Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АБСТРАКТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: СЕМАНТИКА И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Работа №81401

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности использования абстрактных существительных в произведениях М. Ю. Лермонтова с точки зрения семантики 10
1.1 Поэтический язык Лермонтова 10
1.2 Абстрактная лексика в поэзии М. Ю. Лермонтова 13
1.3 Исследование лирики М. Ю. Лермонтова с точки зрения роли
абстрактных существительных в его лирике, из семантики и
словообразования 14
Выводы по первой главе 55
Глава 2. Абстрактные существительные в лирике М. Ю. Лермонтова:
словообразовательные особенности 56
Выводы по второй главе 78
Заключение
Библиографический список

Абстрактная лексика - это один из важнейших пластов лексики русского языка. Большинство слов абстрактной лексики - это существительные. Имена существительные благодаря их семантике, количественному преобладанию над другими частями речи и изобразительно-выразительным возможностям используются в речи постоянно. Именно существительные имеют предметное значение, без которого общение и выражение мыслей невозможно, но их употребление зависит от содержания, стиля, функции, цели текста и речи.
Эти слова составляют немалую часть активного словарного запаса учащихся, но при этом именно абстрактные существительные (доброта, любовь, милосердие и др.) вызывают трудности в их толковании. Когда речь идет об истолковании значения слов в каком -либо художественном или поэтическом произведении, проблем возникает еще больше. Почему существуют данные сложности вполне объяснимо: у детей конкретно-образное мышление более развито, нежели абстрактное, а значит им труднее установить значение каких-либо отвлеченных понятий ещё и зачастую в неясном им контексте. Иногда словари дают недостаточно широкое толкование абстрактных понятий, чтобы дети поняли их значение. Вместе с тем, очевиден тот факт, что абстрактная лексика - это лексика очень широкого употребления и её глубинное понимание необходимо. Следовательно, есть потребность учить школьников употреблять отвлечённые понятия в своей речи осознанно.
Абстрактные или отвлечённые существительные - лексико-грамматический разряд в системе существительных русского языка с особой семантикой и лексическими свойствами. Такие существительные имеют значения качества, свойства, состояния, действия, а также грамматическое выражение категории отвлеченности. Таким существительным характерны следующие грамматические признаки: только одна форма числа и несочетаемость с количественными числительными, несчитаемость, неполная падежная парадигма, наличие определённых словообразовательных суффиксов. Примеры: пространство, каникулы, мышление, корысть, плач, доброта. Некоторые существительные могут иметь форму и единственного, и множественного числа при конкретизации значения: радости жизни, красоты природы, шумы в сердце и др. [31]
С помощью абстрактных существительных возможно выражение процессуальных и непроцессуальных признаков в качестве независимых предметов без соотнесения их с носителем.
Категория отвлечённости абстрактных имён существительных проявляется в словообразовательной структуре. Суффиксальный способ образования абстрактных существительных - самый продуктивный. В современном русском литературном языке активно используются следующие суффиксы:
1. -ость (-ность), при помощи которого образуются существительные со значением качества, свойства от основ прилагательных и страдательных причастий (смелость, мягкость, отверженность, глупость);
2. -мость (-емость), при помощи которых образуются существительные со значением состояния от глагольных снов (решимость, рождаемость);
3. -ни-е (-н-ье), -ени-е, употребляемые для образования существительных со значением действия, процесса от основ глаголов (озарение, замедление, построение, опережение);
4. -аци-я (-яци-я), -фикаци-я, при помощи которых от основ глагола образуются существительные со значением действия (электрификация, фиксация, агитация);
5. -к-а, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ с тем же (см. п. 4) значением (пайка, поливка, вклейка);
6. -и-е (-ье), при помощи которого образуются существительные со значением признака, свойства (воспитание, опасение, изобилие);
7. -ств-о (-еств-о) используется для образования существительных от именных основ со значением состояния, положения, деятельности (блаженство, бешенство, воровство);
8. -изм, при помощи которого образуются существительные (от именных основ), являющиеся названием учений, направлений, склонностей (фрейдизм, коллективизм, оптимизм); [25]
