Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности ситуативной тревожности у студентов колледжа
при подготовке к ГИА 13
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА 34
2.1 Этапы, методы, методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ГИА 47
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 47
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 55
3.3 Технологическая карта внедрения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования после реализации программы психолого-педагогической коррекции 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 121
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности ситуативной тревожности у студентов колледжа
при подготовке к ГИА 13
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА 34
2.1 Этапы, методы, методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ГИА 47
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 47
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 55
3.3 Технологическая карта внедрения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования после реализации программы психолого-педагогической коррекции 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 121
Изучение ситуативной тревожности при подготовке к ГИА студентов колледжа является актуальной проблемой современной психологии. Многие авторы в своих исследованиях затрагивали проблему ситуативной тревожности, например Д. Бернс, А. Н. Голубев, А. С. Игонин, Р. Мэй, Е. В. Новикова, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс и друге. Предметом исследования этих ученых становилась природа происхождения тревожности, ее виды, структура. Однако, мало изученной осталась проблема изучения ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к государственной итоговой аттестации. Ситуативная тревожность является одной из негативной составляющей переживаний студента выпускного курса, поскольку она приводит к трудностям в обучении, общении, снижению работоспособности.
Довольно непросто разобраться в феномене тревоги и в причинах ее появления. Когда человек находится в состоянии тревоги, он может переживать различное сочетание разных видов эмоций, как положительных, так и негативных, а это в свою очередь сказывается на соматическом состоянии человека, его мышление, социальные взаимоотношения, а также на поведение и восприятие.
А. М. Прихожан разделяет понятия страх и тревога. В то время как страх является реакцией на определенную опасность, в состоянии тревоги человек реагирует на воображаемую или возможную реальную опасность, у него появляется нечеткое ощущение, предчувствие надвигающейся опасности [2, с. 379].
Б.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре определяет тревогу как психологическую черту человека, которая проявляется в склонности индивида к учащенным тревожным состояниям и в пониженном пороге появления этого состояния. Он считается формированием личности и свойством характера, возникающим из-за слабости нервных процессов [цит. по 42, с. 512].
Считается, что ситуативная тревожность - это психологическое состояние, которое возникает в определенной ситуации, под влиянием социальных условий проведения эксперимента, это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной конкретной ситуации. Если у человека ситуативная тревожность на высоком уровне, то это может плохо отразиться на его самочувствии и деятельности. Например, у студентов это может неблагоприятно сказаться на результатах экзамена или зачета, поскольку может появиться чувство страха. У человека может появиться чувство отчаяния и паники, он может почувствовать себя ущербным и неполноценным, а это уже социальные проявления [цит. по 49, с. 251].
Любой зачет, экзамен, защита курсового или дипломного проекта является стрессовой ситуацией. В процессе итоговой аттестации студент должен показать все необходимые знания, реализовать свои возможности, должен конструктивно и ответственно подходить к процедуре ГИА. Для этого он должен уметь справиться с волнением. Волнение возникает у всех студентов независимо от того, насколько качественно была проведена подготовка к ГИА. Когда студент знает о своих психологических и биологических особенностях, у него появляется возможность более качественно подготовиться к процедуре ГИА, учитывать эти особенности в процессе подготовки. Создание комфортной среды при подготовке к ГИА имеет большое значение, поэтому выбрана тема исследования «Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Объект исследования: ситуативная тревожность студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА возможно изменится, если разработать и реализовать модель психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ термина «ситуативная тревожность» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить симптомы характерные при проявлении ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА.
3. Составить модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
4. Разработать этапы исследования, подобрать методики и методы исследования.
5. Описать характеристику выборки, организовать опытно-экспериментальное исследование и сделать анализ результатов.
6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту внедрения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, составить рекомендации родителям, преподавателям, студентам.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- научные работы в области психологии: К. Гольштейн, В.И. Долгова, А.М. Прихожан, , З. Фрейд, К. Хорни.
- исследования в области изучения ситуативной тревожности: Ч.Д. Спилбергер, Д. Бернс, Р. Мэй, Б. Филипс, Е.Ю. Шагин, Е.В. Новикова, А.Н.Голубева.
Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана.
3) Математико статистический метод Т - критерий Ф. Вилкоксона.
Теоретическая значимость исследования: была разработана модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Практическая значимость исследования: полученные данные в результате исследования и программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, могут быть использованы в практике психологическими службами в образовательном учреждении. Интерпретация результатов предлагаемых психодиагностических методик дает возможность получить надежную информацию об уровне ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Апробация результатов исследования осуществлена в виде публикации научной статьи [29].
База исследования: ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, студенты четвертого курса специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» в количестве 17 человек.
