ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности ситуативной тревожности у студентов колледжа
при подготовке к ГИА 13
1.3 Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА 34
2.1 Этапы, методы, методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ГИА 47
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 47
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 55
3.3 Технологическая карта внедрения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования после реализации программы психолого-педагогической коррекции 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА 121
Изучение ситуативной тревожности при подготовке к ГИА студентов колледжа является актуальной проблемой современной психологии. Многие авторы в своих исследованиях затрагивали проблему ситуативной тревожности, например Д. Бернс, А. Н. Голубев, А. С. Игонин, Р. Мэй, Е. В. Новикова, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс и друге. Предметом исследования этих ученых становилась природа происхождения тревожности, ее виды, структура. Однако, мало изученной осталась проблема изучения ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к государственной итоговой аттестации. Ситуативная тревожность является одной из негативной составляющей переживаний студента выпускного курса, поскольку она приводит к трудностям в обучении, общении, снижению работоспособности.
Довольно непросто разобраться в феномене тревоги и в причинах ее появления. Когда человек находится в состоянии тревоги, он может переживать различное сочетание разных видов эмоций, как положительных, так и негативных, а это в свою очередь сказывается на соматическом состоянии человека, его мышление, социальные взаимоотношения, а также на поведение и восприятие.
А. М. Прихожан разделяет понятия страх и тревога. В то время как страх является реакцией на определенную опасность, в состоянии тревоги человек реагирует на воображаемую или возможную реальную опасность, у него появляется нечеткое ощущение, предчувствие надвигающейся опасности [2, с. 379].
Б.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре определяет тревогу как психологическую черту человека, которая проявляется в склонности индивида к учащенным тревожным состояниям и в пониженном пороге появления этого состояния. Он считается формированием личности и свойством характера, возникающим из-за слабости нервных процессов [цит. по 42, с. 512].
Считается, что ситуативная тревожность - это психологическое состояние, которое возникает в определенной ситуации, под влиянием социальных условий проведения эксперимента, это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной конкретной ситуации. Если у человека ситуативная тревожность на высоком уровне, то это может плохо отразиться на его самочувствии и деятельности. Например, у студентов это может неблагоприятно сказаться на результатах экзамена или зачета, поскольку может появиться чувство страха. У человека может появиться чувство отчаяния и паники, он может почувствовать себя ущербным и неполноценным, а это уже социальные проявления [цит. по 49, с. 251].
Любой зачет, экзамен, защита курсового или дипломного проекта является стрессовой ситуацией. В процессе итоговой аттестации студент должен показать все необходимые знания, реализовать свои возможности, должен конструктивно и ответственно подходить к процедуре ГИА. Для этого он должен уметь справиться с волнением. Волнение возникает у всех студентов независимо от того, насколько качественно была проведена подготовка к ГИА. Когда студент знает о своих психологических и биологических особенностях, у него появляется возможность более качественно подготовиться к процедуре ГИА, учитывать эти особенности в процессе подготовки. Создание комфортной среды при подготовке к ГИА имеет большое значение, поэтому выбрана тема исследования «Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Объект исследования: ситуативная тревожность студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА возможно изменится, если разработать и реализовать модель психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ термина «ситуативная тревожность» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить симптомы характерные при проявлении ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА.
3. Составить модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
4. Разработать этапы исследования, подобрать методики и методы исследования.
5. Описать характеристику выборки, организовать опытно-экспериментальное исследование и сделать анализ результатов.
6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту внедрения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, составить рекомендации родителям, преподавателям, студентам.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- научные работы в области психологии: К. Гольштейн, В.И. Долгова, А.М. Прихожан, , З. Фрейд, К. Хорни.
- исследования в области изучения ситуативной тревожности: Ч.Д. Спилбергер, Д. Бернс, Р. Мэй, Б. Филипс, Е.Ю. Шагин, Е.В. Новикова, А.Н.Голубева.
Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана.
3) Математико статистический метод Т - критерий Ф. Вилкоксона.
Теоретическая значимость исследования: была разработана модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Практическая значимость исследования: полученные данные в результате исследования и программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА, могут быть использованы в практике психологическими службами в образовательном учреждении. Интерпретация результатов предлагаемых психодиагностических методик дает возможность получить надежную информацию об уровне ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА.
Апробация результатов исследования осуществлена в виде публикации научной статьи [29].
База исследования: ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, студенты четвертого курса специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» в количестве 17 человек.
Тревожность очень распространенный феномен психического развития личности. Ситуативная тревожность - это психологическое состояние, которое возникает в определенной ситуации, под влиянием социальных условий проведения эксперимента, это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной конкретной ситуации.
Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность.
Причиной тревоги является внутренний конфликт, противоречивость стремлений. Были выявлены типичные причины тревожности студентов колледжа: хроническая неуспеваемость, сложные отношения с преподавателями и сверстниками, повышение учебных нагрузок, переживания на фоне приближающейся итоговой аттестации. Были обозначены типичные проявления тревожности: ухудшение соматического здоровья, излишняя старательность и, наоборот, невнимание на занятиях, нежелание посещать занятия, агрессивность, рассеянность. Произведен разбор психолого-педагогической и научной литературы по выбранной проблеме исследования.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж, группа ГП-401, в составе 17 человек, в групповом режиме, в привычной для студентов обстановке. Были определены этапы исследования ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В исследовании ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к ГИА были использованы следующие методы:
1) Теоретические: проведение анализа и обобщения подобранной психолого-педагогической литературы исходя из проблемы исследования, целеполагание, моделирование.
2) Эмпирические: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, методика оценивания тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика «Шкала самооценки тревоги» Шихана, формирующий эксперимент.
3) Математическая статистика Т-критерий Ф. Вилкоксона. В главе было предложено краткое описание использованных методик психодиагностики и метода математической статистики.
Представлены результаты констатирующего эксперимента:
1) По методике Дж. Тейлора: по шкале тревожности высокий уровень тревожности 6% (1 чел.), средний уровень тревожности с тенденцией к высокому 76% (13 человек), средний уровень тревожности с тенденцией к низкому 18% (3 человека), низкий уровень тревожности не выявлен.
2) По методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина: средний уровень
ситуационной тревожности 70% (12 чел.), высокий уровень ситуационной тревожности 30% (5 чел.), низкий уровень ситуативной тревожности не выявлен, низкий уровень личностной тревожности 5% (1 чел.), средний уровень личностной тревожности 65% (11 чел.), высокий уровень личностной тревожности 30% (5 чел.).
3) По методике Д. В. Шихана: Высокий уровень тревожности 24% (4
чел.). Средний уровень тревожности 41% (7 чел.). Низкий уровень
тревожности 35% (6 чел.).
После проведения повторной диагностики были получены результаты: По методике Дж. Тейлора:, у 59 % (10 чел.) средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
До реализации программы средний уровень тревожности с тенденцией к низкому был у 18% (2 чел.), а после увеличился до 35% (6 чел.). Высокого уровень тревожности до реализации программы был у одного человека, после реализации высокий уровень тревожности в группе не был выявлен. При повторном исследовании был выявлен низкий уровень тревожности у одного человека (6%).).
По методике Ч.Д. Спилбергера что 6 % (1 чел.) имеют низкий уровень тревожности высокого уровня тревожности у учащихся выявлено не было.
Средний уровень ситуативной тревожности у студентов с 70% (12чел.) увеличился до 76% (13 чел.).
По методике Шихана Д.В. низкий уровень тревожности увеличился с 35% (6 чел.) до 41% (7 чел.). Средний уровень тревожности был выявлен у такого же числа студентов, как и до реализации программы психолого-педагогической коррекции. Высокий уровень тревожности выявлен у 18% (3 чел.) студентов, до реализации программы психолого-педагогической коррекции тревожности высокий уровень был у 24 % (4чел.) студентов.
Математическая обработка показала достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону снижения уровня ситуативной тревожности у студентов колледжа при подготовке к ГИА. Показатели уровня ситуативной тревожности студентов после проведения программы психолого-педагогической коррекции стали оптимальными. Таким образом, цели были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Так же были составлены рекомендации педагогам, родителям и учащимся по снижению ситуативной тревожности.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. - C. 672.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. - 2- изд. перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 379 с.
3. Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов., Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. 2014 - № 2. - С. 34-38
4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015. - № 1 С. 18
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЭР СЕ, 2008. - C. 159.
6. Багнетова, Е. А., Корчин В.И., Сорокун И.В., Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся [Текст] /Е.Л. Багнетова, В.И. Корчин, И.В. Сорокун // Фундаментальные исследования, сер. Народное образование. Педагогика. - 2011. - №10-2 - С. 47-58
7. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности [Текст] / А. В. Батаршев. - Москва: Речь, 2005. - 208 с. - http://books.academic.ru/book.nsf/61141173(дата обращения - 15.04.2019)
8. Бордовская, Н. В., Реан А.А. Педагогика. [Текст] Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 304с
9. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - Москва.: Книжный мир, 2010. - 864 с.
10. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. -
Москва: Смысл. Академия, 2004. - 541 с. -
http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/54667(дата обращения -24.06.2019)
11. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: [Текст] Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - Москва.: Издательский центр Академия, 2007. - 416 с
12. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов [Текст] / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. - 283 с.
13. Варшава, Б.Е. Выготский Л.С. Психологический словарь [Текст] / Б.Е. Варшава, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Тропа Троянова; Иваново: ИТ Роща Академии , 2008. - 256 с.
14. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники: Учебное пособие [Текст] / И.В. Вачков. - Москва: Ось-89, 1999. - 176 с. - 11Пр:/Аууу.1упр.сот/П1е/1473725(дага обращения -
16.04.2019)
15. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; науч. Ред. Б.С. Волков. - 8-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2014. - 344 с.
16. Воронина, О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций [Текст] / О.А. Воронина. - Москва: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2007. - 415 с.
17. Гарусев, А.В. Основные методы сбора данных в психологии
[Текст] / А.В. Гарусев. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 158 с. -
http://www.iprbookshop.ru/8872(дата обращения - 24.07.2019)
18. Герцог, Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие [Текст]/ Г.А. Герцог. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та, 2013. - 269 с.
19. Головин, С.Ю. Словарь психолога - 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст]/ С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2007. - 976 с. - http: //www.libok. net/writer/8480/kniga/31201 /golovin_s_yu/slovar_praktichesk одо_рзШо1ода/геай(дата обращения - 13.08.2019)
20. Гонеева, А.Д. Основы коррекционной педагогики[Текст]/А.Д. Гонеева, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Издательский центр Академия, 2011. - 272 с.
21. Долгова, В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография [Текст]/ В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. - Челябинск: ООО Издво РЕКПОЛ, 2009. - 324 с.
22. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности [Текст] /В.И. Долгова, А.А. Напримерова, Я.В. Латюшин. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
23. Долгова, В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков [Текст] / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 25 с.
24. Долгова, В.И. Из опыта работы факультета психологии ЧГПУ по профилактике аддитивного поведения [Текст] / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин//Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Центр профилактики потребления психоактивных веществ в молодежной среде. - 2002. - №11. - С. 116-117.
25. Долгова, В.И. Психолого-педагогические технологии профессиональных взаимодействий педагога-психолога [Текст] / В.И.
Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 204 с.
26. Долгова, В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография. [Текст] - Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2009. - 324 с.
27. Доценко, Е.Л. Психология общения: Учебное пособие [Текст].
- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 296 с.
28. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений: Психологический практикум. [Текст] - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 141 с
29. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. [Текст] - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 256с.
29. Казакова, А.В. Изучение ситуативной тревожности студентов колледжа при подготовке к государственной итоговой аттестации // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 33-40.
30. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса [Текст]/ Л.А. Китаев - Смык. -Москва: Наука, 1983. - 348 с.
31. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 160 с.
32. Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги [Текст] / Б. Кочубей., Е. Новикова // Семья и школа №11, 2014- с.33 - 36.
33. Кузнецова, О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. конд. психол. наук [Текст]/ О.В. Кузнецова. - Москва: Московский государственный педагогический университет, 2009. - 22 с.
34. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д.
Левитов. - Москва: Просвещение, 1964. - 344 с. -http://biznes-
kniga.com/levitov-n-d-opsixicheskix-sostoyaniyax-cheloveka(дата обращения
- 31.03.2019)
35. Ливанова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] /Е.А. Ливанова, А.Г. Волошина, В.А. Плешков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 208 с.
36. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с. -http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-2912.htm(дата обращения - 28.03.2019)
37. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении
[Текст] / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с. -
http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-2912.htm(дата обращения - 29.04.2019)
38. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. - Москва: Международная педагогическая академия, 2013. - 365 с.
39. Магун, В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. [Текст] - Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. - 176 с. -http://flogiston.ru/articles/social/magun(дата обращения - 28.08.2019)
40. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция [Текст] / А. В.Микляева, П.В. Румянцева - Санкт-Петербург: Речь, 2007. 248 с.
41. Мерлин, В.С. Собрание сочинений. Том.3: Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин. - Пермь: ПСИ, 2007. - 276 с.
42. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 4-е букинистическое изд. [Текст] / Б.Г. Мещеряков. - Москва: Прайм-еврознак. 2014. - 816 с.