9. -ур-а, который служит при образовании слов (иноязычных по происхождению) для обозначения сферы деятельности, отрасли искусства, профессии (дрессура, профессура, цензура);
10. -аж, используемый при образовании слов для названия действия (тренаж, инструктаж), количества (вольтаж, литраж), а также при образовании слов с собирательным значением (типаж);
11. -от, -ет (без ударения). Он встречается в отглагольных существительных, обозначающих звучание, шум (иногда и движение, связанное с какими-нибудь звуками): ропот, топот, хохот, грохот, лепет, трепет и др.;
12. -итет, обозначающий отвлеченные или собирательные понятия: нейтралитет, суверенитет, авторитет;
13. Интернациональный суффикс -з, -зис, обозначающий процесс, действие или состояние, продукт действия: генезис, тезис, диагноз, анализ и др. В медицине суффиксы -оз, -ез, -азис употребляются для обозначения различных заболеваний: невроз, психоз, фурункулез;
14. Суффикс -изация. Заимствованный суффикс - ция (с расширением - ация, - изация) являлся чрезвычайно активным в русском языке в XIX в.;
15. Суффикс -чина/-щина. Суффикс - чина/-щина для образования отвлеченных существительных имеет значение «характеристические общественно-политические явления, идейные течения с отрицательной окраской» [Виноградов 1986: 122] (деникинщина, обломовщина). [45]
В современном русском языке принято трактовать абстрактное как мысленное, противоположное конкретному, наглядному. [43]
Еще Г. Пауль предложил наблюдаемые, осязаемые предметы считать конкретными, а имена, обозначающие действия, состояния, чувства, качества, оторванные от носителей, как абстрактные.
Ю. С. Степанов разделяет всю лексику на два пласта:
1. денотативная лексика, обозначающая предметы внешнего мира, денотаты;
2. сигнификативная лексика, обозначающая понятия, сигнификаты. [36]
По классификации А. А. Уфимцевой, которая относит имена с денотативным и денотативно-сигнификативным значением к конкретной лексике, а слова с сигнификативной и сигнификативно-денотатативной основой значения к абстрактной, можно выделить следующие разряды абстрактных имен:
• названия мыслительных категорий и категорий, являющихся родовыми по отношению к видовым (движение, дерево, отношение);
• имена свойств, состояний, качеств (благодарность, ревность, свет);
• метаязыковые понятия, термины (интеграл, сила). [38,39]
Также существует классификация деления отвлечённых существительных по производящей основе. Так выделяют: отглагольные абстрактные существительные (дыхание, бетонирование, выдвижение); отадъективные (прошлое, будущность); отсубстантивные (тишина). [26]
Многими учёными признаётся классификация отвлечённых существительных по признаку исчисляемости. Так, выделяются исчисляемые (конкретные), неисчисляемые (абстрактные) и, как их называет Е. И. Волкова, равнозначные (разные значения имеют разный признак исчисляемости) существительные. Существительные последней группы могут менять значение и признак в зависимости от контекста. Для определения разряда такого существительного следует обращаться к словарю. [26]
Школьники знакомятся с разрядами существительных, изучая отличия конкретных существительных от абстрактных. В учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой по русскому языку (5-9 классы) абстрактные существительные трактуются так: это такие имена существительные, которые обозначают явления, воспринимаемые мысленно. Также приведены характеристики такой категории: не изменяются по числам, могут быть только единственного или только множественного числа. [3]
Л. П. Федоренко в своем учебном пособии разъясняет разницу между конкретным и абстрактным значением существительных так:
1) Конкретное слово называет предмет, воспринимаемый органами чувств;
2) Абстрактные слова называют предмет, воспринимаемый разумом: совесть, сострадание, отвага, справедливость. [42]
Конкретные имена существительные могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, а также могут относиться к одушевлённым или неодушевлённым. [31]
Отвлечённые существительные не изменяются по числам, не сочетаются с количественными числительными, имеют неполную парадигму склонений (6 членов) и не относятся к одушевлённым или неодушевлённым. [36]
Знакомство учащихся с отвлеченными понятиями способствует пополнению словаря школьников, появлению интереса к литературным произведениям, в которых они встречают данную лексику, а также формированию нравственно-положительных качеств в детях. Ведь если учащиеся усвоят, что такое доброта, любовь и милосердие, то они будут стремиться воспитывать эти качества в себе.
