ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
НАВЫКОВ ЭСКИЗИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
навыков эскизирования у студентов. 6
1.2. Содержание понятия «навыки эскизирования» 11
1.3. Методы и средства развития навыков эскизирования у студентов. 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭСКИЗИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ 25
2.1. Характеристика базы исследования 25
2.2. Разработка учебно-методического пособия для развития навыков
эскизирования в учебном процессе 28
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модернизация системы образования выдвигает на одно из первых мест проблему качественного изменения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов в направлении дизайна. Современный дизайнер должен в полном объеме владеть визуально-проектными умениями и графическими навыками, с помощью которых он отражает процесс своего мышления в материале при работе над проектом, а также передает свои идеи в общении со зрителем. Одной из основных обязанностей дизайнера является разработка графической документации (эскизов), которая предполагает высокий уровень владения художественно-графическими навыками [9]. Большое значение в решении этого вопроса отводится учебной изобразительной деятельности, которая направлена, в первую очередь на развитие художественных и графических навыков, а также обоснованное и активное использование полученных знаний для формирования графических умений и навыков в процессе эскизирования.
Изучению вопросов графической подготовки студентов значительное внимание уделяется в исследованиях отечественных ученых последнего десятилетия. Однако, в большинстве работ рассматриваются вопросы подготовки студентов-дизайнеров в системе высшего образования (Власова И.М., Вуль О.А., Новикова Я.В., Минаев С.А. и др.); а также развитие изобразительной грамотности у обучающихся в системе дополнительного образования (Филлипова Л.С., Лопасова Е.В. и др.) Однако недостаточное внимание уделено вопросам графической подготовки студентов-дизайнеров в области среднего профессионального образования. При этом значение качественной графической подготовки будущих дизайнеров обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению 54.02.01 Дизайн (по отраслям), в котором указаны основные виды деятельности будущего дизайнера, которые напрямую связаны с развитием навыков эскизирования:
- Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов.
- Техническое исполнение художественно-конструкторских
(дизайнерских) проектов в материале [47].
Именно художественно-графическая грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает интеллектуальные, креативные, художественные, проектные, эмоционально-чувственные способности человека, позволяющие профессионально развить память и внимание; абстрактно-логическое мышление; творческое и объемно-пространственное мышление и воображение; самоорганизацию, самоконтроль [2].
Цель работы -теоретически обосновать и разработать методику формирования навыков эскизирования у студентов.
Объект исследования -процесс развития навыков эскизирования у студентов в их профессиональной подготовке.
Предметом исследования является методика развития, способствующая овладению, формированию и развитию навыков эскизирования у студентов при изучении МДК 05.01 «Технология выполнения художественно-оформительских работ».
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития навыков эскизирования у студентов.
2. Определить структуру и критерии оценки развития навыков эскизирования у студентов.
3. Выявить средства и методы развития навыков эскизирования у будущих дизайнеров.
4. Разработать учебно-методическое пособие по МДК 05.01 «Технология выполнения художественно-оформительских работ»
5. Осуществить опытно-поисковую проверку разработанного учебно-методического пособия по МДК 05.01 «Технология выполнения художественно-оформительских работ» и определить его влияние на развитие навыков эскизирования у студентов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков эскизирования; анализ основных определений и понятий; синтез структурных компонентов навыков эскизирования; изучение и анализ практики обучения эскизированию; анализ продуктов деятельности студентов (наброски, зарисовки, академические работы); наблюдение и др.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Практическая значимость работы: разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями для обучения студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Обобщая весь теоретический и эмпирический материал данного исследования можно отметить, что на современном этапе формирование навыков эскизирования является неотъемлемой частью подготовки будущих дизайнеров. Профессиональное становление и движение специалиста в области дизайна к профессиональному мастерству невозможно без грамотно развитых художественно-графических навыков.
