Тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ 15
1.1. Психолого-педагогические основы изучения основных понятий по
проблеме исследования 15
1.2. Методологические подходы к исследованию проблемы тьюторского
сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками 31
1.3. Модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной
работы с подростками 36
1.4. Педагогические условия функционирования модели тьюторского
сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками
Выводы по первой главе 63
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ 65
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 65
2.2. Реализация модели тьюторского сопровождения физкультурно-
оздоровительной работы детей с подростками 77
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 84
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ 15
1.1. Психолого-педагогические основы изучения основных понятий по
проблеме исследования 15
1.2. Методологические подходы к исследованию проблемы тьюторского
сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками 31
1.3. Модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной
работы с подростками 36
1.4. Педагогические условия функционирования модели тьюторского
сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками
Выводы по первой главе 63
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ 65
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 65
2.2. Реализация модели тьюторского сопровождения физкультурно-
оздоровительной работы детей с подростками 77
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 84
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Нейрогормональные изменения пубертатного периода вызывают множество физиологических и психологических состояний, как переходных, так и перманентных. Зачастую также соматическое здоровье подростка сильно зависит от физического самочувствия, влияющего на нервно-психические процессы. Такой «замкнутый круг» характерен для переходного периода и нередко затрудняет диагностику, смазывая картину клинических проявлений различных заболеваний и дополняя ее нестандартными симптомами. На сегодняшний день, в соответствии с исследованиями медицинских социологов, подростков, отличающихся полноценным здоровьем, насчитывается не более 10%. Дети, растущие в условиях городов, болеют чаще, чем в сельской местности — и к подростковому возрасту уже заметно различие между здоровьем тех, кто рос вдали от промышленных предприятий и автотрасс, и теми, кто провел детство в мегаполисе. К началу юношества в среднем у 9 из 10 молодых людей диагностируются хронические заболевания, нарушения функций пищеварения, негативные изменения в опорно-двигательном аппарате, кожных покровах и т. п. Сам по себе переходный период, с его «гормональными бурями», скачками роста, изменениями и совершенствованиями функций способствует неустойчивости здоровья. Однако к основному фактору риска роста заболеваемости у подростков способствуют и дополнительные. К таким причинам относят следующие: перенесенные детские болезни; наследственные, генетические факторы; недолжное внимание к проблемам, начавшимся в период детства, когда родители не считают нужным или не прикладывают необходимых усилий для излечения или профилактики заболеваний, отсутствие лечения осложнений ОРВИ, гриппа, несоблюдение сроков вакцинации и т. д.; родовые травмы, последствия неблагоприятной беременности; социальная среда: место жительства, рацион питания, чистота, гигиенические навыки; эмоциональные и физические нагрузки во время обучения, гиподинамия, недостаток свежего воздуха и т. п. Накопившиеся вялотекущие болезни, отклонения, нарушения функций, порой незаметные до начала пубертатного периода, приводят к тому, что подростки «внезапно» заболевают, и достаточно серьезно [70].
Поэтому во всех индустриальных и постиндустриальных странах стало больше уделяться физкультурно-оздоровительной работы с разными группами населения. Сохранение здоровья нации на сегодняшний день приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт по результатам многочисленных исследований повышают устойчивость организма к различным факторам внешней среды, способствуя тем самым укреплению здоровья человека и повышению его работоспособности.
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.
При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции [35].
Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.
Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Но как оказалось, внедрение третьего часа физической культуры в образовательные учреждения недостаточно для укрепления здоровья школьников.
Актуальность данной проблемы нашла отражение в ряде Постановлений Правительства РФ и приказов Министерства здравоохранения и образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы;
- Указ Президиума РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г./ № 761;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Министерства образования Российской Федерации от 31. 05. 2002 г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации,
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 г. № 2712/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н и Проектом профессионального стандарта были утверждены «Квалификационные характеристики должностей работников образования», среди которых названа новая педагогическая должность - тьютор.
Тьютор, согласно данных характеристик, организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее) и др.
Поиск путей оказания педагогической поддержки, способов целесообразного педагогического сопровождения развития индивидуальности личности, путей решения сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста, актуализирует проблему тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Анализ литературных источников показал, что вопросам тьюторства посвящено немалое количество психолого-педагогических исследований, в которых рассматривались проблемы тьюторства в высшей школе (А.Б. Вифлеемский, Т.М. Ковалева и др.), в дистанционном образовании (Л.В. Бендова, Ю.Л. Деражне, С.А. Щенников и др.); обоснована роль тьютора в области обучения (Г.М. Беспалова, СВ. Дудчик, С.П. Кузьмин и др.); рассмотрено тьюторство как технология сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И Пуденко и др.); определена роль тьюторского сопровождения подростка во внеурочное время (Кормакова В. Н., Лаврова Ю. С., Лаверченко Т. О. и др.) и экологическом (О.И. Дмитриева) образовании.
