Введение 3
I. Структура социокультурной компетенции 6
1.1. Значение лингвистического капитала в становлении языковой
личности 6
1.2. Социокультурная компетенция в рамках
ФГОС 12
1.3. Социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной
компетенции 18
Выводы по первой главе 29
II. Анализ учебного материала для учащихся СОШ при обучению ИЯ 31
11.1. Общие требования к современному уроку и учебному
материалу 31
11.2. Требования к учебному материалу при обучении иностранному языку с
точки зрения формирования социокультурной компетенции 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиография 54
Приложение
На сегодняшний день школьное образование переживает период реформ. Это связано с введением ФГОС нового поколения. Согласно ФГОС, основная цель при обучении иностранным языкам сегодня - формирование коммуникативной компетенции. Одна из составляющих коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция. Соответственно, формирование коммуникативной компетенции, т.е. достижение главной цели обучения иностранным языкам, не может осуществиться без уделения должного внимания развития социокультурной компетенции. Саланович Н. А. считает, что сочетание изучения языка со страноведением создает бесценную мотивацию учащихся к обучению [45; с. 89]. Процесс формирования социокультурной компетенции всегда выделяется на фоне остальных элементов обучения. В связи с этим он повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в обосновании необходимости формирования социокультурной компетенции на всех ступенях обучения в рамках СОШ для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Объектом исследования выступает лингвистический капитал языковой личности как обязательная часть результата обучения иностранному языку.
Предметом исследования является социокультурная компетенция и методы её формирования, создающие условия для полноценного формирования коммуникативной компетенции учащихся СОШ в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования состоит в разработке системы упражнений для формирования лингвистического капитала языковой личности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. критически изучить литературу по данной тематике и сделать собственные выводы по ней;
2. выявить специфику ФГОС нового поколения, обобщить их требования относительно дисциплины «Иностранные языки»;
3. разработать требования к упражнениям для повышения интенсивности формирования социокультурной компетенции;
Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. Теоретической основой работы послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (Л.А. Бердичевский [4], Г.А. Воробьёв [11], Н.Д. Гоголев [14], В.Г. Елизарова [18]), по теории формирования социокультурной компетенции (В.В. Сафонова [46], Т.В. Починок [39]), по культуроведческим и социокультурным основам обучения иностранному языку (Е.М. Верещагин [9], Н.Б. Ишханян [24], Н.М. Бабенко [2], Е.В Барсукова [3]).
В ходе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, индукция, дедукция, опытное обучение.
Этапы исследования:
• выбор темы;
• изучение библиографических источников;
• формулирование цели и задач исследования;
• написание работы;
• техническое оформление.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена и теоретически обоснована необходимость повышения интенсивности применения упражнений, имеющих целью формирование социокультурной компетенции; наглядно продемонстрированы требования к упражнениям для увеличения потенциала развития социокультурной компетенции.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении научного знания о лингвистическом капитале языковой личности. Также данное исследование расширяет и конкретизирует современные представления о требованиях к системе упражнений, применяемых в обучении иностранному языку, при формировании социокультурной компетенции, раскрывает и обосновывает потенциал стандартных упражнений в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка, в частности культуры и истории страны изучаемого языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы как учителями в профессиональной практической деятельности, так и в теории дидактических исследований в целях дальнейшей интенсификации и повышения качества образования.
Для выполнения цели и задач исследования, нами изучены труды отечественных и зарубежных дидактов и социологов. Мы пришли к выводу, что потребность формирования и развития социокультурной компетенции возникла вместе с потребностью изучения иностранных языков. Но сегодня этот вопрос встаёт особо остро ввиду глобализации мировой культуры и повышений требований к человеку, владеющим тем или иным иностранным языком.
Особое внимание развитию социокультурной компетенции уделяется, в том числе, потому что она предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире, сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии, употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка, представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка, умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Формированием социокультурной компетенции учитель занимается, опираясь на множество вспомогательных материалов. Многообразие информации раскрывает обширный выбор среди наглядного материала, использование современных информационных технологий, аудио-,
видеоматериала. Использование подобных материалов повышает мотивацию к обучению.
Нами изучен Новый Федеральный образовательный стандарт, который ставит главной целью обучения иностранному языку в СОШ формирование коммуникативной компетенции, частью которой является компетенция социокультурная. Социокультурная компетенция включает следующие умения: умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов; умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Для формирования социокультурной компетенции нами разработаны требования к упражнениям, формирующим социокультурные умения. Личный опыт, полученный в ходе прохождения педагогической практики, показал эффективность пути создания заданий и упражнений с элементами информации социокультурной направленности для постоянного и
безотрывного формирования социокультурной компетенции. Также
критический анализ упражнений, представленных в учебнике «Le frangais en perspective» выявил возможность дополнения последних с целью
усовершенствования их продуктивности с точки зрения формирования и развития социокультурной компетенции.
