РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СК «ЭНЕРГОГАРАНТ»»
|
Введение 3
Глава 1. Теория и методика продвижения страховых услуг 8
1.1. Характеристика продвижения товаров и услуг: понятие, цели, виды ... 8
1.2. Сущность страхования и его характерные черты 15
1.3. Особенности продвижения страховых услуг 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Оценка и совершенствование продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 30
2.1. Анализ внутренней и внешней среды базы исследования 30
2.2. Анализ действующей практики продвижения страховых услуг 47
2.3. Рекомендации по совершенствованию продвижения страховых услуг в
ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 66
Выводы по второй главе 81
Глава 3. План-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный колледж» 82
3.1. Характеристика дисциплины «Страховое дело» 82
3.2. Предлагаемый план-конспект лекционного и практического занятия по дисциплине «Страховое дело» по теме «Каналы продвижения страховых
услуг» 90
Выводы по третьей главе 102
Заключение 103
Список используемой литературы 109
Приложения 114
Глава 1. Теория и методика продвижения страховых услуг 8
1.1. Характеристика продвижения товаров и услуг: понятие, цели, виды ... 8
1.2. Сущность страхования и его характерные черты 15
1.3. Особенности продвижения страховых услуг 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Оценка и совершенствование продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 30
2.1. Анализ внутренней и внешней среды базы исследования 30
2.2. Анализ действующей практики продвижения страховых услуг 47
2.3. Рекомендации по совершенствованию продвижения страховых услуг в
ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 66
Выводы по второй главе 81
Глава 3. План-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный колледж» 82
3.1. Характеристика дисциплины «Страховое дело» 82
3.2. Предлагаемый план-конспект лекционного и практического занятия по дисциплине «Страховое дело» по теме «Каналы продвижения страховых
услуг» 90
Выводы по третьей главе 102
Заключение 103
Список используемой литературы 109
Приложения 114
Актуальность темы исследования. В современных условиях ситуацию на страховом рынке можно охарактеризовать как начало реальной конкурентной борьбы за страховые бюджеты не только корпоративных, но и частных клиентов. Потребитель сегодня является главной фигурой на страховом рынке, и он в значительной степени определяет правила игры. В эпоху массового потребления у страховых компаний доминировал подход, который предполагал, что клиент будет приобретать те услуги, которые ему предложат. Поэтому в тот период основное внимание страховщики уделяли оценке своих внутренних возможностей (взгляд вовнутрь). В эпоху индивидуального потребления акцент смещается в сторону потребностей клиента (взгляд наружу).
Кроме того, к переоценке маркетинговой стратегии страховщиков подвигло принятие закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». Введение в действие 1 июля 2003 года этого закона обернулось значительным ростом конкуренции на рынке страхования, где основную роль уже играют не столько размер, солидность и известность страховой компании, сколько реальная оценка потребностей рынка и способность предложить клиентам необходимые им страховые услуги.
Помимо этого, сильное влияние на изменение отношения к системе страхового продвижения оказывают ожидания массированного выхода на российский рынок западных страховых и финансовых компаний. Новые игроки помимо финансовых возможностей имеют более совершенные, чем у отечественных страховщиков, технологии работы с массовым клиентом. Вопрос лишь в том, как быстро они сумеют адаптировать эти технологии к российской действительности.
Несмотря на указанные тенденции, пока можно говорить лишь о том, что маркетинг в страховании - это преимущественно рекламные кампании, в лучшем случае - исследования рынка, что в условиях отсутствия традиций страхового бизнеса и низких финансовых возможностей макроэкономических субъектов выступает серьезным препятствием на пути активизации рынка страховых услуг в России. Именно освобождение маркетинга от роли вспомогательного подразделения, понимание его как процесса взаимоотношений с потребителем и внедрение этого видения как системы управления процессом оказания страховых услуг - вот путь, который предстоит проделать страховщикам. Этот подход потребует инвестиций в развитие персонала, подготовку сотрудников всех уровней в соответствии с современными методиками работы с клиентами, создание сильной и сплоченной команды единомышленников, способной качественно и профессионально работать с клиентами.
