ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен 8
1.2 Дидактические способы организации процесса проблемного
обучения 20
1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия
реализации 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1 Интерактивные методы обучения гражданскому праву как
средство формирования основных компетенций для подготовки студентов СПО 33
2.2 Особенности содержания и методики проблемного обучения
гражданскому праву в реальном педагогическом процессе 43
2.3 Фонды оценочных средств для реализации метода проблемного
обучения гражданскому праву в организации СПО 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Опыт реформирования образования в России, который был накоплен за последнее десятилетие, приводит к осознанию необходимости постановки в качестве приоритетных воспитательных целей и задач придания образовательному процессу конкретной направленности на развитие духовной сферы личности, на ее гражданское становление, на преодоление правового нигилизма.
Исторический опыт убедительно свидетельствует, что без строительства гражданского общества не может быть полноценного демократического государства, способного дать достойный ответ историческому вызову, отстоять и успешно реализовать свои геополитические интересы, обеспечить защиту прав своих граждан (5).
На защиту прав граждан призваны встать, прежде всего, юристы, которых готовит сегодня большое количество специализированных юридических организаций.
В современных условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности. Одним из путей решения этой задачи является формирование системы гражданских ценностей у студентов-юристов. Реализация этой задачи позволит выпустить из стен юридического учреждения более крепкого профессионала и гражданина своей страны.
Требования сегодняшнего дня высоко подняли планку престижа юридического образования, качество которого во многих случаях оставляет желать лучшего. Однако превращение юридического образования в одну из прибыльных отраслей предпринимательства оттеснило главную цель образования: выпускник-юрист должен быть не ремесленником от юриспруденции, а гражданином, обладающим высоким уровнем правосознания и являющимся носителем правовой культуры в обществе (32).
Поэтому в современном среднем профессиональном юридическом образовании возникает ряд противоречий:
• на уровне науки - несоответствие, возникающее между большим количеством теоретических исследований в рамках отдельных правоведческих дисциплин и незначительным числом методик их преподавания;
• на уровне системы преподавания в целом - рассогласованность между высокими требованиями к профессиональному самоопределению будущих юристов и отсутствием разработанных методик эффективного усвоения материала;
• на уровне воспитания - противоречие между сформировавшимися требованием к высокому морально-нравственному облику юриста и отсутствием методик и программ правового воспитания (30).
Всё это обусловливает необходимость постановки цели исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: «Как модернизировать преподавание специальных дисциплин, чтобы обеспечить условия преодоления правового нигилизма и формирование правового сознания у студентов-юристов?»
Каждый преподаватель исходит в своей деятельности из триединства целей - обучающей, развивающей, воспитывающей. Наибольшая ответственность ложится при этом на преподавателей дисциплин, занимающих большой объем учебный часов, особенно если это относится к дисциплинам специальным.
Гражданское право - один из базовых курсов юридического образования. По своему содержанию эта дисциплина охватывает почти все сферы жизни людей, и у преподавателя имеются большие возможности для формирования правого сознания студентов, для преодоления их юридического (или правового) нигилизма, наличие которого у будущих юристов является социально опасным феноменом.
Объектом исследования выступают институты и нормы образовательного законодательства РФ, процесс изучения дисциплины «Гражданское право» в профессиональной образовательной организации.
Предметом исследования является теория и практика изучения в образовательной организации среднего профессионального образования дисциплины «Гражданское право».
Цель исследования: проанализировать метод проблемного обучения при изучении дисциплины «Гражданское право в учебном процессе для образовательной организации среднего профессионального образования.
Для достижения обозначенной цели в работе определен ряд исследовательских задач:
- проанализировать метод проблемного обучения как психолого-педагогический феномен;
- охарактеризовать дидактические способы организации процесса проблемного обучения;
- определить проблемную ситуацию и учебную проблему, их способы и условия реализации;
- рассмотреть интерактивные методы обучения гражданскому праву как средство формирования основных компетенций для подготовки студентов СПО;
- охарактеризовать особенности содержания и методики проблемного обучения гражданскому праву в реальном педагогическом процессе;
- сформулировать фонды оценочных средств для реализации метода проблемного обучения гражданскому праву в организации СПО.