Исходя из данных, полученных по итогу всей работы, можно сделать вывод, что на учителе иностранного языка лежит огромная ответственность в становлении языковой личности. Сочетая множество подходов и придерживаясь всех базовых принципов обучения, учитель должен обучать языку не обособленно, но углубляясь в культуру стран изучаемого языка, поведенческих норм их представителей, богатейшей истории народа, говорящем на данном языке.
В заключение необходимо отметить, что тема исследования очень широка и объемна. Её актуальность невозможно переоценить, и в будущем она будет только возрастать. Успешное формирование социокультурной компетенции позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в иноязычной среде, быть компетентным в области знания иностранного языка, расширить кругозор и быть всегда открытым чему-то новому и неизведанному.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ от 6 октября 2009 г. №373
Научная литература
2. Бабенко, Н.М. Концепция эстетического воспитания Б.Т. Лихачева: 70 - 90-е годы XX века [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 12.01.03: утв. 07.07.03 / Бабенко Наталья Михайловна. - Пятигорск, 2003. - 210 с.
3. Барсукова, Е.В. Языковая личность как категория исторической
культурологии (на материале «Архива князя Воронцова») [Текст]: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01: защищена 02.02.07: утв. 12.07.07 /
Барсукова Елена Викторовна. - М., 2007. - 222 с.
4. Бердичевский, А.Л. Русский язык: сферы общения: учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев [Текст] / Анатолий Бердичевский, Наталия Соловьёва. - М.: Русский язык. Курсы, 2002. - 152 с.
5. Беспамятнова, Г.Н. Языковая личность телевизионного ведущего [Текст]: автореф. дис. .канд. филол. наук.: 10.02.19: защищена 18.01.94 : утв. 22.07.94 / Беспамятнова Галина Николаевна. - Воронеж, 1994. - 19 с.
6. Бетти, Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру [Текст] / Бетти Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 215 с.
7. Блакар, Р. Язык как инструмент социальной власти [Текст] / Р. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - с. 88-126.
8. Бороденко, М.В. «Языковая» личность [Текст] / М.В. Бороденко // Культурно-историческая психология развития. - М., 2001. - 350 с.
9. Вайсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа [Текст] Изд. 2-е, испр. и доп. / Й.Л. Вайсгербер. — М: Едиториал УРСС, 2004. — 232 с.
10. Воркчаев, С.Г. Этносемантика паремии: сопоставительный анализ метафоризированных показателей безразличия в русском и испанском языках [Текст] / С.Г. Воркчаев // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч. тр. - Волгоград, 1996. - 1625 с.
11. Воробьёв, Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: Английский язык, лингвистический вуз [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.02.00: защищена: 22.03.04: утв. 05.07.04 / Воробьёв Геннадий Александрович. - Пятигорск, 2004. - 220 с.
12. Ворожбитова, А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление: учеб. пособие [Текст] / А.А. Ворожбитова. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 368 с.
13. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учеб. пособие [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 2003. - 768 с.
14. Гоголев, Н.Д. Лингвоперсонологические основания личностно-ориентированного обучения: учеб. пособие [Текст] / Н.Д. Гоголев. - Кемерово: ИНТ, 2009. - 225 с.
15. Годунова, С.Ю. Педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук.: 13.00.08: защищена 15.02.08: утв. 22.07.08 / Годунова Светлана Юрьевна. - М., 2008. - 25 с.
16. Гронская, О.Н. Языковая картина мира и языковая личность сказки: пути реконструкции [Текст] / О.Н. Гронская // Языковая картина мира. - Кемерово, 1995. - 156 с.
17. Датэ, М. Теоретические основы обучения межкультурной коммуникации [Текст]/ М. Датэ // Россия и Запад: диалог культур: материалы 2-ой международной конференции, 28-30 ноября 1995 г. - М., 1996. - с. 417-427.
18. Елизарова, В.Г. Культура и обучение иностранным языкам [Текст] / В.Г. Елизарова. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
19. Еремеева, О.А. О понятии «языковая личность» [Текст] / О.А. Еремеева // Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм. - Харьков, 1991. - 434 с.
20. Ерошенко, А.Р. Концепт «Человек» в антропологической лингвистике: особенности интерпретации [Текст] / А.Р. Ерошенко // Антропоцентрическая парадигма в филологии. - Ставрополь, 2003. - 176 с.
21. Ефремова, Н.Н. К вопросу о деятельности преподавателя иностранного языка в контексте профессионально ориентированного обучения [Текст] / Н.Н. Ефремова // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. материалов международ. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2014. - с. 115-126.
22. Иванцова, Е.В. О термине «Языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования [Текст] / Е.В. Иванцова // Вестн. Том. гос. ун¬та. Филология, 2010. - с. 24-32.
23. Иванцова, Е.В. Феномен диалектной языковой личности [Текст] : дис. ... д-ра. фил. наук : 10.02.01 : защищена 22.02.02 : утв. 30.06.02 / Иванцова Екатерина Вадимовна. - Томск, 2002. - 312 с.
24. Ишханян, Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку: Английский язык в неязыковом педагогическом вузе [Текст]: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 24.03.96: утв. 02.07.96 / Ишханян Наталья Борисовна. - М., 1996. - 242 с.