Вследствие подобных изменений страховые компании обратят внимание на анализ качества бизнес-процессов оказания страховых услуг. При этом изменение подходов должно коснуться не только страховых агентов или сотрудников отдела обслуживания и отдела выплат, но и представителей финансового или административного подразделений, в круг прямых обязанностей которых не входит непосредственный контакт с клиентами.
Одной из главных задач страховой компании является достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество заключенных договоров, финансовый результат и удовлетворение запросов клиента. Эти показатели наибольшей степени зависят от системы и методов продвижения страховых услуг.
Степень разработанности проблемы. Вопросы продвижения страховых услуг в условиях рыночной экономики исследуются такими отечественными и зарубежными учеными, как Багиев Г.Л., Беляев В.И., Котлер Ф., Коротков А.В., Ламбен Ж., Серегина Т., Синяева И., и др.
Отечественная фундаментальная теория страхования формируется на основе исследований Коньшина В.Ф., Коломина Е.В, Райхера В.К., Турбиной К.Е., Федотовой Т.А., Шахова В.В. и других, которые сформулировали основной категориальный аппарат российской страховой деятельности, обосновали роль страхования в системе общественного воспроизводства.
Роль маркетинга в стратегии деятельности бизнеса нашла наиболее широкое освещение в работах таких зарубежных исследователей, как Дибб С., Дойль П., Кревенс Д., Малхотра Н., Эткинсон Дж.
Научная база исследований в области маркетинга основывается на разработках таких ученых, как Ховард К., Шоу А., Эванс В., Якокка Л. В настоящее время заметными достижениями стали и труды отечественных ученых Абрамовой Г., Герчиковой И., Демидова В., Завьялова П.
Специфика формирования страхового маркетинга на российском рынке отражается в трудах российских ученых Воблого А.Г., Губарь О.В., Рейтмана Л.И., Сайфулина Р.С., Сухова В.А., Турбиной К.Е., Шахова В.В.
Однако, несмотря на большое количество публикаций, посвященных исследованию общих закономерностей построения системы продвижения сферы услуг вообще и страховых услуг в частности, вопросы, связанные с использованием продвижения как инструмента реализации страхового продукта и, следовательно, активизации рынка страховых услуг, являются недостаточно освещенными в специальной литературе. Указанное говорит о высокой степени актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы «Разработка рекомендаций по продвижению страховых услуг на примере СК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Цель исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию продвижения страховых услуг ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Объект исследования - система продвижения страховых услуг.
Предмет исследования - меры по совершенствованию продвижения страховых услуг.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Изучить теорию и методику продвижения страховых услуг на современном этапе.
2. Проанализировать действующую практику продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
3. Разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
4. Составить план-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации.
Практическая значимость исследования прослеживается в разработке комплекса рекомендаций по улучшению продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», отличающихся высокой экономической эффективностью.
Методы исследования: сравнительный анализ и синтез, статистическая обработка первичных данных и их графическая интерпретация, опрос в форме анкетирования, сравнение, обобщение, классификация, измерение.
База исследования: Публичное акционерное общество страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»). Юридический адрес: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 27.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложения. Текст изложен на 117 страницах, содержит 17 таблиц, 7 рисунков, список литературы содержит 52 источника литературы.
Во введении описывается актуальность темы исследования с учетом современных тенденций страхового рынка России. Определяется цель, задачи, объект и предмет исследования. Дается краткое описание научных работ и перечисление авторов, занимающихся вопросом конкурентоспособности и конкурентоспособности страховых компаний.
В первой главе «Теория и методика продвижения страховых услуг» раскрываются основные элементы продвижения товаров (работ, услуг), сущность страхования, его характерные черты, а также описываются особенности продвижения применительно к страховым услугам.
Во второй главе исследования «Оценка и совершенствование продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»» представлен внутренний и внешний анализ компании, действующая система продвижения страховых услуг, и предлагается комплекс рекомендаций по улучшению продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», а также проводится расчет эффективности предложенных мероприятий.
