального решения проблемы становления и формирования самостоятельности учащихся. Особую значимость в передовых условиях приобретает становление самостоятельности, когда растет спрос на специалистов, способных к неординарному мышлению, к творческой деятельности, которые могут ориентироваться во все возрастающем потоке информации и выбирать подходящие способы решения, образующихся перед ними задач и вопросов. Вследствие этого на современном этапе первоочередной задачей школы является качественная подготовка учащихся с упором на развитие у них умения самостоятельно добывать знания, оценивать их и использовать в практической деятельности.
В решении такой задачи важное место отводится школьному курсу математики, включающему в себя геометрию, алгебру.
Специфичной особенностью считается необходимость овладения многочисленными навыками умениями, приемами (решения, доказательства). Это касается вычисления значений выражений, выполнения преобразований выражений, как тождественных, так и нетождественных, решения уравнений, неравенств и их систем, решения сюжетных задач, построения графиков функций и их исследования, нахождения корней многочленов, формулирования теорем и их доказательства, суммирования арифметической и геометрической профессий и т.п.
Процесс формирования способов интеллектуальной деятельности подразумевает выполнение учащимися большого количества различных заданий. При этом полноценное овладение навыками, умениями, приемами может произойти лишь при том условии, что обучающиеся самостоятельно выполняют соответствующие действия. Вследствие этого самостоятельная работа учащихся в процессе усвоения математического материала особенно необходима и важна.
В условиях динамического становления школы меняются и уроки математики, и соотношение видов самостоятельных работ используемых на уроке, производимых учащимися.
В условиях дифференциации обучения самостоятельная работа учащихся должна быть дифференцированной. Лишь только при этом условии она будет способствовать полноценному формированию знаний обучаемых, навыков и умений, интеллектуальному развитию.
В течение нескольких последних десятилетий проблема самостоятельной работы школьников в процессе изучения математики привлекает к себе пристальное внимание и педагогов, и психологов, и методистов.
Общедидактические аспекты данной проблемы освещены в трудах В.П. Стрезикозина [22], С.И. Архангельской [1,2], Б.П. Есипова [10], Ю.К. Бабанского [3], П.И. Пидкасистого [19,20], и ряда других авторов.
Вопросам организации самостоятельной работы, поиску форм и способов ее активизации в процессе обучения посвящены исследования В. Графа, И.И. Ильясова [7], М.И. Зайкина [11,12], И.В. Харитоновой [25], Г.И. Саранцева [21], В.К. Буряка [4], В.А. Далингера [8] и др.
В обучении такого предмета, как математика, нужно выстраивать систему самостоятельных работ обучающихся, соотнося их с каждым этапом усвоения.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении методики организации самостоятельной работы по математике в 7-9 классах.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 7-9 классах.
Предметом исследования является структура и содержание самостоятельных работ курса математики.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение: систематическая самостоятельная работа на уроках математики повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников
2. Рассмотреть теоретические основы организации самостоятельной работы на уроках математики;
3. Разработать рекомендации к организации самостоятельной работы, соотнесенной с основными этапами усвоения математических знаний и учитывающих различия обучаемых в выполнении познавательной деятельности на каждом из этих этапов.
В решении такой задачи важное место отводится школьному курсу математики, включающему в себя геометрию, алгебру.
Специфичной особенностью считается необходимость овладения многочисленными навыками умениями, приемами (решения, доказательства). Это касается вычисления значений выражений, выполнения преобразований выражений, как тождественных, так и нетождественных, решения уравнений, неравенств и их систем, решения сюжетных задач, построения графиков функций и их исследования, нахождения корней многочленов, формулирования теорем и их доказательства, суммирования арифметической и геометрической профессий и т.п.
Процесс формирования способов интеллектуальной деятельности подразумевает выполнение учащимися большого количества различных заданий. При этом полноценное овладение навыками, умениями, приемами может произойти лишь при том условии, что обучающиеся самостоятельно выполняют соответствующие действия. Вследствие этого самостоятельная работа учащихся в процессе усвоения математического материала особенно необходима и важна.
