ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА 7
1.1. Эстетическое воспитание. Некоторые понятия и определения... .7
1.2. Психологические и физические особенности в развитии детей
среднего возраста. Проблематика воспитания 24
1.3. Современный бальный танец. Эстетическое и физическое воспитание подростков средствами спортивного бального танца.. ..30
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ
СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ С ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ ПАРАМИ (СПОРТСМЕНАМИ) 46
2.1. Методы и средства работы педагога-хореографа при работе с
танцевальными парами (спортсменами) 46
2.2. Учебно-тематический план в группе первого года обучения (11 -
15 лет) 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Государственная политика нашей страны в области образования определяет гуманистический характер образования, акцентируя внимание на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Система образования ориентирована сегодня на воспитание свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности. Педагогическая наука и практика озадачены созданием для этого оптимальных условий, поиском новых подходов. Общепринято, что центральное место в решении вопроса гармоничного развития личности отводится воздействию на неё средствами искусства. Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают интенсивное воздействие на человека, обогащая его духовный мир. Соприкосновение с прекрасным позволяет раскрыться личности, укрепить и развить творческий потенциал, приобщиться к культурным ценностям. Именно многообразие личностей и богатство их творческих позиций - залог развития общества.
На ряду с общеобразовательной, успешно в этом направлении развивается и система дополнительного образования. Определяющим фактором роста количества организаций дополнительного образования стала возможность организовать досуг детей, ведь после распада пионерских и других детских организаций этой проблемой, кроме школы, интересовались не многие. В частности, большой популярностью сегодня пользуются учреждения предоставляющие услуги по обучению танцевальному искусству. Не вызывает никаких сомнений, искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
Общеизвестно, что решающим периодом в формировании человека является именно подростковый возраст(11, 12 - 15 лет).
Актуальность вопросов эстетического и физического воспитания подростков в целом обусловлена тем, что в современных условиях приоритета материальных ценностей наблюдается резкое снижение духовно-нравственных, душевных качеств человека, появления ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Не менее серьезной проблемой современных детей и подростков является недостаток движения. Дети часами сидят за партой в школе, затем проводят большую часть свободного времени за компьютерами, что не очень хорошо сказывается на растущем организме, влечет за собой иногда очень серьезные заболевания. Уставившись в свои «гаджеты», дети элементарно лишают себя нормального «живого» общения и как следствие закрытость, неумение общаться с противоположным полом и т.д. и т.п.
Цель работы определить, какими средствами воспитания располагает спортивный бальный танец в решении задач эстетического и физического воспитания детей среднего возраста.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс обучения спортивным бальным танцам.
Предмет исследования - влияние занятий спортивными бальными танцами на эстетическое и физическое развитие детей среднего возраста.
Убеждены, изучению феномена успешности танцевального спорта в эстетическом и физическом развитии детей среднего возраста уделяется недостаточно внимания. Воспитательные возможности и роль бального танца в воспитании личности ребенка значительно шире, они определяются теми многообразными эстетическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано обучение танцевальному искусству.
Основные задачи работы:
1. Изучить историю и основные понятия эстетического и физического воспитания.
2. Выявить психологические и физические особенности в развитии детей среднего возраста, проблематику воспитания.
3. Рассмотреть специфику преподавания спортивного бального танца, а именно методы и средства работы педагога-хореографа, построение и содержание занятий спортивными бальными танцами с танцевальными парами.
4. С учетом полученных знаний составить учебно-тематический план в группе первого года обучения (дети 11 - 15 лет).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, в том числе в интернете, изучение и обобщение практики преподавания бального танца в студиях нашего города и собственных практических занятий, систематизация и анализ полученного материала.
Степень разработанности. Вопросы эстетической и физической составляющей воспитания в целом освещены в литературе довольно широко. Здесь мы опирались на работы философов, раскрывающие природу искусства и спорта (Гадамер Г.Г., Хейзинга Й., Каган М.С. и др. [10, 12, 36]), научные труды по эстетике (Борев Ю.Б., Бычков В.В., Кривцун О.А., Яковлев Я.Г. и др. [5, 6, 13, 40]), по эстетике спорта (Лоу Б., Сараф М.Я., Столяров В.И., Праздников Г.А., Лисицкая Т.С., и др. [17, 33, 26, 16, 31, 8]).