43. Мэй, Р. Смысл тревоги/перевод с англ.: М.И. Завалова, А.Ю. Сибурина Э. Неймарк // Аффекты у детей и пути их преодоления [Текст]/ М.З. Неймарк // Советская педагогика. М.Д. - 1987. - №6. - С. 34-36. - Ьйр:/^уБЬ.огд.иа/Ьоокд/теуго02/тбех.Ыт(дата обращения - 16.05.2019)
44. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии [Текст] / В.В. Никандров. - Санкт-Петербург: Издательство Речь, 2003. - 480 с. -http://www.twiгpx.coш/fi1e/136268/(дата обращения - 09.11.2019)
45. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы
[Текст] / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1998. - 352 с. -
ййр://рзусЬ11Ь.ги/шдрри/обе/обе(дата обращения - 12.04.2019)
46. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст] /
А.А. Осипова. - Москва: Сфера, 2002. - 510 с. -
Ьйр://реб11Ь.ги/Воокз/2/0171/2_0171-1.зН1ш1(дата обращения - 27.09.2019)
47. Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию [Текст] /А.А. Осипова. - Москва: Проспект, 2009. - 538 с.
48. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг.Уч. пособие [Текст] / В.Э. Пахальян. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 224 с. - http: //www.psyoffice.ru/75 -pakhalj an-v. -j e .-gruppovojj - psikhologicheskijj.html (дата обращения -13.08.2019)
49. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии [Текст]/ Ф. Перлз. - Москва:
Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 384 с. -
http://padaгead.coш/?Ьook=34250&pg=5(дата обращения - 15.06.2019)
50. Петров, В.Ю. Методология и методы психологических
исследований: Курс лекций / В.Ю. Петров. - Шуя: Весть, 2009. - 195 с.
51. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика
агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство[Текст]/ А.Б. Петрова. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2008. - 148 с. -
Бйр://шехаБЬ.сош/у1е’№/225488(дата обращения - 23.08.2019)
52. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В. М. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.
53. Петровский, А.В. Словарь. Общая
психология//Энциклопедицеский словарь в шести томах. Том 1.
80
[Текст]/ред. и сост. А.А. Карпенко. - Москва: ПЕРСЭ, 2005. - 251 с. - http://www.twirpx.com/file/1537172(дата обращения - 24.08.2019)
54. Посохова, С.Т., Соловьева С.А. Настольная книга практического психолога [Текст] / С.Т. Посохова, С.А. Соловьева. - Санкт-Петергбург: Сова, 2008.- 671 с.
55. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.: практическое пособие [Текст] /Е.И. Рогов. 4-е изд., перераб. И доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2012. - 507 с.
56. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - Москва: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
57. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей [Текст] / П.Н. Сартан. - Москва: Сфера, 2009. - 128 с.
58. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: ООО Речь, 2002. - 350 с. -http://mexalib.com/view/4560(дата обращения - 26.08.2019)
59. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект. Учеб. Пособие для студ. Психол. [Текст] / Е.М. Скотарева. - Саратов: Изд. центр Наука, 2007. - 72 с. http://www.twirpx.com/file/567212/(дата обращения - 28.02.2019)
60. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] /С.Л. Соловьева. - Москва: АСТ, СПб.: Сова, 2006. - 575 с.
61. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст]/ С.С. Степанов. - Москва: Эксмо, 2005. - 672 с. -http://www.alleng.ru/d/psy/psy116.й1ш(дата обращения - 27.08.2019)
62. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания [Текст]/ Е.А. Соколков. - Москва: Университетская книга, Логос, 2007. - 244 c.
63. Фрейд, З. Психология бессознательного[Текст]/З. Фрейд. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 400 с.
64. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]/ З. Фрейд. - Москва: Изд. АСТ, 2016.- 544 с.
65. Хорни, К. Собр. Соч. в 3 томах. [Текст]/ К. Хорни. - Москва: Смысл, 1997. - С. 174-180. - ййр://Аод1з1оп.ги/11Ьгагу/йогпу(дата обращения
- 27.08.2019)
66. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности[Текст]/ Л. Хьелл, Д.
Зиглер. - Санкт-Петербург: 2003. - 608 с. -
ййр://рзу11Ь.огд.иа/Ьоокз/й)е1701/(дата обращения - 26.08.2019)
67. Шанина, Г.Е. Психологическая диагностика [Текст] / Г.Е. Шанина. - Москва: Москва, 2010. - 216 с.
68. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен.
- Москва: Педагогика, 1986. - 327 с.
69. Юнг, К.Г. Психология бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг.- Москва: Канон, 1994. - 320 с.
70. Юрченко, И.С. Социальная адаптация детей к школе /
И.С.Юрченко // Проблемы психологической адаптации личности в разных видах жизнедеятельности: Материалы Всеукраинской научно¬
практической конференции молодых научных сотрудников, 13 апреля 2009 года. - Одесса: СМИЛ, 2009. -274 с.