ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА 7
1.1. История развития и особенности форм народной
хореографии 7
1.2. Творческая личность руководителя как фактор развития
коллектива народного танца 23
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО Н.С. НАДЕЖДИНОЙ И ЕЕ ВКЛАД В
НАРОДНУЮ ХОРЕОГРАФИЮ 41
2.1. Надеждина Н.С. Творчество и вклад в народную
хореографию 41
2.2. Народный танец «Березка» как историческое наследие в
современной хореографии 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день, задав вопрос представителю молодого поколения, знает ли, нравятся ли ему песни и танцы родных мест, которые исполняются на различные праздники местными старейшинами, и считают ли они важным сохранение народных традиций и народного фольклора, - то скорее всего, вам придется услышать, что никто не нуждается в этих старых, давно отживших свое мотивы.
Во всяком случае, что-то похожее проявляется в разговорах, которые получается вести с молодым поколением в процессе поездок по республике с целью сбора народного фольклора.
Мы считаем, что фольклор - это самое дорогое культурное наследие народов, которое крайне необходимо изучать, любить, ценить и беречь. Недопонимание же молодого поколения искусства, являющееся творением народа, происходить от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, недосмотре в культурной работе в сельской местности в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени распространения народного искусства в целом.
Лишиться всего этого богатства — значит наносить огромный ущерб как национальным культурам нашего государства, так и общему культурному фонду всего человечества.
Народное творчество поднимает исконные, общезначимые для всех времен трудности бытия. Русский народный танец, который отличается строгой пропорциональностью мелодической линии, возвышенностью пропорций, четкостью, содействует раскручиванию более тонкого музыкального вкуса, развивает способность красиво танцевать, гармонично взаимодействовать со всеми участниками танца.
Народное творчество - еще, является одним из богатейших средств живого и теплого общения людей как старых знакомых. Народное искусство, которое сформировалось в среде крестьянских семей, рабочих, простых тружеников, и конечно же, имеет большое отличие по характеру от профессионального, но никак не уступает ему.
Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения, вышивания и иного рукоделия - все это веские подтверждения особой культуры, которая сложилась в трудящемся народе. К тому же культура эта характеризуется своим национальным колоритом. Народный фольклор всегда был ядром, фундаментом прогрессивного профессионального творчества.
На сегодняшний день появилось очень много разных направлений в хореографии. Примером одним из них выступает модернизм.
Значение модернизма в хореографии, трактуется как "модерн - балет" явление не передовое, а реакционное. Именно модернизм засоряет и рушит школу классического танца, абсолютно игнорируя народный танец. Он или вовсе отклоняет смысл содержания в танце, превращая его в цепочку утонченных движений, тела или же направляется к эротическим или мистическим темам. Модернизм в современном западном балете характеризуется изломанными, дерганными и расслабленными движениями
На сегодняшний день растет большое количество всевозможных танцевальных школ и студий. Каждый руководитель танцевальной студии должен ставить перед собой цель, во что бы то ни стало заявить о себе и о своем "направлении" чем-то необычным, особенным, для того, чтобы привлечь как можно больше обучающихся: ведь это является их обязывающей коммерческой стороной дела, во имя которой это все проделывается. И на сегодняшний день долгом каждого хореографа является своевременное указание на непозволительность их проникновения в профессиональные танцы.
Методологическая база исследования: Аминов И.А. и его вопросы предпосылок педагогических способностей. Голейзовский К. Образы русской хореографии. Захаров Р. Беседы о танцах. Бачинская Н. Русские хороводы и народные танцы. Иноземцева Г.В. и ее народный танец.
Цель дипломной работы: выявление особенностей вклада и развитие народного творчества Надеждиной Н.С.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть историю развития танца;
- Выявить и рассмотреть формы народного танца;
- Рассмотреть характеристику творческой личности;
- Проанализировать роль Надеждиной Н.С. в развитие русской хореографии.
Объектом исследования является народная хореография.
Предметом исследования является творчество Н.С.Надеждиной и ее вклад в народную хореографию.
Гипотеза. Мы предположили, что творческие методы, найденные и введенные Н.С. Надеждиной, являются стимулом в развитии современной народной хореографии.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: изучение научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, изучение практического опыта.
Теоретическая значимость состоит в том, что расширены и уточнены знания о роли творчества Н.С. Надеждиной в сохранении и развитии народной хореографии.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для совершенствования методики преподавания народного танца. Разработанная технология психологического сопровождения может применяться в различных моделях обучения народного танца.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы 58 страниц.
Глубокие корни национальной хореографии можно проследить еще в крестьянских традициях и определениях. Все это связано с большей сохранностью обычаев жизни сельского населения за длительный период времени, что повлияло на консервацию определенных старых и еще древних элементов фольклора.
Но нельзя забывать моменты, касающиеся жизни народного хореографического фольклора в городской среде. В период с середины XVIII начинают формироваться определенные жанры городской танцевальной хореографии. Их развитие проходило по их собственным законам и выявлялись отнюдь в других формах, в отличие от жанров крестьянской хореографии. К тому же резко возникшие изменения жизненных укладов населения города в результате бешеных темпов индивидуализации. Этот период характерен появлением телевидения, что приводит к угасанию обычных ранее способов культурного общения, а также взаимодействия городских жителей. В следствии внутренней миграции в русские города инонационального населения и из-за смешанного по национальным признакам, стали возникать дополнительные потребности в культуре. Все это повлияло на поиск особенных мер охраны для еще востребованных, но быстро теряющих свою традицию народной хореографии.