В данной работе нами была рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования - развитие навыков эскизирования у студентов в системе среднего профессионального образования. На основании итогов проведенного исследования можно сделать общие выводы, что проведенный теоретический анализ подтвердил актуальность и значимость развития навыков эскизирования у студентов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы определено содержание навыков эскизирования, которые включают в себя художественные и графические навыки. Также изучение работ отечественных ученых в области профессиональной подготовки дизайнеров позволило выделить современные методы обучения эскизированию, такие как система открытых заданий, скетчинг дудлинг и др.. Которые легли в основу разработки заданий для учебно-методического пособия.
Анализ базы исследования позволил выявить особенности эскизной подготовки в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» и показал, что начальные навыки эскизирования формируются у студентов на первом курсе обучения в рамках МДК 05.01 «Технология выполнения художественно-оформительских работ». Однако, недостаточное, на наш взгляд количество часов, отведенных для изучения данного курса требует особого внимания к организации процесса обучения студентов. Что привело к решению разработать учебно-методическое пособие, способствующее формированию навыков эскизирования.
Разработанное учебно-методическое пособие даёт возможность эффективного развития художественно-графических навыков у студентов. Но чтобы оно активно и с интересом обучающихся применялось на занятиях и в их самостоятельной работе мы определили основные требования для его разработки: доступность и достоверность содержания, удобный для фронтальной работы формат, соответствующая назначению яркость и красочность изображения, аккуратность и эстетичность, соответствие содержанию предлагаемого к изучению материала.
Данное пособие было разработано для помощи в преподавании дисциплины, а также в осуществлении учебных целей. В содержание пособия вошел необходимый теоретический материал, иллюстрирующие его качественные изображения, а также практические задания и методика их выполнения.
Разработанное пособие нашло свое применение в проведении занятий у обучающихся. Была осуществлена опытно-поисковая проверка разработанного учебно-методического пособия и определено его влияние на развитие художественно-графических навыков у студентов в процессе эскизирования. По результатам нашего исследования отмечен стабильный рост уровня развития специальных художественных навыков и графических умений будущего дизайнера помощью разработанного учебно-методического пособия
1. Абдирасилов, С.Ф. Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения набросков будущих дизайнеров / С.Ф. Абдирасилов, Н.А. Исахожаева // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 411-414. — URL https://moluch.ru/archive/141/39577/(дата обращения: 16.02.2020).
2. Белова С.Н. Формирование художественно-графических навыков у студентов колледжа в сфере дизайна / С.Н. Белова, Т.В. Осипова // Эпоха науки: Общественно-гуманитарные науки №14 - июнь 2018 г. - с. 224-230
3. Богодухова, Е.В. Метод скетчинга как инструмент развития креативного мышления дизайнера одежды / Е.В. Богодухова, О.В. Сошникова, Е.Н. Галкина // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, НАУКЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ XI Международная конференция, IX Международный конкурс научных и научно-методических работ. Ответственные редакторы: Т.В. Пирязева, В.В. Серов. 2018. С. 104-107.
4. Богомолов, И.И. Начала архитектурного формообразования: уч. пособие [Текст] / И.И. Богомолов. - Пенза: ПГУАС, 2004. - 20 с.
5. Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к
развитию художественно-творческих способностей средствами
изобразительного искусства на различных возрастных этапах/ Н.С. Боголюбов. - Краснодар,2013.
6. Боева, О.А. Коллаж как метод творческой работы студентов- дизайнеров / О.А. Боева // Известия ВГПУ, №4(277), 2017 - с. 58-60
7. Борисенко, Д.В. Графический вектор развития профессиональных
компетенций инженера-дизайнера / Д.В. Борисенко // Перспективы Науки и Образования 2 (14), 2015 г. Режим доступа
https://psejournal.files.wordpress.com/2015/03/pdf_150215.pdf
8. Волостнова, Т.И.Современные технологии образования в высшей школе / Т.И. Волостнова // Мир науки и образования. — 2015. — № 3. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tebnologii-obrazovaniya-v-vysshey- shkole.
9. Вуль, О.А. Графический эскиз по представлению как критерий оценки обучения специализированному рисунку / О.А. Вуль // Журнал научных публикаций «Дискуссия» - 2015 г. - № 2 (54) февраль 2015. - с. 125-128
10. Гаврилов, А.М. Процесс обучения в Новгородском государственном университете от эскиза до реализации дизайн-проектов / А.М. Гаврилов // В сборнике: Национальные традиции в современном искусстве и художественном образовании материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 120-122.
