Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №81449

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственные ценности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у
младших школьников 11
1.3. Семейный клуб и его возможности для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной
деятельности 17
Выводы по I главе 28
Глава II. Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников 30
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных
ценностей у младших школьников 30
2.2. Программа формирования духовно-нравственных ценностей младших
школьников в условиях семейного клуба 33
Выводы по II главе 43
Заключение 44
Библиографический список 46

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность. Российское образование в современных условиях встало перед проблемой новых направлений в социализации подрастающего поколения. Преобразования в социальной и экономической сферах, произошедшие в нашей стране, значительно повлияли на уровень жизни населения и негативно отразились на духовно-нравственных ориентирах общества.
Нестабильность в обществе, его социальное переустройство, усиление расслоения населения, разнообразие жизненных стилей и ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп, обилии субкультур, приводящих к конфликту поколений, оказывают негативное влияние на воспитание и образовательный процесс в целом. Школа оказывается не в состоянии в полной мере выполнить необходимые функций по формированию духовно-нравственные ценностей у детей. Одной из причин этого является то, что учителя недостаточно подготовлены к решению воспитательных задач в новых жизненных реалиях [20].
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе направлен не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний о предметном мире, на повышение уровня умственного развития, на усвоение универсальных учебных действий, но, что очень важно, и на развитие нравственных качеств личности школьника. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств», - писал В.А.Сухомлинский [43, 78].
К сожалению, приходится констатировать, что в обществе сложилась не совсем неблагоприятная ситуация в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Причинами данной ситуации явились: и отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодежи, и резкое ухудшение нравственной обстановки в обществе, и спад культурно-досуговой работы в школе.
Ответственность за становление будущего гражданина лежит на школе, обществе и родителях, а им в свою очередь необходимо определить оптимальный вектор возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей с учетом современных требований жизни общества [45].
Анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики, показал, что развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственных ценностей учащихся происходит эффективно, если используются различные виды учебной, внеклассной и внеурочной работы, при этом привлекаются ресурсы социума и семьи.
Внеурочная деятельность открывает большие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, более что одно из направлений данной работы напрямую с этим связано. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет расширить диапазон методов и приемов работы педагога с детьми, использовать неформальный характер общения, а также в большей мере привлекать к сотрудничеству семью младшего школьника.
Проблемами духовно-нравственного воспитания младших школьников занимались Д.В.Сергеева, П.Д.Ямской, Н.Е. Щуркова, А.А.Люблинская, А.М.Виноградова, Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, Н.П. Шитякова, И.В. Верховых и др.
В нашем исследовании для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников мы будем использовать такую инновационную форму воспитательной работы, как школьный семейный клуб.
Анализ психолого-педагогических исследований в области начального образования позволил выявить противоречие между потребностью в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников и недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности в этом процессе.
Вышеизложенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом организовать внеурочную деятельность для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников?
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников для разработки программы школьного семейного клуба.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях школьного семейного клуба во внеурочной деятельности.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «духовно-нравственные» ценности в психолого-педагогической литературе .
2. Рассмотреть особенности формирования духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте.
3. Раскрыть возможности школьного семейного клуба для формирования духовно-нравственных ценностей в условиях современного развития общества.
4. Провести диагностику уровня сформированности духовно¬
нравственных ценностей у младших школьников.
5. Разработать программу формирования духовно-нравственных
ценностей младших школьников в условиях семейного клуба
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ № 75, г. Челябинска.
Практическая значимость: разработанная нами программа формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в условиях семейного клуба может быть использована педагогами во внеурочной деятельности начальной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило актуальность нашей работы: ответственность за становление будущего гражданина лежит на школе, обществе и родителях, а им в свою очередь необходимо определить оптимальный вектор возможностей для формирования духовно-нравственных ценностей с учетом современных требований жизни и общества.
1. Основным понятием нашего исследования является понятие «духовно-нравственные ценности», сущность которого определяется как установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие на достижение высших идеалов.
2. Нами выявлены следующие особенности формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников:
- положительное отношение к взрослому как необходимое условие нравственного развития младшего школьника;
- связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
- подражательные оценочные суждения младшего школьника, переходящие в выражение собственного отношения ребенка к себе и другим;
- недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом младшего школьника;
- наличие противоречия между знанием, как нужно, и практическим применением;
- необходимость эмоционального благополучия и поддержки взрослых;
- значимость широких социальных мотивов поведения - долга,
ответственности.
3. Поскольку основной духовно-нравственной ценностью, изучаемой нами, была семья и семейные ценности, то вполне логично, что формой взаимодействия семьи и школы по формированию этой ценности стал школьный семейный клуб. Школьный семейный клуб в нашем исследовании выступает как неформальная специфическая форма детско-родительского образовательного объединения, которая способствует эффективному творческому развитию личности и формированию духовно-нравственных ценностей на основе взаимодействия основных воспитательных институтов: семьи и школы.
4. Диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников показала недостаточно высокий уровень. Так, только у 20% младших школьников сформировано ценностное отношение к семейным ценностям, что может свидетельствовать либо о проблемах в семейном воспитании, либо о плохих взаимоотношениях в семье.
5. Для исправления сложившейся ситуации нами была разработана программа школьного семейного клуба, целью которого является развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников, вовлечение родителей в данный процесс, поиск средств и методов повышения эффективности данного процесса.



