Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и осуществления коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли 6
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности 6
1.2 Маркетинг как вид коммерческой деятельности 13
1.3 Организация, содержание и планирование коммерческой деятельности на
предприятии розничной торговли 17
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли ООО «ЕвроСтройХолдинг» 22
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия розничной торговли ООО «ЕвроСтройХолдинг» 22
2.2 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО
«ЕвроСтройХолдинг» 31
2.3 Организация коммерческой деятельности в условиях маркетинга на
предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг» 45
Глава 3. Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия ООО «ЕвроСтройХолдинг» в условиях маркетинга 54
3.1 Основные направления по созданию отдела маркетинга на предприятии
ООО «ЕвроСтройХолдинг» 54
3.2 Рекомендации по стимулированию продаж на предприятии розничной
торговли ООО «ЕвроСтройХолдинг» 63
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Организация коммерческой деятельности - это процесс выработки стратегических и тактических решений относительно операций предприятия по купле-продаже товаров и услуг согласно знаниям о передовых методах и формах продвижения товаров, стимулирования продаж и сбытовой деятельности; конъюнктуре рынка, тенденциях развития внешней среды и силе конкуренции на рынке; конкурентных преимуществах продукции и ее доступности для потребителя.
Стратегически важным аспектом при организации коммерческой деятельности является, планирование маркетинговой деятельности. Коммерческий процесс, это процесс доведения товара от производителя к потребителю, что касается маркетинга, то этот процесс регулирует стимулирование сбыта. При грамотном ведении бизнеса, эти два процесса становятся неотделимыми, именно об этом пойдет речь в данной дипломной работе.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что разработка стратегических направлений развития коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, необходима для укрепления конкурентных позиций на рынке товаров и услуг. В связи с этим возникает необходимость конкретизации сущности и цели коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. Актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии определяется, прежде всего, его ориентацией на удовлетворение потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
Проблема организации эффективной коммерческой работы предприятия розничной торговли с использованием маркетинга и определила выбор темы данной дипломной работы.
Проблема организации коммерческой работы на предприятиях розничной торговли, в теоретическом и практическом аспектах, рассматривается в работах: Абчук В.А., Васильев Г.А., Ванин В.В., Голиков Е. А., Дектяренко В. Н., Дашков Л. П., Шеремет А.Д., Попета Г.Г.
Целью данной дипломной работы является: рассмотрение организации коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли в условиях маркетинга, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе организации коммерческой деятельности, а также поиск путей совершенствования механизма розничной торговли в условиях маркетинга.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли;
2. Изучение теоретических аспектов использования маркетинга в коммерческой деятельности, розничного торгового предприятия;
3. Проведение оценки внешней и внутренней среды функционирования исследуемой фирмы;
4. Проанализировать эффективность коммерческой деятельности предприятия в использовании маркетинга;
5. Организации совершенствования маркетинговой деятельности на предприятие розничной торговли;
6. Создать рекомендации по стимулированию продаж на предприятии.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные маркетингу и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии. Практическая часть работы построена на данных устава, бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах.
В процессе написания работы были определены научные методы познания, обобщения и анализа систематического материала, экономического анализа, маркетинговых исследований рынка, аналитический метод, применение метода анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме данной дипломной работы.
Объектом исследования является предприятие розничной торговли ООО «ЕвроСтройХолдинг».
Предметом исследования является организация коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли в условиях маркетинга.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации и осуществления коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли в условиях маркетинга.
Во второй главе проводится анализ коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.
Третья глава посвящена способам совершенствования коммерческой деятельности предприятия розничной торговли в условиях маркетинга.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСтройХолдинг», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. другими законодательными актами Российской Федерации. Регистратор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.
Целью деятельности ООО «ЕвроСтройХолдинг» является извлечение прибыли в процессе ведения любых, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации видов деятельности.
Предметом деятельности Общества является осуществление следующих основных видов деятельности:
1. Сеть ресторанов ILpatio.
2. Парквик (зона для детей в ТРЦ).
3. Сеть закусочных Пончик.
4. Сеть минимаркетов МойМагазин.
5. Сеть магазинов одежды Tom Farr/
6. Сеть магазинов итальянской одежды для женщин Sinequanone.
7. Сеть магазинов итальянских рубашек 7camichie
8. Банк ГрантИнвест.