Изложенное выше, позволяет сформулировать ряд противоречий, существующих в теории и практике тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками:
- на социально-педагогическом уровне - между объективной потребностью общества и образования в решении проблем сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста и недостаточно эффективным состоянием физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
возможностями индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы, направленной на повышение уровня физического развития подростков и не разработанностью в теории школьной педагогики подходов к разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
- на методико-практическом уровне - между необходимостью тьюторского сопровождения и отсутствием методики его применения в конкретных условиях образовательной среды.
На основании вышеизложенного, анализа научных исследований, результатов собственных изысканий, выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей решения сохранения и укрепления здоровья подросткового возраста через индивидуализацию физкультурно-оздоровительной работы на основе тьюторского сопровождения, и направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков.
Социальная и практическая актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и практике образовательных учереждений, обусловили выбор темы исследования: «Тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы подростков и педагогические условия ее эффективного функционирования.
Объект исследования: образовательный процесс в группе подросткового возраста в физкультурно-оздоровительном учреждении.
Предмет исследования: процесс тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками будет эффективным, если:
- на основе системного и деятельностного подходов, будет разработана и реализована структурно-содержательная модель, которая ориентирует педагогов на повышение уровня физического развития и оздоровление детей подросткового возраста;
- реализация модели будет осуществляться в комплексе педагогических условий, включающих:
а) создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса;
б) взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья подростков;
в) разработку и реализацию образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
В соответствии с поставленной целью и выявленной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы состояния проблемы, уточнить и конкретизировать основополагающие понятия темы исследования.
2. На основе системного и деятельностного подходов разработать
структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения
физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность функционирования структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги при реализации, специально выявленных педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, педагогические и психологические положения: теория системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, Г.Н. Сериков, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин и др.); теория деятельностного подхода (О.Л. Жук, А.В. Запорожец, В.А. Сонин, Е.Н. Степанов, Н.И. Титова); сохранения и укрепления здоровья подростков (Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А З.И. Тюмасева, Н.Н. Щелчкова и др.); вопросов заболеваемости и уровня физического развития детей (В.Н. Авсаджанишвили, Е.В. Владимирова, В.Н. Золотов, Т.А. Тарасова, B. В. Юрьев); тьюторского сопровождения (Г.М. Беспалова, О.И. Дмитриева, C. В. Дудчик, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий). Изучены основные положения теории и методики физического воспитания в школах (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов); теоретические разработки об образовательной среде, здоровьесберегающем образовании (Н.В. Никитина, И.Л. Орехова, Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические: анализ нормативно-правовых документов; психолого-педагогической, философской, электронных информационных ресурсов и литературы по проблеме исследования; анализ методической документации, анализ нормативных документов,, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование, планирование, моделирование;
эмпирические: наблюдение за детьми в разных видах деятельности,
анкетирование родителей воспитанников и педагогов, беседа, педагогический эксперимент, количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Организация, база и этапы исследования.
Опытно - поисковая работа проводилась в три этапа с 2016 по 2018 годы на базе фитнес центра (ФЦ) «Спарта» в Башкирии г.Сибая. В экспериментальной работе были задействованы трое подростков старшего дошкольного возраста (тьюторантов) и 3 ФЦ (тьютор - инструктор по физическому воспитанию, массажист, медицинский работник).
На первом, констатирующем, этапе исследования (2016 г.) осуществлялось накопление теоретического и эмпирического материала: изучение и анализ нормативно-правовой базы, философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, диссертационных работ близких к теме исследования. Это позволило сформулировать ключевые позиции, цель, гипотезу, конкретизировать задачи исследования и разработать пути их решения, уточнить понятийный аппарат, определить методологию и методику экспериментальной работы.
Второй этап исследования - формирующий (2017 г.), предусматривал проверку гипотезы исследования. На данном этапе разработана и апробирована структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий. Экспериментальная работа на данном этапе включала проверку и уточнение полученных выводов, оценку итогов экспериментальной работы.