В условиях динамического становления школы меняются и уроки математики, и соотношение видов самостоятельных работ используемых на уроке, производимых учащимися.
В условиях дифференциации обучения самостоятельная работа учащихся должна быть дифференцированной. Лишь только при этом условии она будет способствовать полноценному формированию знаний обучаемых, навыков и умений, интеллектуальному развитию.
В течение нескольких последних десятилетий проблема самостоятельной работы школьников в процессе изучения математики привлекает к себе пристальное внимание и педагогов, и психологов, и методистов.
Общедидактические аспекты данной проблемы освещены в трудах В.П. Стрезикозина [22], С.И. Архангельской [1,2], Б.П. Есипова [10], Ю.К. Бабанского [3], П.И. Пидкасистого [19,20], и ряда других авторов.
Вопросам организации самостоятельной работы, поиску форм и способов ее активизации в процессе обучения посвящены исследования В. Графа, И.И. Ильясова [7], М.И. Зайкина [11,12], И.В. Харитоновой [25], Г.И. Саранцева [21], В.К. Буряка [4], В.А. Далингера [8] и др.
В обучении такого предмета, как математика, нужно выстраивать систему самостоятельных работ обучающихся, соотнося их с каждым этапом усвоения.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении методики организации самостоятельной работы по математике в 7-9 классах.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 7-9 классах.
Предметом исследования является структура и содержание самостоятельных работ курса математики.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение: систематическая самостоятельная работа на уроках математики повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников
2. Рассмотреть теоретические основы организации самостоятельной работы на уроках математики;
3. Разработать рекомендации к организации самостоятельной работы, соотнесенной с основными этапами усвоения математических знаний и учитывающих различия обучаемых в выполнении познавательной деятельности на каждом из этих этапов.
Одним из значимых средств систематического и прочного овладения программным материалом по математике, развития творческих сил и воспитания учащихся является самостоятельная работа. В. И. Ленин указывал на то, что «без известного самостоятельного труда ни в одном спорном вопросе правды не найти».
«Нам нужно научить растущее поколение учиться самостоятельно, осваивать знания. Это одна из важнейших задач, которую должна разрешить наша советская школа», — говорила Н. К. Крупская.
Прививание учащимся способностей к самостоятельной работе всегда считалось одной из основных задач на всех этапах развития советской школы.
Практика показывает, что при обучении математике следует выделять существенное место самостоятельной работе учащихся, организации различных упражнений. Без этого не может быть усвоения программного материала по математике. Лишь только в выполнении всевозможных упражнений закрепляются математические понятия, формируются вычислительные навыки, приобретается способность геометрических построений, формируется пространственное представление учащихся, способность практически применять знания, свой личный опыт при решении задач и т. д.
В ходе выполнения самостоятельной работы по математике у учащихся формируется интерес, память, стремление обосновывать высказываемое, инициатива. Сама же организация самостоятельной работы в условиях классно-урочной формы обучения воспитывает высоконравственные качества.
Самостоятельная деятельность была и остается значимой неотъемлемой частью учебного процесса. Как установлено, максимальный развивающий эффект учебно-познавательной деятельности достигается в том случае, когда она выполняется учеником с наибольшей степенью самостоятельности.
Лишь тогда, когда ученик непосредственно сам, без какой-либо помощи со стороны преподавателя справляется с учебными задачами, сам находит решение задачи, сам использует приобретенные знания не только в стандартных, но и в измененных ситуациях, в новых сочетаниях и комбинациях, можно говорить о высокой эффективности учебного процесса.
Проблеме самостоятельной работы посвящено масса работ разных педагогов, специалистов по психологии и методистов. Итог анализа психолого-педагогической литературы выявил, что многочисленные старания выявления сущности самостоятельной работы базируются, как правило, на определении наиболее значимых с точки зрения каждого конкретного автора признаков характеризуемого понятия.
