Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка: учебная группа, 18 человек, разделенная на три подгруппы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности 5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков 5
1.2 Трудности в педагогическом общении 8
1.3 Возможности развития коммуникативных навыков личности в школьном возрасте 13
2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности 17
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности 17
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования 22
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Одними из необходимых требований для этого являются гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Научить школьника психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.
Таким образом, проблема исследования заключается в определении необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются ученики старших классов.
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков у старших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков детей школьного возраста.
Задачи: Провести теоретическое изучение проблемы улучшения коммуникативных навыков личности.
Провести психологический анализ развития коммуникативных навыков у школьников.
Выработать рекомендации по развитию коммуникативных навыков у школьников.
В работе были использованы методики развития коммуникативных навыков личности Петрусинского В.В.
Значимость состоит в выработке рекомендаций по преодолению проблем в общении и развитию коммуникативных навыков личности.
Цель исследования заключалась в психологическом анализе и выявлении необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитии.
Наше предположение, заключавшееся в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности, было подвергнуто проверке с помощью теоретических и эмпирических исследований.
В теоретической части нами были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития коммуникативных навыков личности.
Эмпирическая часть исследования была направлена на выявление необходимых коммуникативных навыков личности и их развитие с помощью специальных методик.
Результатом исследования стало то, что после проведения тренинга у большинства участников стало заметно развитие навыков делового общения, но не у всех в равной степени. Пять из одиннадцати участников второй группы по своим способностям приблизились к участникам первой подгруппы, но лишь один из четырех участников третьей подгруппы сумел добиться уровня участников второй подгруппы. В любом случае, участникам требуется дальнейшее развитие навыков делового общения, в том числе и для того, чтобы не утратить достигнутого. Так или иначе, всем участникам удалось развить свои коммуникативные навыки.
Таким образом, мы доказали, что с помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолеть проблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.
1. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь.
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1982.
4. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
7. Лиишн О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
10. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.
11. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М., 1986.
12. Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. – М., 1978.
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.
14. Педагогический словарь. – М., 1999.
15. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Рязань, 1996.
16. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1997.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
18. Сулимова Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.
19. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. – Киев, 1990.
20. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.,
1991.
Депонированные научные работы
1. Разумовский В.А. Андреев Д.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / Институт экономики города. – Москва, 2002. – 210 с. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.
2. Социологическое исследование малых групп населения / Иванов В.И. [и др.]; Министерство образования Российской Федерации, Финансовая академия. – Москва, 2002. – 110 с. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432.