ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
формирования социокультурных норм поведения 7
1.2. Развитие социокультурных норм поведения на протяжении
дошкольного возраста 18
1.3. Психолого-педагогические условия формирования
социокультурных норм поведения в дошкольном возрасте 27
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Изучение социокультурных норм поведения детей старшего
дошкольного возраста 36
2.2. Описание работы по формированию социокультурных норм
поведения 42
2.3. Анализ результатов исследования 52
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Проблема формирования социо-культурных норм поведения на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Требования к качеству образования постоянно возрастают, исследование условий становления социокультурного развития, присвоения норм, правил, а также усвоение культурных ценностей своего и других народов является необходимым условием многогранной личности, готовой и способной жить в много культурном мире.
Процесс социокультурного развития личности является непрерывным и осуществляется на всех возрастных этапах. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в познании и усвоения социокультурной действительности. Именно в это время происходит становление базиса личностной культуры. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.
Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), задачами которого вы-ступают объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Социокультурное развитие рассматривается в системе познавательного развития и должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.
Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения
дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.
Ученые изучают различные аспекты социокультурного развития подрастающего поколения. Определяется сущность социокультурного подхода в образовании, выявляется специфика социокультурного развития в разные возрастные периоды (Н.Я. Большунова, О.В. Федоскина, К.И. Чижова, Л.Н. Шабатура), формулируются условия развития у дошкольников познавательного интереса к диалогу культур (Л.М. Ризаева). В современных исследованиях поиски социокультурного основания дошкольного образования ориентированы на разработку содержания, определения эффективных средств и методов познания детьми региональной и российской действительности (Т.В. Бабунова, М.И. Богомолова, Л.М. Захарова, Л.В. Коломийченко, М.В. Степанова, Э.К. Суслова и др.). Вместе с тем, проблема формирования социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста не становилась предметом специального изучения.
Отмеченные обстоятельства позволяют выделить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между заказом общества на формирование личности, готовой и способной жить в современных социокультурных условиях и недостаточной осознанностью педагогами развития у детей качеств, необходимых для понимания и принятия ими социо-культурных норм поведения;
- на научно-теоретическом уровне - между признанием значимости социокультурного развития дошкольников в новых социокультурных условиях и недостаточным теоретическим обоснованием данного процесса в период дошкольного детства;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы в практике современного дошкольного образования.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Формирование социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования : теоретически обосновать, разработать и проверить способы формирования социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : процесс формирования социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : психолого-педагогические условия формирования социокультурных норм поведения у старших дошкольников.
Гипотеза исследования : формирование социокультурных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно при следующих психолого-педагогических условиях:
- создании социально-познавательной среды;
- организации непосредственно образовательной деятельности по социально-познавательному развитию;
- использование проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы и обосновать способы ее решения.
2. Провести изучение социокультурных норм поведения детей старшего дошкольного возраста, подобрав диагностический инструментарий;
3. Апробировать психолого-педагогические условия формирования социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести итоговый анализ исследования.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические - естественный педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование;
3) методы математической обработки результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Челябинска» (сокращённое наименование учреждения - МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), объединяющих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Основная часть работы изложена на 68 страницах, со-держит 10 таблиц, 3 рисунка, 52 литературных источников
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социокультурная норма - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков. С помощью социокультурных норм осуществляются все процессы так называемой социализации личности. Социокультурные нормы выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая и специфицируя поведение человека как поведение нормативно-социальное.
Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.
Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития, который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.
Развитие социокультурных норм поведения является важной составляющей процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте. Он включает в себя ряд этапов, обеспечивающих последовательное усвоение социокультурных норм.
Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде.
Психолого-педагогическими условиями формирования социокультурных норм поведения у старших дошкольников являются: создание организационной познавательно-развивающей среды; организация непосредственно образовательной деятельности; использование проектной деятельности.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика уровня сформированности социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста, в которой принимали участие 16 детей (8 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 6-7 лет из подготовительной группы МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска». Диагностика показала, что в данной группе 1 дошкольник (6,25%) с высоким уровнем сформированности социокультурных норм поведения, 9 дошкольников (56,25%) имеют средний уровень сформированности социокультурных норм поведения, 6 дошкольников (37,5%) показали низкий уровень сформированности социокультурных норм поведения.