Еще К.Д. Ушинский подметил, что школа должна таким образом устраивать деятельности учителя и учеников, чтобы дети, по возможности, работали самостоятельно, а учитель управлял бы этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Именно самостоятельную учебную работу он считал «единственным прочным основанием любого плодовитого учения» [27, с.226].
В соответствии с тем, на каких именно признаках самостоятельной деятельности ученика акцентируют свое внимание те или иные исследователи, изменяется и смысл, вкладываемый в содержание самого понятия.
В качестве методических рекомендаций по организации уроков математики можно выделить следующее:
1. Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и занятий;
2. Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий;
3. Единство в содержании занятий различных разделов математики;
4. Активизация самостоятельной работы учащихся;
5. Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся;
6. Использование наглядных пособий; применение конспект-таблиц на лекциях;
7. Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях;
8. Использование историко-математического материала на уроках;
9. Принципы занимательности занятий;
10. Построение занятий проблемного изучения материала.
«Нам нужно научить растущее поколение учиться самостоятельно, осваивать знания. Это одна из важнейших задач, которую должна разрешить наша советская школа», — говорила Н. К. Крупская.
Прививание учащимся способностей к самостоятельной работе всегда считалось одной из основных задач на всех этапах развития советской школы.
Практика показывает, что при обучении математике следует выделять существенное место самостоятельной работе учащихся, организации различных упражнений. Без этого не может быть усвоения программного материала по математике. Лишь только в выполнении всевозможных упражнений закрепляются математические понятия, формируются вычислительные навыки, приобретается способность геометрических построений, формируется пространственное представление учащихся, способность практически применять знания, свой личный опыт при решении задач и т. д.
В ходе выполнения самостоятельной работы по математике у учащихся формируется интерес, память, стремление обосновывать высказываемое, инициатива. Сама же организация самостоятельной работы в условиях классно-урочной формы обучения воспитывает высоконравственные качества.
Самостоятельная деятельность была и остается значимой неотъемлемой частью учебного процесса. Как установлено, максимальный развивающий эффект учебно-познавательной деятельности достигается в том случае, когда она выполняется учеником с наибольшей степенью самостоятельности.
Лишь тогда, когда ученик непосредственно сам, без какой-либо помощи со стороны преподавателя справляется с учебными задачами, сам находит решение задачи, сам использует приобретенные знания не только в стандартных, но и в измененных ситуациях, в новых сочетаниях и комбинациях, можно говорить о высокой эффективности учебного процесса.
Проблеме самостоятельной работы посвящено масса работ разных педагогов, специалистов по психологии и методистов. Итог анализа психолого-педагогической литературы выявил, что многочисленные старания выявления сущности самостоятельной работы базируются, как правило, на определении наиболее значимых с точки зрения каждого конкретного автора признаков характеризуемого понятия.
Еще К.Д. Ушинский подметил, что школа должна таким образом устраивать деятельности учителя и учеников, чтобы дети, по возможности, работали самостоятельно, а учитель управлял бы этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Именно самостоятельную учебную работу он считал «единственным прочным основанием любого плодовитого учения» [27, с.226].
В соответствии с тем, на каких именно признаках самостоятельной деятельности ученика акцентируют свое внимание те или иные исследователи, изменяется и смысл, вкладываемый в содержание самого понятия.
В качестве методических рекомендаций по организации уроков математики можно выделить следующее:
1. Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и занятий;
2. Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий;
3. Единство в содержании занятий различных разделов математики;
4. Активизация самостоятельной работы учащихся;
5. Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся;
6. Использование наглядных пособий; применение конспект-таблиц на лекциях;
7. Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях;
8. Использование историко-математического материала на уроках;
9. Принципы занимательности занятий;
10. Построение занятий проблемного изучения материала.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательных учебных действий на уроках математики в 5-6 классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Оценочная деятельность обучающихся как фактор формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных учебных действий в 5-6 классах (Методика обучения математике, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Методика формирования универсальных учебных действий на уроках
математики в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



