Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристика и функционирование лексических средств выразительности в текстах рок-группы "Ария” (материалы для элективного курса по русскому языку)

Работа №81487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования лексических средств выразительности 7
1.1 Понятие метафоры и проблема классификации метафоры 7
1.2 Понятие сравнения и проблема классификации сравнений 11
1.3 Понятие эпитета и проблема классификации эпитетов 14
1.4 Понятие олицетворения и проблема классификации олицетворений . 16
1.5 Понятие гиперболы и литоты Проблема классификации гиперболы и литоты 18
Глава 2 Характеристика лексических средств выразительности в текстах
песен рок-группы «Ария» 22
2.1 Характеристика метафор в текстах группы «Ария» 23
2.1.1 Индивидуально-авторские метафоры в текстах группы «Ария» 24
2.1.2 Общеязыковые (узуальные) метафоры в текстах группы «Ария» .. 29
2.2 Характеристика сравнений в текстах группы «Ария» 32
2.3 Характеристика эпитетов в текстах песен группы «Ария» 40
2.3.1 Авторские эпитеты в текстах песен рок-группы «Ария» 40
2.3.2 Общеязыковые эпитеты в текстах песен рок-группы «Ария» 44
2.4 Характеристика олицетворений в текстах песен рок-группы
«Ария» 45
2.5 Характеристика гипербол и литот в текстах песен рок-группы «Ария» 49
2.5.1 Гиперболы в текстах песен рок-группы «Ария» 49
2.5.2 Литоты в текстах песен рок-группы «Ария» 51
Глава 3 Функционирование лексических средств выразительности в текстах песен рок-группы «Ария» 53
3.1 Функционирование метафор в текстах песен рок-группы «Ария»..54
3.2 Функционирование сравнений в текстах песен рок-группы
«Ария» 60
3.3 Функционирование эпитетов в текстах песен рок-группы «Ария».... 62
3.4 Функционирование олицетворений в текстах песен рок-группы
«Ария» 65
3.5 Функционирование гипербол и литот в текстах песен рок-группы
«Ария» 67
Заключение 71
Список литературы 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа элективного курса 80

В настоящее время люди проявляют большой интерес к русской рок - культуре, а точнее, к русской рок - поэзии. Этот жанр мало изучен в литературе и русском языке. В частности, интересна своим творчеством и группа «Ария».
«Ария» - советская и российская хеви-метал-группа. Одна из и самых успешных русских рок-групп, при этом это одна из немногих российских групп, достигших серьёзного коммерческого и творческого успехов и популярности за пределами поклонников хэви-метала. Известность к ней пришла во второй половине 1980-х годов. Состав коллектива неоднократно менялся. Её бывшими участниками были образованы многие другие известные группы, которые вместе составляют плеяду, называемую «Семейкой Арии»: «Мастер», «Кипелов», «Маврин», «Артерия», «Артур Беркут». Несмотря на смену вокалистов и гитаристов, группа существует по сегодняшний день, выступая с концертами по стране и выпуская новые альбомы. Большая часть текстов группы написана поэтами Маргаритой Пушкиной и Александром Елиным. Наиболее известными песнями группы являются «Засыпай», «Я свободен», «Без тебя», «Беспечный ангел», «Свет былой любви», «Там высоко», «Тореро».
В работе со школьниками необходимо уделять внимание анализу не только программных текстов, но и произведений, находящихся за ее пределами. Специфика психологии подростка заключается в тяге к непризнанному или недостаточно оцененному. Рассмотрение текстов рок- поэзии, не теряющих актуальности и сегодня, может на более близком ребенку материале приблизить понимание законов поэтического мышления и принципов его анализа.
Художественная специфика поэтических текстов группы «Ария» может быть рассмотрена на различных языковых уровнях, но наиболее значимым в структуре поэтики и наиболее показательным является, на наш взгляд, лексический уровень.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами: во- первых, значимостью в отечественной культуре поэтических текстов рок- группы «Ария», во-вторых, их не исследованностью в избранном аспекте, в-третьих, методическим ракурсом, позволяющим подготовить материал для элективного курса.
Именно поэтому целью данной работы является исследование роли языковых выразительных средств лексического характера в создании художественного пространства текстов песен группы «Ария».