В третьей главе «План-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный колледж»», применение которых в процессе преподавания дисциплины ОП 10 «Страховое дело» повысит качество знаний студентов по данной дисциплине и позволит нагляднее продемонстрировать необходимость продвижения страховых услуг в экономической жизни общества.
В заключении подводится итог исследования. Определяется уровень достижения цели исследования и выполнения задач.
Кроме того, к переоценке маркетинговой стратегии страховщиков подвигло принятие закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». Введение в действие 1 июля 2003 года этого закона обернулось значительным ростом конкуренции на рынке страхования, где основную роль уже играют не столько размер, солидность и известность страховой компании, сколько реальная оценка потребностей рынка и способность предложить клиентам необходимые им страховые услуги.
Помимо этого, сильное влияние на изменение отношения к системе страхового продвижения оказывают ожидания массированного выхода на российский рынок западных страховых и финансовых компаний. Новые игроки помимо финансовых возможностей имеют более совершенные, чем у отечественных страховщиков, технологии работы с массовым клиентом. Вопрос лишь в том, как быстро они сумеют адаптировать эти технологии к российской действительности.
Несмотря на указанные тенденции, пока можно говорить лишь о том, что маркетинг в страховании - это преимущественно рекламные кампании, в лучшем случае - исследования рынка, что в условиях отсутствия традиций страхового бизнеса и низких финансовых возможностей макроэкономических субъектов выступает серьезным препятствием на пути активизации рынка страховых услуг в России. Именно освобождение маркетинга от роли вспомогательного подразделения, понимание его как процесса взаимоотношений с потребителем и внедрение этого видения как системы управления процессом оказания страховых услуг - вот путь, который предстоит проделать страховщикам. Этот подход потребует инвестиций в развитие персонала, подготовку сотрудников всех уровней в соответствии с современными методиками работы с клиентами, создание сильной и сплоченной команды единомышленников, способной качественно и профессионально работать с клиентами.
Вследствие подобных изменений страховые компании обратят внимание на анализ качества бизнес-процессов оказания страховых услуг. При этом изменение подходов должно коснуться не только страховых агентов или сотрудников отдела обслуживания и отдела выплат, но и представителей финансового или административного подразделений, в круг прямых обязанностей которых не входит непосредственный контакт с клиентами.
Одной из главных задач страховой компании является достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество заключенных договоров, финансовый результат и удовлетворение запросов клиента. Эти показатели наибольшей степени зависят от системы и методов продвижения страховых услуг.
Степень разработанности проблемы. Вопросы продвижения страховых услуг в условиях рыночной экономики исследуются такими отечественными и зарубежными учеными, как Багиев Г.Л., Беляев В.И., Котлер Ф., Коротков А.В., Ламбен Ж., Серегина Т., Синяева И., и др.
Отечественная фундаментальная теория страхования формируется на основе исследований Коньшина В.Ф., Коломина Е.В, Райхера В.К., Турбиной К.Е., Федотовой Т.А., Шахова В.В. и других, которые сформулировали основной категориальный аппарат российской страховой деятельности, обосновали роль страхования в системе общественного воспроизводства.
Роль маркетинга в стратегии деятельности бизнеса нашла наиболее широкое освещение в работах таких зарубежных исследователей, как Дибб С., Дойль П., Кревенс Д., Малхотра Н., Эткинсон Дж.
Научная база исследований в области маркетинга основывается на разработках таких ученых, как Ховард К., Шоу А., Эванс В., Якокка Л. В настоящее время заметными достижениями стали и труды отечественных ученых Абрамовой Г., Герчиковой И., Демидова В., Завьялова П.
Специфика формирования страхового маркетинга на российском рынке отражается в трудах российских ученых Воблого А.Г., Губарь О.В., Рейтмана Л.И., Сайфулина Р.С., Сухова В.А., Турбиной К.Е., Шахова В.В.
Однако, несмотря на большое количество публикаций, посвященных исследованию общих закономерностей построения системы продвижения сферы услуг вообще и страховых услуг в частности, вопросы, связанные с использованием продвижения как инструмента реализации страхового продукта и, следовательно, активизации рынка страховых услуг, являются недостаточно освещенными в специальной литературе. Указанное говорит о высокой степени актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы «Разработка рекомендаций по продвижению страховых услуг на примере СК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Цель исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию продвижения страховых услуг ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Объект исследования - система продвижения страховых услуг.
