Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности

Работа №81517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности 7
1.1 Сущность и понятие агрессивного поведения 7
1.2 Профилактика как психолого-педагогический феномен 14
1.3 Роль внеурочной деятельности в профилактике агрессивного поведения
детей младшего школьного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 28
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности 29
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 29
2.2 Результаты экспериментальной работы по изучению особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 32
2.3 Разработка фрагмента программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 44
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одно из важных мест в образовательном процессе занимает психологическое здоровье обучающихся. Задачей школы, наряду с обучением и воспитанием, становится создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В связи с чем, задача образовательной организации - создание условий, при которых каждый ребёнок мог бы почувствовать себя комфортно и физически, и психологически.
Повышение чувства агрессивности у современных детей младшего школьного возраста является одной из наиболее актуальных проблем не только для педагогического сообщества, но и в целом для социума. Нарастающая волна детской преступности, а также существенный рост количества несовершеннолетних детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают первоначальную задачу профилактику данного вида поведения. Достаточно важным изучение агрессии является в младшем школьном возрасте, когда данная черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Поступая в школу, ребенок сталкивается с новым для него условиями, непривычными требованиями, иной социальной средой. В адаптационный период нередко наблюдаются трудности вовлечения младшего школьника в обучение. Это связано с депривацией потребностей детей и как следствие дезадаптивности, проявление агрессивного поведения младших школьников.
Исследования ученых (А.Л.Бандура, П.П. Берковиц, Б.С.Блонский, В.Г. Братусь, Э.Бетти, Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.А. Завражин, И.С. Зимина, В.М. Литвишков, Т. Д. Морциновская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Но, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма
поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.
Таким образом, вопросы разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности педагогического коллектива в вопросах профилактики агрессивных форм поведения детей младшего школьного возраста является первостепенной. Необходимо отметить, что при профилактике агрессивного поведения необходимо принимать во внимание возрастные особенности проявления агрессивности.
В педагогической и психологической практике представлено множество форм, методов и средств по профилактике агрессивных форм поведения, при этом практическое применение можно наблюдать лишь у специалистов психологической службы образовательной организации.
В свою очередь, у педагогов существует эффективный инструмент по возможности профилактики агрессивного поведения - внеурочная деятельность.
Исходя из актуальности исследования, возможно определить противоречие между необходимостью целенаправленной и планомерной работы по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью учебно-воспитательного и методического обеспечения внеурочной деятельности по данному направлению.
Основываясь на выше обозначенном противоречии была сформулирована проблема исследования: каково содержание фрагмента программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста?
Тема исследования: «Профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности».
Цель исследования: изучение теоретических основ профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности для разработки фрагмента программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику и снижение агрессивности у младших школьников.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить сущность и понятие агрессивного поведения.
2. Изучить теоретические основы профилактики.
3. Определить роль внеурочной деятельности в профилактике
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по изучению особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение), эмпирические методы (эксперимент, анкетирование, тестирование), количественная и качественная обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11, 456913, Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, 40 лет Победы, 15.
Теоретическую основу исследования составили:
- методологические основы феномена агрессивного поведения представлены в трудах Л.О. Андрюшиной, С.А. Беличевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Н. Ениколопова, И.С. Зиминой, Я.Л. Коломенского, С.Л., Колосовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.П. Пошивалова, С.Л., Рубинштейна, Т.Г. Румянцевой, А.М. Руткевич, Д.Б. Эльконина и др.
- деятельностный подход к исследованию, формированию психолого - педагогической коррекции личности (Л.С Выготский, С.И. Гессен, B. В.Давыдов, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- психолого-педагогические исследования в области проблем агрессивности детей (А.О. Адлер, Л.О. Андрюшина, Л. Берковиц, Л.И. Божович, C. А. Зaврaжин, А.К. Осницкий, Г. Паренс, И.А. Фурмцнов, Т.А. Хризмцн, Д. Шеффер и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов, воспитателями, психологами и иными заинтересованными данной проблемой специалистами для реализации профилактической работы по преодолению агрессивного поведения в младшем школьном возрасте в рамках внеурочной деятельности.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы в количестве 55 источников, 13 таблиц и 3 рисунков, 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема недостаточной представленности и концептуальности существующих программ внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Цель работы заключалась в теоретическом и практическом изучении проблем профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности, а также разработка программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику и снижение агрессивности у данной категории детей.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема профилактики агрессивного поведения младших школьников в рамках внеурочной деятельности не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования.