Объектом исследования являются лексические средства выразительности в текстах песен рок-группы «Ария».
Предмет исследования - характеристики и функции лексических средств выразительности в текстах песен группы «Ария»
Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач:
1) выявить типологию лексических выразительных средств,
используемых в рассматриваемых текстах;
2) описать языковые признаки выявленных лексических средств;
3) выявить стилистическую функцию лексических выразительных средств в исследуемых текстах.
Методы исследования: работа написана с использованием описательного метода исследования, в ней использованы такие общенаучные приемы, как сплошная выборка, классифицирование, анализ и синтез.
Цель и задачи данного исследования определили его структуру. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, в которых есть несколько параграфов, заключения и списка используемой литературы, а также методического приложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключительной части работы подведем итоги исследования. Исследования проводились на материале текстов песен рок-группы «Ария». Путём сплошной выборки было выявлено 345 основных средств лексической выразительности.
В результате анализа мы выявили, что по генетической составляющей индивидуально-авторская метафора преобладает над узуальной, а по частеречной принадлежности глагольная и субстантивная преобладает над адъективной и наречной метафорой. Данные представлены в таблице:
Таблица 1 - Классификация метафор
Индивидуально-авторская метафора - 90% Узуальная метафора -10%
Частеречная принадлежность
Глагольная 68 (54,29%) Глагольная 4 (28,57%)
Субстантивная 36 (28,57%) Субстантивная 8 (57,14%)
Адъективная 20 (15,77%) Адъективная 2 (14,29%)
Наречная 2 (1,42%) Наречная 0 (0%)

В результате функционального анализа метафоры нами было выявлено 4 функции метафор: эмоциональная функция, которая служит для изображения и анализа духовной и душевной жизни человека. Функция моделирующая, создающая определенную модель мира (апокалипсиса, сверхъестественный мир, библейский) и исследует взаимосвязь между его элементами. Функция метафоры, конкретизирующая внешние признаки предмета (объективация), а также функция психологического параллелизма, цель которой заключается в проекции состояний на человека на явления природы.
Кроме того, в результате анализа сравнений мы выявили 8 видов формирования сравнений. Данные представлены в таблице: Таблица 2 - Классификация сравнений
сравнения, выраженные сравнительным оборотом, вводимым при помощи союзов как, будто, словно, точно - 24 (54,15%)
сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже - 7 (10%)
Сравнение, выраженное наречием в сравнительной степени - 2 (2,86%) выраженные степенью сравнения прилагательных - 8 (11,43%)
выраженные при помощи лексем похож, напоминает и других подобных, указывающих на уподобление объектов - 1 (1%)
придаточное сравнение - 2 (1,43%) фразеологизмы-сравнения - 3 (2,86%)
В результате функционального анализа сравнений нами было выявлено три функции, сравнительные единицы в большинстве своем несут изобразительную функцию. Данные представлены в таблице: Таблица 3 - Классификация функционального анализа сравнений изобразительную функцию - 35 (51,47%) оценочную функцию - 33 (48,53%) функция афористическая - 2 (2,86%)
В результате анализа мы выявили, что по генетической составляющей авторские эпитеты преобладают над узуальными, а также по частеречной принадлежности большинство образовано прилагательными. Данные приведены в таблице ниже:
Таблица 4 - Классификация эпитетов по частеречной принадлежности
Авторские 54 (90%) Узуальные 6 (10%)
прилагательными выступающими в роли определения - 36 (66%) прилагательным - 4 (80%)
образованные наречием, выступающим в роли обстоятельства - 13 (21%) образованные по средствам причастия или причастного оборота - 1 (10%)
существительные, выступающие в
качестве приложения - 5 (9%) деепричастиями - 1(10%)
причастия и причастные обороты -3 (3%);
Деепричастия - 1 (1%)

В результате функционального анализа эпитетов было выделено две функции: усилительная - 27 (45%) и уточнительная - 33 (55%).
В результате частеречного анализа и функционального анализа олицетворений мы выявили следующее.