1. Айрумян Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно¬нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016.—С.51-53
2. Амосова, Р.Г. Развитие младших школьников/ Р.Г. Амосова. - М.: Педагогика, 2011. - 469с.
3. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников / Р.Г. Амосова // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 50-58.
4. Белова Т. А. Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.1.—С.14-17.
5. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е. Г. Белякова. - Тюмень: 2009. - 358с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 269с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - с.18-25.
8. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007
9. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2017
10. Боришевский, М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации / М.И. Боришевский // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 41-48.
11. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2011. - 486с.
12. Буре, Р.С. Педагог и дети / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2005. - 379с.
13. Буре, Р.С. Педагогика / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2015. - 537с.
14. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / А.М. Виноградова. - М.: Владос, 2009. - 443с
15. Виноградова, Н.Ф. Воспитание и обучение детей в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2007. - 390с.
16. Гаспарова, Е.Г. Упрямство и капризы / Е.Г. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - с.76-83.
17. Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в младшем школьном возрасте / В.А. Горбачева. - М., 2013 - 432с.
18. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк / Российская Академия образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
19. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных
способностей: пособие для учителей [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - 208 с.
20. Духовно-нравственная культура народов России: воспитательные и
культурологические аспекты: сб. материалов Всероссийского
общественно-педагогического форума «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 5 декабря 2012 г. / под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 116 с.
21. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях реализации новых образовательных стандартов: сб. выступлений на общественно-педагогическом форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10
декабря 2013 г. /под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 139 с.
22. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. - Тюмень: ТГУ, 2013. - 326с.
23. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014.
24. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику/ Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
26. Козлова, С.А. Нравственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром /С.А. Козлова. - М.: Педагогика, 2008. - 376с.
27. Козлова, С.А. Педагогика начальной школы / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2008. - 285с.
28. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А.
Коменский. - М.: Педагогика, 2012. - 656с.
29. Крупская, Н.К. О воспитании / Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 2003. - 390с.
30. Люблинская, А.А. О нравственных представлениях и моральных привычках / А.А. Люблинская // Начальная школа. - 2006. - №5. - с.11¬15.
31. Макаренко, А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма/ А.С.Макаренко. - М.: АСТ, 2016
32. Макаренко, А.С. Книга для родителей/ А.С.Макаренко. - СПб.: Питер, 2016
33. Мелик И.В., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание как средство развития взаимодействия семьи, школы и конфессии// Педагогика. - №9.- 2016.-с. 57-65
34. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 544 с.].
36. Неводова Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016.—№8.7.—С.25-27.
37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973
38. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5
классы/ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.:
Просвещение, 2011. - 240 с.
39. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
40. Пудовкина Н. В., Нестерова Л. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций // Молодой ученый. —2016.—№4.—С.813-816.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
42. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие/ Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2000. - 512 с.
43. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика/ В.А. Сухомлинский. - СПб.: Питер, 2017.
44. Трегубова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших
школьников средствами фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
46. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
- 59 с. - (Стандарты второго поколения).
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп.
— М.: Гардарики, 2003. - 519 с
48. Михайлов, Ю.П. Наша Душа. Онтология психической реальности/ Ю.П. Михайлов. - СПб: Изд. Общества Русской Православной культуры Свт. Игнатия (Брянчанинова), 1997
49.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знания, 1974. - 64 с.
50.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - М.:Добросвет, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