Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №81457

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города 14
1.2. Особенности воспитания интереса к истории города у детей старшего
дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия социальной адаптации у детей старшего
дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города 32
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ГОРОДА .... 51
2.1. Состояние проблемы исследования в практике дошкольного
образовательного учреждения 51
2.2. Реализация педагогических условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города 63
2.3. Контрольный этап исследования по проблеме социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города 72
Выводы по второй главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98

Актуальность темы исследования. На современном этапе дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Прежде всего, они связаны с тем, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который утвердил дошкольное образование в качестве уровня общего образования. В связи с этим 1 января 2014 года был принят первый в истории федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одним из основных принципов которого является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего родного края и города. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия наминается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Особое внимание в период дошкольного детства следует уделить воспитанию интереса к родному городу (Т. А. Березина, Д. Н. Дубинин, С.Г. Назаров и др.), который в будущем станут основой для разработки национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.
Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, А. П. Усова, М. И. Богомолова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г. Н. Абросимова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева и др.).
Исследования учеными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине ХХ в. (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI вв. выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г.Н. Данилина, Л.Ю. Ильина, Ю. Н. Мамонова, М. Ю. Новицкая, А. А. Остапец, Л.И. Русских, М. Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является старший дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В. С. Мухина).
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между общественной потребностью в подготовке социализированной личности и педагогическими возможностями дошкольного образования. Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов образования - все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка, на создание условий, способствующих его социальной адаптации. Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский) Работу по социализации личности следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, оказываются прочными и воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности (А Г Харчев)
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что воспитание интереса к истории города дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, в связи с тем, что региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми регионального культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, АН. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
В ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ» подчеркивается цель дошкольного образования, которая, прежде всего, направлена на развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. В то же время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задача развития представлений о родном городе у дошкольников не представлена, однако в образовательной области «Познавательное развитие» указывается формирование первичных представлений о малой родине.
Проблемы, связанные с развитием познавательных интересов как побудительной силы в познании истории города, были рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, М. Ф. Беляева, И. М. Цветкова, А. Г. Ковалева, В. В. Давыдова, В. П. Беспалько, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной, А. К. Дусовицкого и др. Различные аспекты развития у дошкольников познавательных интересов исследованы И. Ч. Красовской (формирование интереса к явлениям общественной жизни в совместной деятельности детского сада и семьи), А. Ю. Тихоновой (воспитание интереса к региональной культуре на примере художественных ремесел), С.В. Гусаровой (формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса дошкольников), О.В. Прозоровой (формирование познавательного интереса средствами народной педагогики), А.Ю. Дейкиной (развитие познавательного интереса в процессе медиаобразования) и др. В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене, что изучалось А.В. Запорожцем, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъяковым, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса и др.
Несмотря на то, что вопросы формирования и развития интереса находят достаточно глубокое отражение в исследованиях ученых, современная образовательно-воспитательная практика свидетельствует, что данная проблема требует своего дальнейшего изучения, особенно в аспекте определения эффективных средств воспитания интереса к истории родного города, что определяет актуальность на научно - теоретическом уровне.
На научно - методическом уровне актуальность обусловлена тем, что отсутствует научно - методическое обеспечение воспитания интереса к истории города у детей дошкольного возраста, потребность в которой возрастает в связи с необходимостью решения задач дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- обеспечения преемственности целей и задач основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными;
— обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
Таким образом, теоретический анализ научной литературы и практическая работа в дошкольном образовательном учреждении свидетельствуют о наличии ряда противоречий:
-потребностью общества в социализированной личности, способной адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовой действовать в меняющихся условиях, и существующим реальным уровнем подготовки педагогов и родителей к осуществлению осознанного процесса социальной адаптации дошкольников,
— осознанием важности государственного заказа на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного города, своевременное формирование у детей навыков самообразования и недостаточной его реализацией в теории и практике дошкольного образования;
— развивающимся в психологической науке новым взглядом на дошкольное детство в современном динамичном мире и недостаточным вниманием педагогической науки и практики к средствам, адекватным познавательным потребностям детей;
— проявляющимся в педагогической науке и практике вниманием к проектной деятельности как средству познания окружающего мира и отсутствием теоретического обоснования процесса развития интереса к истории города в проектной деятельности у детей.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске теоретико-методического обеспечения процесса социальной адаптации дошкольников через воспитание интереса к истории города.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Педагогические условия социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города будет успешным при обеспечении следующих условий:
-использование проектной деятельности, ориентированной на процесс воспитания интереса к истории города и особенности индивидуальной траектории развития дошкольников;
-взаимодействие ребенка и окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей их познавательной деятельности;
-осуществление субъект-субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации и воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста.