25. Карасик, В.И. Модельная личность как лингвокультурный концепт [Текст] / В.И. Карасик // Филология и культура: Материалы 3-й междунар. науч. конф. Ч. 2. - Тамбов, 2001. - с. 98-101.
26. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
27. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики [Текст] / В.Г. Костомаров. - М.: Гардарики, 2005. - 266 с.
28. Кочеткова, Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) [Текст] / Т.В. Кочеткова // Вопросы стилистики. - Саратов: Издательство Саратовского Университета, 1996. - с. 14-24.
29.
29. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. уч. зав. [Текст] / В.В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.
30. Культура русской речи: Энцикл. слов.-справ. [Текст] / Под общ. рук. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. - М.: Флинта, 2003. - 840 с.
31. Красных, В.В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук.: 10.02.19: защищена 12.03.99: утв. 23.07.99 / Красных Виктория Владимировна. - М., 1999. - 72 с.
32. Кузьмина, Л.Г. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам [Текст] / Л.Г. Кузьмина // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж: ВГУ, 2001. - с. 408-417.
33. Кулигина, А.С. Французский язык. Французский в перспективе. 6 класс. Учебник для школ с углубленным изучением французского языка [Текст] / А.С. Кулигина. - М.: Просвещение, 2010 - 192 с.
34. Латухина, М.В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку [Текст] / М.В. Латухина // Молодой ученый. - Казань: Издательство Молодой Учёный, 2014. - №20. - с. 725-727.
35. Муравьёва, Н.Г. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие для начинающих учителей [Текст] / Наталья Муравьёва, Елена Куренная, Елена Дубова. — Шуя: ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2011. - 110 с.
36. Мурзин, Д.Н. Антропологическая ниша в языковой науке [Текст] / Д.Н. Мурзин // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. - Екатеринбург: Изд-во Урал, 1995. - с. 11-12.
37. Нерознак, В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса
дисциплины [Текст] / В.П. Нерознак // Язык. Поэтика. Перевод. - М.: Московский гуманитарный лингвистический университет, 1996. - с.
112-116.
38. Починок, Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения [Текст] / Починок, Т.В. // Иностранные языки в школе. - М.: МГПУ, 2007. - №7. - с. 2-6.
39. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1997. - 440 с.
40. Пузырев, А.В. Общество, язык, текст и языковая личность в аспекте субстратного подхода к языку [Текст] / А.В. Пузырев // Общество, язык, личность. - Ульяновск: УлГУ, 1995. - с. 20-23.
41. Рахимова, Г. Подготовка будущих учителей к использованию народных легенд в нравственном воспитании подростков [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 23.02.10: утв. 12.07.10 / Рахимова Гавхарджон. - Худжанд, 2010. - 164 с.
42. Резанова З.И. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение [Текст] / под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. [Рец. З.И. Резановой, Е.В. Иванцовой] // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - Томск: ТГУ, 2009. - №2. - с. 127-130.
43. Русский язык: Энцикл. [Текст] / гл. ред. Ю.Н. Караулов 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БРЭ, 1997. - 704 с.
44. Саланович, Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах средней школы: на материале французского языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.02: защищена 23.03.95: утв. 12.08.95 / Саланович Николай Андреевич. - М.: МПГУ, 1995. - 180 с.
45. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук.: 13.00.02: защищена 02.02.92: утв. 22.07.92 / Сафонова Виктория Викторовна. - М.: МИРОС, 1992. - 528 с.
46. Сентенберг, И.И. Языковая личность в коммуникативно -
деятельностном аспекте [Текст] / И.И. Сентенберг // Языковая личность: проблемы значения и смысла. - Волгоград: Перемена, 1994. - с. 14-25.
47. Соловова, Е.Н. Пособие для студентов педвузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
48. Трубецкой, Н.С. К проблеме русского самопознания [Текст] / Н.С. Трубецкой // Вавилонская башня-2: Слово. Текст. Культура. Чтения. - М.: МГЛУ, 2003. - с. 7-12.
49. Чиназирова, А.Р. Об инновационных идеях в дидактическом наследии И.Я. Лернера (90-летию со дня рождения ученого и его памяти посвящается) [Текст] / А.Р. Чиназирова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Майкоп: Лань, 2007. - №3 - с. 65-72.
50. Чудинов, В.А. Проблема языкового субъекта [Электронный ресурс]. URL: http: //chudinov.ru/problema-yazyikovogo-subekta/
51. Шевченко, О.Н. Языковая личность переводчика (на материале
дискурса Б.В. Заходера) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук.: 10.02.19: защищена 23.03.05: утв. 12.12.05 / Шевченко Ольга Николаевна. -
Волгоград, 2005. - 255 с.
52. Ширина, Е.В. К характеристике понятий «личность», «языковая личность» и «языковой портрет» [Текст] / Е.В. Ширина // Речевая деятельность. - Таганрог, 2002. - с. 274-279.