Предмет исследования - меры по совершенствованию продвижения страховых услуг.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Изучить теорию и методику продвижения страховых услуг на современном этапе.
2. Проанализировать действующую практику продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
3. Разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
4. Составить план-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации.
Практическая значимость исследования прослеживается в разработке комплекса рекомендаций по улучшению продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», отличающихся высокой экономической эффективностью.
Методы исследования: сравнительный анализ и синтез, статистическая обработка первичных данных и их графическая интерпретация, опрос в форме анкетирования, сравнение, обобщение, классификация, измерение.
База исследования: Публичное акционерное общество страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»). Юридический адрес: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 27.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложения. Текст изложен на 117 страницах, содержит 17 таблиц, 7 рисунков, список литературы содержит 52 источника литературы.
Во введении описывается актуальность темы исследования с учетом современных тенденций страхового рынка России. Определяется цель, задачи, объект и предмет исследования. Дается краткое описание научных работ и перечисление авторов, занимающихся вопросом конкурентоспособности и конкурентоспособности страховых компаний.
В первой главе «Теория и методика продвижения страховых услуг» раскрываются основные элементы продвижения товаров (работ, услуг), сущность страхования, его характерные черты, а также описываются особенности продвижения применительно к страховым услугам.
Во второй главе исследования «Оценка и совершенствование продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»» представлен внутренний и внешний анализ компании, действующая система продвижения страховых услуг, и предлагается комплекс рекомендаций по улучшению продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», а также проводится расчет эффективности предложенных мероприятий.
В третьей главе «План-конспект лекционного и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг» дисциплины «Страховое дело» в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный колледж»», применение которых в процессе преподавания дисциплины ОП 10 «Страховое дело» повысит качество знаний студентов по данной дисциплине и позволит нагляднее продемонстрировать необходимость продвижения страховых услуг в экономической жизни общества.
В заключении подводится итог исследования. Определяется уровень достижения цели исследования и выполнения задач.
Практически любое направление экономической деятельности носит рискованный характер, так как всегда существует возможность понести финансовые потери, вызванные неблагоприятными явлениями или их последствиями. Причина этого может быть связана как с человеческим фактором, так и с природными, не зависящими от воли человека или общества явлениями. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с множеством опасностей, угрожающим его жизни, здоровью, имуществу.
Человек осознает возможную опасность, которая может наступить в любой момент, и связывает это с понятием «риск». Обычно понятие риска (рискованности ситуации) связывается с возможным наступлением в будущем негативных последствий событий. Размеры фактического неблагоприятного исхода риска (ущерба) носят неизвестный характер.
Современное общество использует различные меры, которые позволяют с определенной надежностью прогнозировать вероятность наступления риска, что делает возможным снизить его негативные последствия, т.е. ущерб.
Одним из способов управления риском является система страхования. Прежде всего, термин страхование в сознании человека ассоциируется со словом «страх». Любой человек боится за свою жизнь, здоровье, за сохранность своего имущества и т.д. Именно страх понести материальные убытки и необходимость их возмещения послужил причиной возникновения страхования.
Страхование - представляет собой создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся систему, к 103
звеньям которой относятся страховые организации (страховщики), страхователи, страховые продукты, страховые посредники и система его государственного регулирования.
В страховой деятельности, как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности велика роль государственного воздействия. Государство ведёт надзор в области страхования. С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.
По данным ЦБ РФ за 2017 год были отозваны лицензии у 30 страховщиков (для сравнения на 31 декабря 2015 года - 330 страховых компаний; на 31 декабря 2016 года - 256 страховых компаний; на 31 декабря 2017 года - 226 страховых компаний). В ЦБ пояснили, что в результате проведенных мер рынок становится более надежным, понятным и прозрачным, бизнес концентрируется преимущественно вокруг лидеров.
Таким образом, оставшимся страховым компаниям на российском рынке становится совсем не просто выживать. Ведь как было сказано ранее, с одной стороны - жесткий контроль деятельности со стороны государства, с другой стороны высокая конкуренция.