2) Рассмотреть особенности воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить и экспериментально проверить критерии социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения о культурно-историческом развитии человека (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов и др.);
- психолого-педагогические положения о культурно-историческом образовании (В. В. Рубцов, Е. А. Ямбург, Е. В. Бондаревская, Т. Ю. Купач, Р. М. Чумичева и др.);
- идеи формирования личности ребенка в процессе всестороннего познания окружающего мира (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. Ю. Купач, И. Э. Куликовская и др.);
В исследовании были учтены работы, посвященные познавательному интересу (А.В. Запорожец, М. Ф. Беляев, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина, Л. И. Божович, А. К. Дусовицкий, Н. К. Постникова и др.), а также исследовательской деятельности и деятельности проектирования (А. И. Савенков, А. Н. Поддъяков, С. М. Бондаренко, М. А. Ахметов, О. С. Газман, В. П. Бедерханова, К. Я. Вазина, Е. С. Евдокимова, И. А. Якимов, Н. И. Наумова, П. А. Маслов и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ №15 г. Челябинска (дошкольное отделение).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - аналитико-теоретический (октябрь - декабрь 2016 г.). Теоретическое осмысление проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города, изучение состояния разработанности темы исследования в психолого-педагогической литературе. На данном этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в практике, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика исследования. На данном этапе составлен план опытно-экспериментальной работы. Организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап - опытно-экспериментальный (январь 2017 гг. - май 2018 гг.) связан с организацией и проведением констатирующего и формирующего этапа и контроль опытно-экспериментальной работы с целью проверки эффективности условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города.
Третий этап - итогового - аналитический (июнь - октябрь 2018 г) предполагает изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы, обработку материалов экспериментальной работы, определение эффективности педагогических условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города. Нами была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы, оформление работы.
Теоретическая значимость исследования:
^Охарактеризован и теоретически обоснован процесс воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста.
2.Определены специфические особенности воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обоснована теоретическая значимость проектной деятельности для процесса воспитания интереса к истории города у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.
Личное участие автора состоит в разработке основных положений воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста; в получении научных результатов, изложенных в диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2016 по 2018 гг.;
- заочного участия автора в конференциях различного уровня: XVII Международной научно-практической конференции «Современная
психология и педагогика: проблемы и решения», IX Международная научно-практическая конференция: «Педагогическое образование: традиции,
инновации, поиски, перспективы».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяем, что процесс воспитания интереса к истории города предполагает учет специфики детского возраста.
2. Предлагаем проектную деятельность в качестве средства воспитания интереса к истории города у ребенка.
3. Доказываем, что эффективность процесса воспитания интереса к истории города у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- использованием проектной деятельности, ориентированной на воспитание интереса к истории города, особенности индивидуальной траектории развития дошкольников;
- организацией взаимодействия ребенка и окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей познавательной активности;
- обеспечением субъект-субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа включает 21 таблицу, 18 рисунков, 89 литературных источника. Объем работы составляет 104 стр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, подчеркнем, что под социальной адаптацией в нашем исследовании мы будем понимать процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации. Главная цель социальной адаптации дошкольников - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. В связи с этим большое значение придается проблеме воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста. Присоединяясь к точке зрения А.Н. Леонтьева, стоит отметить, что интерес - это активная познавательная направленность личности на конкретный предмет, деятельность или явление, которое связано с положительным эмоционально окрашенным отношением к ней. В то же время под понятием «познавательный интерес» в след за Н.Г. Морозовой мы понимаем мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению».
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности воспитания интереса к истории города у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены следующие закономерности воспитания интереса к истории города: у современных детей стихийно складывается неосознанный интерес к некоторым ярким достопримечательностям и событиям города. В этом интересе преобладает эмоциональный компонент, который при специально организованной образовательной работе может стать предпосылкой формирования достаточной устойчивого и глубокого интереса. Существует прямая зависимость становления познавательного компонента интереса от характера, количества и способа подачи и усвоения знаний, возможности их отразить в различных видах деятельности. Специфика познавательного компонента при формировании интереса к истории города проявляется в элементарной рефлекторной деятельности ребенка: соотнесение себя, возможностей своего Я в выполнении социальных ролей как гражданина города, способность взглянуть на себя со стороны, размышляя и оценивая.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и обеспечивают возможность развития устойчивых познавательных интересов и познавательной активности. Своевременное и адекватное стимулирование познавательных интересов, развитие процессов познавательной деятельности детей выступают первейшим условием формирования познавательной активности.
Решая третью задачу, мы определили в качестве средства социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста через воспитание интереса к истории города проектную деятельность. Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Решая четвертую задачу, мы проанализировали результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 13,4% и 20% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 33,4%. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 0%, средний уровень на 6,7%, низкий уровень на 6,7%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 6,7%, средний - на 26,7%, низкий - на 33,4%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - 326 с.
2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М.: Сфера, 2009. - 111 с.
3. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715.
4. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология
личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2000. - 335 с.
5. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы /
Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2011. - 128 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 362 с.
7. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина// Детский сад от А до Я. - 2008. -№ 3. - С. 6¬11.
8. Бабунова, Е.С. Наш дом - Южный Урал: программно¬методический комплекс / Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, Е.Г. Лопатина, В.И. Турченко. - Челябинск: АБРИС, 2014. - 56 с.
9. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 - 36.
10. Бобрихин, А.А. Народное искусство Урала / А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалов. - Екатеринбург: Баско, 2006. - 120 с.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
12. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - № 7. - С 76-83.
13. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению
дошкольников с историей родного края / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. - 2011. - №9. - С. 82 - 89.
14. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
15. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
16. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 178 с.
17. Выготский, Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2001. - 179 с.
18. Гладкова, Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника / Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 2-4.
19. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности / Н. Глуховеря // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С.28¬33.
20. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. -2004. - № 1. - С.14.
21. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание / Д.Б. Годовикова. - 2006. - №1. - С.28-32.
22. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф.
Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
23. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при
формировании ключевых компетентностей: подготовительная к школе группа / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 24-28.
24. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С.22.
25. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
Современное написание / В.И. Даль. - М.: Аст, 2014. - 921 с.
26. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
27. Детская практическая психология / Под ред.
Т.Д. Марцинковской. - М., 2003. - 253 с.
28. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 198 с.
29. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.
30. Дьяконов, К.Н. Экологическое проектирование и экспертиза / К.Н. Дьяконов, А.В. Дончева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 384 с.
31. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Просвещение, 2004. - 128 с.
32. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ/
Е.С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
33. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
34. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности в процессе обучения математике / Ф.З. Забихуллин // Проблемы математического образования в педагогических вузах на современном этапе: сб. материалов науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УрГПУ, 2000. - С.28-29.
35. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8. - С. 241-246.
36. Ильина, Л.С. Воспитание историей родного края / Л.С. Ильина, Е.Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. - 2008. - №3. - С. 83 - 85.
37. Истанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Истанько//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 7. - С. 13-17
38. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века/Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006. - 496 с.
39. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2000. - №9. - С.75-80.
40. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
41. Клепиковская, Н.Ф. Метод проектов в ознакомлении старших дошкольников с рукотворным миром / Н.Ф. Клепиковская // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
42. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург: ДетствоПресс, 2002. - 300 с.
43. Кобзева, Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности : дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. - Волгоград , 2008. - 347 с.
44. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
45. Комратова, Н. Проектная деятельность: культура и экология / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 32-39.
46. Корецкая, Т. Л. Земля Уральская: энцикл. для детей /
Т.Л.Корецкая. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 125 с.
47. Корецкая, Т.Л. История Урала в рассказах для детей: кн. Для чтения / Т. Л. Корецкая. - Челябинск: Край Ра, 2013. - 101 с.
48. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 3. - С. 26-31
49. Коротовских, Л.Н. Уральские промыслы / Л.Н. Коротовских, Л.К.
Месеренко. - Челябинск: Взгляд, 2003. - 100 с.
50. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., 2009. - С. 160 - 175.
51. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 38-42.
52. Лебедева, А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / А. Лебедева // Вопросы психологии.
- 2007. - №5. - С. 20-27.
53. Лобанова, Е.А. Организация развивающей среды как средства
формирования познавательной активности дошкольников: учебно-
методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005.
- 60 с.
54. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
55. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии / А.А. Люблинская. - М., 1994. - 320 с.
56. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
57. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. - С. 26-29.
58. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 5-17.
59. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред.В.В. Рубцова. — Мозырь: Белый ветер, 2000. — 288с.
60. Метод проектов в образовательной практике ДОУ в условиях
реализации ФГОС ДО: экологические проекты: методическое пособие для педагогов ДОУ / О. Н. Мирошниченко. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 271 с.
61. Мирджалилова, С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы / С.С. Мирджалилова// Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459
62. Михайлова, С.В. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников / С.В. Михайлова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - №2. - С. 41-45
63. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб.пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шаграева; под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002. — 208с.
64. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
65. Новоселова, Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда / Г.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.14-18
66. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИПИ Технологии»,2003. - 944 с.
67. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 152с.
68. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
69. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
70. Петровский, В.А.. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский. -М.: Просвещение, 2003. - 446 с.
71. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
72. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2003. - 448 с.
73. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
74. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. — М. : Моск.психолого-социал.ин-т: Флинта, 2003. — 320с.
75. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 672 с.
76. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
77. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 3-11.
78. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2000. - 687 с.
79. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
80. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2007. - 159 с.
81. Урунтаева, Г.А Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2005. - 336с.
82. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4¬18.
83. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, Н.П. Федосеева. - М.: Просвещение, 2001. - 840 с.
84. Фролов, А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2004. - 400 с.
85. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4. - С. 25-29
86. Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И.С. Штепина// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
87. Щербаков, Е. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. - 2001. - №1. - С. 56¬58.
88. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
89. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