ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ ... 6
1.1 Характерные особенности этнического стиля 6
1.2 Модные тенденции молодежной и подростковой моды 13
1.3 Особенности разработки коллекции моделей одежды для подростков в
этническом стиле 18
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ 25
2.1 Эскизы моделей. Техническое описание моделей 25
2.2. Подбор материал и оборудование 36
2.3. Построение базовой конструкции чертежа 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 48
ГЛАВА 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В ЭТНИЧЕСКОМ СТИЛЕ 49
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Глобализация современного мира вынуждает ставить вопросы перед обществом о самоценности отдельных наций и народов, их этнических и культурных различий. Один из способов самоидентификации народа - это национальный костюм, являющийся зеркальным отражением политических, экономических, социальных, культурных процессов, происходящих в конкретном государстве и обществе. Этнические элементы национального костюма являются своеобразным звеном, связывающим человека с окружающей средой, внешним миром, в котором закодирована ментальная информация о мировоззрении отдельного народа.
Любой национальный костюм с этническими элементами прошел отбор временем и практической службой, послужил культурным идеалом, поскольку появился в процессе исторического развития этноса со своими особенностями предметного мира, материальными и духовными потребностями. Костюм каждой этнической группы индивидуален, своеобразен и неповторим своей формой, типом, принципом кроя, пропорциями и манерой ношения, характером декора и цветового решения. Особенность этнической одежды в том, что ни смотря на то, что основные элементы и формы одинаковы для отдельной человеческой общности и ярко выражены, но традиционная одежда очень разнообразна и многовариантна. Этнический стиль оставляет простор для реализации индивидуальных особенностей каждого человека любого возраста, когда элементы одежды не являются точной копией единого образца, а носят стереотипный и вариабельный характер.
Этнический стиль изучают специалисты в разных областях знаний: социология, философия, культурология, психология. Этот стиль как элемент моды можно рассматривать в качестве механизма социальной регуляции поведения людей, в частности подростков. Отметим, что в настоящий период практически отсутствует научная публицистика, которая рассматривает этнический стиль в моде в качестве фактора, влияющего на образ жизни любого члена общества, в том числе и подростков. На сегодняшний день эта тематика мало исследована, изучение воздействия фактора этнического стиля как элемента моды на образ жизни молодого поколения еще предстоит изучить. Значимость данной проблемы можно объяснить тем, что факторы моды комплексно влияют на развитие здорового образа жизни подростков, с точки зрения реализации ценностей в популяризации моды, в том числе этнической. Следование моде и поддержание здорового образа жизни прослеживаются в связи с социальной значимостью моды в обществе.
Поскольку молодое поколение - это потенциал общества, то проблемы его жизнедеятельности, здорового образа жизни, культурной направленности стоят остро, поэтому необходимо решать актуальные вопросы, связанные с развитием молодого поколения. Незначительный общественный статус молодого поколения, общественно-возрастные характеристики увеличивают желание следовать моде. Поэтому внимание к данной тенденции, помощь в воспитании хорошего вкуса с помощью разработки подростковой одежды в этническом стиле, вовлечение самих подростков к участию в создании такой одежды поможет сформировать интерес к своей стране, к творческой работе в данном направлении.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать коллекцию одежды для подростков в этническом стиле.
Объект исследования: процесс проектирования коллекции одежды для подростков в этническом стиле.
Предмет исследования: проектирование коллекции одежды для подростков в этническом стиле.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и учебную литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2. Охарактеризовать одежду в этническом стиле.
3. Рассмотреть современные направления подростковой моды.
4. Выявить особенности разработки коллекции моделей одежды для подростков в этническом стиле.
5. Разработать коллекцию подростковой одежды с элементами этнического стиля.
6. Разработать конструкторско-техническую документацию на изготовление швейного изделия.
7. Показать практическое применение результатов исследования на уроках технологии.
В работе были использованы теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, классификация, аналогия, моделирование.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервью, тестирование, изучение результатов деятельности, метод экспертных оценок, методы математической статистики, обобщение педагогического опыта, эксперимент.
В наши дни этнический стиль утвердил свои позиции в мире моды, благодаря таким качествам как свобода, многообразие, естественность, ярость. Его выбирают, как правило, творческие личности, которые стремятся показать свою индивидуальность, поделиться своим настроением, при этом оставаясь в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Этнический стиль в качестве объекта изучения интересен специалистам в разных областях знаний: социология, философия, культурология,
психология. Изучение этнического стиля в моде как фактора оказывающего воздействие на поведение, мировоззрение, эстетическое воспитание людей разных возрастов практически отсутствует. На сегодняшний день эта тематика мало исследована, изучение воздействия фактора этнического стиля как элемента моды на образ жизни молодого поколения еще предстоит изучить. Тема работы очень интересна тем, что факторы моды комплексно влияют на развитие здорового образа жизни подростков, с точки зрения реализации ценностей в популяризации моды, в том числе этнической.