С учетом этого перед компаниями встает логичный вопрос, как выжить? Как сохранить своё положение на рынке? Как выделиться среди конкурентов? Что необходимо предпринять, чтобы потребители заметили, запомнили и купили услугу именно их компании?
На современном этапе страховые компании борются за клиента, используя при этом достаточное количество способов и в первую очередь такого элемента, как продвижение страховых услуг.
Необходимость продвижения страховых услуг стимулирует фирмы находить и использовать новые и более эффективные инструменты, нежели у их конкурентов.
Сложившаяся ситуация на страховом рынке Российской Федерации делает тему данной выпускной квалификационной работы «Разработка рекомендаций по продвижению страховых услуг на примере страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» достаточно актуальной.
Прежде чем приступить к анализу объекта исследования и разработке рекомендаций, в первой главе работы была рассмотрена теоретико-методологическая база страховой деятельности, а также основные существующие теории продвижения услуг на современном этапе.
Только досконально изучив страховое дело: его участников - страховщик и страхователь, предмет их отношений, функции сторон, виды страхования, ситуацию на Российском рынке и т.д. были рассмотрены существующие на современном этапе каналы продвижения:
1. Реклама (является основным каналом, который используют все компании. Реклама включает в себя достаточное количество инструментов: телереклама, радиореклама, периодические печатные издания, уличная реклама и т.д.).
2. Стимулирование сбыта (в основном это ценовое стимулирование посредством скидок, купонов и подарков).
3. Личные продажи (персональная работа страховых агентов лично с каждым отдельным потребителем).
4. PR (создание благоприятного образа в глазах общественности: фирменный знак, логотип и т.д.)
Изучив теоретическую часть, было принято решение приступить к оценке и совершенствованию системы продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Так, в начале второй главы был проведён анализ внутренней и внешней среды базы исследования, по результатам которого была составлена матрица SWOT-анализа деятельности компании в целом.
Итогом проведенного SWOT-анализа, стало заключение, что страховая компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» имеет гораздо больше сильных сторон, нежели слабых, а потому успешно сохраняет свое положение на российском страховом рынке 25 лет. Основными преимуществами компании является - стабильность, надежность, репутация, платежеспособность, широкий продуктовый ряд страховых услуг, развитая филиальная сеть. Однако было выяснено, что система продвижения услуг компании нуждается в изучении и корректировке.
В параграфе 2.2. выпускной квалификационной работы изучена действующая система продвижения услуг, в ходе чего было выяснено, что компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» применяет несколько инструментов продвижения. Главным каналом по продвижению, который использует компания является реклама. Реклама в СМИ - реклама в прессе; Интернет реклама - собственный сайт, контекстная и геоконтекстная реклама, Email- рассылка, SMM-реклама; Наружная городская реклама - уличная реклама - (вывески на здании, биллборды); Реклама через мобильные телефоны - СМС; Сувенирная реклама.
Несмотря на достаточно широкий список, используемых компанией способов продвижения страховых услуг, важно заметить, что при их детальном изучении были выявлены недостатки (слабые стороны):
1. Разнонаправленный характер рекламной кампании в филиалах «ЭНЕРГОГАРАНТ».
2. Фирменный стиль внутри помещения и дресс-код сотрудников соблюдается только в крупных филиалах компании.
3. Использование из года в год одних и тех же способов продвижения страховых услуг, которые стали для компании традиционными, в то время как, конкуренты в сфере страхования «идут в ногу со временем».
4. Сувенирная продукция только для клиентов компании.
В завершении второй главы мы дали рекомендации по совершенствованию системы продвижения услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ». Нами было предложено два пути мероприятий для продвижения страховых услуг компании:
1. Трансформация выявленных в SWOT-анализе слабых сторон, что
дальнейшем предполагает их переход в достоинства (сильные стороны) компании. В этой части три предложения. Предложение 1 - замена
традиционных биллбордов на современные ситилайты (в больших городах). Предложение 2 - реклама в сообществах «Подслушано в» (в небольших городах). Предложение 3 - публичная пропаганда страховых услуг с лотереей и сувенирами от компании «ЭНЕРГОГАРАНТ».