Чтобы знакомство учащихся с абстрактной лексикой было максимально продуктивным, необходимо анализировать абстрактные существительные в контексте художественных произведений и поэтических текстов. Так как в лирике М. Ю. Лермонтова абстрактные понятия занимают важное место, мы обратимся именно к ней, а также выясним, какую роль отвлеченная лексика играет в поэзии Лермонтова. Конкретный анализ абстрактной лексики в лирике М. Ю. Лермонтова позволит нам не только более полно проанализировать произведения, но и перейти к исследованию образности, создаваемой автором в художественном тексте.
Целью нашего исследования является анализ семантических и словообразовательных свойств абстрактных существительных в лирике М. Ю. Лермонтова.
Эта цель может быть решена посредством следующих задач:
1) изучить теоретическую литературу по проблематике исследования;
2) составить картотеку единиц, выбранных из поэтических текстов М. Ю. Лермонтова;
3) исследовать семантику абстрактных существительных;
4) исследовать словообразовательные особенности абстрактных существительных;
5) установить роль абстрактных существительных в художественной системе М. Ю. Лермонтова.
Объект исследования - отвлеченные существительные в поэтических текстах М. Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - семантические и словообразовательные свойства абстрактных существительных, формирующих эмоциональный стиль произведений М. Ю. Лермонтова.
Методы исследования: аналитический, описательный, метод сплошной выборки, метод стилистического, грамматического анализа и художественного анализа текста.
Гипотеза: Абстрактные существительные играют важную роль в лирике М. Ю. Лермонтова, а их анализ с точки зрения семантики и словообразования на уроках русского языка позволит учащимся понять абстрактную лексику.
Работа написана на материале оригинальной картотеки, состоящей из 275 единиц в 1340 употреблениях, собранных скирдом сплошной выборки из 346 стихотворений собрания сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах.
Практическая ценность: материалы дипломной работы могут быть использованы в школе и ВУЗе при изучении лексико-грамматических разрядов имен существительных, на интегрированных уроках и факультативных занятиях при изучении стилистических ресурсов русского языка.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в дипломной работе исследование вызвано стремлением глубоко изучить семантических и словообразовательных свойства абстрактных существительных в лирике М. Ю. Лермонтова.
Анализ семантических свойств отвлеченных существительных привел нас к следующим выводам:
1) В результате проведенной семантической классификации нами было выявлено З типа семантических групп: опредмеченное действие; состояние; опредмеченный признак, свойство; отвлеченно-собирательные существительные.
Эти типы представляют собой общую языковую классификацию.
Отдельно мы обозначили лексико-семантическую группу, выражающую понятия внутреннего мира человека, и отвлеченные философские и религиозные понятия.
2) Больше всего выявлено отвлеченных существительных со знанием определенного действия, состояния, - 172 единицы в 794 употреблениях.
3) Анализ собранной картотеки дал основание обозначить пути конкретизации семантики отвлеченности у абстрактных существительных. Чаще всего в роли конкретизатора значения выступают притяжательные местоимения.
4) В итоге исследования установлена роль абстрактных существительных в художественной системе М. Ю. Лермонтова.
С помощью существительных этой категории поэт смог передать все многообразие внутреннего мира человека: чувств эмоций, состояния как свои, так и лирического героя.
Абстрактные существительные в лирике высокочастотны - за счет чего поэтические тексты наполняются глубоким психологизмом и лирической выразительностью.
Таким образом, главной функцией отвлеченной лексики является её способность выражать всю гамму чувств и настроений людей.
Часто употребляя данную лексику, поэт активно проявляет авторское «Я», привносит в поэтические произведения большую долю экспрессивности.