Вторым этапом опытно-поисковой части работы явилась реализация определенных педагогических условий: организационная предметно-развивающая среда; организация непосредственно образовательной деятельности; включение дошкольников в проектную деятельность.
После реализации педагогических условий была проведена повторная диагностика сформированности социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал положительную динамику в уровнях сформированности социокультурных норм поведения: у 5 детей (31,25%) - высокий уровень, у 10 (62,5%) детей - средний уровень, у 1 ребенка (6,25%) - низкий уровень. Количество детей с высоким уровнем сформированности социокультурных норм поведения увеличилось на 4 ребенка (25%), со средним уровнем на 1 (6,25%), а количество детей с низким уровнем уменьшилось на 5 (31,25%).
В результате исследования было подтверждено, что при использовании сказки как метода формирования социокультурных норм поведения, организации игр-драматизаций на темы сказок, моделирования сказочных сюжетов, а также проблемных ситуаций и вопросов на темы сказок процесс формирования социокультурных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Артамонова-Дыбина, О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду [Текст] / О.В. Дыбина, Л.А. Пенькова, Н.П. Рахманова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 117 с.
2. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 182 с.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В.Н. Белкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 270 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. и др.: Питер, 2008. - 398 с.
5. Болтырова, Т.М. Воспитание социального поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях межличностного общения[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.М. Болтырова. - Ростов-на- Дону, 2010. - 160 с.
6. Большаков, Е.В. Мораль и право в системе социальной реальности (этико-философское исследование) [Текст]: монография / Е.В. Большаков, С.Ю. Назаров, Ю.Н. Назаров. - Шуя: Шуйский фил. ИвГУ, 2017. - 212 с.
7. Большунова, Н.Я. Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации[Электронный ресурс] / Н.Я. Большунова. - Режим доступа:
http://lib.convdocs.org/docs/index-196048.html(дата обращения: 24.03.2018).
8. Вайсеро, К.И. Основы социально-культурной деятельности[Текст] / К.И. Вайсеро, В.И. Хоменко. - М.: Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы, 2016. - 112 с.
9. Волошина, В.П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств[Текст]: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Волошина. - Армавир, 2010. - 208 с.
10. Воронина, А.С. Трансформация социокультурных моделей поведения в межкультурном взаимодействии[Текст]: монография / А.С. Воронина. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2017. - 219 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507, [1] с.
12. Гасанова, Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста[Текст]: монография / Р.Х. Гасанова. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. - 143 с.
13. Григорьян, Э.Р. Социальные нормы в эволюционном аспекте [Текст] / Э.Р. Григорьян. - М.: Ин-т социальных наук, 2013. - 179 с.
14. Гриневич, И.М. Дошкольная педагогика [Текст] / И.М. Гриневич, А.А. Чуприна. - Ставрополь: Тираж, 2017. - 99 с.
15. Губанов, М.В.Возможности творческой игры в социокультурном развитии дошкольников [Текст] / М.В. Губанов// Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2013. - №3. - С. 68-71.
16. Губанов, М.В.Игра как средство социокультурного развития детей [Текст] / М.В. Губанов// Среднее профессиональное образование. - 2013. - №11. - С. 42-44.
17. Губанов, М.В.Культура и социокультурное развитие старших дошкольников [Текст] / М.В. Губанов// Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2013. - №3. - С. 39-42.
18. Губанов, М.В. Ситуация речевого общения как средство социо-культурного развития старших дошкольников[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В. Губанов. - М., 2014. - 229 с.
19. Есина, Л.Д.Воспитание культуры поведения у старших дошкольников [Текст]/ Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 94 с.
20. Захарова, Л.М. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект[Текст]: монография / Л.М.Захарова, Ю.В.Пурскалова. - Ульяновск: Качалин А.В., 2015. - 63 с.
21. Захарова, Л.М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Текст]/ Л.М. Захарова, Ю.В. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №12.
22. Зуева, Т.В. Социокультурное развитие подростков во взаимодействии семьи и школы в культурно-досуговой деятельности[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Т.В. Зуева. - Челябинск, 2017. - 183 с.