2. Рекомендовать страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» внести в
список мероприятий по продвижению услуг что-то новое (ранее не используемые ей методы). В этой части два предложения. Предложение 4 - создание отдела по работе с клиентами (изучение степени удовлетворённости и лояльности к страховой компании). Предложение 5 - финансирование общественно-полезных мероприятий (спонсорство). Предложение 6 - введение нового страхового продукта такого как
«Страхование банковских карт».
Все предложенные мероприятия на наш взгляд являются наиболее эффективными для компании.
В результате реализации предложенных мероприятий на наш взгляд компания сможет укрепить свое положение на рынке, увеличить свою конкурентоспособность, избавиться от выявленных в SWOT-анализе недостатков и привлечь новых клиентов. Из этого свидетельствует вывод о достижении цели исследовании и выполнении поставленных задач.
Результаты данной квалификационной работы могут быть использованы руководителями высшего звена компании ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и другими фирмами, работающими на рынке страховых услуг.
В третьей главе выпускной квалификационной работы нами были разработаны два плана конспекта теоретического и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг».
Человек осознает возможную опасность, которая может наступить в любой момент, и связывает это с понятием «риск». Обычно понятие риска (рискованности ситуации) связывается с возможным наступлением в будущем негативных последствий событий. Размеры фактического неблагоприятного исхода риска (ущерба) носят неизвестный характер.
Современное общество использует различные меры, которые позволяют с определенной надежностью прогнозировать вероятность наступления риска, что делает возможным снизить его негативные последствия, т.е. ущерб.
Одним из способов управления риском является система страхования. Прежде всего, термин страхование в сознании человека ассоциируется со словом «страх». Любой человек боится за свою жизнь, здоровье, за сохранность своего имущества и т.д. Именно страх понести материальные убытки и необходимость их возмещения послужил причиной возникновения страхования.
Страхование - представляет собой создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся систему, к 103
звеньям которой относятся страховые организации (страховщики), страхователи, страховые продукты, страховые посредники и система его государственного регулирования.
В страховой деятельности, как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности велика роль государственного воздействия. Государство ведёт надзор в области страхования. С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.
По данным ЦБ РФ за 2017 год были отозваны лицензии у 30 страховщиков (для сравнения на 31 декабря 2015 года - 330 страховых компаний; на 31 декабря 2016 года - 256 страховых компаний; на 31 декабря 2017 года - 226 страховых компаний). В ЦБ пояснили, что в результате проведенных мер рынок становится более надежным, понятным и прозрачным, бизнес концентрируется преимущественно вокруг лидеров.
Таким образом, оставшимся страховым компаниям на российском рынке становится совсем не просто выживать. Ведь как было сказано ранее, с одной стороны - жесткий контроль деятельности со стороны государства, с другой стороны высокая конкуренция.
С учетом этого перед компаниями встает логичный вопрос, как выжить? Как сохранить своё положение на рынке? Как выделиться среди конкурентов? Что необходимо предпринять, чтобы потребители заметили, запомнили и купили услугу именно их компании?
На современном этапе страховые компании борются за клиента, используя при этом достаточное количество способов и в первую очередь такого элемента, как продвижение страховых услуг.
Необходимость продвижения страховых услуг стимулирует фирмы находить и использовать новые и более эффективные инструменты, нежели у их конкурентов.
Сложившаяся ситуация на страховом рынке Российской Федерации делает тему данной выпускной квалификационной работы «Разработка рекомендаций по продвижению страховых услуг на примере страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» достаточно актуальной.
Прежде чем приступить к анализу объекта исследования и разработке рекомендаций, в первой главе работы была рассмотрена теоретико-методологическая база страховой деятельности, а также основные существующие теории продвижения услуг на современном этапе.
Только досконально изучив страховое дело: его участников - страховщик и страхователь, предмет их отношений, функции сторон, виды страхования, ситуацию на Российском рынке и т.д. были рассмотрены существующие на современном этапе каналы продвижения:
1. Реклама (является основным каналом, который используют все компании. Реклама включает в себя достаточное количество инструментов: телереклама, радиореклама, периодические печатные издания, уличная реклама и т.д.).
