Развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахматной игры во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНЕМОНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Мнемоническая деятельность как психологический
процесс 6
1.2. Особенности развития мнемонической деятельности в
младшем школьном возрасте 15
1.3. Игра в шахматы как средство развития мнемонической
деятельности младших школьников во внеурочной деятельности 17
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Диагностика уровня развития мнемонической деятельности
младших школьников 24
2.2. Программа внеурочной деятельности, направленная на
развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахматной игры 34
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Приложение
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНЕМОНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Мнемоническая деятельность как психологический
процесс 6
1.2. Особенности развития мнемонической деятельности в
младшем школьном возрасте 15
1.3. Игра в шахматы как средство развития мнемонической
деятельности младших школьников во внеурочной деятельности 17
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Диагностика уровня развития мнемонической деятельности
младших школьников 24
2.2. Программа внеурочной деятельности, направленная на
развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахматной игры 34
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Приложение
Высокий интеллектуальный уровень развития человека особенно востребован на современном этапе развития общества. Школьное образование закладывает фундаментальные аспекты совершенствования этих возможностей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на развитие любознательного, активного и заинтересованно познающего мир ученика, который владеет основами умения учиться, а также способного к организации собственной деятельности [49].
В младшем школьном возрасте все психические процессы, в том числе и память, память, претерпевают существенные изменения. Суть их состоит в том, что характер ребенка и его память постепенно приобретают черты произвольности и становятся сознательно регулируемыми, опосредованными. По словам Д.Б. Эльконина, «память в этом возрасте становится мыслящей» [53].
Уровень развития интеллекта и памяти, прежде всего, зависит от содержания и логики изложения учебных предметов, как показали результаты анализа педагогических подходов к данному вопросу. Школьное образование, помимо обучения навыкам познания окружающего мира и передачи системы научных знаний, должно реализовывать развивающую функцию - расширять и усложнять посредством учебных предметов личностные ресурсы [17].
Мнемоническая деятельность (англ. Mnemonic activity) - активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала [4].
Высокий уровень эффективности мнемонической функции является результатом повышения требований при выполнении различных мнемонических задач в процессе получения образования. Ребенку сегодня нужно многое запоминать: заучить материал буквально, пересказать его своими словами или близко к тексту, запомнить заученное и быть готовым воспроизвести через длительное время. Отсутствие данных навыков сказывается на учебе и влияет на отношение к школе в целом. Информация, усвоение которой необходимо ежедневно увеличивается после начала получения образования в школе. И прежние, привычные в дошкольном возрасте, методы заучивания становятся слабо эффективными. Даже у младших школьников важно формировать рациональные приемы запоминания материала. Они позволят добиваться стойкого мнемонического эффекта и в старших классах школы.
Современное обучение нуждается в прикладном решении проблемы качественной переработки огромного объема материала, а также точного и быстрого его запоминания и извлечения из памяти. Вследствие чего на сегодняшний день исследования психологами памяти приобрели ярко выраженную прикладную направленность.
Федеральный Государственный образовательный стандарт во внеурочной деятельности создает дополнительные условия для развития ребенка на основе свободного выбора. Шахматы признаются универсальной дисциплиной игрового характера, повышающей уровень общей культуры, особенно логического и творческого мышления [13].
Несмотря на то, что проблема развития мнемонической деятельности и интеллекта школьников изучена достаточно полно, вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Позитивное решение проблемы возможно только при научно обоснованном использовании резервов развития высших форм запоминания у младших школьников. В частности, таковыми являются разнообразные приемы обработки информации и их использование в мнемонических целях.
К настоящему времени проведено значительное количество исследований по данной проблеме (В.А. Алаторцев, И.Н. Дьяков, Н.В. Крогиус, Е.Н. Кучумова, Т.Ю., Парамонова, О.К. Тихомиров, П.А. Рудик, Р. Файн, Б.Г. Ананьев, Н.Г. Алексеев). Однако аспекту развития мнемонической деятельности во внеурочной деятельности по шахматам до сих пор не уделялось должного внимания.
Школьная программа не предполагает специального обучения младших школьников приемам эффективного запоминания материала.
Актуальность исследования определяется потребностью развития мнемонической деятельности как средства развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате изучения научно-методической литературы было выявлено следующее противоречие: между необходимостью развития мнемонической деятельности младших школьников и недостаточным использованием шахмат как средства развития памяти во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности по шахматам в начальной школе для развития мнемонической деятельности?
Объект исследования: процесс развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахмат во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить проблему развития мнемонической деятельности младших школьников с последующей разработкой программы внеурочной деятельности, направленной на развитие изучаемого процесса средствами шахмат.
Задачи исследования:
1. Проанализировать мнемоническую деятельность как психологический процесс.