Абстрактные существительные в лирике Лермонтова переосмысливаются в результате созданного контекста и использования неожиданных или, напротив, ожидаемых, но переосмысленных описательных оборотов. Использование ярких эпитетов позволяет метафоризировать, обновить значение существительных, конкретизируя описываемые категории состояния. Абстрактные существительные становятся пространственными, выражая чувства человека, его эмоции.
В поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова частотны качественные характеристики и красочность: практически все абстрактные существительные получают признаки прилагательных.
Стиль Лермонтова можно назвать двуплановым, он делится на ораторский и эмоциональный. В эмоциональном плане наблюдается напряжённость переживаний и вообще состояния героя. Для этого вновь используются абстрактные существительные: злость, сомненье, страдание, опасность, мщение и другие.
Ораторский стиль используется для выражения протеста существующему мироустройству, современному состоянию социальной среды. Ораторский стиль отличается политической направленностью, недовольством нынешнего устройства общества. Это проявляется в употреблении отвлечённых существительных, касающихся судьбы личности своего поколения: бездействие, горечь, бремя, досада и др.
В лирике Лермонтова особенно ярки абстрактные существительные, выражающие отрицательные эмоции и моральные оценки (подлость, позор, точка, злоба). Отмечаются также характерные для Лермонтова мотивы одиночества, выражаемые следующими существительными: грусть, печаль, тоска, обида.
Усиление мотива одиночества и борьбы с внешним миром достигается употреблением контрастных абстрактных существительных, а также употребление их с несочетаемыми эпитетами: сладкий недуг; зло - добро; буря - покой; будущность - прошлое и пр.
Анализ словообразовательных свойств отвлеченных существительных привел нас к таким выводам:
1) в лирике чаще всего используются абстрактные существительные с суффиксом —nj- и его вариантами (-енщ- (-ни]-), -ен]-, -j-, -и]-)- 111 раз.
2) наиболее частотное образование абстрактных существительных происходит из глаголов- 172 слова.
3) больше всего абстрактных существительных среднего рода - 130 слов.
4) самое частотное значение- значение действия как предмета или значение признака.
В работе были сделаны конкретные наблюдения, в результате которых были раскрыты обозначенные во введении задачи.



1) Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Большой
энциклопедический словарь. Языкознание. - М., 1998. - 137 с.
2) Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико¬
семантические проблемы - 3-е изд., стер. - М.: УРСС, 2003. -383 с.
3) Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. / В. В. Бабайцева,
Л. Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. - 320с.
4) Большой Российский энциклопедический словарь (электронная версия). (БРЭС)
5) Валгина Н. С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной / Д. Э Розенталь, М. И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6) Виноградов В. В. О языке художественной литературы. / В. В. Виноградов. - М.: ГИХЛ, 1959. - 654 с.
7) Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика. / В. В. Виноградов. - М., 1963.
8) Виноградов В. В. Язык художественного произведения. /
В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1954. № 5 - С. 19-24.
9) Винокур Г. О. Заметки по рус. Словообразованию / Г. О. Винокур.: Избр. работы по рус. Языку. - М., 1959.
10) Гаспаров M. JI. Художественный мир писателя: тезарус
формальный и тезарус функциональный / М. Л. Гаспаров // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1988. - С. 125 - 137.
11) Гаспаров М. Jl. Оппозиция «стих - проза» и становление русского литературного стиха / М. Л. Гаспаров // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. - М., 1985. - С. 264 - 277.
12) Григорьев В. П. О единицах художественной речи // Поэтика и стилистика русской литературы. /В. П. Григорьев. - Л.: Наука, 1971. - 384 с.
13) Даль В. И. Толковый словарь живаго великорускаго языка / Вю И. Даль — М.: Издание Общ-ва любителей российской словесности, 1863—1866.
14) Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка / Д. В. Дмитриев. - М., 2003.
15) Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Г. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.
16) Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская., Учебное пособие. Третье издание., исправленное и дополненное. - М.: «Флинта»., 2011.
17) Ионова С. В. Эмотивность текста как лингвистическая
проблема. / С. В. Ионова. - Волгоград, 1998.
