ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 7
1.1 Кризис перехода к взрослости в контексте современных представлений о
жизненных кризисах 7
1.1.1 Общая характеристика жизненных кризисов 7
1.1.2 Эпигенетический принцип 9
1.2 Кризис перехода к взрослости 11
1.2.1 Юность как период актуализации кризиса перехода к взрослости 11
1.2.2 Рамки возраста между детством и взрослостью 12
1.2.3 Причины сложности и длительности взросления в современном обществе.15
1.2.4 Формирование эго-идентичности в концепции Э.Эриксона и
последователей 17
1.3 Возможности применения сказки в психологической работе 23
1.3.1 Обзор представлений о психологическом смысле сказки 23
1.3.2 Отражение в сказке кризиса перехода к взрослости 29
1.3.3 Прикладное значение сказки 32
1.3.4 Особенности использования сказки, как собственно психологического
метода 35
1.4 Применение сказочной метафоры для анализа кризиса перехода к взрослости у курсантов ГПС МЧС 39
1.4.1 Специфика психологической работы с будущими пожарными 39
1.4.2 Применение методов сказкотерапии в психологической работе с курсантами 42
1.4.3 Особенности сказки как проективной методики 44
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 46
2.1 Описание выборки исследования 46
2.2 Описание методов исследования 46
2.2.1 Тест статусов эго-идентичности Е.Л. Солдатовой 46
2.2.2 Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева 49
2.2.3 Опросник для оценки проявлений дезадаптации О.Н. Родиной 51
2.2.4 Проективная методика
«сказка» 51
2.2.5 Метод психосемантического анализа сказки Е.Л. Доценко 53
2.3 Процедура исследования 56
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 58
Г ЛАВА 3. Результаты исследования и их
обсуждение 59
3.1 Результаты исследования 59
3.1.1 Описательная статистка 59
3.1.2 Результаты статистической обработки
данных 61
3.2 Результаты качественного
анализа
3.2.1 Психосемантический анализ сказок
3.3 Обсуждение результатов
3.3.1 Обсуждение результатов статистического анализа 81
3.3.2 Обсуждение результатов качественного анализа 85
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК 86
ЛИЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
В период юности у молодого человека возникает множество проблем. Если в подростковом возрасте он только становится на путь взросления и все ещё находится под опекой взрослых, то после совершеннолетия предполагается непосредственное вхождение во взрослую жизнь. Возникает необходимость принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность, а так же вырабатывать и осуществлять жизненный замысел.
Сущность кризиса перехода к взрослости заключается не столько в адаптации к новым условиям жизни и новым требованиями общества, сколько в самоосознании, поиске себя и собственных индивидуальных жизненных смыслов. Причем нельзя путать абстрактные рассуждения о смысле жизни с поиском, опирающимся на действие. Так как только в действии молодой человек может нащупать свои ресурсы, свои сильные и слабые стороны и сформировать такой жизненный замысел, который будет соответствовать его собственному стремлению и предрасположенности, в противовес тем целям и ценностям, которые могут быть навязаны извне и приняты без осмысления.
Когда человек выходит на путь взросления и самостоятельности, он уже не может свернуть с него. Каждый по-своему справляется с этим тяжелым периодом, во время которого он наиболее уязвим перед душевными потрясениями и психическими нарушениями. Однако стоит помнить, что речь идёт о нормативном кризисе, проявления которого могут напоминать болезнь, но на самом деле не являются патологическими.
Актуальность исследования
Стоит учесть, что обстановка в современном обществе, характеризуется затруднённостью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старших поколений. Традиции оказываются прерванными, советы - неподходящими в силу растерянности самих представителей старшего поколения перед новыми задачами. Ещё в недавнем прошлом старики считались хранителями мудрости и знания, а сегодня многим бабушкам и дедушкам приходится обращаться к внукам при необходимости научиться пользованию новыми технологиями, которые развиваются быстрее смены поколений.
Новые задачи связаны не только с техническим прогрессом. Всего за один век в нашей стране дважды кардинально менялся политический строй, а вместе с ним и уклад жизни. Современный человек не может бездумно следовать устоявшимся представлениям не по тому, что он чрезвычайно прогрессивен, а потому, что их попросту нет. Есть не устоявшиеся, но они представлены в таком количестве, что без осмысления и понимания возникает большой риск запутаться в этом изобилии.