2. Выявить особенности развития мнемонической деятельности младших школьников.
3. Изучить возможности шахматной игры как средства развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной
деятельности.
4. Провести диагностику уровня развития памяти детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие памяти средствами мнемонической деятельности младших школьников через обучение шахматной игры.
В нашей работе были использованы:
1. Теоретические методы:
• Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Практические методы:
• Тестирование.
База исследования: МОУ СОШ города Копейска.
Практическая значимость исследования: предложенная нами программа внеурочной деятельности может быть использована учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования в процессе работы по развитию мнемонической деятельности младших школьников.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по каждой из которых сделаны выводы, заключения, списка литературы.
В младшем школьном возрасте все психические процессы, в том числе и память, память, претерпевают существенные изменения. Суть их состоит в том, что характер ребенка и его память постепенно приобретают черты произвольности и становятся сознательно регулируемыми, опосредованными. По словам Д.Б. Эльконина, «память в этом возрасте становится мыслящей» [53].
Уровень развития интеллекта и памяти, прежде всего, зависит от содержания и логики изложения учебных предметов, как показали результаты анализа педагогических подходов к данному вопросу. Школьное образование, помимо обучения навыкам познания окружающего мира и передачи системы научных знаний, должно реализовывать развивающую функцию - расширять и усложнять посредством учебных предметов личностные ресурсы [17].
Мнемоническая деятельность (англ. Mnemonic activity) - активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала [4].
Высокий уровень эффективности мнемонической функции является результатом повышения требований при выполнении различных мнемонических задач в процессе получения образования. Ребенку сегодня нужно многое запоминать: заучить материал буквально, пересказать его своими словами или близко к тексту, запомнить заученное и быть готовым воспроизвести через длительное время. Отсутствие данных навыков сказывается на учебе и влияет на отношение к школе в целом. Информация, усвоение которой необходимо ежедневно увеличивается после начала получения образования в школе. И прежние, привычные в дошкольном возрасте, методы заучивания становятся слабо эффективными. Даже у младших школьников важно формировать рациональные приемы запоминания материала. Они позволят добиваться стойкого мнемонического эффекта и в старших классах школы.
Современное обучение нуждается в прикладном решении проблемы качественной переработки огромного объема материала, а также точного и быстрого его запоминания и извлечения из памяти. Вследствие чего на сегодняшний день исследования психологами памяти приобрели ярко выраженную прикладную направленность.
Федеральный Государственный образовательный стандарт во внеурочной деятельности создает дополнительные условия для развития ребенка на основе свободного выбора. Шахматы признаются универсальной дисциплиной игрового характера, повышающей уровень общей культуры, особенно логического и творческого мышления [13].
Несмотря на то, что проблема развития мнемонической деятельности и интеллекта школьников изучена достаточно полно, вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Позитивное решение проблемы возможно только при научно обоснованном использовании резервов развития высших форм запоминания у младших школьников. В частности, таковыми являются разнообразные приемы обработки информации и их использование в мнемонических целях.
К настоящему времени проведено значительное количество исследований по данной проблеме (В.А. Алаторцев, И.Н. Дьяков, Н.В. Крогиус, Е.Н. Кучумова, Т.Ю., Парамонова, О.К. Тихомиров, П.А. Рудик, Р. Файн, Б.Г. Ананьев, Н.Г. Алексеев). Однако аспекту развития мнемонической деятельности во внеурочной деятельности по шахматам до сих пор не уделялось должного внимания.
Школьная программа не предполагает специального обучения младших школьников приемам эффективного запоминания материала.
Актуальность исследования определяется потребностью развития мнемонической деятельности как средства развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате изучения научно-методической литературы было выявлено следующее противоречие: между необходимостью развития мнемонической деятельности младших школьников и недостаточным использованием шахмат как средства развития памяти во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности по шахматам в начальной школе для развития мнемонической деятельности?
Объект исследования: процесс развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахмат во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить проблему развития мнемонической деятельности младших школьников с последующей разработкой программы внеурочной деятельности, направленной на развитие изучаемого процесса средствами шахмат.
Задачи исследования:
1. Проанализировать мнемоническую деятельность как психологический процесс.
2. Выявить особенности развития мнемонической деятельности младших школьников.
3. Изучить возможности шахматной игры как средства развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной
деятельности.
4. Провести диагностику уровня развития памяти детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие памяти средствами мнемонической деятельности младших школьников через обучение шахматной игры.
В нашей работе были использованы:
1. Теоретические методы:
• Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Практические методы:
• Тестирование.
База исследования: МОУ СОШ города Копейска.
Практическая значимость исследования: предложенная нами программа внеурочной деятельности может быть использована учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования в процессе работы по развитию мнемонической деятельности младших школьников.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по каждой из которых сделаны выводы, заключения, списка литературы.