На третьем этапе исследования, контрольном (2018 г.), обеспечивались систематизация и обобщение результатов внедрения структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий, уточнение теоретических положений исследования, формулирование выводов.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Сформирован понятийно-терминологический аппарат, доказана необходимость и целесообразность тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги.
2. На основе системного и деятельностного подходов разработана и экспериментальным путем проверена структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы, направленная на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками:
- создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса.
- взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
- разработка и реализация образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги», которое мы понимаем как систему организационных мероприятий, направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление; выявление и развитие образовательных мотивов и интересов дошкольников, с учетом принципа индивидуализации.
- расширены представления о значимости тьюторского сопровождения в физическом воспитании подростков, сохранении и укреплении их здоровья;
- результативно использованы теоретико-методологические подходы (системный и деятельностный) для разработки структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработанная и апробированная структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий может быть использована в образовательных учереждениях;
- материалы исследований могут быть использованы в системе
повышения квалификации профессионального педагогического образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается концептуальностью подходов к обоснованию основных идей, применением совокупности методов, соответствующих предмету исследования, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуализация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков может быть обеспечена при осуществлении тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги.
2. Воспитание ребенка физически развитого, соблюдающего правила здорового образа жизни происходит в рамках разработанной на основе системного и деятельностного подходов структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, представляющее собой системное образование, включающее блоки (целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-оценочный), результатом которого является высокий уровень физического развития подросткового возраста.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Поэтому во всех индустриальных и постиндустриальных странах стало больше уделяться физкультурно-оздоровительной работы с разными группами населения. Сохранение здоровья нации на сегодняшний день приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт по результатам многочисленных исследований повышают устойчивость организма к различным факторам внешней среды, способствуя тем самым укреплению здоровья человека и повышению его работоспособности.
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.
При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции [35].
Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.
Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Но как оказалось, внедрение третьего часа физической культуры в образовательные учреждения недостаточно для укрепления здоровья школьников.
Актуальность данной проблемы нашла отражение в ряде Постановлений Правительства РФ и приказов Министерства здравоохранения и образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы;
- Указ Президиума РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г./ № 761;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Министерства образования Российской Федерации от 31. 05. 2002 г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации,
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 г. № 2712/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н и Проектом профессионального стандарта были утверждены «Квалификационные характеристики должностей работников образования», среди которых названа новая педагогическая должность - тьютор.
Тьютор, согласно данных характеристик, организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее) и др.
Поиск путей оказания педагогической поддержки, способов целесообразного педагогического сопровождения развития индивидуальности личности, путей решения сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста, актуализирует проблему тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Анализ литературных источников показал, что вопросам тьюторства посвящено немалое количество психолого-педагогических исследований, в которых рассматривались проблемы тьюторства в высшей школе (А.Б. Вифлеемский, Т.М. Ковалева и др.), в дистанционном образовании (Л.В. Бендова, Ю.Л. Деражне, С.А. Щенников и др.); обоснована роль тьютора в области обучения (Г.М. Беспалова, СВ. Дудчик, С.П. Кузьмин и др.); рассмотрено тьюторство как технология сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И Пуденко и др.); определена роль тьюторского сопровождения подростка во внеурочное время (Кормакова В. Н., Лаврова Ю. С., Лаверченко Т. О. и др.) и экологическом (О.И. Дмитриева) образовании.
Изложенное выше, позволяет сформулировать ряд противоречий, существующих в теории и практике тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками:
- на социально-педагогическом уровне - между объективной потребностью общества и образования в решении проблем сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста и недостаточно эффективным состоянием физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
возможностями индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы, направленной на повышение уровня физического развития подростков и не разработанностью в теории школьной педагогики подходов к разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
- на методико-практическом уровне - между необходимостью тьюторского сопровождения и отсутствием методики его применения в конкретных условиях образовательной среды.
На основании вышеизложенного, анализа научных исследований, результатов собственных изысканий, выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей решения сохранения и укрепления здоровья подросткового возраста через индивидуализацию физкультурно-оздоровительной работы на основе тьюторского сопровождения, и направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков.
Социальная и практическая актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и практике образовательных учереждений, обусловили выбор темы исследования: «Тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы подростков и педагогические условия ее эффективного функционирования.
Объект исследования: образовательный процесс в группе подросткового возраста в физкультурно-оздоровительном учреждении.
