Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольной организации

Работа №81448

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.1 Закономерности речевого развития в онтогенезе 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи 16
1.3 Индивидуальный подход как принцип коррекционной работы при
фонетико-фонематическом недоразвитии речи 23
Выводы по I главе 27
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 29
2.1 Организация, методы и приемы изучения речи у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием 29
2.2 Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием....
Выводы по II главе 34
Глава 3.Коррекционно-педагогическая работа по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с учётом индивидуального подхода
3.1 Теоретико-методологические подходы к построению индивидуального логопедического маршрута по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
3.2 Содержание логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с учётом индивидуального подхода
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Выводы по III главе 64
Заключение 65
Список литературы 69

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Правильная речь - одно из главных условий всестороннего полноценного развития ребенка.
В исследованиях психологов, педагогов, лингвистов указывается, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г. А. Туманова и др.).
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при нормальном физическом слухе и интеллекте имеют нарушения произносительной стороны речи и фонематического слуха.
В настоящее время на государственном уровне определены новые ориентиры в развитии общего и специального образования. Актуальность вопросов индивидуального подхода в образовании продиктована потребностями современного общества.
Вопросами индивидуального подхода к коррекции речевых нарушений у детей занимались Г.А. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, С. А. Миронова, В.И. Селиверстов и другие.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является полиэтиологическим дефектом, имеющим разную природу и механизм нарушения речи. Поэтому индивидуальный подход в коррекционном процессе сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ФФН актуален для обеспечения эффективности коррекционной работы.
На основании изучения актуальности была выявлена и сформулирована тема исследования «Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольной организации»
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание индивидуальной логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный нами индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, будет способствовать более эффективной коррекции речевых нарушений и повышению уровня речевого развития. Экспериментально проверить предположение о влиянии индивидуального подхода, на процесс коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности содержания индивидуальной логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с учетом структуры речевого дефекта.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Разработать содержание индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положение о соотношении первичного и вторичного дефектов (Л.С.Выготский);
- теория системной динамической локализации высших
психических функций (А.Р.Лурия);
- комплексный подход к коррекции речевых
нарушений (Г.В.Чиркина, Л.В.Лопатина и др.).
- положения индивидуально-дифференцированного подхода (И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, С.Д. Шевченко и др.) Методы исследования: теоретические методы: историко-логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический, системный анализ, классификация, изучение и обобщение опыта.
Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент, количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость:
1. уточнена сущность понятия «индивидуальный подход» в современных теоретических исследованиях в коррекционной педагогике
2. показана важность использования индивидуального подхода в изучении и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость:
1. разработать содержание коррекционно-образовательного маршрута для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. на основе разработанного содержания проведена работа по реализации индивидуального коррекционно-образовательного маршрута с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольной организации.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №27 г. Озерска Челябинской области. В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста имеющих логопедическое заключение фонетико-фонематическим недоразвитием, посещающих группу детского сада общеразвивающей направленности; 5 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.
Апробация результатов исследования.
Результаты квалификационного исследования были представлены на 53-ей научно-практической конференции научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ (февраль, 2017г.).
Структура работы состоит из: введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
При работе над коррекцией звукопроизношения рекомендуется преимущественно игровая форма работы, так как она пробуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.
Ориентируясь на актуальность представленного исследования нами были определены: цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание индивидуальной логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности индивидуальной логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с учетом структуры речевого дефекта.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Разработать содержание индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для реализации первой задачи нами в первой главе была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а именно рассмотрены основные подходы к определению индивидуальный подход в современной психолого-педагогической литературе, формировании речевого развития у детей в онтогенезе, представлена клиникопсихолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, выявлены особенности при различных нозологических формах у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, определено значение индивидуального подхода к коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для реализации второй задачи был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ - детский сад № 27 города Озерска. В обследовании приняли участи 5 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и пять детей с нормой речевого развития.
Нами были изучены и использованы методы и приемы обследования звукопроизношения Н.М. Трубниковой, Е.Ф. Архиповой; альбом для логопеда О.Б.Иншаковой.
Обследование речевого развития состояло из этапов: ознакомительный; обследование состояния органов артикуляционного аппарата; обследование сформированности фонематического слуха; обследование звукопроизношения, обследование просодики и лексико-грамматической стороны.
У трех обследованных детей выявлено нарушение моторики артикуляционного аппарата: не возможность удержания артикуляционной позы, поиски артикуляции, нарушение последовательности движений, переключения с одного движения на другое, ограниченный объем движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений.
Фонематическое восприятие у детей сформировано не достаточно.
В процессе исследования установлено, что недостатки произношения у обследуемых детей носили различный характер. Произношение у трехдетей характеризовалось смазанностью, размытостью, неточностью артикуляции звуков, что особенно ярко проявлялось в потоке.
Нарушения звукопроизношения у обследованных детей носят мономорфный и полиморфный характеры и проявляются по разному: искажении, замене, отсутствии звуков речи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Мы выявили, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами речь характеризуется нарушением произносительной стороны вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, что приводит к нарушению подвижности органов артикуляции. У детей с дислалией нарушение звукопроизношения отмечаются при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выявили, что первичное недоразвитие фонематического восприятия отмечается при акустико-фонематической дислалии, вследствие этого нарушается звукопроизношение. При механической дислалии первично нарушение фонетической стороны речи, вследствие нарушения строения речевого аппарата.
Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Для реализации третьей задачи мы разрабатывали содержание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Разработанный нами индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть использован учителем-логопедом дошкольных организациях, в условиях логопедического пункта.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи были решены.



1. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи 68 дошкольников [Текст]/ Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 61 с.
2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н.Г. Алтухова. — Спб. : Лань, 1999. — 112 с
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия [Текст] / Е.Ф. Архипова. — М.:Астрель, 2006. — 319 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии: учеб. пособие [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 123 с
5. Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. 520с.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. — М.:Владос, 2009. — 287 с.
7. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. — М. : Академия, 1997.
— 221 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. — М. :Астрель, 2005. — 384 с.
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. — М.
:Астрель, 2006. — 141 с.
10. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е.Н. Винарская. — М. :Астрель, 2006. — 207 с.
11. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. — 225 с.
12. Волкова Г.А. , Логопедия: учебник для студ. дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, - М.: Гуманит. -изд. центр Владос, 1998. - 680 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии.-СПб.:Лань,2003.-
654с.(Учебник для вузов. Специальная литература)
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т. 4. Детская пси-хология / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 1984. - 433 с. 18.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. т. 2. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М: Просвещение, 1982. - 361 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.
- Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев
— М. : АЛИ РСФСР, 1961. — 471 с.
18. Глухов, В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1993. - № 4. - С. 19 - 27.
19. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике / под ред. К.Ф. Седова. - М., 2003. 156с.
20. Денисова, О.А. и др.Детская логопсихология.- учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Спец. Дошк. Педагогика и психология».-М.:ВЛАДОС,2008.-175
21. Дружинина, Л.А Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения — М.:
Национальный книжный центр, 2009. — 192 с.
22. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1981. - 112 с.
23. Жинкин Н.И. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / И. Н. Жинкин. - М., 1982
24 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с
25. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
26. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 2000. 167с.
27. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ [Текст] / Н.И. Журавель. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
28. Ипполитова М. В., Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников, страдающих церебральным параличом [Текст] /М. В. Ипполитова, Е. М.Мастюкова //Детский церебральный паралич : хрестоматия.
- сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — М., 2003.
29. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: В 2-х ч. [Текст] / О.Б.Иншакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - (Коррекционная педагогика). Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. - 2003. - 112 с.
30. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. — Спб. : Речь, 2006. — 380 с.
31. Коркунов, В.В. Изучение произвольных движений и их коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья: монограф. Изд. / В.В. Коркунов К.Ю. Крохалев, Т.Е. Могилевская , И.А. Филатова, А.П. Маршалкин, М.М. Ицкович, И.А. Полетаева; под ред. В.В. Коркунова; Урал.гос.пед. ун-т.-Екатеринбург, 2013.
32. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.- СПб:
КАРО Н.В. Новотворцева.2006.
33. Кибрик А.Е. Язык // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. 640с.
34. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // Кольцова М.М., Рузи - на М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург,
2006. 200с.
35. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовитель-ной группе (для детей с ФФНР). - М., 1998.
36. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов [Текст] / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса,
2007. - 48 с
37. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с
38. Лалаева Р.И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников: учеб пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
39. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность[Текст] / А. А.
Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
40. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев.
- М. : «Высшая школа», 1971. - 294 с. 38.
41. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. С37. Серебрякова. — Спб. : Союз, 2000. — 192 с.
42. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 253 с
43. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д..п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - 3-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2005.
44. Основы теории и практики логопедии : учеб. -метод. пособие [Текст] / 72 под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
45. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д..п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - 3-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2005.
46. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, студ. пед. училищ [Текст] / под общ. ред. Г.В.
Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240стр.
47. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. — М.: ЭКСМОПресс, 2002. — 408 с.
48. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[Текст] / 2013. - 97.
49. Плутаева, Е.Н. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е.Н. Плутаева, П.Г. Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 36 - 42. 50. Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми
звукопроизношения. // Дошкольная педагогика - СПб,, 2005.
51. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2001.
52. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей.-М.:1997-320с.
53. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селиверстов — М. :Владос, 1997. — 400 с.
54. Соботович , Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.
55. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей. // Хрестоматия по логопедии. - 1-я ч., М., 1997.
56. Трошин О. В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с. 36. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1981. - 112 с. 57. Тугова, Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями[Текст] / Н.А. Тугова // Дефектология. -1995. - №2. - с.53-57.
59. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология [Текст] / С.Н. Шаховская, Р.И. Лалаева. — М. :Владос, 2011. — 462 с.
60. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М. : Академия, 2007. — 194 с.
61. Хватцев М.В. Логопедия [Текст] / М.В. Хавтцев. - М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
62. Филичева Т. Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008
62. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
63. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
64. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии [Текст] /М.Ф. Фомичева, М.: Просвещение, 1989. - 239 с
65. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием - М., 2000.
66. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. — М. : АРКТИ, 2003. — 240 с
67. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата[Текст] / М.: Педагогика, 1969. - 120 с.
68. Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе / М.
В. Чеканова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1509-151256
69. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 168 с.
70. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. - 1948. - 256 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