Проанализировав мнемоническую деятельность как психологический процесс, мы можем раскрыть понятие «мнемоническая деятельность» в нашем исследовании, используя следующее определение памяти и ее форм:
В нашем исследовании мы использовали следующие определения:
• Память - это умственная деятельность, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным повторное использование или возвращение информации в сферу сознания. Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление.
• Мгновенная, или сенсорная, память - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха.
• Кратковременная память - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. Время хранения материала в кратковременной памяти - около 30 с.
• Долговременная память - это память, которая хранит знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию: пространственная модель мира, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты; представления о людях, самих себе.
• Мнемоническая деятельность (англ. Mnemonic activity)- активная
деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Мнемоническая деятельность развивается путем использования специальных методик и приемов эффективного запоминания.
Также мы выявили достаточно большое количество мнемонических приемов, которые были использованы в нашей программе внеурочной деятельности по шахматам.
В ходе исследования мы выявили особенности развития памяти младших школьников:
• У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные события.
• Ученики начальной школы легко запоминают объективно непонятное.
• Воспроизведение информации представляет большие трудности для младших школьников в связи с тем, что оно требует умения ставить цель и активизировать мышление.
• Дети младшего школьного возраста еще не знакомы с мнемоническими приемами, потому основным приемом запоминания является механическое запоминание и заучивание информации буквально.
• Память младшего школьника постепенно становится мыслящей.
Оптимальным решением для развития памяти через мнемоническую деятельность младших школьников является внедрение во внеурочную деятельность кружка по шахматам.
В рамках квалификационной работы мы провели эксперимент, результаты которого отражают действительный уровень развития памяти младших школьников. Как показали тесты, уровень развития памяти учеников второго класса МОУ СОШ г. Копейска находился в рамках среднего для данной возрастной группы, что требует дальнейшего развития и совершенствования.
Актуальность данного исследования определялась потребностью развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной деятельности. Актуальность была подтверждена в процессе исследования.
Цель в процессе исследования была достигнута, предложена программа внеурочной деятельности, направленная на развитие изучаемого процесса.
Задачи исследования были выполнены полностью, проблема проанализирована, особенности развития мнемонической деятельности младших школьников выявлены, диагностика проведена, разработана программа внеурочной деятельности по шахматам. Разработанная программа основана на теоретическом исследовании литературы, а также на личном опыте, что означает высокую прикладную ценность данной программы
В нашем исследовании мы использовали следующие определения:
• Память - это умственная деятельность, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным повторное использование или возвращение информации в сферу сознания. Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление.
• Мгновенная, или сенсорная, память - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха.
• Кратковременная память - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. Время хранения материала в кратковременной памяти - около 30 с.
• Долговременная память - это память, которая хранит знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию: пространственная модель мира, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты; представления о людях, самих себе.
• Мнемоническая деятельность (англ. Mnemonic activity)- активная
деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Мнемоническая деятельность развивается путем использования специальных методик и приемов эффективного запоминания.
Также мы выявили достаточно большое количество мнемонических приемов, которые были использованы в нашей программе внеурочной деятельности по шахматам.
В ходе исследования мы выявили особенности развития памяти младших школьников:
• У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные события.
• Ученики начальной школы легко запоминают объективно непонятное.
• Воспроизведение информации представляет большие трудности для младших школьников в связи с тем, что оно требует умения ставить цель и активизировать мышление.
• Дети младшего школьного возраста еще не знакомы с мнемоническими приемами, потому основным приемом запоминания является механическое запоминание и заучивание информации буквально.
• Память младшего школьника постепенно становится мыслящей.
Оптимальным решением для развития памяти через мнемоническую деятельность младших школьников является внедрение во внеурочную деятельность кружка по шахматам.
В рамках квалификационной работы мы провели эксперимент, результаты которого отражают действительный уровень развития памяти младших школьников. Как показали тесты, уровень развития памяти учеников второго класса МОУ СОШ г. Копейска находился в рамках среднего для данной возрастной группы, что требует дальнейшего развития и совершенствования.
Актуальность данного исследования определялась потребностью развития мнемонической деятельности младших школьников во внеурочной деятельности. Актуальность была подтверждена в процессе исследования.
Цель в процессе исследования была достигнута, предложена программа внеурочной деятельности, направленная на развитие изучаемого процесса.
Задачи исследования были выполнены полностью, проблема проанализирована, особенности развития мнемонической деятельности младших школьников выявлены, диагностика проведена, разработана программа внеурочной деятельности по шахматам. Разработанная программа основана на теоретическом исследовании литературы, а также на личном опыте, что означает высокую прикладную ценность данной программы