Теоретическая основа исследования: теория развивающего обучения Л.О. Выготского, В.В. Давыдова, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, теория личностно-ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., концепции педагогики свободы и педагогической поддержки О.С. Газмана, В.В. Зайцева; теория ценностного выбора Г.Л. Тульчинского и К.Х. Мамджяна; теории деятельности И.С. Кона и К.А. Абдульхановой-Славской, позволяющие определить категорию ценностных отношений как фактора разностороннего самоопределения личности, а также работы по теории принятия решения П.К. Анохина, Дж. Брунера, Ю.М. Забродина, Д.Н. Завалишиной.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические - сравнительный анализ литературы и эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, моделирование экспериментальных ситуаций, направленных на инициирование и изучение ценностного самоопределения учащегося.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе шесть параграфов, заключение, список использованных источников и двух приложений (Методические рекомендации для студентов СУЗа по изучению дисциплины «Гражданское право», Темы докладов, сообщений по дисциплине «Гражданское право»).
В целом следует отметить, что проблематике совершенствования юридического образования в том числе и методики преподавания гражданского права сегодня уделяется достаточно внимания. Однако не следует забывать о том, что современный образовательный процесс требует от преподавателей не только поиска и внедрения новых приемов, форм, но и умения оригинально использовать достаточно известные, иногда незаслуженно забытые традиционные формы проведения занятий. Удачно подобранные методы и формы занятий, помноженные на профессионализм преподавательского состава и глубочайшее уважение к своей педагогической деятельности призваны решить одну из главнейших для нашей страны задач - задачу подготовки и воспитания грамотных, образованных, культурных молодых специалистов, будущих профессионалов, способных и желающих использовать право в целях изменения жизни к лучшему.
Необходимо помнить, чтобы в ходе изучения курса гражданского права студенты не замыкались на нескольких учебных пособиях, а научились мыслить самостоятельно, сопоставлять различные точки зрения, делать грамотные и аргументированные выводы, необходимо сориентировать их не только на основные учебники, но и на наиболее значимые труды по гражданскому праву. При изучении каждой темы курса в обязательном порядке необходимо проводить обзор актуальных публикаций в юридических журналах по теме занятия. В последние годы цивилисты не испытывают дефицита в таких журналах. Эффективное усвоение курса гражданского права возможно посредством грамотно построенных лекционных занятий, чередования практических занятий и теоретических семинаров (диспутов, дискуссий, обсуждений новых нормативных актов, деловых игр) и, конечно, метода проблемного обучения под руководством преподавателя. Именно такой подход позволяет достичь наибольшего эффекта. Особое внимание должно быть уделено индивидуальной работе со студентами. К сожалению, при нынешнем объеме учебной нагрузки это достаточно затруднительно, и многие преподаватели данным видом учебной работы пренебрегают. Между тем только в ходе таких консультаций можно выявить склонности того или иного студента к научной деятельности, подготовить его к участию в конференции, но самое главное - научить его учиться самостоятельно.
Определение направления обучения студентов состоит, прежде всего, в установлении соответствия характеристик учебного процесса и его результатов тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся. Отношения обучающегося и обучающего приобретают особый характер - диалоговый, они становятся более индивидуальными, а процесс обучения - личностно-ориентированным. Образовательные потребности таких студентов определяются различными факторами: уровнем базового образования, характером профессиональной деятельности, субъективной жизненной ситуацией и др. Все это требует в процессе обучения делать больший упор не на теорию, а на практику применения норм гражданского законодательства, анализ решений судов по конкретным делам и т.д.
Настало время по-новому оценить методику преподавания правовых дисциплин, необходимо переместить акценты с количества подготовленных юридических кадров высшей квалификации на качество их подготовки.