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ООО «ЕвроСтройХолдинг» показала, что выручка за 2015 год составила 370 709 тыс. руб., что на 72 193 тыс. руб. больше показателя предыдущего периода. Что касается чистой прибыли, то на 2015 год данный показатель составил 90 156 тыс. руб., что на 29 667 тыс. руб. выше предыдущего года. Данная положительная динамика по показателям выручки и чистой прибыли показала увеличение объемов реализации коммерческой деятельности. Прибыль от продаж на 2015 год также увеличилась на 47 963 тыс. рублей в сравнении с предыдущим годом, и составила 116 033 тыс. руб. Соответственно, среднегодовая стоимость основных средств от продаж подверглась так же положительной динамике и на 2015 год составила 12 934 тыс. руб., что на 25% меньше в сравнении с 2014 годом. Показатель фондоотдачи к 2015 году увеличился на 10%, это говорит о том, что в целом произошло улучшения отношения средней стоимости и основных фондов к выручке. Показатели рентабельности так же имеют положительную динамику, рентабельность продаж на 2015 г составляет 31.3 %, что на 8.5 больше, чем в 2014 году. Динамика основных экономических показателей предприятия ООО «ЕвроСтройХолдинг» в целом положительная, не смотря на то, что среднегодовая дебиторская задолженность составила 57 942 тыс. руб., а среднегодовая кредиторская задолженность 18 891 тыс. руб.
В процессе финансового анализа деятельности предприятия оценивалась степень покрытия обязательств предприятия, отражающая скорость возврата денежных средств, которые были вложены в приобретение разных видов имущества и обязательств, в оборот, а так же кредитоспособность предприятия.
Таким образом, можно заметить, что на ООО «ЕвроСтройХолдинг» показатели у части наиболее ликвидных активов, с 2013 по 2015 года были нестабильны. Однако, их темп роста к 2015 году составил разницу в 58 143 тыс. руб. в сравнении с 2014 годом. Что касается медленно реализуемых активов, то к 2015 году данный показатель увеличился на 104 818 тыс. руб. в сравнении с предыдущим, так как в рассматриваемый период увеличился показатель запасов. В это же время происходит уменьшение трудно реализуемых активов на 20 893 тыс. руб. Снижение данного показателя связано с сокращением на предприятии материальных внеоборотных активов. Что касается наиболее срочных пассивов предприятия, которыми является кредиторская задолженность, то 2015 году она увеличилась в сравнении с 2014 годом на 67 316 тыс. руб., что говорит о приобретении организацией краткосрочных обязательств.
Для долгосрочных пассивов с 2013 года по 2015 год характерно уменьшение на 10 924 тыс. руб. Это говорит о способности предприятия выплачивать долгосрочные кредиты и займы. Что касается постоянных пассивов, таких как капитал и резервы, то с 2014 года в данной статье произошел резкий рост. И к 2015 году данный показатель увеличился на 90 156 тыс. руб.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам или ресурсам. Они отражают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной,
предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Наиболее полно, по сравнению с прибылью, рентабельность характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Таким образом, рентабельность активов на предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг» к 2015 году увеличился на 2.1% в сравнении с 2014 годом. Рост показателя рентабельности активов произошло из-за увеличения чистой прибыли, а также вследствие увеличилась доля основных средств, денежных средств и их эквивалентов. Уменьшение показателя рентабельности собственного капитала на 7.5 % к 2015 году в сравнении с 2014 показывает нам, что понизилась отдача собственного капитала. Это обусловлено ростом собственного капитала и в тот же период уменьшением чистой прибыли. Положительная тенденция наблюдается в показателях рентабельности продаж. Так, на 2015 год он составил 31.3%, что на 8.5% больше, чем за 2014 год. Данный коэффициент показывает долю чистой прибыли на каждый заработанный рубль. Рост данного показателя говорит о увеличении конкурентоспособности организации на рынке. В целом, показатели рентабельности имеют положительную динамику, что говорит об увеличении эффективности использования ресурсов предприятия. То есть с каждым последующим годом на любую единицу материальных, трудовых, денежных и других видов ресурсов приходится больший процент прибыли.
В целом предприятие ООО «ЕвроСтройХолдинг» рентабельное, имеет хорошую платежеспособность, имеет небольшие задолжности, которые не влияют на зависимость от заемных средств, а так же стабильный рост чистой прибыли и выручки, это говорит о качественной работе предприятия в целом.
В основные направления совершенствования коммерческой деятельности предприятия в условиях маркетинга ООО
«ЕвроСтройХолдинг» рекомендуется создать отдел маркетинга с своим штатом, целями и задачами.
Для совершенствования коммерческой деятельности предприятия был разработан перечень стратегий стимулирования сбыта:
1. Стратегия капитализации бренда;
2. Стратегия креатива в маркетинге;
3. Стратегия вклада в отдельные инструментоы маркетинга;
4. Стратегия ценового стимулирования;
5. Стратегия натурального стимулирования;
6. Стратегия предоставления пробных образцов;
7. Скидочная стратегия;
8. Стратегия обещания гарантии;
9. Стратегия стимулирования с помощью распродаж;
10. Мерчандайзенг;
11. Стратегия - Практикум.
В заключение данной дипломной работы, можно сделать вывод о коммерческой работы на предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг»: стабильная, положительная динамика по всем показателям финансового состояния организации. Основной проблемой на предприятии является структура штата работников, а именно недостаток штата маркетинга. Решение этой проблемы было предложено в данной работе.
