ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 8
1.2 Особенности развития двигательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3 Педагогические условия развития двигательной активности у
детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики 20
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Опытно-поисковая работа по развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики 32
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы 32
2.2 Реализация педагогических условий развития двигательной
активности у детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики 38
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Приложения
Физическое развитие детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью общей системы всестороннего и гармоничного развития человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здорового образа жизни. Ребенок физически развивается, осваивает двигательные умения и навыки, у него формируется интерес к физической культуре и спорту.
В настоящее время большинству детей недостаточно двигательной активности, которую они получают в образовательных организациях и в повседневной жизни. Большую часть времени дети проводят в статичном положении (за столами, компьютерами и телевизором). Вследствие этого возникает нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
М.М. Безруких о здоровье детей дошкольного возраста говорил, что оно вызывает обоснованную тревогу в обществе и государстве. Результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой патологической пораженности детей дошкольного возраста: лишь 10% из них признаны здоровыми. [8, с.25]
Исследования в области физического развития детей, принадлежащие Л.Д. Биленькой, Е.А. Болдиной, К.Л Гейхмана, Е.И. Глейзерова, Л.Е Дьяковой, Е.Т. Лебедевой, Л.А. Микевич, Л.И. Широкановой, показали, что у большинства детей дошкольного возраста двигательная активность ниже рекомендуемого уровня.
Для решения проблемы необходим комплексный подход, вызывающий привлечение экспертов различных научных течений, включая и специалистов по физической культуре, в том числе - по аэробике.
Э.Я. Степаненкова подчеркивала, что двигательная активность является необходимой для нормального развития детей, так как именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. [43, с.168]
Многие исследователи, такие как И.А. Аршавский, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др., утверждают, что двигательная активность необходима и обязательна для нормального развития и формирования детского организма.
В работах В.А. Ананьева говорится, что такие ученые как С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова, И.Д. Маханева указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. [3, с.17]
Т.Н. Доронова говорит, что в работах Т.И. Богиной, С.С.Бычковой, И.И. Мастюковой, С.Н. Попова, Е.А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности. [14, с.8]
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) физическое развитие направлено на развитие двигательной активности и таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координация движения, силы, ловкости и других. [1]
Аэробика способна удовлетворить потребности самых разных общественных групп населения в подборе оздоровительных занятий, помогая увеличить двигательную и общую культуру занимающихся. Она расширяет кругозор. Течение детской аэробики возникло не так давно, но её известность быстрыми темпами увеличивается как за границей, так и в России.
Общедоступность аэробики обусловливается, прежде всего, тем, что содержание основывается на общеразвивающих упражнениях, не требует особого дорого оснащения. Её результативность состоит в разностороннем влиянии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику разных болезней.
Детская аэробика может быть реализована как в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО), так и в организациях дополнительного образования, фитнес центрах. Показательные выступления, конкурсы, фестивали позволяют продемонстрировать развитие двигательных умений и навыков детей.
Занятия аэробикой могут способствовать: приобщению детей к постоянным занятиям физической культурой и увеличению интереса к ним; улучшению состояния их здоровья, профилактике разнообразных болезней; увеличению степени физической подготовленности; формированию двигательной культуры: культуры тела, движений, телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечений, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.
Таким образом, развитие двигательной активности детей является актуальной проблемой физического воспитания детей дошкольного возраста. Современные исследования доказывают, что эффективным средством для этого является детская аэробика, которая позволяет заинтересовать дошкольников за счет эмоциональной системы целенаправленных оздоровительных занятий.
Актуальность позволила определить тему нашего исследования: «Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе аэробики».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить влияние средств аэробики на развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики.
Предмет исследования: педагогические условия развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики.
Гипотеза исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня двигательной активности детей;
- подбор оптимальных средств аэробики для развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития двигательной активности детей.
2. Изучить особенности развития двигательной активности в процессе аэробики у детей старшего дошкольного возраста.