Рост большого количества самодеятельных ансамблей является своеобразной реакцией на работу профессиональных коллективов, которые стремятся, прежде всего, к эстрадной развлекательности, в которой полностью исключают народные пляски. Необходимы новые пути нахождения новых методов использования народного фольклора для того, чтобы возродить новые формы и стили народной хореографии. Различные праздники и смотры народного танца смогли бы ярко украсить культурную жизнь того времени, причем это не единственный метод, необходимо искать и другие пути.
Необходимо уделять особое внимание проблемам сохранения и поддержания современных жанров народного творчества. Нужно стимулировать новые творческие начала широкого слоя населения. Каждому известно, что традиции и обычаи народов сохраняться в том случае, если они будут передаваться из поколения в поколение.
Вклад Надеждиной Надежды Сергеевны в народную хореографию просто колоссальный. Мы считаем, что именно с ее именем зародилась новая эпоха народной хореографии в России. С ее приходом русские народные танцы претерпели изменения к лучшему. Западные хореографы, а также зрители с большим интересом вкушали танец русской девушки. Она умело передавала свой опыт, где каждая ее ученица не просто танцевала номер, а проживала некую свою тайную жизнь, которую каждый зритель мог прочувствовать по-своему.
В ходе написания нашей дипломной работы, в первой главе, мы рассмотрели процесс формирования творческой личности, а также нами была исследована история русского народного танца. Во второй главе мы изучили биографию Надеждиной Н.С. и жизнь ее ансамбля.
Цель и задачи, поставленные в начале нашей работы, считаем достигнуты. Объем работы составляет 58 страниц.
1. Аминов, И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников). Вопросы психологии [Текст] / И.А. Аминов. - 2017.- №5.-77с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование в 2 кн [Текст] / А. Анастази. - М., 2013.-13с.
3. Бархушин, Ю.А. История русского балета [Текст] / Ю.А. Бархушин. - М., 2017.
4. Бачинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни [Текст] / Н. Бачинская. - М.-Л.: Музгиз, 2018.- 45с.
5. Бине, А. Современные идеи о детях [Текст] / А. Бине. - М., 2018.-104 с.
6. Симон, Г. Методы измерения умственной одаренности [Текст]. / Под ред. Губинштейна Б.М.- Гос. изд., Украина, 2015.- 179с.
7. Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст]. -М.: Искусство, 2017.- 12с.
8. Бочаров, А. Основы характерного танца [Текст] / А. Бочаров, А. Лопунов, А. Ширяев. - М.-Л.: Искусство, 2018.
9. Вайнцвайг, Б. Десять заповедей творческой личности [Текст] / Б. Вайнцвайг. - М., 2017.- 89с.
10. Гильбрух, Ю.З. Внимание: одаренность [Текст] / Ю.З. Гильбрух. - М.: Знание, 2016.- 79 с.
11. Гильбрух, Ю.З. Психодиагностика в школе [Текст] / Ю.З. Гильбрух. - М., Знание, 2018. -114 с.
12. Гильбрух, Ю.З. Феномен умственной одаренности (детей). Вопросы психологии [Текст] / Ю.З. Гильбрух, О.Н. Гарнец, С.Л. Коробко. - 2018.- №4 -155с.
13. Голубева, З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям [Текст] / З.А. Голубева. - 2018.- №4, - 86с.
14. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст] / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 2017.- 66с.
15. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности [Текст] / А.И. Грабовский // Педагогика. - 2017. - №8, ноябрь. - 18с.
16. Гуревич, К.М. Типы интеллекта в психологии. Вопросы психологии [Текст] / К.М. Гуревич. - №2.- 2017.- 64с.
17. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии [Текст] / Л.Л. Гурова. - №6. - 2014.- 20с.
18. Гурьянов, Е.В. Школа Бине-термена для измерения умственного
развития детей [Текст] / под ред.Е. Гурьянова. - М.: Работник
просвещения, 2018. - 175 с.
19. Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] / А.И. Доровской. - Российское Педагогическое Агентство М., 2016.- 132с.
20. Захаров, Р. Беседы о танце [Текст] / Р. Захаров. - М., 2017.-76с.
21. Захаров, Р. Записки балетмейстера [Текст] / Р. Захаров. - М., Искусство, 2018. - 90с.
22. Иноземцева, Г.В. Народный танец [Текст] / Г.В. Иноземцева. - М., Знание, 2016.-55с.
23. Кабардов, М.А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. Вопросы психологии [Текст] / М.А. Кабардов, М.А. Матова. -2017. - № 6. - с.106¬110.
24. Клапаред, Э. Как определить умственные способности школьников [Текст] / Пер.Е.С. Коц и А.И. Карасика, Л.Г. Оршанского.Л., Сеятель, 2018.-258 с.
25. Карп, П. Младшая муза [Текст] / П. Крап. - М.: Современник, 2017.- 67с.
26. Казьмин, П. 100 русских народных песен [Текст] / П. Казьмин. - М.: Музгиз, 2017.
27. Карамзин, Н.М. История государства Российского [Текст] / Н.М. Карамзин. - СПб., 2014.
28. Князева, О.Н. Танцы Урала [Текст] / О.Н. Князева. - Свердловск, 2016.- 332с.