1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ коммерческой деятельности организаций: учебное пособие [Текст] / И.Т. Абдукаримов, М.В.Беспалов - М.: Инфра-М, 2014. - 320 с.
2. Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебник [Текст] / М. С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2013.
- 462 с.
3. Артеменко, В.Г. Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова- М.: Омега-Л,
2012. - 136 с.
4. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Высшая школа, 2013. - 524 с.
5. Амосова В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян.
- М.: Эксмо, 2014. - 36 с.
6. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
- 381 с.
7. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2013. - 306 с.
8. Бухтерева, О.С. Социология рекламы в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / О.С.Бухтерева. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 127 с.
9. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2014. - 334 с.
10. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
11. Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.
12. Грязнова А.Г. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. - М.: Кнорус, 2014. - 164 с.
13. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению Экономика и специальности Маркетинг / А. М. Годин. - Москва: Дашков и К, 2013. - 371 с.
14. Глушков, И.Е. Учет на предприятиях коммерческой деятельности: в помощь финансовому директору, коммерсанту, бухгалтеру / И.Е.Глушков. - Новосибирск: Экор-книга, 2014. - 143 с.
15. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2013. - 253 с.
16. Казущик, А. А. Основы коммерческой деятельности : учебник / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2011. - 246 с.
17. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 414 с.
18. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец.
"Маркетинг" / Н.Г.Каменева, В.А.Поляков. - М.: Вузовский учебник:
ИНФРА-М, 2012. - 337 с.
19. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. "Экономика" и спец. "Бух. учет, анализ и аудит" / М.В.Косолапов,
В.А.Свободин. - М.: Дашков и К, 2012. - 246 с.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с
английского] / Филип Котлер. - М.: Вильямс, 2012. - 88 с.
21. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учебник для студентов / О. А. Кобелев. - М.: Дашков и К°, 2011. - 282 с.
22. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Д.В.Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 318 с.
23. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебник / Н. П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 75 с.
24. Липсиц И.В., Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. - М.: Геотар-Медиа, 2014. - 118 с.
25. Масленников, Р.А.,. 101 совет по PR / Роман Масленников. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 68 с.
26. Мельникова,Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Н.А.Мельникова. - М.: Дашков и К, 2012. - 177 с.
27. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. - М.: Юрайт, 2014. - 80 с.
28. Моосмюллер, Г.В. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г.Моосмюллер, Н.Н.Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 198 с.
29. Макашева, З.М. Брендинг [Текст] / З.М. Макашев. - СПб.: Питер,
2014. - 204 с.
30. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ коммерческой деятельности : учеб. пособие / Э.А. Маркарьян. - М.: КноРус, 2014. - 250 с.
31. Мартынюк, Г.К. Анализ хозяйственной деятельности торговых организаций: учеб. пособие / Г.К.Мартынюк; Хабар. гос. акад. экономики и права. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. - 89 с.
32. Мазилкина, Е.И. Маркетинговая коммерция: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
33. Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 328 с.
34. Носова С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2012. - 92 с.
35. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А.Одинцов. - М.: Академия, 2013. - 252 с.
36. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П.
Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 19 с.
37. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. - М.: Эксмо,
2012. - 302 с.
38. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 314 с.
39. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности
организации: практ. пособие / А.Н.Романцов. - М.: Дашков и К, 2014. - 15 с.
40. Роман, Е.В. Реклама: [учеб. для студ. вузов, изуч. маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз] / Е.В.Ромат. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
41. Савицкая, Г.В. Анализ коммерческой деятельности предприятия: учеб. для студ., обуч. по спец. "Бух. учет, анализ и аудит" / Г.В.Савицкая. - 5¬е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 234 с.
42. Сиганова, О.В. Кросскультурный маркетинг : учеб. пособие / О.В. Сиганов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 261 с.
43. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г. Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 212 с.
44. Сажина М.А., Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: Форум, 2011. - 208 с.
45. Слагода В.Г., Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. - М.: Форум, 2014. - 368 с.
46. Сак А.В.. Оптимизация маркетинговых решений / А.В. Сак В.А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2013. - 30 с.
47. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 352 с.
48. Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика коммерческой деятельности предприятий: учебник / Т. У. Турманидзе,- М.: Экономика, 2011. - 78 с.
49. Тарануха Ю.В., Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. - М.: КноРус,
2013. - 308 с.
50. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.
51. Терещенко А.В., Финансовый анализ. Управление финансами: учебник /Терещенко А.В., Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008. - 338 с.
52. Чувикова, В.В. Маркетинговый отдел кадров [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. — М.: Дашков и К,
2015. — 248 с.
53. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2014. - 415 с.
54. Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. вузов региона / Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. - 263 с.
55. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 245 с.
56. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое
регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. "Связи с общественностью" / Ф.И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр.; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 332 с.