СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
|
Введение 3
I. Структура социокультурной компетенции 6
1.1. Значение лингвистического капитала в становлении языковой
личности 6
1.2. Социокультурная компетенция в рамках
ФГОС 12
1.3. Социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной
компетенции 18
Выводы по первой главе 29
II. Анализ учебного материала для учащихся СОШ при обучению ИЯ 31
11.1. Общие требования к современному уроку и учебному
материалу 31
11.2. Требования к учебному материалу при обучении иностранному языку с
точки зрения формирования социокультурной компетенции 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиография 54
Приложение
I. Структура социокультурной компетенции 6
1.1. Значение лингвистического капитала в становлении языковой
личности 6
1.2. Социокультурная компетенция в рамках
ФГОС 12
1.3. Социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной
компетенции 18
Выводы по первой главе 29
II. Анализ учебного материала для учащихся СОШ при обучению ИЯ 31
11.1. Общие требования к современному уроку и учебному
материалу 31
11.2. Требования к учебному материалу при обучении иностранному языку с
точки зрения формирования социокультурной компетенции 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиография 54
Приложение
На сегодняшний день школьное образование переживает период реформ. Это связано с введением ФГОС нового поколения. Согласно ФГОС, основная цель при обучении иностранным языкам сегодня - формирование коммуникативной компетенции. Одна из составляющих коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция. Соответственно, формирование коммуникативной компетенции, т.е. достижение главной цели обучения иностранным языкам, не может осуществиться без уделения должного внимания развития социокультурной компетенции. Саланович Н. А. считает, что сочетание изучения языка со страноведением создает бесценную мотивацию учащихся к обучению [45; с. 89]. Процесс формирования социокультурной компетенции всегда выделяется на фоне остальных элементов обучения. В связи с этим он повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в обосновании необходимости формирования социокультурной компетенции на всех ступенях обучения в рамках СОШ для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Объектом исследования выступает лингвистический капитал языковой личности как обязательная часть результата обучения иностранному языку.
Предметом исследования является социокультурная компетенция и методы её формирования, создающие условия для полноценного формирования коммуникативной компетенции учащихся СОШ в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования состоит в разработке системы упражнений для формирования лингвистического капитала языковой личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. критически изучить литературу по данной тематике и сделать собственные выводы по ней;
2. выявить специфику ФГОС нового поколения, обобщить их требования относительно дисциплины «Иностранные языки»;
3. разработать требования к упражнениям для повышения интенсивности формирования социокультурной компетенции;
Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. Теоретической основой работы послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (Л.А. Бердичевский [4], Г.А. Воробьёв [11], Н.Д. Гоголев [14], В.Г. Елизарова [18]), по теории формирования социокультурной компетенции (В.В. Сафонова [46], Т.В. Починок [39]), по культуроведческим и социокультурным основам обучения иностранному языку (Е.М. Верещагин [9], Н.Б. Ишханян [24], Н.М. Бабенко [2], Е.В Барсукова [3]).
В ходе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, индукция, дедукция, опытное обучение.
Этапы исследования:
• выбор темы;
• изучение библиографических источников;
• формулирование цели и задач исследования;
• написание работы;
• техническое оформление.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена и теоретически обоснована необходимость повышения интенсивности применения упражнений, имеющих целью формирование социокультурной компетенции; наглядно продемонстрированы требования к упражнениям для увеличения потенциала развития социокультурной компетенции.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении научного знания о лингвистическом капитале языковой личности. Также данное исследование расширяет и конкретизирует современные представления о требованиях к системе упражнений, применяемых в обучении иностранному языку, при формировании социокультурной компетенции, раскрывает и обосновывает потенциал стандартных упражнений в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка, в частности культуры и истории страны изучаемого языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.
Объектом исследования выступает лингвистический капитал языковой личности как обязательная часть результата обучения иностранному языку.
Предметом исследования является социокультурная компетенция и методы её формирования, создающие условия для полноценного формирования коммуникативной компетенции учащихся СОШ в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования состоит в разработке системы упражнений для формирования лингвистического капитала языковой личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. критически изучить литературу по данной тематике и сделать собственные выводы по ней;
2. выявить специфику ФГОС нового поколения, обобщить их требования относительно дисциплины «Иностранные языки»;
3. разработать требования к упражнениям для повышения интенсивности формирования социокультурной компетенции;
Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. Теоретической основой работы послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (Л.А. Бердичевский [4], Г.А. Воробьёв [11], Н.Д. Гоголев [14], В.Г. Елизарова [18]), по теории формирования социокультурной компетенции (В.В. Сафонова [46], Т.В. Починок [39]), по культуроведческим и социокультурным основам обучения иностранному языку (Е.М. Верещагин [9], Н.Б. Ишханян [24], Н.М. Бабенко [2], Е.В Барсукова [3]).
В ходе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, индукция, дедукция, опытное обучение.
Этапы исследования:
• выбор темы;
• изучение библиографических источников;
• формулирование цели и задач исследования;
• написание работы;
• техническое оформление.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена и теоретически обоснована необходимость повышения интенсивности применения упражнений, имеющих целью формирование социокультурной компетенции; наглядно продемонстрированы требования к упражнениям для увеличения потенциала развития социокультурной компетенции.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении научного знания о лингвистическом капитале языковой личности. Также данное исследование расширяет и конкретизирует современные представления о требованиях к системе упражнений, применяемых в обучении иностранному языку, при формировании социокультурной компетенции, раскрывает и обосновывает потенциал стандартных упражнений в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка, в частности культуры и истории страны изучаемого языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.
Для выполнения цели и задач исследования, нами изучены труды отечественных и зарубежных дидактов и социологов. Мы пришли к выводу, что потребность формирования и развития социокультурной компетенции возникла вместе с потребностью изучения иностранных языков. Но сегодня этот вопрос встаёт особо остро ввиду глобализации мировой культуры и повышений требований к человеку, владеющим тем или иным иностранным языком.
Особое внимание развитию социокультурной компетенции уделяется, в том числе, потому что она предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире, сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии, употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка, представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка, умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Формированием социокультурной компетенции учитель занимается, опираясь на множество вспомогательных материалов. Многообразие информации раскрывает обширный выбор среди наглядного материала, использование современных информационных технологий, аудио-,
видеоматериала. Использование подобных материалов повышает мотивацию к обучению.
Нами изучен Новый Федеральный образовательный стандарт, который ставит главной целью обучения иностранному языку в СОШ формирование коммуникативной компетенции, частью которой является компетенция социокультурная. Социокультурная компетенция включает следующие умения: умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов; умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Для формирования социокультурной компетенции нами разработаны требования к упражнениям, формирующим социокультурные умения. Личный опыт, полученный в ходе прохождения педагогической практики, показал эффективность пути создания заданий и упражнений с элементами информации социокультурной направленности для постоянного и
безотрывного формирования социокультурной компетенции. Также
критический анализ упражнений, представленных в учебнике «Le frangais en perspective» выявил возможность дополнения последних с целью
усовершенствования их продуктивности с точки зрения формирования и развития социокультурной компетенции.
Исходя из данных, полученных по итогу всей работы, можно сделать вывод, что на учителе иностранного языка лежит огромная ответственность в становлении языковой личности. Сочетая множество подходов и придерживаясь всех базовых принципов обучения, учитель должен обучать языку не обособленно, но углубляясь в культуру стран изучаемого языка, поведенческих норм их представителей, богатейшей истории народа, говорящем на данном языке.
В заключение необходимо отметить, что тема исследования очень широка и объемна. Её актуальность невозможно переоценить, и в будущем она будет только возрастать. Успешное формирование социокультурной компетенции позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в иноязычной среде, быть компетентным в области знания иностранного языка, расширить кругозор и быть всегда открытым чему-то новому и неизведанному.
Особое внимание развитию социокультурной компетенции уделяется, в том числе, потому что она предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире, сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии, употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка, представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка, умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Формированием социокультурной компетенции учитель занимается, опираясь на множество вспомогательных материалов. Многообразие информации раскрывает обширный выбор среди наглядного материала, использование современных информационных технологий, аудио-,
видеоматериала. Использование подобных материалов повышает мотивацию к обучению.
Нами изучен Новый Федеральный образовательный стандарт, который ставит главной целью обучения иностранному языку в СОШ формирование коммуникативной компетенции, частью которой является компетенция социокультурная. Социокультурная компетенция включает следующие умения: умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов; умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Для формирования социокультурной компетенции нами разработаны требования к упражнениям, формирующим социокультурные умения. Личный опыт, полученный в ходе прохождения педагогической практики, показал эффективность пути создания заданий и упражнений с элементами информации социокультурной направленности для постоянного и
безотрывного формирования социокультурной компетенции. Также
критический анализ упражнений, представленных в учебнике «Le frangais en perspective» выявил возможность дополнения последних с целью
усовершенствования их продуктивности с точки зрения формирования и развития социокультурной компетенции.
Исходя из данных, полученных по итогу всей работы, можно сделать вывод, что на учителе иностранного языка лежит огромная ответственность в становлении языковой личности. Сочетая множество подходов и придерживаясь всех базовых принципов обучения, учитель должен обучать языку не обособленно, но углубляясь в культуру стран изучаемого языка, поведенческих норм их представителей, богатейшей истории народа, говорящем на данном языке.
В заключение необходимо отметить, что тема исследования очень широка и объемна. Её актуальность невозможно переоценить, и в будущем она будет только возрастать. Успешное формирование социокультурной компетенции позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в иноязычной среде, быть компетентным в области знания иностранного языка, расширить кругозор и быть всегда открытым чему-то новому и неизведанному.