11. Гайсина Л.А. Научная иллюстрация в биологии: искусство для образования и науки / Л.А. Гайсина, Д.Р. Джохансен, К. Шейл // Высшее образование в России № 10, 2019 г - с.118 - 127
12. Данилова, Е.А. Скетчинг, как способ визуального оформления современного неформального путеводителя / Е.А. Данилова, М.С. Кучеренко // // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. Вып. 2. - 342 с. - с. 107-110
13. Деколлаж (заглавие с экрана) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikibedia.ru/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0% BB%D0%B0%D0%B6 Дата обращения: 15.02.2020
14. Докучаева, О.И. Графическое изображение фактуры трикотажных полотен / О.И. Докучаева // Научный журнал «Костюмология», 2019 №1, https://kostumologiya.ru/PDF/01TLKL119.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
15. Дудлинг (заглавие с экрана) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://masterkrasok.ru/posts/dudlingДата обращения: 15.02.2020
16. Дудлинг как искусство (заглавие с экрана) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-shutova.com/blog/dudling_kak_iskusstvoДата обращения: 15.02.2020
17. Егорова, С.И. Особенности преподавания художественно¬графических дисциплин для направлений обучения «дизайн» и «конструирование изделий легкой промышленности» / С.И. Егорова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 213-218. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574042.htm.
18. Егорова, С.И. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» / С.И. Егорова, А.М. Савинов //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 728-739. -URL: http://e- koncept.ru/2018/181062.htm
19. Заева-Бурдонская, Е.А. Образовательные технологии проектной деятельности в ситуации многопрофильной подготовки дизайнера / Е.А. Заева- Бурдонская // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. Т. 2. № 3. С. 100-127.
20. Йоханнес И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах / Перевод с немецкого и предисловие Л.Монаховой. - Москва: Д.Аронов, 2001, - 114 с.
21. Калабина, О.В. Задачный подход в формировании костюмографических умений при подготовке бакалавров-инженеров по профилю «Технология изделий легкой промышленности» / О.В. Калабина // Концепт. 2014; Спецвыпуск № 06: 47-52
22. Кучеренко, М.С. Эскизная графика в проектной деятельности графического дизайнера / М.С. Кучеренко // Open innovation: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 292-294.
23. Леватаев, В.В. Графические техники: учебно-методическое пособие / В.В. Леватаев, Н.В. Захарова. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. — 60 с. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22306.html(дата обращения: 7.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
24. Максимова, З.Ю. Применение средств дизайн-проектирования на занятиях по технологическому практикуму / З.Ю. Максимова //В сборнике: Педагогическое образование и профессиональное обучение: инновации, тенденции, перспективы - материалы научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Институт педагогики и психологии; Ответственный редактор В. А. Комелина. 2016. С. 205-211.
25. Малинская, А.Н. Разработка коллекции моделей: теория и практика: учебное пособие / А.Н. Малинская, М.Р. Смирнова. - Иваново: ИГТА, 2010
26. Мартынов В.В. Роль занятий по специальной графике на развитие творческих способностей графического дизайнера / В.В. Мартынов // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2010. Т. 2. С. 333-340.
27. Меньшенина, И.С. Развитие художественной направленностиабитуриентов на занятиях по рисунку/ И.С. Меньшенина - М.: 2014
28. Мирзоева М.М. Система «открытых» заданий как условие включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения / М.М. Мирзоева, Т.С. Рахметов, Н.Р. Джафарова // Мир науки, культуры, образования. №2 (57) 2016 - с. 76 - 79
29. Мунтиев, П.А. О практической роли художественных дисциплин для подготовки по направлению «Технология художественной обработки материалов и ювелирных изделий» / П.А. Мунтиев, С.Г. Петрова // Актуальные проблемы дизайн-образования: матер. X междунар. науч.-метод. конф. вузов России / СПбГУПТД. - ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. - 78 с. - с. 72-77.