18) История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860
годы (Под. ред. В. И Коровина) М., 2005; Ч.2 - 528с.
19) Крылов П. А. Этимологический словарь русского языка / П. А. Крылов. - СПб.: Полиграфуслуги, 2005. — 432 с.
20) Лачимова Л. Я. Современный русский язык. Практическое пособие / Т. И. Гусева, Е. В. Бегаева, А. А. Янсюкевич. - М.: Экзамен., 2005.
21) Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х томах.
Т. 1. / М. Ю. Лермонтов. - М.: Правда, 1988.
22) Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. / М. Ю. Лермонтов. - М.: Библиотека «Огонек», «Правда», 1969.
23) Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. — 746 с.
24) Михаил Лермонтов. Избранное. / М. Ю. Лермонтов. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
25) Михайлова К. А. Особенности абстрактных имён
существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX - начала XXI века / К. А. Михайлова // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 53-57. — URL
https://moluch.ru/archive/89/18554/(дата обращения: 20.04.2019).
26) Муандза Р. Выражение категории абстрактности в русском языке и в языке китуба / Р. Муандаза. - М.: Российский университет дружбы народов, Тип: статья в журнале., Номер: 2. - 2008., С. 44 - 53.
27) Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с. (СРОШ)
28) Перльмуттер Л. Б. Язык прозы М. Ю. Лермонтова
/Л. Б. Перльмуттер // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 310—355.
29) Приемы противопоставления лексических единиц как выражение стиля в творчестве М. Ю. Лермонтова. // Русский язык в системе славянских языков: история и современность (Выпуск 1). Сборник научных трудов. - М.: Издательство МГОУ, 2006. - С. 90 - 97.
30) Потиха З. А. Современное русское словообразование. / З. А. Потиха., Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1970. — 384 с.
31) Родионова Галина Андреевна. Эмотивная отвлеченная лексика в языке произведений М. Ю. Лермонтова: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01 / Родионова Галина Андреевна. - М., 2009. - 150 с.
32) Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических
терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - 2-е изд.— М.: Просвещение, 1976.
33) Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь- справочник. Для работников печати. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1986. - 304 с.
34) Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С. -Петерб. гос. ун-та. - 2002.
35) Словарь языка Пушкина: в 4 т. / Отв. ред. акад. АН СССР В. В. Виноградов. 2-е изд., доп. / Российская академия наук. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник., 2000. (www.slovari.ru) (СЯП)
36) Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. Учебное пособие. / Ю. С. Степанов. - М.: Просвещение, 1975. - 271 с.
37) Топорова В. М. Основы когнитивной лексикологии. Сопоставительно-семантический анализ геометрических номинаций Учебно-методическое пособие. Выпуск 1 / В. М. Топорова. - Воронеж, ВГУ., 2003 - 22 с.
38) Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принципы
семиологического описания лексики / А. А. Уфимцева, отв. ред. Ю. С. Степанов. - М.: Наука, 1986. - 199 с.
39) Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе
языка. / А. А. Уфимцева. - М.: Наука, 1968. - 272 с.
40) Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
41) Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 -х т.: Пер. с нем — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. — Т. 4. — 860 с.
42) Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку [Текст]: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1973. - 160 с.
43) Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. - М.: Издательство политической литературы. - 1963.
44) Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. / Л. О. Чернейко. - М., 1997. — 352 с.
45) Шаба Имад Карим Возможности образования абстрактных существительных от групп глаголов / Имад Карим Шаба. - М.: 2000.
46) Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста. / Н. М. Шанский. - М., 2002. - 224 с.
47) Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). / Д. Н. Шмелёв. - М.: Наука, 1973. - 280 с.
48) Эмотивная отвлеченная лексика эмоционального стиля произведений М. Ю. Лермонтова // Русский язык в системе славянских языков: история и современность (Выпуск II). Сборник научных трудов. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 321 - 325.
49) Этимологический словарь русского языка. - М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. - 2003.
50) Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/ Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов, М.: Филология, 1997. - Вып.1. - 192с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