3. Оценить показатели уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать педагогические условия развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой.
5. Оформить выводы по результатам исследования.
Для решения поставленных задач будут использоваться теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, сравнение, обобщение) и эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, диагностика).
Этапы исследования:
I этап (констатирующий): сентябрь - октябрь 2017
II этап (формирующий): ноябрь 2017 - апрель 2018
III этап (контрольный): май 2018
База исследования: исследование проводилось с сентября 2017 г. по май 2018 г. на базе МАДОУ №23 г. Челябинска. Всего было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 18 мальчиков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.
Развитие двигательной активности детей является актуальной проблемой физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Современные исследования доказывают, что эффективным средством для этого является детская аэробика.
Существуют разные определения двигательной активности, но все учёные отмечают, что двигательная активность является естественной и важной потребностью организма.
Становление двигательной активности происходит в старшем дошкольном возрасте. Интенсивно развиваются эмоциональная, нравственно-волевая и интеллектуальная сферы личности, а также моторика и физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, гибкость). Двигательная активность влияет на состояние здоровья, работоспособность и успешность в получении знаний.
В свою очередь на развитие двигательной активности влияют не только возрастные нормы, но и индивидуальные особенности детей, а также множество различных факторов. Большое значение играет роль взрослых, которые повышают интерес детей и тем самым помогают обеспечить оптимальный режим двигательной активности.
Успешное развитие двигательной активности у старших дошкольников средствами аэробики будет успешно формироваться только при грамотном создании педагогических условий. Для этого необходимо применять дифференцированный подход обучения с учетом индивидуальных возможностей детей, а так же подбирать оптимальные средства аэробики.
Цель нашей работы заключалась в теоретическом обосновании и практической проверке влияния средств аэробики на развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
В ходе работы была изучена психолого-педагогическая, научная, методическая литература. В теоретической части рассмотрены, выявлены и охарактеризованы, такие темы как:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Педагогические условия развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики.
В практической части проведена опытно-поисковая работа с сентября 2017 г. по май 2018 г. на базе МАДОУ №23 г. Челябинска. Всего было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 18 мальчиков.
Педагоги не в полной мере владеют знаниями о дифференцированном подходе с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, а также, что работа с применением средств аэробики является актуальной для развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим был разработан перспективный план по реализации педагогических условий развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики.
В результате реализации предложенного перспективного плана педагоги стали лучше разбираться в вопросе дифференцированного подхода с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.
Кроме того, уровень развития двигательной активности вырос у 10 детей (33%) исследуемой группы старшего дошкольного возраста. У 20 детей (67%) уровень развития двигательной активности остался прежним, но сравнивая показатели по каждому тесту, видно, что эти показатели тоже возросли.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа позволила сделать вывод об эффективности перспективного плана по реализации педагогических условий развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами аэробики, что доказывает сформулированную нами гипотезу.
В приложениях разработаны и предложены:
1) Ориентировочные показатели физического развития детей 3-7 лет (Приложение 1);
2) Двигательные упражнения степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики (Приложение 2);
3) Картотека подвижных игр с элементами фитбол- аэробики(Приложение 3);
4) Картотека подвижных игр с элементами степ-аэробики (Приложение 4);
5) Картотека подвижных игр с элементами танцевальной
аэробики (Приложение 5);
6) Двигательные разминки и физкультурные минутки (Приложение 6);
7) День здоровья с элементами степ-аэробики (Приложение 7);
8) Досуг с элементами танцевальной аэробики «Делай с нами, делай как мы!» (Приложение 8);
9) Досуг с элементами фитбол-аэробики «Колобок» ( Приложение 9);
10) Консультация «Задачи индивидуального и
дифференцированного обучения» (Приложение 10);
11) Консультация «Дифференциация работы и индивидуализация заданий в развитии двигательной активности детей» (Приложение 11);
12) Консультация «Создание групп воспитанников для дифференцированной работы по развитию двигательной активности» (Приложение 12);
13) Консультация «Подбор материала для развития двигательной активности детей» (Приложение 13);
14) Консультация «Дифференцированный подход при объяснении теоретического материала» (Приложение 14);
15) Консультация «Дифференциация этапов образовательной деятельности» (Приложение 15);
16) Консультация «Влияние индивидуально-дифференцированного подхода на повышение учебной мотивации детей» (Приложение 16).