Таблица 5 - Классификация олицетворений по частеречной принадлежности выраженные именем существительным- 25 (41,67%) выраженные глаголов - 25 (41,67%) выраженные именем прилагательным - 10 (16,67%) смыслообразующую и текстообразующую функцию - 85,72% отвечающая за идиостиль автора - 8 (14,29%)

По результатам частеречного и функционального анализа гипербол и литот, мы пришли к выводам, что средством гиперболизации выступает в большинстве случаев устойчивые выражения (97%); в наименьшей используемости: глагольные конструкции (1%), сравнительные обороты с союзом как (1%), конструкции с временными и пространственными наречиями (1%). Гипербола, передающая чувства автора или героя, составляют 45%, а подчеркивающая субъективность создаваемого образа, условность, составляет 55%. Литоты привести в какую-то классификацию не удалось возможным, так как они все образованы по одному принципу и выполняют одну функцию: подчеркивают субъективность создаваемого образа.
Благодаря данным исследования можно обнаружить, что авторы текстов широко используют лексические средства выразительности. В основном используют индивидуально - авторские метафоры и эпитеты, которые подчеркивают индивидуальные особенности автора как человека. Сравнения, олицетворения, гипербола и литота помогают выражать авторские оценки или оценки героев произведения, также усиливают и передают мысли и чувства героев или автора.
Результаты данной работы могут быть использованы в дальнейшем как материал для элективных курсов по русскому языку, так как, в работе со школьниками необходимо уделять внимание анализу не только программных текстов, но и произведений, находящихся за ее пределами.



1. Аминева. Т.А. Олицетворение в поэтических произведениях С. А. Есенина и способы его передачи на немецкий язык / Т.А. Аминева // Фундаментальные исследования. - 2014. - №12-2. - С.402-406.
2. Арутюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры / Арутюнова Н.Д. // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1978. — Т. 37. — №4. — С. 333—343.
3. Веселовский А.Н. Избранное: историческая поэтика / А.Н.
Веселовский. - Москва : РОССПЭН, 2006. - 59 с.: ил. - ISBN 5-8243-0588-9 .
4. Видеотьютор по русскому языку : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://videotutor-rusyaz.ru/(Дата обращения 4.05.2020).
5. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка : опыт систематизации выразительных средств / И.Р. Гальперин - Москва : ЛИБРОКОМ, 1958. - 167-168 с.: ил. - ISBN 978-5-397-02330-6.
6. Головина Н.В. Характер сравнений в индивидуально-авторской картине мира М.Ю. Лермонтова (гендерный аспект) / Н.В. Головина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - №11. - С. 102-108.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. - 8-е изд. - Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2007. - 150 с.: ил. - ISBN 978-5-8112-2379-4.
8. Группы «Ария» : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://aria.ru/(дата обращения: 04.03.2020).
9. Дацишин X. Метафора в творчестве писателя / X. Дацишин // Вестник Львовского ун-та. - 2004. - Вып. 25. - C. 427 - 433.
10. Довнор Д.И. Современная русская литература : анализ произведений школьной программы / Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - Минск : Книжный дом, 2003. - 45 с.: ил. - ISBN 985-428-685-1.
11. Дэвидсон. Д. Функционирование русского языка: методический аспект / Д. Дэвидсон, О. Д. Митрофанова; VII Международный конгресс преподавателей рус. яз. и лит. - Москва. - 1990. - 26 с.: ил. - ISBN 5¬200-01402-6
12. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. - 485 с.: ил. - ISBN 5-352¬00020-6.
13. Интерактивный характер дискурсивного перевода / Грушевская Т.М., Метелева В.В. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2013. - №121. - С. 62-67.
14. Ким. Х.Р. Семантика средств олицетворения в идиостиле И. Бродского : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ким Хэ Ран; Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. - Москва, 2008. - 24 с.
15. Краткий словарь литературоведческих терминов : Пособие для учащихся сред. школы / Л.Н. Тимофеев, Н. Венгеров ; Под общ. ред. действ. чл. Акад. пед. наук проф. Л.И. Тимофеева. - Москва : Учпедгиз, 1963. - 160 с.: ил. - ISBN 5-86655-050-2.
16. Лиммерман X. Учебник риторики : тренировка речи с упражнениями : Пер. с нем. / X. Лиммерман. - 2-е изд., перераб. - Москва : АО "Интер-эксперт", 1998. - 253 с.: ил. - ISBN 5-85523-041-4.