Предмет исследования: процесс тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками будет эффективным, если:
- на основе системного и деятельностного подходов, будет разработана и реализована структурно-содержательная модель, которая ориентирует педагогов на повышение уровня физического развития и оздоровление детей подросткового возраста;
- реализация модели будет осуществляться в комплексе педагогических условий, включающих:
а) создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса;
б) взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья подростков;
в) разработку и реализацию образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
В соответствии с поставленной целью и выявленной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы состояния проблемы, уточнить и конкретизировать основополагающие понятия темы исследования.
2. На основе системного и деятельностного подходов разработать
структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения
физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность функционирования структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги при реализации, специально выявленных педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, педагогические и психологические положения: теория системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, Г.Н. Сериков, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин и др.); теория деятельностного подхода (О.Л. Жук, А.В. Запорожец, В.А. Сонин, Е.Н. Степанов, Н.И. Титова); сохранения и укрепления здоровья подростков (Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А З.И. Тюмасева, Н.Н. Щелчкова и др.); вопросов заболеваемости и уровня физического развития детей (В.Н. Авсаджанишвили, Е.В. Владимирова, В.Н. Золотов, Т.А. Тарасова, B. В. Юрьев); тьюторского сопровождения (Г.М. Беспалова, О.И. Дмитриева, C. В. Дудчик, Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий). Изучены основные положения теории и методики физического воспитания в школах (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов); теоретические разработки об образовательной среде, здоровьесберегающем образовании (Н.В. Никитина, И.Л. Орехова, Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические: анализ нормативно-правовых документов; психолого-педагогической, философской, электронных информационных ресурсов и литературы по проблеме исследования; анализ методической документации, анализ нормативных документов,, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование, планирование, моделирование;
эмпирические: наблюдение за детьми в разных видах деятельности,
анкетирование родителей воспитанников и педагогов, беседа, педагогический эксперимент, количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Организация, база и этапы исследования.
Опытно - поисковая работа проводилась в три этапа с 2016 по 2018 годы на базе фитнес центра (ФЦ) «Спарта» в Башкирии г.Сибая. В экспериментальной работе были задействованы трое подростков старшего дошкольного возраста (тьюторантов) и 3 ФЦ (тьютор - инструктор по физическому воспитанию, массажист, медицинский работник).
На первом, констатирующем, этапе исследования (2016 г.) осуществлялось накопление теоретического и эмпирического материала: изучение и анализ нормативно-правовой базы, философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, диссертационных работ близких к теме исследования. Это позволило сформулировать ключевые позиции, цель, гипотезу, конкретизировать задачи исследования и разработать пути их решения, уточнить понятийный аппарат, определить методологию и методику экспериментальной работы.
Второй этап исследования - формирующий (2017 г.), предусматривал проверку гипотезы исследования. На данном этапе разработана и апробирована структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий. Экспериментальная работа на данном этапе включала проверку и уточнение полученных выводов, оценку итогов экспериментальной работы.
На третьем этапе исследования, контрольном (2018 г.), обеспечивались систематизация и обобщение результатов внедрения структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий, уточнение теоретических положений исследования, формулирование выводов.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Сформирован понятийно-терминологический аппарат, доказана необходимость и целесообразность тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги.
2. На основе системного и деятельностного подходов разработана и экспериментальным путем проверена структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы, направленная на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками:
- создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса.
- взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
- разработка и реализация образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги», которое мы понимаем как систему организационных мероприятий, направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление; выявление и развитие образовательных мотивов и интересов дошкольников, с учетом принципа индивидуализации.
- расширены представления о значимости тьюторского сопровождения в физическом воспитании подростков, сохранении и укреплении их здоровья;
- результативно использованы теоретико-методологические подходы (системный и деятельностный) для разработки структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработанная и апробированная структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками при реализации педагогических условий может быть использована в образовательных учереждениях;
- материалы исследований могут быть использованы в системе
повышения квалификации профессионального педагогического образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается концептуальностью подходов к обоснованию основных идей, применением совокупности методов, соответствующих предмету исследования, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуализация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на повышение уровня физического развития и оздоровление подростков может быть обеспечена при осуществлении тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками средствами йоги.
2. Воспитание ребенка физически развитого, соблюдающего правила здорового образа жизни происходит в рамках разработанной на основе системного и деятельностного подходов структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, представляющее собой системное образование, включающее блоки (целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-оценочный), результатом которого является высокий уровень физического развития подросткового возраста.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Повышение уровня психофизического развития подростков является актуальной педагогической задачей. Опираясь, на накопленные теоретические, практические достижения отечественных и зарубежных специалистов в области педагогики, психологии, физической культуры нами был осуществлен целенаправленный поиск решения данного вопроса.