1 Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
Учебная литература:
2 Алексанян С.Н. Средства и методы хореографии в танцевальной
аэробике: учебно-методическое пособие/С.Н. Алексанян, Е.Н.
Коюмджян, О.А. Шарина. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 112 c
3 Ананьев В.А. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2013
4 Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с
5 Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с
6 Ашмарин Б. А. Теория и методы физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989
7 Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого / В. К Бальсевич. - Москва: ФиС, 2013. - 208 с
8 Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рам ках региональных программ «Образование и здоровье» // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Международ. науч.практ. конф. - Мурманск, 2001
Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с
Бурма, А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как условие их подготовки к школьному обучению: / А.В. Бурма. СПб., 1992. 217 с
Воротилкина И. Организация двигательной активности
дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2014. - 144 с
Голубева, Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста / Г.Н. Голубева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016.
Доронова, Т.Н. Право на охрану здоровья / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001.
Евсеев Ю.И. Физическая культура: серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 384 с
Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.:-линка-пресс, 2000. - 296с
Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография. М.,2015
Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987.- №1
Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика. Содержание и методика: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зефирова, В.В.Платонова. - Санкт- Петербург: СПбГУ ИТМО, 2016. - 25с
Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2002. - 448 с.
Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. №11. 2014 Коломийцева Н.С., Ханжиева А.Я. Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления): Учебно-методическое пособие для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ) - Майкоп: изд-во АГУ, 2013. - 174 с
Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания различных групп населения / Под ред. Круцевич Т.Ю. - Киев.: Олимпийская литература, 2013. - 391 с Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 192 с
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика:. Теория и методика.-М.: Федерация аэробики России, 2002.- 232с
Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. М.: Гранд-фаир, 2000. — 255 с.
Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. - Мн.: Ураджай, 2014. 275 с
Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников. Ч.2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. - М.: Сфера, 2015. - 176 с
Михайлова Э.И. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие для учителя физической культуры / Э.И. Михайлова, Н.Г. Михайлов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Советский спорт, 2014. — 123 c Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду. О.Н. Рыбкина, Л.Д. Морозова /Москва, 2014
Мостовая Т.Н. Техника и методика обучения упражнениям классической (базовой) аэробики и спортивных танцев: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мостовая. — Электрон. текстовые данные. — Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. — 57 c
Осокина Т.И. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Т.И. Осокина, В.А. Чунтова. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971. - 159 с Панько Е.А. Подвижные игры для детей. - Пралеска: программа дошкольного образования / Под. ред. проф. Е.А. Панько. - Минск: НИО, 2017. - 320 с
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет): Пособие для педагогов дошкольного учреждения / Л. И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 128 с
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду / Л. И. Пензулаева. - Москва: Просвещение, 1988. - 95 с
Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 128 с Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2013 г Рунова М.А. Методическое пособие Двигательная активность ребенка в детском саду. 2015 г
Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 256 с
Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности/ М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998.
Савенок Л. М. Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - 337 с
43 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 368 с
44 Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с
45 Шарманова, С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста / С.Б. Шарманова, Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №2
46 Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 2015. — 93 с
47 Шебеко, В.Н, Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников.- Практикум: Пособие для средних пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений. М., 2013
48 Шипилина, И. А. Аэробика : учеб. пособие / И. А. Шипилина. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2014. - 219 с
49 Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении/ В.А. Шишкина // Пралеска. - 2016. - №9
50 Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А. Г. Щедрина-
Новосибирск: СО РАМН, 2003. 132 с