Что касается работ по методике преподавания современных бальных танцев в разных возрастных категориях, использовались работы таких педагогов данной области, как Алекс Мур, Калинчук А., Гарри Смит - Хэмпшир, Гай Ховард [21, 9, 11]. Надо сказать, специальных работ по спортивному бальному танцу, касающиеся художественно-эстетической проблематики танцевального спорта, не много (Гавердовский Ю.К., Горбачёва Ж.С., Ершова Н.В., Скребков С.С. и др. [34]). Анализ отдельных работ, посвящённых определению структуры исполнительского мастерства в различных видах спортивных танцев, показал, что среди их авторов отсутствует единство и целостность во взглядах на поставленный вопрос. Многих известных российских педагогов, психологов и тренеров, таких как Попов С., Плетнев Л., Рубинштейн Н., волнуют эти проблемы современного бального преподавания, тем более что сложившейся системы обучения детей бальной хореографии в нашей стране в настоящее время не существует. [25,29, 30, 34]
У каждого педагога своя методика и практика обучения бальному танцу, здесь тренер, конечно, не ограничен в творческом полете, ну разве что уровнем своего мастерства.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В нашей работе мы рассмотрели тему «Эстетическое и физическое воспитание детей среднего возраста средствами спортивного бального танца». Целью нашей работы было определить, какими средствами воспитания располагает спортивный бальный танец в решении задач эстетического и физического воспитания детей среднего возраста.
Задачами работы соответственно были: изучить литературу по данной тематике; рассмотреть психологические и физические особенности в развитии детей среднего возраста, проблематику воспитания; определить какими средствами эстетического и физического воспитания располагают спортивные бальные танцы и как занятия спортивными бальными танцами способны влиять на развитие подростка; составить учебно-тематический план в группе первого года обучения (дети 11 - 15 лет).
На основании изученной литературы и практического опыта преподавания бальной хореографии мы можем сделать следующие выводы:
1. Эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения сохраняет свою актуальность сквозь века. И становится особенно острым вопросом в условиях растущего равнодушия людей, в большей степени подростковой среды, по отношению к основным нравственным, культурным и общечеловеческим ценностям. Социальные болезни сегодня настолько серьезны, что их преодоление требует использования фундаментальных, мировоззренческих, смысложизненных идей, на кону сохранение человека, как биологического вида.
Идеи эстетического воспитания, зародившиеся в глубокой древности, используются и сегодня. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» (А.П. Чехов), можно сказать, подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть, по сути, результат успешного эстетического воспитания в широком смысле этого слова.
Наряду с формированием эстетической составляющей личности, не менее важными задачами воспитания являются: формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; обеспечения правильного физического развития, закаливания, повышении выносливости, работоспособности, укрепления здоровья.
Между физическим и эстетическим воспитанием существует неразрывная, тесная связь. Достигаемое в итоге физического воспитания развитие и укрепление организма расширяет возможности для творчества.
2. Решающим периодом в формировании человека является именно подростковый возраст (11, 12 - 15 лет). Возраст переходный от детства к юности, для которого характерны интенсивное физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие, и, что особенно важно, становление системы жизненных ценностей, формировании эстетического вкуса. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Прохождение подросткового периода характеризуется рядом особенностей и вытекающей отсюда проблематикой воспитания (половое созревание, например).
Увлечение спортивными бальными танцами в подростковом возрасте способствует решению если не всех, то многих проблем этого сложного периода, более спокойному его прохождению.
Следует отметить помимо множества трудностей, этот «сложный» возраст имеет и собственные преимущества для занятий спортивными бальными танцами. Например, внимание у детей среднего возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. К этой возрастной категории можно предъявлять большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей к изучаемому материалу.