23. Канин, Л.И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.И. Канин. - Воронеж, 2001. - 209 с.
24. Кахнович, С.В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности[Текст] / С.В. Кахнович // Педагогические науки. - 2013. - №8 (15).- С. 106-108.
25. Комарова, О.А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации [Текст] / О.А. Комарова, Т.В. Кротова. - М.: МГПУ, 2017. - 94 с.
26. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 344 с.
27. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. - М.: Владос, 2001. - 223 с.
28. Литвак, Р.Теоретические основы социально-культурного развития личности в детстве [Текст] / Р. Литвак// Социальная педагогика в России. - 2014. - №4. - С. 35-38.
29. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев. - М.: Академия, 2017. - 205 с.
30. Морозова, Л.Д. Теория и практика проектной деятельности в дошкольном образовании [Текст]: монография / Л.Д. Морозова. - СПб.: Изд. Мархотин П.Ю., 2018. - 113 с.
31. Назарова, А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности [Текст]/ А.Ш. Назарова. - Казань: Школа, 2004. - 163 с.
32. Новикова, Ж.Л.Реализация программы педагогической модели формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Ж.Л. Новикова// Педагогическое образование и наука. - 2014. - №3. - С. 25-29.
33. Норма[Электронный ресурс] // Толковый словарь С.И.Ожегова. - Режим доступа: Нйр://’№№№.вокабула.рф/словари/толковый-словарь- ожегова/норма (дата обращения: 24.03.2018).
34. Организация предметно-развивающей среды [Текст]: из опыта работы / Авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 143 с.
35. Попова, И.М. Психология дошкольника и младшего школьника [Текст] / И.М. Попова. - Иркутск: Иркут, 2017. - 123 с.
36. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ[Текст] / Н.А. Виноградова и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Творческий Центр Сфера, 2013. - 128 с.
37. Психология развития детских возрастов: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст[Текст]: коллективная монография / Д.А. Донцов и др.; под общ. ред. Д.А. Донцова. - М.: Liteo, 2015. - 174 с.
38. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду[Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. - М.: Русское слово, 2018. - 111 с.
39. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (группе) [Текст] / Е.В. Коточигова и др.; под общ. ред. Е.В. Коточиговой. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. - 85 с.
40. Римашевская, Л.С. Проектирование и организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Л.С. Римашевская, Д.В. Шатров, Н.В. Демченко. - СПб.: Гамма, 2015. - 75 с.
41. Серебрякова, Т.А. Проблема социокультурного развития личности на базовых уровнях онтогенеза[Текст]: монография / Т.А. Серебрякова.
- Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 147 с.
42. Сидоренко, Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности [Текст] / Н.И. Сидоренко. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.
- 182 с.
43. Слукин, С.В. Патриотизм в социокультурном развитии личности[Текст]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / С.В. Слукин. - Екатеринбург, 2005. - 194 с.
44. Соколова, Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования [Текст]/ Т.Б. Соколова // Вестник КемГУКИ. - 2012. - №20. - С. 156-168.
45. Солкина, П.А. Социальные нормы и их реализации в жизни общества: социально-философский анализ [Текст]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / П.А. Солкина. - Красноярск, 2012. - 127 с.
46. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив и практический опыт[Текст]: коллективная монография / Е.В. Мирошниченко, Н.В. Посохова, Н.Н. Калашникова и др. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017. - 120 с.
47. Тихомирова, О.В. Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Тихомирова, Н.В. Бородкина, Я.С. Соловьев. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. - 221 с.
48. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Турченко.
- М.: ФЛИНТА: МПСУ, 2017. - 251 с.
49. Унарова, Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление [Текст]: монография / Л.Д. Унарова. - М.: ИД «Акад. Естествознания», 2012. - 199 с.
50. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Федоскина. - Тюмень, 2004. - 245 с.
51. Чижова, К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / К.И. Чижова. - М., 2002. - 147 с.
52. Шкурко, Т.А. Социальное поведение человека: объяснительные модели, теории, методический инструментарий [Текст] / Т.А. Шкурко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. - 117 с.