В ходе исследования нами была изучена литература соответствующая теме работы. В рамках темы нашей работы мы опирались на утверждение Е.А. Тюрина, Е. Н. Савиной: «этничность» - понятие, которое широко используется в науке и обозначает различные формы идентичности, которые проявляются в жизнедеятельности тех или иных этнических общностей.
В работе мы рассмотрели модные направления в одежде подростков. Для проектирования коллекции одежды для подростков в этническом стиле мы выбрали шотландский стиль. Этот стиль в последние годы популярен среди модных дизайнеров, в результате этого в гардеробе большинства людей можно встретить клетчатые аксессуары, одежду и многое другое. Клетчатая ткань популярна во всем мире и будет актуальна для всех возрастных групп.
Первый исследователь, изучавший влияния моды на молодежь, был Г. Зиммель, который утверждал, что поведенческая направленность подростков определяется модой. Мода подростков складывается из таких понятий, как комфорт, простота и практичность, но приоритетом все-таки являются предпочтения самих подростков. Изучив модные тенденции подростковой моды, было выявлено, что все чаше подростки в повседневной жизни сочетают различные стили в одежде и редко являются приверженцами одного стиля.
Нами была разработана коллекция одежды в этническом стиле. Модели коллекции удовлетворяют всем техническим и гигиеническим требованиям предъявляемых к одежде детей подросткового возраста. Коллекция разработана с четом особенностей этнического стиля и модных тенденций, состоит из различных вариантов костюма удовлетворяющих запросы подростков. Для изготовления была выбрана модель №4, для которой была разработана конструкторско-техническую документацию на изготовление швейного изделия.
В рамках проведенного исследования были разработаны уроки по технологии в 7 классе с учетом требований и рекомендаций ФГОС. Изучив теоретический материал по теме урока «Виды складок. Обработка складок». Была разработана технологическая карта урока с учетом изучения шотландского этнического стиля. Так же на уроках конструирования плечевой одежды, учащиеся смогут актуализировать и применить полученные знания в отделке изделия.
Таким образом, проектирование коллекции одежды для подростков в этническом стиле влияет на эстетическое воспитание школьников и приводит к следующим результатам: формированию творчески активной личности школьника; развитию творческого мышления; активному вовлечению учащихся в процесс проектирования коллекции одежды подтвердилась.
1. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма: учебное пособие [Текст] / Э.М. Андросова. - Челябинск: изд-во Медия-Принт, 2004.
2. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре [Текст] / А. К. Байбурин — СПб.: изд-во Наука, 1993. — 240с.
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева - М.: изд-во Центр консорциума "Соц. здоровье России", 1994.-221стр.
4. Блэкман, К. 100 лет моды [Текст] / К. Блэкман - М.: изд-во КоЛибри, 2013.- 400с.
5. Бузов, А.Б. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст] / А.Б. Бузов, Н.Д. Алыменко. — М.: Академия,
2004. — 448 с.
6. Булатова, Е.Б. Конструктивное моделирование одежды: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / Е.Б. Булатова. - М.: изд-во Академия, 2003.
7. Виниченко, И.В. Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной одежды [Текст] / И. В. Виниченко, К. О. Мукажанова-Тамбов: изд-во Альманах современной науки и образования, 2015. - № 11 (101). - 27-29с.
8. Виниченко, И.В. Язык моды как феномен межкультурной коммуникации [Текст] / И. В. Виниченко; под общ. ред. Д. П. Маевского - Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2013. - 123-125с.
9. Виниченко, И. В. Новый подход к категориальному анализу исторического костюма как творческого источника проектирования современных моделей одежды [Текст] / И.В. Виниченко, Е. В. Евдущенко //
Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. - № 11 (66). - С. 35-39.
10. Виниченко, И. В. Разработка рекомендаций к использованию ретроспективного анализа конструктивного решения национального костюма при проектировании современной одежды [Текст] / И. В. Виниченко МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХИССЛЕДОВАНИЙ- Пенза: изд-во Дом Академия Естествознания, 2016. - № 11. - С. 8-11.
11. Гацкова, Е. И. Молодежь и современность [Текст] / Е.И. Гацкова
- М.: изд-во Инфра, 2001.
12. Гофман, А.Б. Мода и люди [Текст]/ А.Б. Гофман — М.: 1994.-160с.
13. Гацкова, Е. И. Молодежь и современность [Текст] / Е.И. Гацкова.
- М.: изд-во «Инфра», 2001.
14. ГОСТ 17037-85. Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения [Текст]. - Взамен ГОСТ 17037-83; Введ. 01.07.1986. - Москва: Государственный комитет по стандартам, 1985. - 15 с.
15. ГОСТ 23948-80 . Изделия швейные. Правила приемки [Текст]. - Введ. с 01.01.1981. - Москва: ИПК Из-во стандартов, 1980. - 14 с.
16. ГОСТ 25294-2003 Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия (с Изменением N 1) [Текст]. - ВзаменГОСТ 25294-91; Введ. с 01.07.2015. - Москва: Стандартинформ,
2005. - 16 с.
17. ГОСТ 31396-2009. Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды [Текст].
- ВзаменГОСТ 17522-72; Введ. с 01.06.2010. - Москва: Стандартинформ, 2011. - 18 с.
18. Гуревич, П. С. Культурология [Текст] / П.С.Гуревич.- М.: изд-во «Знание», 1996.
19. Гусейнов, Г.М. Конструктивное моделирование одежды. Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилов, Д.Ю. Ермилова. - М.: издательский центр Академия, 2003.
20. Гусейнов, Н.Н. Этическая мысль [Текст] / Н.Н. Гусейнов. - М.: изд-во полит. литературы, 1998.
21. Джексон, С. Предотвращение рискованного поведения в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / С. Джексон // Журнал общественного здравоохранения. - 2012. - № 34. - С. 131-140.
22. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в
современных условиях [Текст] / И.Д. Демакова. - АСТ , 2007.
23. Дудникова, Г. История костюма: учебник для учащ. лицеев, колледжей, училищ [Текст] / Г. Дудников. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2001.
24. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т. 2. Базовые конструкции женской одежды. [Текст]. - М., 1988.
25. Золотцев, Л.В. Лабораторный практикум по технологии швейных изделий [Текст] / Л.В. Золотцев, Е.Х. Мелихов. - М.: Легпромиздат, 1988.
26. Иванова, Л.В. Шведский национальный костюм как символ
национальной идентичности. Сущность и метаморфозы шведской идентичности. //Тезисы докладов [Электронный ресурс]. — М.: 2006. -
Режим доступа: http:// www.countries.ru,свободный. - Загл. с экрана.
27. Ильяшева, Е.В. Введение в AutoCAD: методические
рекомендации к курсу «Проектирование изделий» Ч.1 [Текст] / Е.В. Ильяшева. - Магнитогорск: изд-во МаГУ, 2001.
28. Ильяшева, Е.В. Основы учебно-творческого проектирования: учебно-методическое пособие для студентов технологического факультета [Текст] / Е.В. Ильяшева. - Магнитогорск: изд-во МГПИ, 1998.
29. История становления шотландских мотивов в моде. - Режим доступа:https://galik-123.livejournal.com/191426.html,свободный. - Загл. с экрана.
30. Калабина, О. В. Русский народный костюм как художественный источник творчества при проектировании новых моделей одежды / О. В. Калабина, Е. В. Гоглева // изд-во Концепт. - 2014. - № 33. - С. 21-25.
31. Калашникова, Н.М. Народный костюм [Текст] / Н.М. Калашникова. — М., 2002.
32. Кичемазова, Л. Н. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды: учеб. пособие для начального профессионального образования [Текст] / Л.Н. Кичемазова, И.Э. Малышева. - Ростов н/Д.: Март, 2001. - 217 с.
33. Блэкман, К. 100 лет моды [Текст] / К. Блэкман - М.: изд-во
КоЛибри, 2013.- 400с.
34. Кокеткин, П.П. Одежда. Технология-техника, процессы -
качество [Текст] / П.П. Кокеткин. - М.: мзд-во МГУДТ, 2001.
35. Культурология. XX век. Словарь. — СПб., 1997
36. Лихачёв, Д. С. Раздумья о России [Текст] / Д.С. Лихачев. - СПб.: изд-во Логос, 2001. - 667 с.
37. Луков, В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ [Текст] / В. А. Луков. - М: изд-во Канон, 2012. - 528 с.
38. Малышева, И.Э. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды [Текст] / И.Э.Малышева. - Ростов н/Д.: изд-во Центр МврТ, 2001.
39. Муртазина, С. А. Декоративное решение современных костюмов в этническом стиле с использованием полимерных материалов[Текст] / С. А. Муртазина, Л. Н. Перова // Вестн. Казан. технолог. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 129-131.
40. Мартынова, А.И. Конструктивное моделирование одежды [Текст] /А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева. - М.: изд-во Академия, 2002. - 216 с.
41. Мартынов, Л. Вечное клеточное [Текст] Вокруг света. Журнал - 1979. - №5,с37-
42. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития [Текст] / Б. М. Мастеров. - Рига, 1996.