3. Арсенал воспитательных средств решения проблем подросткового периода в спортивных бальных танцах достаточно многообразен. Главной особенностью современного бального танца является гендерное воспитание, которое помогает успешно проходить процесс социализации. Здоровые, красивые отношения между мужчиной и женщиной прописаны в самой сути бального танца. Помимо этой особенности, современный бальный танец очень органично соединяет в себе воспитательные средства искусства и спорта, эффективность этой формулы доказывает рост интереса к бальному танцу во всем мире. Как известно популярность в наше время оказывается определяющим фактором в выборе предпочтений подростков.
Заниматься бальными танцами подростков побуждают потребность заниматься интересной и востребованной в среде сверстников деятельностью; стремление к самоутверждению; желание получить признание сверстников; стремление быть принятым в коллективе; желание общаться со сверстниками; потребность нравиться окружающим; потребность быть востребованным. Кроме того, значимым мотивом занятия хореографией является возможность свободно выражать в танце свои чувства, освобождаться от негативных переживаний. Как мы видим, в мотивации занятия хореографией у подростков преобладают не столько познавательные мотивы (стремление научиться танцевать, интерес к процессу обучения), сколько социальные. Подростки в занятиях бальной хореографией, выступлениях на конкурсах, концертах, шоу-программах имеют возможность социального самовыражения и самоутверждения. Процесс обучения хореографии для них важен как способ социализации, понимаемой нами как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».
4. Работа педагога-хореографа с танцевальными парами имеет сходство с работой в коллективах других направлений, но отличается и собственной спецификой. Спортивные бальные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта, где для достижения высоких результатов необходимо в совершенстве овладеть огромным числом самых разнообразных движений и их сочетаний. Программа соревнований спортивных танцев включает 10 видов композиций, иногда кардинально отличающихся друг от друга темпо-ритмовой структурой, перемещениями по площадке, характером и особой техникой исполнения. Это и определяет основное содержание и направленность занятий. Обучение в спортивно - танцевальных клубах предполагает комплексный подход к подготовке танцевальных пар, что требует параллельного изучения основных и смежных дисциплин, возможно дополнительного привлечения педагогов - специалистов других направлений.
Ни для кого не секрет, что преподаванием спортивных бальных танцев занимаются, часто, тренеры без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика (как правило, проб и ошибок) и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж студии и тренера, и, в конце концов, материальный достаток. Некоторые «педагоги» способны скорее сделать из ребенка закрепощенного невротика, чем творческую личность, иными словами «техника в руках дикаря легко превращается в тяжелый кусок железа».
Данная работа содержит учебно-тематический план (примерное распределение учебного времени) в группе 1-го года обучения 11-15 лет и может быть полезна начинающим педагогам-тренерам спортивного бального направления в выработке собственной методики работы с детьми среднего возраста, ориентированной, прежде всего, не на погоню за спортивными результатами, а на гармоничное всестороннее развитие своих учеников.
1. Аболина Т. Эстетическое воспитание.- К.: Высшая школа, 2007.¬252 с.
2. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий /сост. Н.А. Александрова. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. -416 с.
3. Борисенкова Е.С. Спортивные танцы на паркете: сочетание спорта и искусства//Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве: материалы международной научно-практической конф. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - Ч.2.2. - С. 242-247.
4. Беликова А. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования // А. Беликова, Т. Пуртова, О. Кветная. - М.: «Владос», серия: «Для средних специальных учебных заведений». 2003. - 256 с.
5. БоревЮ.Б.Эстетика: Учебник - М,:Высш. шк., 2002. - 511с.
6. Бычков В.В. Эстетика: Учебник - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца 6-e изд.Учебник для вузов - СПб.: Лань, 2000. - 192 с., ил.
8. Вишневский В.И., Столяров В.И., Федосов В.Г. Современный спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность: Учеб. пособие / МАДИ (ГТУ). - М., 2007. - 72 с.
9. Гарри Смит-Хэмпшир, Венский Вальс. Как воспитать чемпиона: [пер. с англ.], STT Томск, 2000. - 285 с.
10. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного /Пер. с нем.-М.: Искусство, 1991. - 367 с.
11. Гай Ховард, Вопросы и ответы. Техника исполнения стандартных танцевГай Говард«Техника европейских танцев», Москва, «Артис», 2003. - 131 с.
12. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книги 1-2. СПб., ООО «Издательство «Петрополис»», 2003. (1) 383 с.+ (2) 320 с.
13. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для вузов. - 2-е изд.,доп. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.
14. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента. - М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г. - 704 с.
15. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегртивная танцевально-двигательная терапия. 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 286 с.
16. Лисицкая Т.С.,«Методика составления соревновательных композиций в технико-эстетических видах спорта с учетом индивидуально-психологических свойств личности». //Спортивный психолог, 2009, № 3 - 136 с, 60-72 с.
17. Лоу Б. Красота спорта: междисциплинар. исслед. /Перевод с англ. И. Л. Моничева; Под общ. ред. В. И. Столярова; [Послесл. В. И. Столярова, М. Я. Сараф], -М.: Радуга, 1984. - 256 стр. 16 л. ил. 21 см.
18. ЛэрдУолтер «Техника латиноамериканских танцев», Москва, «Артис», 2003. - 181 с.
19. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
20. Методика преподавания современного бального танца: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дополнительного образования и студентов/ А.Г. Чурашов. - Челябинск: Издательство «Челябинский государственный педагогический университет», 2012. -67 с.
21. Мур А. Бальные танцы / Пер. с англ. С.Ю. бардиной. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.-319 с.
22. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-439 с.
23. Орлова С.В., Салимгареева Е.Г. Теория и методика танцевального спорта//Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - Иркутск: Мегапринт, 2011. - 104 с.
24. Основы подготовки специалистов-хореографов.
Хореографическая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов/Гум. ун-т профсоюзов - СПб, 2006. - 632 с.
25. Попов С. Философия спортивного танца. - [Электронный ресурс].-http://i-news.kz/ stanislav popov tanec eto filosofiya.html
26. Праздников Г.А. Культура в пространстве жизни: С.-Петерб. гос.
акад. театр. искусства. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-
Петербургской государственной академии театрального искусства, 2014. - 478 с.
27. Павлюк Т.С. Закономерности и механизмы эволюции бального танца как одного из видов хореографии // Вестник ХДАДМ. - 2012 - № 12 - С. 109.
28. Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365 с.
29. Рубинштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. - [Электронный ресурс]. -http://www.twirpx.com/file/1152943
30. Рубинштейн Н. Кто счастлив в танце? - [Электронный ресурс].- http://dance-obninsk.narod.ru/art.files/4-9.html
31. Столяров В.И. Методические материалы для аспирантов.- Ч.Ш.: Введение в философию физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2010.- 88 с.
32. Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития: Межвузовская научно-практическая конференция, 22 февраля 2013 г.-СПб.:СПбГУП, 2013.- 64 с.
33. СарафМ.Я. Введение в эстетику спорта: учеб. пособ. для ин- товфиз.культ./ М.Я. Сараф, В.И. Столяров. - М.: ФКиС, 1984.- 104с.
34. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Текст]. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.
35. Терехина Э., Плетнев Л. «Прежде чем выставлять на соревнованиях душу, стоит выставить «спину»».- [Электронный ресурс].- http: //dancerussia.ru/publication/4. html
36. Хаас Ж.Г. Анатомия танца; пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск: Попурри, 2011. - 200 с.: ил.
37. Хёйзинга Й. Homoludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры /Сост.предисл. и пер.снидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
39. Шаталова А., Новиков В., Новикова Н., Ерцкая Е. Бальные танцы: метод. пособие/под. ред. С.В.Барановой. М.: Новая реальность, 2013.-71 с.
40. «Этика и эстетика, проблемы современного общества» в разделе «Культура», автор Разумова М. - [Электронный ресурс].- http://fb.ru/article/147999/estetika—chto-eto-nauka-o-prekrasnom-etika-i-estetika
41. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 464 с.