Довольно непросто разобраться в феномене тревоги и в причинах ее появления. Когда человек находится в состоянии тревоги, он может переживать различное сочетание разных видов эмоций, как положительных, так и негативных, а это в свою очередь сказывается на соматическом состоянии человека, его мышление, социальные взаимоотношения, а также на поведение и восприятие.
А. М. Прихожан разделяет понятия страх и тревога. В то время как страх является реакцией на определенную опасность, в состоянии тревоги человек реагирует на воображаемую или возможную реальную опасность, у него появляется нечеткое ощущение, предчувствие надвигающейся опасности [2, с. 379].
Б.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре определяет тревогу как психологическую черту человека, которая проявляется в склонности индивида к учащенным тревожным состояниям и в пониженном пороге появления этого состояния. Он считается формированием личности и свойством характера, возникающим из-за слабости нервных процессов [цит. по 42, с. 512].
Считается, что ситуативная тревожность - это психологическое состояние, которое возникает в определенной ситуации, под влиянием социальных условий проведения эксперимента, это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной конкретной ситуации. Если у человека ситуативная тревожность на высоком уровне, то это может плохо отразиться на его самочувствии и деятельности. Например, у студентов это может неблагоприятно сказаться на результатах экзамена или зачета, поскольку может появиться чувство страха. У человека может появиться чувство отчаяния и паники, он может почувствовать себя ущербным и неполноценным, а это уже социальные проявления [цит. по 49, с. 251].
Любой зачет, экзамен, защита курсового или дипломного проекта является стрессовой ситуацией. В процессе итоговой аттестации студент должен показать все необходимые знания, реализовать свои возможности, должен конструктивно и ответственно подходить к процедуре ГИА. Для этого он должен уметь справиться с волнением. Волнение возникает у всех студентов независимо от того, насколько качественно была проведена подготовка к ГИА. Когда студент знает о своих психологических и биологических особенностях, у него появляется возможность более качественно подготовиться к процедуре ГИА, учитывать эти особенности в процессе подготовки. Создание комфортной среды при подготовке к ГИА имеет большое значение, поэтому выбрана тема исследования «Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Объект исследования: ситуативная тревожность студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА возможно изменится, если разработать и реализовать модель психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ термина «ситуативная тревожность» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить симптомы характерные при проявлении ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА.
3. Составить модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
4. Разработать этапы исследования, подобрать методики и методы исследования.
5. Описать характеристику выборки, организовать опытно-экспериментальное исследование и сделать анализ результатов.
6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту внедрения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, составить рекомендации родителям, преподавателям, студентам.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- научные работы в области психологии: К. Гольштейн, В.И. Долгова, А.М. Прихожан, , З. Фрейд, К. Хорни.
- исследования в области изучения ситуативной тревожности: Ч.Д. Спилбергер, Д. Бернс, Р. Мэй, Б. Филипс, Е.Ю. Шагин, Е.В. Новикова, А.Н.Голубева.
Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана.
3) Математико статистический метод Т - критерий Ф. Вилкоксона.
Теоретическая значимость исследования: была разработана модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Практическая значимость исследования: полученные данные в результате исследования и программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, могут быть использованы в практике психологическими службами в образовательном учреждении. Интерпретация результатов предлагаемых психодиагностических методик дает возможность получить надежную информацию об уровне ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Апробация результатов исследования осуществлена в виде публикации научной статьи [29].
База исследования: ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, студенты четвертого курса специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» в количестве 17 человек.
Тревожность очень распространенный феномен психического развития личности. Ситуативная тревожность - это психологическое состояние, которое возникает в определенной ситуации, под влиянием социальных условий проведения эксперимента, это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной конкретной ситуации.
Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность.
Причиной тревоги является внутренний конфликт, противоречивость стремлений. Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность. Произведен разбор психолого-педагогической и научной литературы по выбранной проблеме исследования.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, группа ГП-401, в составе 17 человек, в групповом режиме, в привычной для студентов обстановке. Были определены этапы исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА были использованы следующие методы:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана, формирующий эксперимент.
3) Математическая статистика Т-критерий Ф. Вилкоксона. В главе было предложено краткое описание использованных методик психодиагностики и метода математической статистики.
Представлены результаты констатирующего эксперимента:
1) По методике Дж. Тейлора: по шкале тревожности высокий уровень тревожности 6% (1 чел.), средний уровень тревожности с тенденцией к высокому 76% (13 человек), средний уровень тревожности с тенденцией к низкому 18% (3 человека), низкий уровень тревожности не выявлен.
2) По методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина: средний уровень
ситуационной тревожности 70% (12 чел.), высокий уровень ситуационной тревожности 30% (5 чел.), низкий уровень ситуативной тревожности не выявлен, низкий уровень личностной тревожности 5% (1 чел.), средний уровень личностной тревожности 65% (11 чел.), высокий уровень личностной тревожности 30% (5 чел.).