43. Национальные костюмы Европы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.national-costume.ru,свободный. - Загл. с экрана.
44. Нефедченко, Н. П. Стиль этно в швейных изделиях и перспективы его развития [Электронный ресурс] / Н. П. Нефедченко, Н Козлова // Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса - Новосибирск, 2017. Режим доступа:http://nklpis.ru/zagruzka/raznoje/publikacii/kozlova-nefedchenko.pdf . свободный - Загл. с экрана.
45. Ожерельева, Л. И. Народный костюм в современном дизайн - проектировании одежды [Электронный ресурс] / Л. И. Ожерельева // Студенческий научный форум 2015: VII Междунар. студен. электрон. науч. конф. 15 февр. -31 марта 2015 г. / Рос. Акад. Естествознания. - М., 2015. - Режим доступа:https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/13183.pdf , свободный. - Загл. с экрана.
46. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества [Текст] / Ф. М. Пармон. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
47. Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды. Образование-наука-производство: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. 20 февр. 2015 г. [Электронный ресурс] / Л. Н. Абуталипова. - Казань: Казан. нац. исследовательский технолог. ун-т, 2016. - 216 c. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/62560.html,свободный. - Загл. с экрана.
48. Килошенко М. И. Психология моды [Текст] / М.И. Килошенко. - М.: изд-во Оникс, 2006. - 320 с.
49. Пименов, В.В. Основы этнологии [Текст] / В.В. Пименов // Вестн. гос. и муниципального управления - М.: изд-во МГУ, 2007. - 699 с.
50. Прокудин, А.Б. Развитие творческих способностей у школьников
на уроках технологии [Электронный ресурс] / А.Б. Прокудин - 2015. -
режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library,свободный, - Загл. с экрана.
51. Пути и средства эстетического воспитания [Электронный ресурс] / - режим доступа:https://vuzlit.ru/709202/,свободный. - Загл. с экрана.
52. Сенченко, Н.А. Социально-педагогическая помощь
школьникам — представителям юношеских субкультур [Текст] Н. А. Сенченко // Под ред. Б.В. Куприянова. — Кострома, 2004.
53. Силаева, М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам [Текст] / М. А. Силаева. - М.: Академия, 2017. - С. 356 - 358
54. Славянский мир : традиции и современность: материалы всерос.
науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 23 мая 2015 г.) / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2015. - 106 с. ; То же [Электронный ресурс].
-URL: http://ntb.donstu.ru/files/Jubilejnyj_sbomik/slayan_ppl15122015.pdf (20.10 .2017)
55. Социология молодежи: энцикл. словарь [Текст] / Под ред. Ю.А. Зубок, 2008. - 608 с.
56. Современные направления подростковой моды [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stili-odezhdy-dlya-podrostkov-93,свободный. - Загл. с экрана.
57. Стасенко - Закревская, М. Г. Полный курс кройки и шитья: конструирование, моделирование и технология [Текст] / М. Г. Стасенко - Закревская, В. М. Закревский. - Ростов н / Д.: Феникс, 2016. - 58 - 65
58. Суворова, О.В. Материаловедение швейного производства: учебное пособие для учащихся проф. лицеев и училищ [Текст] / О.В. Суворова. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2001.
59. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлинский. - М.:изд-во политической литературы. - Режим доступа: http://pedagogic.ru,свободный. - Загл. с экрана.
60. Титова, С.А. Методические рекомендации по выполнению практических заданий по курсу «Композиция костюма» [Текст] / С.А.Титова. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.
61. Титова, С.А. Проектирование моделей костюма по творческому источнику в системе коллекция [Текст] / С.А. Титова. - Магнитогорск: МГПИ,1988. - 40 с.
62. Титова, С.А. Основы композиции костюма: учебное пособие [Текст] /С.А. Титова. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.
63. Тюрин, Е.А., Савинова Е.Н. Этнический фактор политического
развития современной Шотландии [Электронный ресурс] / Е. А. Тюрин, Е.Н. Савинова // Вестн. гос. и муниципального управления. - 2014. - №3. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/etnicheskiy-faktor-politicheskogo-
razvitiya-sovremennoy-shotlandii.свободный. - Загл. с экрана.
64. Хилькевич, А.И. журнал «Ателье» [Текст] / А.И.Хилькевич. - 2005. -№ 10.
65. Хулапова, Е.Р. Школьный театр моды как фактор эстетического воспитания школьников [Электронный ресурс] / Е.Р. Хулапова. - режим доступа:https://infourok.ru/,свободный. - Загл. с экрана.
66. Ярошевский, М.Г. Социальное воспитание [Текст] / М.Г. Ярошевский . - М., 1997.