На основе проведенного теоретического анализа проблемы профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности мы пришли к выводу, что агрессивное поведение - мотивационное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Проявления агрессии у детей младшего школьного возраста могут иметь следующие формы: физическая, косвенная, вербальная агрессия, склонность к раздражению и негативизм. Враждебные реакции принимают форму обиды и подозрительности.
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
В психолого-педагогической литературе под профилактикой понимается система работы, включающая комплекс предупредительных мероприятий, нацеленных на предотвращение возникновения каких-либо проблем развития личности, а также на предупреждение обозримых проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для реализации профилактических мер агрессивного поведения, так посредством того, что данный возраст сенситивен для формирования и развития личности детей, в то время как отклонения в поведении еще не достаточно устойчивы.
Проводить работу по профилактике агрессивного поведения у младших школьников целесообразно как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения включает в себя следующие этапы: вводный (диагностический), основной (собственно программа внеурочной деятельности), заключительный (закрепление позитивных новообразований).
В рамках профилактики агрессивного поведения у младших школьников возможно использование разнообразных форм внеурочной работы: выставки, экскурсии, мастер-классы, тренинги, игры, дискуссии, арт-терапия, сказкотерапия и многие другие.
Цель экспериментальной работы - определение особенностей профилактики агрессивного поведения в младшем школьном возрасте в рамках внеурочной деятельности.
Экспериментальной базой послужило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Сатка.
В исследовании принимали участие ученики 3 класса. Количество детей, которые принимали участие в исследовании 24 человек (14 девочек и 10 мальчиков).
Были подобраны следующие методики диагностического исследования
6. Наблюдение.
7. Беседа с педагогом.
8. Анкета критерии агрессивности ребенка (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко).
9. Опросник Басса-Дарки.
10. Тест руки Вагнера (или «Hand-тест»).
На основании сводных данных можно утверждать, что высокий уровень агрессивности преобладает у 3 человек (11,2%), средний уровень выявлен у 12 человек (44,4%), низкий уровень определен у 12 человек (44,4%).
Целью разработанного фрагмента программы является профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения и формирование потребности в социальном признании и самоутверждении на занятиях внеурочной деятельностью.
Реализация фрагмента программы рассчитана на 11 занятий.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, продолжение нашей работы мы видим в проведении формирующего этапа эксперимента.



1. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение [Текст]/ И.А. Баева, О.В. Вихристюк - М.: МГ1П1У, 2013. - 304 с.
2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 250 с.
3. Башкатова, Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности [Текст] /Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.07 - педагогическая. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2014. - 318 с.
4. Белокопытов, В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ [Текст] / В.В. Белокопытов // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.350- 356.
5. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого¬
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников [Текст] / С.Ю. Бородулина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 122 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2001. - 373 с.
7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]/К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 142 с.
8. Волков, А.А. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] / А.А. Волков. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с
9. Воробьева, К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде [Текст] : комплексная психокоррекционная программа профилактики : инновационные модели образования и воспитания детей с проблемами в поведении / К. А. Воробьева. -М.: Школьная пресса, 2011. - 78 с.
10. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. -215 с.
11. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей [Текст] / Гилинский Я. И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей // СПб.:Издательский Дом «Алеф - Пресс», 2012. - 352 с.
12. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс [Текст] / Е. В. Гребенкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 157 с.
13. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
14. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости [Текст] / А. Гуггенбюль; [пер. с нем. Н. Скородума]. - 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2006 (М.: Типография "Наука" РАН).
- 173 с.
15. Драганова, О.А. Психологическое здоровье школьников в условиях безопасности образовательной среды в рамках реализации ФГОС. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей [Текст]/ под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой,
- М.: МГППУ, 2013. - 304 с.
16. Завражин, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] / С. А. Завражин // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 26.
17. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей [Текст]/ В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006.
- 240 с.
