Введение 3
Глава 1. Использование принципа наглядности в профессиональном обучении 7
1.1 Принцип наглядности как один из дидактических принципов
в профессиональном обучении 7
1.2 Мультимедиа технологии как средство реализации принципа
наглядности на практических занятиях в колледже по дисциплине «Статистика» 17
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Разработка практического занятия по дисциплине
«Статистика» на примере ГБПОУ «Южно-Уральского
Многопрофильного Колледжа» 30
2.1 Анализ базы исследования и особенностей реализации принципа
наглядности на практических занятиях по дисциплине «Статистика» 30
2.2 Рекомендации по использованию мультимедиа технологии на
практическом занятии по дисциплине «Статистика» 60
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Главной особенностью профессионального образования является его нацеленность на подготовку обучающихся к профессиональной работе в определенной сфере, к освоению навыков решения проблем по конкретным профессиям и специальностям, т.е. на получение профессиональной квалификации. Не менее важной особенностью профессионального образования является то, что оно обеспечивает слияние профессионального и личностного развития студента.
Учебный процесс в профессиональной образовательной организации выступает как единое целое - обучение, воспитание, развитие квалифицированного сотрудника, специалиста.
От верного выбора методики обучения во многом зависит успех восприятия материала, ведь ученными доказано, что свыше 75 % информации мы получаем посредством зрения.
Однако, предупреждал Я.А. Коменский, чешский педагог-гуманист, чувственное восприятие с помощью зрения является исключительно начальной ступенью познания, и следующий немаловажный этап обучения - абстрактное мышление. То есть представление студентам наглядного материала предполагает обязательное дальнейшее рассуждение.
Это правило должно обязательно учитываться при обучении с соблюдением двух главных обстоятельств, относящихся к принципу наглядности (по Ч. Куписевичу):
1) прямое изучение объектов, т.е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебного процесса именно в тех ситуациях, когда студенты еще не располагают достаточным запасом знаний и опыта, который необходим для осмысления изучаемой на уроке темы;
2) чтобы студент смог приобрести точные, доказанные и оперативные научные знания с помощью непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью необходимо умело руководить, т.е. снабдить его системой соответствующих требований и обратить его внимание на важнейшие стороны изучаемого предмета [4].
В данной работе мы рассмотрим, как реализуется принцип наглядности на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Статистика» с помощью мультимедиа технологий.
Мультимедиа технологии - это интерактивные системы, которые дают возможность получать какую-либо информацию через несколько каналов восприятия. Одновременно видеть изображение, читать текст, слушать аудиофайлы, совершать все эти действия вместе. Это одно из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса.
С помощью мультимедийных технологий рассмотрим, как реализуется принцип наглядности дисциплины «Статистика» на практических занятиях в колледже. «Статистика» - это наука о сборе, классификации и количественной оценке данных с целью получения достоверных выводов, прогнозов и решений.
В современном учебном процессе используются компьютерные программные средства для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика», одна из таких программ обучения применяется в Microsoft Office Excel для статистических расчетов. В программе Excel можно производить различные расчеты и строить графики и диаграммы, а также составлять необходимые табличные данные по статистике. Мультимедийные технологии делают процесс обучения технологичнее и результативнее.
Проблема исследования состоит в анализе возможности реализации принципа наглядности в профессиональном обучении студентов.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: Реализация принципа наглядности на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Статистика».
Объект исследования: образовательный процесс в ГБПОУ Южно-Уральского Многопрофильного Колледже.
Предмет исследования: реализации принципа наглядности в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации принципа наглядности на практических занятиях в процессе изучения дисциплины «Статистика».
Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:
- рассмотреть принцип наглядности как один из дидактических принципов в профессиональном обучении;
- проанализировать использование мультимедиа технологий как средства реализации принципа наглядности на практических занятиях в колледже по дисциплине «Статистика»;
- провести анализ базы исследования и особенностей реализации принципа наглядности на практических занятиях по дисциплине «Статистика»;
- разработать рекомендации применения мультимедиа технологии на практическом занятии по дисциплине «Статистика».