Перед каждым человеком на определенном этапе его жизненного пути неизбежно возникает перспектива перехода к взрослости. Что же ему необходимо для успешного перехода черты, за которой находиться такой сложный мир, полный опасностей, возможностей и проблем? Это мир, в котором человек волен выбирать любой путь, но вместе со свободой он получает всю полноту ответственности.
Согласно теории Э.Эриксона в момент перехода к взрослости расширяется диапазон ролей, которые быстро сменяют друг друга. Человек как бы примеряет одну маску за другой, чтобы разобраться в их свойствах. Вполне понятно, какова функция таких примерок: только зная особенности разнообразных ролей, человек может выбрать для себя то, что считает подходящим. Но здесь возникает другой важный вопрос: на сновании чего происходит этот выбор? И какими качествами должен обладать полноценный взрослый? Неужели только способностью следовать ролевым предписаниям? Каким образом человек может остаться верен самому себе, и при этом гармонично вписаться в общество, которое к взрослому предъявляет гораздо более строгие требования, чем любящий родитель к своему дорогому чаду?
Каждый находит собственные ответы на эти жизненные вопросы. Кто из молодых людей не вёл задушевных бесед «о смысле жизни» с друзьями и с самим собой, пытаясь найти «правильный» ответ? И не важно, найден ли ответ, главное, что есть возможность осмысления устройства мира и своего места в этом мире. Для этого необходим своего рода «взгляд сверху», который особенно необходим в период жизни, сочетающий обилие энергии и возможностей с малым жизненным опытом.
Возвращаясь к теории Э. Эриксона, можно вспомнить понятие «психосоциального моратория», которое он использует для обозначения одного из способов достижения эго-идентичности. Он отмечает необходимость для многих молодых людей определённой отсрочки в принятии ими взрослых ролей. Это может проявляться в бродяжничестве, обращении к различным религиозным системам, пробах альтернативных форм брака и семьи, до того как молодой человек найдёт своё место в обществе [37].
Однако возможность для творческого поиска доступна далеко не всем. Если одним студенчество дарит долгожданную свободу, то для других может оказаться серьезным испытанием. Это зависит не только от личностных качеств, но и от системы обучения.
Подготовка курсантов ГПС МЧС отличается строгой регламентацией отношений и учебного режима, высоким уровнем нагрузок. Такие условия обучения сокращают возможность пробовать себя в разных ролях и могут отражаться на формировании эго-идентичности и прохождении нормативного кризиса перехода к взрослости.
В нашей работе мы постарались изучить этот вопрос не только с помощью тестовых методик.
Новизна нашего исследования заключается в апробации применения в силовой структуре «творческого метода» сочинения сказки, который из проективно-диагностического легко преобразуется в психокоррекционный. Этот метод отвечает многим потребностям, возникающим в момент преодоления личностного кризиса.
Разработка подобных методик является важной частью обеспечения будущих работников экстремального профиля, так как от их психологического здоровья будет зависеть устойчивость к неизбежным стрессам и, в конечном счете, эффективность их деятельности.
Цель исследования: Изучение особенностей прохождения кризиса перехода к взрослости у курсантов по сравнению с гражданскими студентами разных специальностей, и отражение этих особенностей в сказочной метафоре.
Задачи исследования:
- определение у курсантов и контрольной группы статуса эго-идентичности;
- определение у курсантов и контрольной группы уровня
смысложизненных ориентаций;
- определение у курсантов и контрольной группы уровня
дезадаптации;
- выявление особенностей (сходств и различий) сказочных текстов в зависимости от статуса эго-идентичности у курсантов и контрольной группы.
Предмет: Статус эго-идентичности и смысложизненных ориентаций курсантов университета ГПС МЧС
Объект: Курсанты Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС
Гипотезы:
1. Существует влияние года обучения на уровень выраженности показателей кризиса перехода к взрослости;
2. Существуют различия в выраженности параметров кризиса у курсантов и контрольной группы;
3. Существует связь между уровнем адаптации, стадией прохождения кризиса и смысложизненными ориентациями;
4. У курсантов по сравнению с гражданскими студентами существуют качественные различия в особенностях прохождения кризиса перехода к взрослости, которые отражены в психосемантических характеристиках сказочной метафоры (особенности сюжета, проблемные ситуации, атрибуты будущей профессиональной деятельности).