17. Метафора в языке и тексте / В.Г. Гак, В.Н. Телия, Е.М. Вольф и др. ; отв. ред. В.Н. Телия ; АН СССР, Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1988. - 173-204 с.: ил. - ISBN 5-02-010889-8
18. Научная библиотека : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://niv.ru/(Дата обращения 07.04.2020).
19. Новейший большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт; Москва : Рипол классик, 2008. - 1534 с.: ил. - ISBN 978-5-7711-0015-9.
20. Павлова. Д. Д. Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи «Благослови, Ультима!» / Д.Д. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5389/(дата обращения: 04.06.2020).
21. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. - 562, с.: ил. - ISBN 978-5-222-17060-1.
22. Постникова С.В. Прагматика сравнения (на материале немецкого языка) / С.В. Постникова // Вестник Вятского гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2009. - № 4. - С. 72-80.
23. Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - Москва: Искусство, 1976. с.: ил. - ISBN 5-691-00212-0.
24. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. в высш. учеб. заведениях / В.К. Приходько. - Москва : «Академия», 2008. - 256 с.: ил. — ISBN 978-5-7695-4586-3.
25. Репродуктор : русский рок : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://reproduktor.net/aria/(Дата обращения 4.03.2020).
26. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. Как мы говорим. А как мы пишем : типология стилистических ошибок / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь - Москва : ACT, 2019. - 303 с.: ил. - ISBN 978-5-17-114070-0.
27. Серебрякова, Е.В. Персонификация как приём иносказания: дисс. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.В. Серебрякова. - Москва, 2010. - 25 с.
28. Словарь лингвистических терминов : лингвостилистика, синтаксис, морфология, фономорфология, фонетика / О. С. Ахманова. - Москва : Либроком, 2009. - 449 с.: ил. - ISBN 978-5-397-00901-0.
29. Словарь синонимов русского языка : практ. справ. : Ок. 11
000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. - 11. изд., перераб. и доп. - Москва : Дрофа, 2001. - 564 с.: ил. - ISBN 5-200-02871-X.
30. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1976. - 543 с.: ил. - ISBN 5-200-00316-4.
31. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б.А. Серебрянников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 184-187
32. Теоретическая поэтика. А.А. Потебня ; [сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратов]. - Москва : Высш. шк., 1990. - 342 с.: ил. - ISBN 5-06-000844-4.
33. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. — 512 с. ISBN 5—01— 001599—4.
34. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - [27-е изд., испр.]. - Санкт-Петербург : Ленинградское изд-во, 2012. - 1357 с.: ил. - ISBN 978-5-9942-0932-5.
35. Уарова О.В. Дискурсивные стратегии интерпретации стилистического приема сравнения (на материале английской художественной литературы XIX-XX вв.): дис. ... канд. филол. наук.: 10.02.04. Уарова Ольга Васильевна ; - Моск. гос. лингвист. ун-т. - Москва, 2006. - 24 с., 10 с.
36. Ушакова Ю.Ю. Лексическая наполняемость и структурно¬
семантические особенности компаративных тропов в русском языке : автореферат дис. доктора филологических наук : 10.02.05 / Ушакова Юлия Юрьевна; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2005. - 44 с.
37. Хазагеров, Т.Г. Экспрессивная стилистика и методика анализа художественных текстов / Т.Г. Хазагеров // Проблемы экспрессивной стилистики: сб. ст. / отв. ред. Т.Г.Хазагеров. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. - С. 47-56.
38. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / [В. Н. Телия, Т. А. Графова, А. М. Шахнарович и др.; Отв. ред. В. Н. Телия]; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1991. - 214 с.: ил. - ISBN 5-02-011050-7.
39. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 248 с.: ил. - ISBN 5-7186-0127-5.
40. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - Москва : ACT : Астрель, 2009. - 588 с.: ил. - ISBN 978-5-17-016833-0.
41. Яровенко Е.А. Использование метафоры в произведениях английской литературы : автореферат дис. ассистент филологической кафедры: 5.05.2017 / Яровенко Елена Александровна ; - Чебоксары, 2017, - 5 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