Методология исследования: психология наглядности при обучении (В. А. Артемов); педагогика и прогрессивные технологии обучения (В. П. Беспалько, С. Н. Бегидова, С. А. Хазова, Г. М. Коджаспирова); методы активизации познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю. А. Шаранов); технология учебных циклов (Г.Г. Левитас); совершенствование обучения в техникуме (М. И. Ерецкий, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин); выбор активных форм и методов обучения, применяемых на уроках экономики (О. Ю. Мазанова); современные образовательные технологии (Г. К. Селевко, Н. В. Чекалева).
Практическая значимость работы: разработан конспект практического занятия по теме «Сводка, группировка и ряды распределения в статистике, способы наглядного представления статистических данных» с использованием мультимедийных технологий. Подготовлен дидактический материал к практическим занятиям по статистике.
Методы исследования: использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала и наблюдения.
База исследования: ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем принцип наглядности как один из дидактических принципов в профессиональном обучении, а также проводим анализ использования мультимедийных технологий как средства реализации принципа наглядности на практических занятиях по дисциплине «Статистика»; во второй главе представлен анализ базы исследования и особенности реализации принципа наглядности и разработаны рекомендации применения мультимедиа технологий на практических занятиях по дисциплине «Статистика»; выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Работа изложена на 78 страницах машинописного текста, включает в себя 7 таблиц, 16 рисунков, список литературы включает 46 источников.
В данной работе в первой главе мы рассмотрели принцип наглядности, это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Научное обоснование данного принципа найдено сравнительно недавно. Оно основывается на следующих точно описанных научных закономерностях: органы чувств человека обладают различной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства исследуемых наибольшей чувствительностью обладали органы зрения, которые фиксируют почти в 5 раз больше данных, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Наглядность имеет особое значение в изучении статистики ввиду того, что здесь необходимо достижение более высокого уровня абстракции, чем в изучении других предметов, а она способствует развитию абстрактного мышления.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод, что от верного выбора методики обучения во многом зависит успех восприятия материала. Другими словами, характер наглядных пособий, применяемых в процессе обучения, существенно влияет на понимание учебного материала, а также определяет содержание и структуру занятия.
Во второй главе настоящего исследования был осуществлен анализ базы исследования и особенностей реализации принципа наглядности на практических занятиях по дисциплине «Статистика». Ознакомились с историей Южно-Уральского многопрофильного колледжа.
Проанализировав содержание учебной дисциплины «Статистика», представленное в рабочей программе, которая является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности 44.03.04. - «Профессиональное обучение», направленность (профиль) «Экономика и управление (на примере ГБПОУ «Южно-Уральского многопрофильного колледжа») пришли к выводу, что принцип наглядности с мультимедиа технологиями реализуется недостаточно эффективно на практическом занятии по рассматриваемому предмету.
Для решения данной проблемы при изучении графического метода в статистике особое внимание необходимо обратить на построения графика. Это безусловно поможет реализовать принцип наглядности по средствам мультимедиа технологий на практических занятиях в полной мере и расширить возможности применения данного оборудования в компьютерных классах образовательного учреждения.
Разработали подробный план конспект по дисциплине «Статистика» на тему: «Графический метод в статистике, виды и принципы построения графиков». Предложили рекомендации к реализации принципа наглядности на практических занятиях по дисциплине «Статистика» с использованием мультимедиа технологий.
1. Рекомендация. Использовать принцип наглядности при изучении дисциплины «Статистика» в профессиональной образовательной организации целесообразно при изучении таких тем как: «Графический метод в статистике, виды и принципы построения графиков и статистических данных с помощью мультимедиа технологий».
2. Рекомендация. Эффективно использовать средства мультимедиа на практических занятиях при изучении и воспроизведении видов статистических графиков и принципов их построения.
3. Рекомендация. Реализация принципа наглядности при изучении дисциплины «Статистика» средствами мультимедиа технологий позволяет повысить мотивацию обучения будущих специалистов.
В ходе исследования цели выпускной работы были достигнуты, задачи реализованы.
1. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение [Текст] / Х.Х. Абушкин - Саранск: Морд, 2011. - 174 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении [Текст] - М.: Просвещение, - 256 с.
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа [Текст]: / М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2011. - 416 с.
4. Бегидова С.Н. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: Учеб. пособие / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова [Электронный ресурс]: URL: http://window.edu.ru/resource/633/67633/files/osnovy_form_opyta.pdf (18.03.2018).
5. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении [Текст] - М., 2003. - 245 с.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ИРПО,2013. - 336 с.
7. Бутова, В. Н. Создание учебно-методического комплекса [Текст] / Среднее профессиональное образование, 2013. - №1.
8. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова - Екатеринбург: 2003. - 297 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] - М., 2003. - 425 с.
10. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в техникуме [Текст]: Учеб. метод. пособие. - М.: Высш.шк., 2013.
11. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016. 273-ФЗ.РФ [Электронный
ресурс]: URL: www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
(12.03.2019).
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика[Текст]: учебник. - М.: Гардарики, 2014. - 528 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2014. -176 с.
14. Корзин А. Б. О научно-методическом обеспечении образовательного процесса [Текст] / А. Б. Корзин // Среднее профессиональное образование, 2015.
- №5.
15. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст] / Г.И. Кругликов - М.: Академия, 2012. - 272 с.
16. Кругликов В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов - СПб.: Знание, 2012. - 190 с.
17. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст].
- М., 2014. -125 с.
18. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования[Текст]. - М.: Высш.шк., 2013. - 236 с.
19. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения: Практическое пособие. [Текст] -М.: АРКТИ, 2006. - 72 с. (Школьное образование).
20. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. - М.: Высш. шк. 2014. - 223 с.
21. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст]. - М.: Юрайт-М, 2013. - 607 с.
22. Мазанова О. Ю. Выбор активных форм и методов обучения,
применяемых на уроках экономики // Научные исследования в образовании. 2008. №4. [Электронный ресурс]: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vybor-
aktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-primenyaemyh-na-urokah-ekonomiki (02.04.2019).
23. Методические указания по разработке учебно-методического комплекса дисциплины [Текст] / А. А.Кириллина, Е. Н.Павлова. - Якутск, Изд-во Якутского университета, 2013. - 25 с.
24. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов - М.: Мастерство, 2013. - 288 с.
25. Оконь В. Введение в общую дидактику [Текст] / Пер. с. польск. Л. Г. Кашкуревич, Н. Г. Горонин. - М.: Высш. шк., 2013. - 382 с.
26. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы,
перспективы [Текст] / Е.М. Скляренко // Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. - М.: АПУ и ПРО, 2002
27. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии[Текст]: учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 512 с.
28. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2013. - 640 с.
29. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Под. ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2014. - 608 с.
30. Реализация основных образовательных программ среднего профессионального образования [Текст]: сборник нормативных правовых документов / Под.ред. П. Ф. Анисимова. - М.: ИПР СПО, 2013. - 410 с.
31. Садовников В. А. Научно-аналитические работы в техникуме [Текст]/ В. А. Садовников // Среднее профессиональное образование, 2014. - №5.
32. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб.пособие. - М.: Народное образование, 2013. -256 с.
33. Семушина Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] / Л. Г Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Высш. шк., 2013.- 58с.
34. Силайчев П.А. Планирование обучения в учреждениях профессионального образования [Текст]: Учебно-методическое пособие / П.А. Силайчев - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2011. - 183 с.
35. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования [Текст]/ Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Высшее образование России, 2014.
- №2. - 48с.
36. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с
37. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.
38. Современный экономический словарь [Текст]/ Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 2015 - 416 с.
39. Столяренко Л. Д. Педагогика [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- 448 с.
40. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / Под.ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика., 2014 - 352 с.
41. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе [Текст] / А. А. Кыверляг,. А. В. Батаршев. - М.: Высш. шк.,2012. -159 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс]: URL:
http://www.suvc.ru/sites/default/files/u4/uni/fgos_080114.pdf(18.03.2018).
43. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теории, эмпирика, практика [Текст]. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед.ун-та, 2013. - 330 с.
44. Харламов И. Ф. Педагогика[Текст]: учеб.пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2013. - 519 с.
45. Чекалева Н. В. Современные теории и технологии образования[Текст]: учеб.пособие для пед. вызов. - Омск.: Омский гос. пед. ун- т,2014. - 71 с.
46. Шалунова М. Г. Практикум по методике профессионального обучения[Текст]: учеб.пособие / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф. — пед. ун-та, 2014. - 67 с.