30. Научные иллюстрации, часть I: схемы и мультфильмы (заглавие с экрана) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://labwareguid.ru/2018/11/19/illustrations-1/(дата обращения 12.02.2020)
31. Научные иллюстрации, часть II: молекулярная графика и анимация заглавие с экрана) [Электронный ресурс] Режим достуnа:https:// labwareguid.ru/2019/02/11 /illustrations-2/ (дата обращения 12.02.2020)
32. Нечаев, М.Г. Значимость наброска, зарисовки и эскиза в решении проблемы изображения и фиксации идеи / М.Г. Нечаев // Региональные архитектурно-художественные школы. 2012. № 1. - С. 229-231.
33. Овчарова, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: монография / Ю.А. Овчарова. — Москва : Прометей, 2013. — 106 c. — ISBN 978-5-7042-2448-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/24019.html(дата обращения: 11.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
34. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика: учеб. пособие. / Е.В. Омельяненко - Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2012. 96 с.
35. Орлова, О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ. - 2015. - №9 (162) - С.60-64
36. Пирязева, Т.В. Перспективы развития профессии дизайнера / Т.В. Пирязева // Современные информационные технологии в образовании, пауке и промышленности: IX Международная конференция, VII Международный конкурс научных и научно-методических работ: Сборник трудов / редактор и составитель Т.В. Пирязева, В.В. Серов - М.: «Спутник +», 2018.- С. 29-31
37. Пирязева, Т.В. Специфика профессиональной деятельности веб-дизайнера / Т.В. Пирязева // Современные информационные технологии в образовании, пауке и промышленности: XI Международная конференция, IX Международный конкурс научных и научно-методических работ: Сборник трудов / редакторы и составители Т.В. Пирязева, В.В. Серов - М.: «Спутник +», 2018.- С. 68-71.
38. Плотникова, Е.В. Художественный образ в дизайн-образовании / Е.В. Плотникова, Э.Э. Пурик // Педагогические науки. Вестник ОГУ. - 2014. - № 5 (166)/май' [Электронный ресурс] - Режим доступа http://vestnik.osu.ru
39. Протасова Е.К. Обучение условно-стилизованному изображению как средство развития абстрактно-образного мышления студентов / Е.К. Протасова // Вестник Томского государственного университета № 430, 2018. - с. 152-158
40. Пучкова, Т.Е. Многообразие современного коллажа / Т.Е. Пучкова // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. Вып. 2. - 342 с. - с.261-266
41. Родкина, А.А. Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» [Текст] / А.А. Родькина // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4038/(дата обращения: 23.01.2020)
42. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
43. Старовит, Е.А. Метод эскизирования, как важный элемент в обучении и профессиональной деятельности дизайнера / Е.А. Старовит, А.А. Ткачева // В сборнике: Графический дизайн: история и тенденции современного развития материалы Международной научно-практической конференции, 2016 г. - с. 256-262.
44. Шабанова, В. А. Возможности применения интерактивных технологий в рамках обучения студентов-бакалавров по направлению графический дизайн / В.А. Шабанова, Ю.Д. Вознюк // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 4. — С. 87—90. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/vozmozhnosti-primeneniya-interaktivnyx-tex nologij-v-ramkax-obucheniya-studentov-bakalavrov-po-napravleniyu-graficheskij-di zajn/ (дата обращения: 5.02.2020. )
45. Шалунова М.Г., Практикум по методике профессионального обучения / М.Г Шалунова, Н.Е. Эрганова - Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 2008.
46. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения/ Г.И. Щукина- М., 2012.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
48. Федоров, О.П. Рисунок как инструмент изучения. Методика быстрого эскизирования / О.П. Федоров // Innovative Project . 2016. Т. 1. № 1. С. 118-122
49. Фридман, Л.И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей / Л.И. Фридман. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.
50. Ющенко, О.В. Проектная графика в дизайне костюма: учебное пособие / О.В. Ющенко. - 2-е изд. стер. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. - 100 с.
51. Ющенко, О.В. Визуализация образа в дизайн-образовании (на
примере омской школы дизайна костюма omsk fashion design school_ofds) / О.В. Ющенко, М.Р. Тимофеева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-1. - С. 120-124; URL:
http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9445(дата обращения: 15.02.2020)