Воспитание духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственные ценности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у
младших школьников 11
1.3. Семейный клуб и его возможности для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной
деятельности 17
Выводы по I главе 28
Глава II. Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников 30
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных
ценностей у младших школьников 30
2.2. Программа формирования духовно-нравственных ценностей младших
школьников в условиях семейного клуба 33
Выводы по II главе 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава I. Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственные ценности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у
младших школьников 11
1.3. Семейный клуб и его возможности для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной
деятельности 17
Выводы по I главе 28
Глава II. Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников 30
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных
ценностей у младших школьников 30
2.2. Программа формирования духовно-нравственных ценностей младших
школьников в условиях семейного клуба 33
Выводы по II главе 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Российское образование в современных условиях встало перед проблемой новых направлений в социализации подрастающего поколения. Преобразования в социальной и экономической сферах, произошедшие в нашей стране, значительно повлияли на уровень жизни населения и негативно отразились на духовно-нравственных ориентирах общества.
Нестабильность в обществе, его социальное переустройство, усиление расслоения населения, разнообразие жизненных стилей и ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп, обилии субкультур, приводящих к конфликту поколений, оказывают негативное влияние на воспитание и образовательный процесс в целом. Школа оказывается не в состоянии в полной мере выполнить необходимые функций по формированию духовно-нравственные ценностей у детей. Одной из причин этого является то, что учителя недостаточно подготовлены к решению воспитательных задач в новых жизненных реалиях [20].
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе направлен не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний о предметном мире, на повышение уровня умственного развития, на усвоение универсальных учебных действий, но, что очень важно, и на развитие нравственных качеств личности школьника. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств», - писал В.А.Сухомлинский [43, 78].
К сожалению, приходится констатировать, что в обществе сложилась не совсем неблагоприятная ситуация в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Причинами данной ситуации явились: и отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, и резкое ухудшение нравственной обстановки в обществе, и спад культурно-досуговой работы в школе.
Ответственность за становление будущего гражданина лежит на школе, обществе и родителях, а им в свою очередь необходимо определить оптимальный вектор возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей с учетом современных требований жизни общества [45].
Анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики, показал, что развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственных ценностей учащихся происходит эффективно, если используются различные виды учебной, внеклассной и внеурочной работы, при этом привлекаются ресурсы социума и семьи.
Внеурочная деятельность открывает большие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, более что одно из направлений данной работы напрямую с этим связано. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет расширить диапазон методов и приемов работы педагога с детьми, использовать неформальный характер общения, а также в большей мере привлекать к сотрудничеству семью младшего школьника.
Проблемами духовно-нравственного воспитания младших школьников занимались Д.В.Сергеева, П.Д.Ямской, Н.Е. Щуркова, А.А.Люблинская, А.М.Виноградова, Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, Н.П. Шитякова, И.В. Верховых и др.
В нашем исследовании для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников мы будем использовать такую инновационную форму воспитательной работы, как школьный семейный клуб.
Анализ психолого-педагогических исследований в области начального образования позволил выявить противоречие между потребностью в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников и недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности в этом процессе.
Вышеизложенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом организовать внеурочную деятельность для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников?
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников для разработки программы школьного семейного клуба.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях школьного семейного клуба во внеурочной деятельности.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «духовно-нравственные» ценности в психолого-педагогической литературе .
2. Рассмотреть особенности формирования духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте.
3. Раскрыть возможности школьного семейного клуба для формирования духовно-нравственных ценностей в условиях современного развития общества.
4. Провести диагностику уровня сформированности духовно¬
нравственных ценностей у младших школьников.
5. Разработать программу формирования духовно-нравственных
ценностей младших школьников в условиях семейного клуба
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ № 75, г. Челябинска.
Практическая значимость: разработанная нами программа формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях семейного клуба может быть использована педагогами во внеурочной деятельности начальной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения
Нестабильность в обществе, его социальное переустройство, усиление расслоения населения, разнообразие жизненных стилей и ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп, обилии субкультур, приводящих к конфликту поколений, оказывают негативное влияние на воспитание и образовательный процесс в целом. Школа оказывается не в состоянии в полной мере выполнить необходимые функций по формированию духовно-нравственные ценностей у детей. Одной из причин этого является то, что учителя недостаточно подготовлены к решению воспитательных задач в новых жизненных реалиях [20].
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе направлен не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний о предметном мире, на повышение уровня умственного развития, на усвоение универсальных учебных действий, но, что очень важно, и на развитие нравственных качеств личности школьника. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств», - писал В.А.Сухомлинский [43, 78].
К сожалению, приходится констатировать, что в обществе сложилась не совсем неблагоприятная ситуация в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Причинами данной ситуации явились: и отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, и резкое ухудшение нравственной обстановки в обществе, и спад культурно-досуговой работы в школе.
Ответственность за становление будущего гражданина лежит на школе, обществе и родителях, а им в свою очередь необходимо определить оптимальный вектор возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей с учетом современных требований жизни общества [45].
Анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики, показал, что развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственных ценностей учащихся происходит эффективно, если используются различные виды учебной, внеклассной и внеурочной работы, при этом привлекаются ресурсы социума и семьи.
Внеурочная деятельность открывает большие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, более что одно из направлений данной работы напрямую с этим связано. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет расширить диапазон методов и приемов работы педагога с детьми, использовать неформальный характер общения, а также в большей мере привлекать к сотрудничеству семью младшего школьника.
Проблемами духовно-нравственного воспитания младших школьников занимались Д.В.Сергеева, П.Д.Ямской, Н.Е. Щуркова, А.А.Люблинская, А.М.Виноградова, Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, Н.П. Шитякова, И.В. Верховых и др.
В нашем исследовании для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников мы будем использовать такую инновационную форму воспитательной работы, как школьный семейный клуб.
Анализ психолого-педагогических исследований в области начального образования позволил выявить противоречие между потребностью в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников и недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности в этом процессе.
Вышеизложенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом организовать внеурочную деятельность для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников?
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников для разработки программы школьного семейного клуба.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях школьного семейного клуба во внеурочной деятельности.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «духовно-нравственные» ценности в психолого-педагогической литературе .
2. Рассмотреть особенности формирования духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте.
3. Раскрыть возможности школьного семейного клуба для формирования духовно-нравственных ценностей в условиях современного развития общества.
4. Провести диагностику уровня сформированности духовно¬
нравственных ценностей у младших школьников.
5. Разработать программу формирования духовно-нравственных
ценностей младших школьников в условиях семейного клуба
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ № 75, г. Челябинска.
Практическая значимость: разработанная нами программа формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях семейного клуба может быть использована педагогами во внеурочной деятельности начальной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения
Проведенное нами исследование подтвердило актуальность нашей работы: ответственность за становление будущего гражданина лежит на школе, обществе и родителях, а им в свою очередь необходимо определить оптимальный вектор возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей с учетом современных требований жизни и общества.
1. Основным понятием нашего исследования является понятие «духовно-нравственные ценности», сущность которого определяется как установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие на достижение высших идеалов.
2. Нами выявлены следующие особенности формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников:
- положительное отношение к взрослому как необходимое условие нравственного развития младшего школьника;
- связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- подражательные оценочные суждения младшего школьника, переходящие в выражение собственного отношения ребенка к себе и другим;
- недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом младшего школьника;
- наличие противоречия между знанием, как нужно, и практическим применением;
- необходимость эмоционального благополучия и поддержки взрослых;
- значимость широких социальных мотивов поведения - долга,
ответственности.
3. Поскольку основной духовно-нравственной ценностью, изучаемой нами, была семья и семейные ценности, то вполне логично, что формой взаимодействия семьи и школы по формированию этой ценности стал школьный семейный клуб. Школьный семейный клуб в нашем исследовании выступает как неформальная специфическая форма детско-родительского образовательного объединения, которая способствует эффективному творческому развитию личности и формированию духовно-нравственных ценностей на основе взаимодействия основных воспитательных институтов: семьи и школы.
4. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников показала недостаточно высокий уровень. Так, только у 20% младших школьников сформировано ценностное отношение к семейным ценностям, что может свидетельствовать либо о проблемах в семейном воспитании, либо о плохих взаимоотношениях в семье.
5. Для исправления сложившейся ситуации нами была разработана программа школьного семейного клуба, целью которого является развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников, вовлечение родителей в данный процесс, поиск средств и методов повышения эффективности данного процесса.
1. Основным понятием нашего исследования является понятие «духовно-нравственные ценности», сущность которого определяется как установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие на достижение высших идеалов.
2. Нами выявлены следующие особенности формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников:
- положительное отношение к взрослому как необходимое условие нравственного развития младшего школьника;
- связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- подражательные оценочные суждения младшего школьника, переходящие в выражение собственного отношения ребенка к себе и другим;
- недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом младшего школьника;
- наличие противоречия между знанием, как нужно, и практическим применением;
- необходимость эмоционального благополучия и поддержки взрослых;
- значимость широких социальных мотивов поведения - долга,
ответственности.
3. Поскольку основной духовно-нравственной ценностью, изучаемой нами, была семья и семейные ценности, то вполне логично, что формой взаимодействия семьи и школы по формированию этой ценности стал школьный семейный клуб. Школьный семейный клуб в нашем исследовании выступает как неформальная специфическая форма детско-родительского образовательного объединения, которая способствует эффективному творческому развитию личности и формированию духовно-нравственных ценностей на основе взаимодействия основных воспитательных институтов: семьи и школы.
4. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников показала недостаточно высокий уровень. Так, только у 20% младших школьников сформировано ценностное отношение к семейным ценностям, что может свидетельствовать либо о проблемах в семейном воспитании, либо о плохих взаимоотношениях в семье.
5. Для исправления сложившейся ситуации нами была разработана программа школьного семейного клуба, целью которого является развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников, вовлечение родителей в данный процесс, поиск средств и методов повышения эффективности данного процесса.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