Задачи, поставленные в исследовании можно считать достигнутыми.
Теоретический анализ феномена кризиса перехода к взрослости позволил обратить внимание на социальную обусловленность его протекания и выдвинуть гипотезы относительно его особенностей у интересующей нас социальной группы.
В результате проведенной работы удалось подтвердить выдвинутые гипотезы об отличительных особенностях в динамике кризиса перехода к взрослости у курсантов по сравнению со студентами контрольной группы.
Действительно, принадлежность к учебным заведениям с различной системой обучения влияет на актуализацию, прохождение и разрешение кризиса перехода к взрослости. В частности было показано преобладание у курсантов докритического статуса предрешенности на фоне активного переживания острой фазы кризиса и формирования автономной эго-идентичности у студентов.
Рассмотренный в нашей работе кризис является нормативным, он предполагает столкновение молодого человека с рядом задач, успешное разрешение которых формирует ресурсы для более адаптивной и продуктивной реализации личности на следующих этапах развития.
Специфика будущей деятельности курсантов обуславливает необходимость формирования у них психологической устойчивости к воздействию экстремальных ситуаций. Такая устойчивость зависит не только от профессиональных навыков и психофизиологических характеристик, но и от становления личности в целом, которое достигается в результате прохождения личностных кризисов.
Избегание кризиса может дать только сиюминутную картину благополучия и формирует уязвимость для критических ситуаций в будущем. Метафорически это можно сравнить с ахиллесовой пятой, попадание в которую может привести к неблагоприятным последствиям в деятельности внешне сильных и хорошо подготовленных специалистов.
В связи с обнаруженными особенностями психологам, работающим с личным составом можно порекомендовать уделить дополнительное внимание выявлению и отслеживанию процессов становления личности в период кризиса, включить направленные на это методики в психодиагностическую и психокоррекционную работу.
Интересно так же провести дополнительные исследования для анализа динамики кризиса перехода к взрослости у молодых специалистов уже после окончания учебного заведения, в первые годы работы, так же важным представляется изучение связи личностной зрелости спасателей с эффективностью их работы и устойчивостью к профессиональному выгоранию.
1. Аванесян М.О. Психологические проблемы создания метафоры // Вестник СПбГУ. 2009. Серия 12. Вып 1.
2. Берн Э. Игры в которые играют люди. СПб.: Питер, 2004.
3. Василюк Е.Ф. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
4. Выгодский Л.С. Проблема культурного развития ребёнка. СПб.: Питер, 2000.
5. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине СПб.: БСК, 1996.
6. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. 1999. №10-11.
7. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган.: КГУ, 2003.
8. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. СПб.: Речь, 2006.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Гарбенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
12. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. 2006. №5.
13. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Киев.: Рефл-бук, 1997.
14. Ковтунович М.Г. Психологическая подготовка спасателей. М, 2007
15. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.
16. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №4. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2945 (дата обращения 18.02.2013).
17. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознение. М.: Политиздат, 1984.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989.
19. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
20. Лобачева Е.В., Доценко Е.Л. Диагностика межличностных отношений с помощью проективной сказки // Журнал практического психолога. 1999. №10-11.
21. Миллер Л.В. Модель экстренной психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011. Выпуск 1. URL: http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml (дата обращения 18.02.2013).
22. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006.
23. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. Спб. 2002.
24. Петрова Е.Ю. Психологическая модель глубинной психотерапии для детей с ограниченными возможностями на основе волшебных сказок. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1998.
25. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
26. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 1996.
27. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007.
28. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.
29. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997.
30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
31. Фон Франц М-Л, Архетипические паттерны в волшебных сказках. М.: Класс, 2007.
32. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001.
33. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл, 2007.
34. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002.
35. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2006.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1987.
37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
38. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
39. Юнг К.Г. Душа и миф. Киев.: ГБДЮ, 1995.
40. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007.
41. Bettelheim В. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales. New York, 1976.