2. Стимулирование сбыта (в основном это ценовое стимулирование посредством скидок, купонов и подарков).
3. Личные продажи (персональная работа страховых агентов лично с каждым отдельным потребителем).
4. PR (создание благоприятного образа в глазах общественности: фирменный знак, логотип и т.д.)
Изучив теоретическую часть, было принято решение приступить к оценке и совершенствованию системы продвижения страховых услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».
Так, в начале второй главы был проведён анализ внутренней и внешней среды базы исследования, по результатам которого была составлена матрица SWOT-анализа деятельности компании в целом.
Итогом проведенного SWOT-анализа, стало заключение, что страховая компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» имеет гораздо больше сильных сторон, нежели слабых, а потому успешно сохраняет свое положение на российском страховом рынке 25 лет. Основными преимуществами компании является - стабильность, надежность, репутация, платежеспособность, широкий продуктовый ряд страховых услуг, развитая филиальная сеть. Однако было выяснено, что система продвижения услуг компании нуждается в изучении и корректировке.
В параграфе 2.2. выпускной квалификационной работы изучена действующая система продвижения услуг, в ходе чего было выяснено, что компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» применяет несколько инструментов продвижения. Главным каналом по продвижению, который использует компания является реклама. Реклама в СМИ - реклама в прессе; Интернет реклама - собственный сайт, контекстная и геоконтекстная реклама, Email- рассылка, SMM-реклама; Наружная городская реклама - уличная реклама - (вывески на здании, биллборды); Реклама через мобильные телефоны - СМС; Сувенирная реклама.
Несмотря на достаточно широкий список, используемых компанией способов продвижения страховых услуг, важно заметить, что при их детальном изучении были выявлены недостатки (слабые стороны):
1. Разнонаправленный характер рекламной кампании в филиалах «ЭНЕРГОГАРАНТ».
2. Фирменный стиль внутри помещения и дресс-код сотрудников соблюдается только в крупных филиалах компании.
3. Использование из года в год одних и тех же способов продвижения страховых услуг, которые стали для компании традиционными, в то время как, конкуренты в сфере страхования «идут в ногу со временем».
4. Сувенирная продукция только для клиентов компании.
В завершении второй главы мы дали рекомендации по совершенствованию системы продвижения услуг в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ». Нами было предложено два пути мероприятий для продвижения страховых услуг компании:
1. Трансформация выявленных в SWOT-анализе слабых сторон, что
дальнейшем предполагает их переход в достоинства (сильные стороны) компании. В этой части три предложения. Предложение 1 - замена
традиционных биллбордов на современные ситилайты (в больших городах). Предложение 2 - реклама в сообществах «Подслушано в» (в небольших городах). Предложение 3 - публичная пропаганда страховых услуг с лотереей и сувенирами от компании «ЭНЕРГОГАРАНТ».
2. Рекомендовать страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» внести в
список мероприятий по продвижению услуг что-то новое (ранее не используемые ей методы). В этой части два предложения. Предложение 4 - создание отдела по работе с клиентами (изучение степени удовлетворённости и лояльности к страховой компании). Предложение 5 - финансирование общественно-полезных мероприятий (спонсорство). Предложение 6 - введение нового страхового продукта такого как
«Страхование банковских карт».
Все предложенные мероприятия на наш взгляд являются наиболее эффективными для компании.
В результате реализации предложенных мероприятий на наш взгляд компания сможет укрепить свое положение на рынке, увеличить свою конкурентоспособность, избавиться от выявленных в SWOT-анализе недостатков и привлечь новых клиентов. Из этого свидетельствует вывод о достижении цели исследовании и выполнении поставленных задач.
Результаты данной квалификационной работы могут быть использованы руководителями высшего звена компании ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и другими фирмами, работающими на рынке страховых услуг.
В третьей главе выпускной квалификационной работы нами были разработаны два плана конспекта теоретического и практического занятия по теме «Каналы продвижения страховых услуг».



