Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 6
1.2. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.1. Организация, содержание и методы проведения констатирующего эксперимента 18
2.2. Содержательно-методическое обеспечение по созданию условий для
развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.3. Проектирование осуществления опытно-практической работы по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 26
Вывод по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
При социализации дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития сталкиваются с проблемами недостаточного развития навыков межличностного общения в среде окружающих, отсутствие средств общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность исследования связана с тем, что старший дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть основными коммуникативными навыками, которые позволили бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Для успешного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении. Выявление характерных особенностей развития общения у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста важно для дальнейшего углубления психолого -педагогической стороны изучения сущности задержки психического развития, ее причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей. В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Цель - изучить особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования - особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Гипотеза исследования: при целенаправленном формировании специально организованное коммуникативное обучение, обеспечит возможность эффективного развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Для решения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержка психического развития
2.Определить этапы, методы и методики исследования;
3. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержка психического развития
4. Разработать коррекционно-педагогические занятия направленные на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме;
-эмпирические: наблюдение, диагностика.
База исследования: «МБОУ» Специальная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 4 г.Челябинска
В исследовании участвовало 9 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Целью проводимого исследования было теоретически изучить и практически выявить особенности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. При решении первой задачи исследования нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. При решении второй задачи исследования мы выявили, что развитие ребенка с задержкой психического развития протекает по тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Но вместе с тем оно характеризуется своеобразием, которое обусловлено дефектом. Был проведен констатирующий эксперимент, в результат которого выяснилось, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходима коррекционная работа по развитию коммуникативной компетенции. После коррекционной работы с детьми, мы провели контрольный эксперимент, по результатам которого, можно сказать, что наблюдается тенденция к улучшению. Таким образом, цель данной работы достигнута, а задачи решены.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - с. 67;
2. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье / Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. - с.98 - 109;
3. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О.А. Денисовой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - с. 15 - 20;
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973 - с. 47 - 60;
5. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. - М., 1990. - с. 203;
6. Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994. - с. 38 - 49;
7. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2006. - с. 319;
8. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. - Ярославль: Академия развития, 2008. - с. 11 - 35;
9. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская. - СПб., 2004 - с.165 - 293;
10. Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от “творческого” толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 2. М, 2000.
11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.
12. М. А. Полетаева тезаурус основных понятий культурологии учебное пособие
13. О коммуникативных навыках современных детей Адамьянц Т.З.
14. «Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста» — Альраххаль Д.И. — издание: 1992
15. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
О . В. Защиринской и Р. Д. Тригер
16. Владимир Крыско «Психология и педагогика» 2007г.
17. В .И Яшина, М.М Алексеева «Теория и методика развития речи детей»
18. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
19. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
20. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектолоия. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
21. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : УРАО, 1999. - 146 с.
22. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
23. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1988. - 172 с.
24. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] : учеб. пособие / А. И. Волкова. - М. : Академия, 2007. - 368 с. 56
25. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 3. - С. 107-112.
26. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
27. Демиденко, О. П. Специальна педагогика [Текст] : учеб. пособие / О. П. Демиденко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 261 с.
28. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А. В Запорожец ; под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Просвещение, 1996. - 351 с.
29. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 168 с.
30. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С. 40-45. 24. Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 51-61.
31. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
32. Кулигина, Е. А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации [Текст] / Е. А. Кулигина, Е. В. Кислякова // Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2010. - № 5. - С. 61.
33. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : Педагогика, 2015. - 306 с.
34. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус ; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2000. - 169 с.
35. Луговых, Н. Н. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР [Текст] / Н. Н. Луговых // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 76-77.
36. Недоспасова, В. А. Растем играя [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. - М. : Просвещение, 2002. - 94 с.
37. Новакова, К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушения умственного развития [Текст] / К. Новакова // Дефектология. - 1983. - № 4. - С. 39-45.
38. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. - 2014. - №3. - С. 102.
39. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л. И. Переслеи, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 30-34