Методика работы с текстами разных уровней сложности на уроках русского языка в старших классах (Методика обучения русскому языку, Елецкий государственный университет)
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Текст как объект лингвистического исследования 3
1.1. Современные лингвистические подходы к исследованию текста 3
1.2. Приёмы работы с текстом в старших классах 8
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Методические рекомендации по работе с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах 18
2.1. Уровень подготовки учащихся старших классов к написанию сочинения 18
2.2. Методы и приёмы работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах 24
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Работа, направленная на осмысление содержания текста, помогает ученикам понять лингвистическую информацию как основу будущей практической деятельности (по анализу, классификации и т.д. языковых единиц), освоить разнообразные приемы, помогающие сориентироваться в тексте, осмыслить содержание и освоить общепредметные умения и способы деятельности.
Неумение работать с лингвистическим текстом может стать причиной недопонимания языковых процессов и явлений, слабого формирования речевых умений, ошибок в речи учащихся, поэтому необходимо в работе с лингвистическим текстом использовать приемы, которые будут способствовать оптимизации процесса усвоения лингвистических знаний и формирования речевых умений.
Методической основой исследования послужили работы И.Р. Гальперина, Н.С. Валгиной, Н.Л. Тураевой, Н.Л. Матвеевой, рассматривавших текст, как объект лингвистического исследования, были изучены работы методистов Т. Е. Ембулаевой, Т.М. Пахновой, Н.А. Ипполитовой, М.Л. Кусовой, Е.И. Никитиной, М.М. Разумовской, А.Д. Дейкиной, В.Д. Янченко и т.д., определивших текст как основную дидактическую единицу.
Объектом исследования является работа с текстами на уроках русского языка в старших классах.
Предмет исследования: методика работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в старших классах.
Цель работы: методическое оснащение работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в старших классах.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить современные лингвистические подходы к исследованию текста.
2. Рассмотреть приёмы работы с текстом в старших классах.
3. Проанализировать уровень подготовки учащихся старших классов к написанию сочинения.
4. Рассмотреть методы и приёмы работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Метод анализа использовался на этапе изучения лингвистических и лингвометодических источников, учебников по русскому языку, отборе заданий и упражнений для учащихся.
2. Метод обобщения использовался при классификации лингвистических текстов.
Работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы.
Основной прием работы с текстом – его анализ. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли, анализ его композиционного оформления; составление плана; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания.
К 11 классу выпускники научатся ориентироваться в потоке разнообразных сведений, отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на собственный жизненный опыт и знания.
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Обращение к тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка.
1. Боровкова, Е. Г. Комплексный анализ текста. Текстоцентрический подход к обучению русскому языку: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Е. Г. Боровкова, О. Н. Гулеватая. – Челябинск, 2017.
2. Воителева Т.М. Русский язык и литература (базовый уровень) : программа для 10-11 классов: среднее общее образование / Т.М.Воителева, .Н.Сухих. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 94 с.
3. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Москва, 2019. – 356 с.
4. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1988. – 176 с.
5. Матвеева, Тамара Вячеславовна Учебный словарь. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: [Более 900 понятий и терминов] / Т. В. Матвеева. - М.: Наука, 2003. - 431 с.
6. Михайлова, Е.В. ЕГЭ 2019. Литература: алгоритм написания сочинения [Текст] / Е. В. Михайлова. – М.: Эксмо, 2018. - 256 с.
7. Пахнова Т.М. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену / Т.М. Пахнова. – М.: Экзамен, 2017. – 416 с.
8. Русский язык. 10-11 классы / под ред. Н.Г. Гольцовой (базовый уровень)/ – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 324 c.
9. Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы. Методика работы с текстом на уроках русского языка : методическое пособие / сост. О. Н. Гулеватая, Е. Г. Боровкова. – Челябинск: ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2019. – 60 с.
10. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2015. - 143 с.
Статьи периодических изданий
11. Ахмерова Э.С. Текст как объект лингвистического исследования / Э.С. Ахмерова // Философские науки: Вопросы теории и практики.- 2012. - №2. – С. 24-27.
12. Байраш Е.Н., Власова Е.А., Марасаева Т.А., Осокина Н.И. Интегрированный урок как способ формирования метапредметных результатов обучения// Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития: материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конференции «Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: проблемы, состояние и перспективы развития», 26-30 марта 2018 г, Санкт-Петербург – Махачкала – Ростов-на-Дону. – Махачкала: 2018. – С.25-29.
13. Букарева, Н.Ю. Использование диалоговых технологий при подготовке итогового сочинения по литературе [Текст] / Н.Ю. Букарева, Н.В. Лукьянчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №5. – С. 11 – 115.
14. Гребнев, Л.С. Эволюция ЕГЭ: вид со стороны «КИМОВ» [Текст] / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2016. - №10. – С. 79 – 92.
15. Лёвин К.Ю. Процессы порождения и восприятия речи в концепции Н. И. Жинкина и их отражение в терминологии и дефинициях // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. №4.
16. Пранцова, Г.В. Итоговое сочинение в восприятии образовательного сообщества [Текст] / Г.В. Пранцова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №2 (68). – С. 201 - 204.
17. Спешилова, В.П. Подготовка учащихся 10 – 11 классов к написанию сочинения-рассуждения по литературе [Текст] / В.П. Спешилова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Том 1. - Часть 5. – С. 133 – 136.
18. Трунцова, Т.Н. Гносеологическое моделирование картины мира при подготовке школьников к итоговому сочинению [Текст] / Т.Н. Трунцова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. - №1 (67). - С. 215 – 218.
19. Цирульникова Е.А., Осокина Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития гуманитарных способностей учащихся в общеобразовательной организации// Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – с.122-126
Авторефераты диссертаций
20. Бабаркина, О.А. Развитие коммуникативно-познавательных текстовых умений выпускников основной школы в процессе обучению сочинению на лингвистическую тему [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / О.А. Бабаркина. – М., 2017. – 241 с.
21. Добротина, И.Н. Информационная переработка текста на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений старшеклассников [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / И.Н. Добротина. – М., 2016. – 292 с.
22. Терещенко, У.А. Технология подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену как условие развития ключевых компетенций [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / У.А. Терещенко. – Омск, 2016. – 249 с.
Электронные ресурсы
23. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе / И. В. Воложина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 29 (215). - С. 150-152. - URL: https://moluch.ru/archive/215/52063/