Анализ состояния исследуемой проблемы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростков в психолого-педагогической, научно-методической, нормативно-правовой литературе, изучение опыта работы образовательных организаций позволили сформулировать цель исследования, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и проверке экспериментальным путем эффективности структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Обобщение и систематизация результатов проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Родовидовой анализ понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение», «здоровье», «оздоровление» и «физкультурно-оздоровительная работа» позволил выявить сущность и содержание основного понятия исследования «тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками», которое мы рассматриваем как систему организационных мероприятий, направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление, выявление и развитие образовательных мотивов и интересов подростков, с учетом принципа индивидуализации.
2. Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация
уточнение основополагающих понятий исследования позволили нам разработать структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, под которой мы понимаем системное образование, включающее блоки (целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-оценочный), результатом которой является высокий уровень физического развития подростков.
3. Эффективность реализации структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками предопределяется выявлением педагогических условий:
- создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса.
- взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста.
- разработка и реализация образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
4. Основной целью экспериментальной работы стала проверка выдвинутой
гипотезы исследования, которая заключается в том, что тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками будет более успешным, если: моделирование образовательного процесса
осуществляется на основе системного и деятельностного подходов, реализуется структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, включая целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки.
5. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап экспериментальной работы позволил нам выявить исходный уровень физического развития тьюторантов и сделать вывод о необходимости реализации структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
6. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы нами был разработан и реализован индивидуальный образовательный маршруты с учетом особенностей развития детей, в основу которой была положена авторская программа тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы детей дошкольного возраста, которая состоит из двух логически связанных модулей («Тьютор - ребенок», «Тьютор - родители»).
7. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали существенные позитивные изменения уровня физического развития тьюторантов, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении теоретических и прикладных аспектов развития тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, что влияет на особенности профессионально-педагогической деятельности работников физкультурно-оздоровительного центра, и, соответственно, особенностей физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Анализ состояния исследуемой проблемы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростков в психолого-педагогической, научно-методической, нормативно-правовой литературе, изучение опыта работы образовательных организаций позволили сформулировать цель исследования, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и проверке экспериментальным путем эффективности структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
Обобщение и систематизация результатов проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Родовидовой анализ понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение», «здоровье», «оздоровление» и «физкультурно-оздоровительная работа» позволил выявить сущность и содержание основного понятия исследования «тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками», которое мы рассматриваем как систему организационных мероприятий, направленную на повышение уровня физического развития и оздоровление, выявление и развитие образовательных мотивов и интересов подростков, с учетом принципа индивидуализации.
2. Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация
уточнение основополагающих понятий исследования позволили нам разработать структурно-содержательную модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, под которой мы понимаем системное образование, включающее блоки (целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-оценочный), результатом которой является высокий уровень физического развития подростков.
3. Эффективность реализации структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками предопределяется выявлением педагогических условий:
- создание открытой здоровьесберегающей образовательной среды для осуществления физкультурно-оздоровительного процесса.
- взаимодействие физкультурно-оздоровительного учреждения с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста.
- разработка и реализация образовательной программы тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
4. Основной целью экспериментальной работы стала проверка выдвинутой
гипотезы исследования, которая заключается в том, что тьюторское сопровождение физкультурно-оздоровительной работы с подростками будет более успешным, если: моделирование образовательного процесса
осуществляется на основе системного и деятельностного подходов, реализуется структурно-содержательная модель тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, включая целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки.
5. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап экспериментальной работы позволил нам выявить исходный уровень физического развития тьюторантов и сделать вывод о необходимости реализации структурно-содержательной модели тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
6. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы нами был разработан и реализован индивидуальный образовательный маршруты с учетом особенностей развития детей, в основу которой была положена авторская программа тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы детей дошкольного возраста, которая состоит из двух логически связанных модулей («Тьютор - ребенок», «Тьютор - родители»).
7. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали существенные позитивные изменения уровня физического развития тьюторантов, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении теоретических и прикладных аспектов развития тьюторского сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с подростками, что влияет на особенности профессионально-педагогической деятельности работников физкультурно-оздоровительного центра, и, соответственно, особенностей физкультурно-оздоровительной работы с подростками.