3) По методике Д. В. Шихана: Высокий уровень тревожности 24% (4
чел.). Средний уровень тревожности 41% (7 чел.). Низкий уровень
тревожности 35% (6 чел.).
После проведения повторной диагностики были получены результаты: По методике Дж. Тейлора:, у 59 % (10 чел.) средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
До реализации программы средний уровень тревожности с тенденцией к низкому был у 18% (2 чел.), а после увеличился до 35% (6 чел.). Высокого уровень тревожности до реализации программы был у одного человека, после реализации высокий уровень тревожности в группе не был выявлен. При повторном исследовании был выявлен низкий уровень тревожности у одного человека (6%).).
По методике Ч.Д. Спилбергера что 6 % (1 чел.) имеют низкий уровень тревожности высокого уровня тревожности у учащихся выявлено не было.
Средний уровень ситуативной тревожности у студентов с 70% (12чел.) увеличился до 76% (13 чел.).
По методике Шихана Д.В. низкий уровень тревожности увеличился с 35% (6 чел.) до 41% (7 чел.). Средний уровень тревожности был выявлен у такого же числа студентов, как и до реализации программы психолого-педагогической коррекции. Высокий уровень тревожности выявлен у 18% (3 чел.) студентов, до реализации программы психолого-педагогической коррекции тревожности высокий уровень был у 24 % (4чел.) студентов.
Математическая обработка показала достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону снижения уровня ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА. Показатели уровня ситуативной тревожности студентов после проведения программы психолого-педагогической коррекции стали оптимальными. Таким образом, цели были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Так же были составлены рекомендации педагогам, родителям и учащимся по снижению ситуативной тревожности.
Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность.
Причиной тревоги является внутренний конфликт, противоречивость стремлений. Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность. Произведен разбор психолого-педагогической и научной литературы по выбранной проблеме исследования.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, группа ГП-401, в составе 17 человек, в групповом режиме, в привычной для студентов обстановке. Были определены этапы исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА были использованы следующие методы:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана, формирующий эксперимент.
3) Математическая статистика Т-критерий Ф. Вилкоксона. В главе было предложено краткое описание использованных методик психодиагностики и метода математической статистики.
Представлены результаты констатирующего эксперимента:
1) По методике Дж. Тейлора: по шкале тревожности высокий уровень тревожности 6% (1 чел.), средний уровень тревожности с тенденцией к высокому 76% (13 человек), средний уровень тревожности с тенденцией к низкому 18% (3 человека), низкий уровень тревожности не выявлен.
2) По методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина: средний уровень
ситуационной тревожности 70% (12 чел.), высокий уровень ситуационной тревожности 30% (5 чел.), низкий уровень ситуативной тревожности не выявлен, низкий уровень личностной тревожности 5% (1 чел.), средний уровень личностной тревожности 65% (11 чел.), высокий уровень личностной тревожности 30% (5 чел.).
3) По методике Д. В. Шихана: Высокий уровень тревожности 24% (4
чел.). Средний уровень тревожности 41% (7 чел.). Низкий уровень
тревожности 35% (6 чел.).
После проведения повторной диагностики были получены результаты: По методике Дж. Тейлора:, у 59 % (10 чел.) средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
До реализации программы средний уровень тревожности с тенденцией к низкому был у 18% (2 чел.), а после увеличился до 35% (6 чел.). Высокого уровень тревожности до реализации программы был у одного человека, после реализации высокий уровень тревожности в группе не был выявлен. При повторном исследовании был выявлен низкий уровень тревожности у одного человека (6%).).
По методике Ч.Д. Спилбергера что 6 % (1 чел.) имеют низкий уровень тревожности высокого уровня тревожности у учащихся выявлено не было.
Средний уровень ситуативной тревожности у студентов с 70% (12чел.) увеличился до 76% (13 чел.).
По методике Шихана Д.В. низкий уровень тревожности увеличился с 35% (6 чел.) до 41% (7 чел.). Средний уровень тревожности был выявлен у такого же числа студентов, как и до реализации программы психолого-педагогической коррекции. Высокий уровень тревожности выявлен у 18% (3 чел.) студентов, до реализации программы психолого-педагогической коррекции тревожности высокий уровень был у 24 % (4чел.) студентов.
Математическая обработка показала достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону снижения уровня ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА. Показатели уровня ситуативной тревожности студентов после проведения программы психолого-педагогической коррекции стали оптимальными. Таким образом, цели были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Так же были составлены рекомендации педагогам, родителям и учащимся по снижению ситуативной тревожности.
Подобные работы
- Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