18. Ковалев, В. В. Социально-психиатрический аспект девиантного поведения у детей и подростков [Текст] / В.В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2003 (3). - №1. - С. 15-20.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
20. Кокшарова, О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия» [Текст] / О.Н.Кокшарова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С.29 - 33.
21. Коповой, А.С. Агрессивное поведение подростков [Текст]:
Монография / А.С. Коповой. - Саратов: «Слово», 2015. - 109 с
22. Краснова, М.В. Система социально-педагогической работы
дошкольного образовательного учреждения по профилактике детской агрессии [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Краснова Марина Викторовна; [Место защиты: Владимир. гос. гум. ун-т]. - Владимир, 2009. -24 с.
23. Кривцова, С.В. Вместе против насилия в школе [Текст]:
организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации
общеобразовательных организаций / С. В. Кривцова. - М.: Русское слово, 2018.
- 93 с.
24. Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - №9. - С.193 - 195.
25. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Нева, 2016. - 445с.
26. Лях, Т.И. Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов [Текст]/ Т.И. Лях, К.С. Шалагинова // Научнометодический журнал. Издается с января 2004 года. Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина. Рязань. -С. 22-25
27. Маликова, Н.Э. Особенности профилактики агрессивных проявлений детей и подростков средствами психоаналитической педагогики: [Текст]диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Владимир, 2005. - 184 с.
28. Махмудова, Н.Г. Профилактика агрессивности учащихся начальных классов в образовательном пространстве школы [Текст]: Автореферат диссертации. Ставрополь. 2014. - 50 с.
29. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - СПб.: КогитоЦентр, 2008. - 38 с.
30. Наговицын, А.Е., Атлас сказочного мира. Сказкотерапия. Теория и практика [Текст]/ А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. - М.: Генезис, 2011. - 320 с.
31. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб.
пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2016. - 448 с.
32. Панфилова, М.А. Игратерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. - М.: ИНТОР, 2017. - 228с
33. Пахальян В. Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст]/ В. Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2016. - 240 с.
34. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / А.Б. Петрова. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 152 с.
35. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2016. - 128 с.
36. Пространство общественной жизни: материалы IX Межвузовской студенческой научно-практической конференции [Текст] / Челябинский филиал Университета РАО, 9 апреля 2015 г. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015. - 140 с.
37. Профилактика насилия в образовательных организациях [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) ; [автор - составитель Л. А. Глазырина]. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. -102 с.
38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160с.
39. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
40. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С.45-49.
41. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л. М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2017. - 114 с.
42. Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы [Текст]/ О. Б. Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2016. - 172 с.
43. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 86 с.
44. Смолин, М.В. Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии во внеурочной деятельности [Текст]/М.В. Смолин, К.И. Шишкина// Сборники конференций НИЦ Социосфера изд. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. (Прага). - 2017. - № 22. - С.20-24.
45. Строгонова, Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? / [Текст] Л. Строгонова // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - с.58 - 60
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://Минобрнауки.рф/4окитеп1з/922 (дата обращения: 12.09.18)
47. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования [Текст]/ Фельдштейн Д. И. // Мир психологии, №1 (57), 2012. - С.211-218.
48. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2014. - 160 с.
49. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Минск: Изд. центр БГУ, 2016. - 192 с.
50. Фурманов, И. А. Социальная психология агрессии и насилия [Текст] : профилактика и коррекция : учебное пособие : для студентов учреждений высшего образования по специальности "Психология" / И. А. Фурманов. - Минск: Изд. центр БГУ, 2016. - 401 с.
51. Хухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст]/ И. Хухранова // Воспитание школьников. - 2002. - №10. - С.31 - 32.
52. Шалагинова К.С. Системное психологическое сопровождение как эффективная технология работы с агрессивными младшими школьниками // Вестник практической психологии образования. Издатель: МГППУ. 2011. - № 4. - С.21-23.
53. Шанина, Г.Е. Агрессивность как проявление дезадаптации: ее диагностика и коррекция [Текст] / Г.Е. Шанина // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2010. - №4. - С.44 - 55.
54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон. - Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Владос, 2016. - 344 с.
55. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В.Р. Ясницкая. - М.: Академия, 2014 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 348 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