Методика работы с текстами разных уровней сложности на уроках русского языка в старших классах (Методика обучения русскому языку, Елецкий государственный университет)
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Текст как объект лингвистического исследования 3
1.1. Современные лингвистические подходы к исследованию текста 3
1.2. Приёмы работы с текстом в старших классах 8
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Методические рекомендации по работе с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах 18
2.1. Уровень подготовки учащихся старших классов к написанию сочинения 18
2.2. Методы и приёмы работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах 24
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Работа, направленная на осмысление содержания текста, помогает ученикам понять лингвистическую информацию как основу будущей практической деятельности (по анализу, классификации и т.д. языковых единиц), освоить разнообразные приемы, помогающие сориентироваться в тексте, осмыслить содержание и освоить общепредметные умения и способы деятельности.
Неумение работать с лингвистическим текстом может стать причиной недопонимания языковых процессов и явлений, слабого формирования речевых умений, ошибок в речи учащихся, поэтому необходимо в работе с лингвистическим текстом использовать приемы, которые будут способствовать оптимизации процесса усвоения лингвистических знаний и формирования речевых умений.
Методической основой исследования послужили работы И.Р. Гальперина, Н.С. Валгиной, Н.Л. Тураевой, Н.Л. Матвеевой, рассматривавших текст, как объект лингвистического исследования, были изучены работы методистов Т. Е. Ембулаевой, Т.М. Пахновой, Н.А. Ипполитовой, М.Л. Кусовой, Е.И. Никитиной, М.М. Разумовской, А.Д. Дейкиной, В.Д. Янченко и т.д., определивших текст как основную дидактическую единицу.
Объектом исследования является работа с текстами на уроках русского языка в старших классах.
Предмет исследования: методика работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в старших классах.
Цель работы: методическое оснащение работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в старших классах.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить современные лингвистические подходы к исследованию текста.
2. Рассмотреть приёмы работы с текстом в старших классах.
3. Проанализировать уровень подготовки учащихся старших классов к написанию сочинения.
4. Рассмотреть методы и приёмы работы с текстами разного уровня сложности на уроках русского языка в 10-11 классах.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Метод анализа использовался на этапе изучения лингвистических и лингвометодических источников, учебников по русскому языку, отборе заданий и упражнений для учащихся.
2. Метод обобщения использовался при классификации лингвистических текстов.
Работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы.
Основной прием работы с текстом – его анализ. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли, анализ его композиционного оформления; составление плана; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания.
К 11 классу выпускники научатся ориентироваться в потоке разнообразных сведений, отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на собственный жизненный опыт и знания.
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Обращение к тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка.