Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Сущностная характеристика понятий «художественно-творческое
развитие», «внеурочная деятельность», «дизайн», «дизайнерское мышление» 11
1.2 Художественно-творческое развитие средствами дизайна 14
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Цель, задачи, используемые диагностические методики по
проблеме исследования 23
2.2 Содержание программы «Азбука дизайна» направленное на художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной
деятельности 30
Выводы по 2 главе 44
Глава III. Результаты экспериментальной работы 45
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 45
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования 50
Выводы по 3 главе 59
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложения
Фундамент или момент формирования ценностной основы миропонимания ребенка в художественно-творческом развитии закладывается именно в начальной школе. Поскольку искусство является «миром воплощенных ценностей», к которым стремиться человек в любом школьном возрасте как в старшем, так и в младшем. [21] Ценности и благополучие личностного развития, полученные в младшем школьном возрасте, во многом зависят от конструктивного общения, то есть умение выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Индивидуальные успехи и достижения приобретают социальный смысл.
Введение новых стандартов в российских школах, радикально изменило место художественно-творческого развития, и стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Учебная программа художественного образования, стала обязательной, что подчеркивает ее значимость в новой образовательной концепции. ФГОС направлен на реализацию качественно ориентированной модели начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В соответствии с требованиями ФГОС для повышения художественно - творческого развития младших школьников, необходимо направить деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Организация занятий художественно-творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В ФГОС НОО подчеркивает, что внеурочная деятельность учащихся объединяет в себя все виды деятельности, которые в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решают задачи, воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [44].
Актуальность данной работы обусловлена:
- на социальном уровне - необходимостью развития художественно-творческой личности, способной оригинально мыслить, закрепленных в требования ФГОС НОО.
- на научном уровне - необходимостью поиска результативных методов приобщения детей к художественному творчеству;
- на практическом уровне - недостаточным количеством программ внеурочной деятельности, направленных на художественно-творческое развитие младших школьников средствами дизайна.
Степень разработанности темы:
Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного развития российского общества [44]. Требования ФГОС НОО так же отражают в себе положения связанные с развитием творческого потенциала младших школьников, способных решать проблемы творческого и поискового характера и многое другое.
Большой вклад в решение проблем художественно-творческого развития внесли такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Я.И. Понаморев, С.Л. Рубинштеин, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др. Они рассматривали художественно-творческое развитие как средство социализации детей.
Анализ научной литературы по проблеме художественно-творческого развития позволяет констатировать, что художественно-творческое развитие как система различных видов, взаимосвязанных между собой и присутствует в любом виде человеческой деятельности таких как, техническо-творческих, математически-творческих и т.д. В связи с этим в исследование вводится ограничение по внедрению элементов дизайна.
Исследователями в данной области были Н.М. Сокольникова, Н.М. Конышева и др. В их трудах художественно-творческое развитие представлено как дизайнерская деятельность, которая включает три компонента:
- первый - дизайнерский (процесс проектно-художественной
деятельности;
- второй - психологический (особенность дизайнерского (креативного) мышления);
- третий - методико-педагогический (методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности и формирования на этой основе дизайнерского мышления).
Актуальность проблемы повлекла за собой противоречие между: необходимостью художественно-творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточным методическим обеспечением процесса внеурочной деятельности младших школьников средствами дизайна на современном этапе.
На основе актуальности и анализа нашего исследования возникает проблема: Каковы возможности программы внеурочной деятельности, направленной на художественно-творческое развитие младших школьников?
Важность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на художественно-творческое развитие младших школьников средствами дизайна.
Объект исследования: процесс художественно-творческого развития младших школьников.
Предмет исследования: процесс художественно-творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности средствами дизайна.
Гипотеза исследования: если в учебный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на художественно-творческое развитие средствами дизайна и опирающуюся на интегрированный и личностный подход, то уровень художественно-творческого развития младших школьников повысится.
Исходя из цели и гипотезы выявляются следующие задачи:
1. Изучить сущностную характеристику понятий: «художественно-творческое развитие», «внеурочная деятельность», «дизайн», «дизайнерское мышление».
2. Рассмотреть художественно-творческое развитие средствами дизайна.
3. Разработать программу внеурочной деятельности «Азбука дизайна», направленную на художественно-творческое развитие младших школьников, и проверить ее результативность экспериментальным путем.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов:
- теоретические методы: анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы, изучение школьных программ по внеурочной деятельности;
- эмпирические методы: (диагностика, педагогический эксперимент);
- метод обработки и интерпретация статистических данных (ХИ2 Пирсона).
Методологической основой исследования являются:
1. Основные положения интегрированного подхода (Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.), которые позволяют разработать программу в рамках Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС НОО.
2. Личностный подход направленный на художественно-творческое развитие (Д.Б. Богоявленская, Е.Ю. Волчегорская, А.Н. Леонтьев и др.).
Теоретической основой исследований являются:
1. Концепция развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
2. Концепция художественного образования Б.М. Неменского.
3. Исследования художественного и дизайнерского образования (Э.Ф. Вертякова, Н.М. Конышева, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др.);
4. Исследования психологии восприятия и усвоения знаний, формирование умений и способностей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Кузин, Н.Ф. Талызина и др.).
В эксперименте приняли участие 50 младших школьников в возрасте 10-11 лет. Для проведения экспериментальной работы по художественно - творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу (ЭГ) входили 23 ученика 4 «а» класса, а в контрольную группу (КГ) вошли 27 учеников 4 «б» класса, которые и приняли участие в работе 2016 - 2018 года. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 42» г. Копейска.
Этапы исследования
• На первом этапе исследования (2016 - 2017гг.) изучается степень исследования проблемы в научно-педагогической литературе, анализируются
основные понятия, формулируются методологические положения исследования, разрабатывается программа для проведения экспериментальной работы, подбирается диагностическая методика.
• На втором этапе (2017 - 2018гг.) проводится констатирующий
эксперимент, разрабатывается и проверяется программа для экспериментальной работы, проводится контрольный этап экспериментальной работы.
• На третьем этапе (2018г.) проводится обработка и анализ полученных данных, оформляются результаты исследования.
Теоретическая значимость: заключается в том, что нами обосновано содержание программы внеурочной деятельности «Азбука дизайна» на основе интегрированного и личностного подходов и принципов дизайнерского мышления, направленных на художественно-творческое развитие младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется внедрением и апробацией программы внеурочной деятельности «Азбука дизайна», которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования проходила путем участия в конференциях:
1. V Международная научно-практическая конференция «Приоритетные
направления развития науки и образования», Пенза, 23 января 2019. (имеется сертификат участника, справка-подтверждение о публикации в сборнике). URL: https: //naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/01 /МК-478.pdf
(дата обращения: 25.01 2019);
2. XXXIII Международная студенческая научно-практическая
конференция «Молодежный научный форум», г. Москва, 28 января 2019 г. (имеется сертификат участника, справка-подтверждение о публикации в сборнике) .URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3 (33).pdf (дата обращения: 27.01.2019);
3. IV Международной студенческой научно-практической конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», Челябинск, ЮУрГГПУ, 4 - 5 декабря 2017.
Результаты исследования отображены в публикациях:
1. Каменщикова, Л.В. «Художественно-творческое развития младших школьников средствами дизайна» [Текст] / Э.Ф. Вертякова, Л.В. Каменщикова. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» - № 1(155) - 2018. - С.49-52.
2. Каменщикова, Л.В. Развитие дизайнерского мышления младших
школьников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(33). - URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(33). Pdf
(дата обращения: 27.01.2019)
3. Каменщикова, Л.В. «Диагностика художественно-творческого развития
младших школьников» // «Приоритетные направления развития науки и образования»: сборник статей V Международной научно-практической
конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. -C 208-211. - URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/01/МК-478.pdf (дата обращения: 25.01 2019).
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, выводам по главам, заключения, библиографического списка литературы и приложений. В тексте работы 10 таблиц, 11 рисунков.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленный на художественно-творческое развитие младших школьников средствами дизайна.
Данная цель способствовала выдвижению гипотезы: если в учебный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности направленную на художественно-творческое развитие средствами дизайна и опирающуюся на интегрированный и личностный подход, то уровень художественно-творческого развития младших школьников повысится.
Для достижения данной гипотезы были решены следующие задачи:
1. Изучили сущностную характеристику понятий: «художественно-творческое развитие», «внеурочная деятельность», «дизайн», «дизайнерское мышление».
2. Рассмотрели художественно-творческое развитие средствами дизайна.
3. Разработали программу внеурочной деятельности «Азбука дизайна», направленную на художественно-творческое развитие младших школьников, и проверили ее результативность экспериментальным путем.
Для решения первой задачи, был проведен анализ литературы по теме исследования, в котором рассмотрены сущность таких понятий как: «художественно-творческое развитие», «внеурочная деятельность», «дизайн», «дизайнерское мышление».
Решая вторую задачу, было рассмотрено художественно-творческое развития средствами дизайна.
Третьей задачей мы наметили разработку, внедрение и проверку программы внеурочной деятельности «Азбука дизайна», которая основана на интегрированном и личностном подходе. Цель программы: раскрыть особенности художественно-творческого развития младших школьников средствами дизайна. Задачи программы: 1. Воспитывать художественно-творческий вкус, трудолюбие аккуратность, стимулирование познавательной деятельности. 2. Овладеть умениями и навыками, полученных знаний в практике художественно-творческого развития средствами дизайна.
3. Развить дизайнерское мышление, внимание, воображение.
На базе МОУ «СОШ № 42» г. Копейска, была проведена экспериментальная работа по художественно-творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности. В эксперименте приняли участие 50 младших школьников в возрасте 10 - 11 лет.
В результате исследования были полученные следующие результаты.
По диагностической методике Н.А. Лепской «5 рисунков». До внедрения программы в экспериментальной группе преобладал уровень дохудожественной выразительности в ЭГ (52,1%), а в КГ (51,8%).
Для изучения творческого мышления использовался тест креативности Ф. Вильямса (модифицированный вариант Е.Е. Тунник). По тесту креативности Ф. Вильямса преобладало стандартное отклонение ниже среднего, что составляет ЭГ (56,5%), а в КГ (51,8%).
После апробации программы внеурочной деятельности «Азбука дизайна», было проведено повторное исследование.
В ходе чего по методике Н.А. Лепской «5 рисунков» на контрольном этапе повысился уровень художественной выразительности на (17,4%) в ЭГ, а в КГ на (14,8%).
По тесту креативности Ф. Вильямса повысился высокий уровень в ЭГ (47,6%), а в КГ(25,9%).
Таким образом, полученные результаты исследования показывают все ее задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Андросова, Э.М. «Основы художественного проектирования костюма» Учебное пособие. - Челябинск: Медиа-Принт, 2004. - 184 с.
2. Амиржанова, А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн» [Электронный ресурс]: учебное пособие / Амиржанова А.Ш. - Электрон. текстовые данные. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. - 109 с. - Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/18264.html
3. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. - 358 с.
4. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
5. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества [Текст]: учебно-методическое пособие /С.В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, В.В. Шупшанова; под науч. ред. С.В, Астраханцевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 347с.
6. Большой Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс] / режим доступа: http:// enc-dic.com/enc_big
7. Беляков, Е. М. Проектная деятельность в образовании [Текст] / Е.М.
Беляков, Н.М. Воскресенская, А. Н. Иоффе // Проблемы современного образования - 2011 - №3 - с. 62-67. [Электронный ресурс].
URL: www.pmedu.ru
8. Боровко, О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших
школьников в процессе обучения художественному конструированию [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.:
Заневская площадь, 2014. - с. 72-74. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4804/(дата обращения: 24.01.2019).
9. Василенко, В.М. Русское прикладное искусство [Текст] / В.М. Василенко. - М., 1977. - 354 с. Вейль, Г. Симметрия [Текст] / Г. Вейль. - М., 1968. - 133 с.
10. Вертякова, Э.Ф. Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов / Э.Ф. Вертякова, Н.В. Геращенко, Н.В. Черушева // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. - № 5. - С. 35-41.
11. Вертякова, Э. Ф. Формирование восприятия произведений изобразительного искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов [Текст] Э.Ф. Вертякова. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» - № 11 (153) - 2017г. с 41-44.
12. Волчегорская, Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства:
монография / Е.Ю. Волчегорская. - М.: Спутник +, 2007. - 199 с.
[Электронный ресурс]. URL:
ййр://е11Ь.С8ри.ги/хш1ш/Ьй:81геаш/йапб1е/123456789/315/Волчегорская_Личност ный%20подход%20в%20педагогике%20иск.рй1?8едиепсе=1&18А11о’№ей=у
13. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности[Текст] /М.В. Водинская, М.С. Шапиро. - М.: Теревинф, 2006. - 48с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 93 с.
15. Гальперин, П.Я. Психология творческого мышления / П.Я. Гальперин. - М.: изд. Просвещение, 2013. - 260 с.
16. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителей ФГОС / Д.В. Григорьев, Б. В. Куприянов / под общ. ред. Л.П. Савельева. - М.: изд. Просвещение, 2011.
17. Григорович, Л. Развитие элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа.-1997. -№2. - с. 9-11
18. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
19. Зинюк, О.В. Современный дизайн. Методы исследования [Электронный ресурс]: монография / Зинюк О.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский гуманитарный университет, 2011. - 128 с. - Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/8444.html
20. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009 - 448с.
21. Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - с. 40-42.
22. Конышева, Н.М. Художественный труд (программа
дизайнообразования) // Начальная школа. -1998.- №10 - с 8-9.
23. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования [Текст]: учеб.пособие / Н. М. Конышева. - М.: Академия, 1999. - 288 с.
24. Короткова, М.В. Культура повседневности: История костюма.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
25. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория [Текст] / Н.А. Ковешникова. - Издательство: ОМЕГА-Л, 2003. - 342 с.
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.: ил. - ISBN 978-5-09-025478-6.
27. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова - М.: Мозайка-Синтез, 2015 - 160с.
28. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес.
- М.: Academia, 2014. - 215 с.
29. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - М.: МГУ, 2012. - 350 с.
30. Лекарева, Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие [Электронный ресурс]: учебник для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Лекарева Н.А. - Электрон. текстовые данные.
- Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный
университет, ЭБС АСВ, 2011. - 248 с. - Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/20475 .html
31. Лепская, Н.А. диагностика художественного развития младших школьников. Методика 5 рисунков [Текст] / Н.А. Лепская - М.: научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1955. - 54с.
32. Макарова, Е.В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е.В. Макарова. - Ижевск, 2007. - 182 с.
33. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М., 1981. - 156 с.
34. Мелик-Пашаев, А.А.Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф.Чубук - Дубна: Феникс +, 2009 - 272с.
35. Митина, Н. Дизайн интерьера [Электронный ресурс]/ Митина Н. - Электрон. текстовые данные. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22847.html
36. Матюшкин, A.M. (ред.) Фигурная форма теста творческого мышления Э. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра "Творческая одаренность" НИИ ОНП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОНП АПН СССР, 1990. - 45с.
37. Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах [Текст]: автореф. канд. пед. наук / Л.П. Малиновская. - М., 1994. - 23 с.
38. Мещериков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Мещереков., В. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2004 - 666 с.
39. Международный студенческий научный вестник. - 2016. -№ 5 (часть 1)
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15289(Дата обращение: 30. 07. 2018)
40. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая
гвардия, 1994. - 336 с.
41. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / (сост. Б.М. Неменский) - М.: Просвещение, 2000. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.
42. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. - М.:
Издательство «Наука», 2012. - 320 с.
43. Научно-теоретические основы формирования дизайнерского мышления [Электронный ресурс]: Режим доступа: www kitaphana.kz (дата просмотра 18.12.2018).
44. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 204с. - (Стандарт второго поколения). - ISBN 978-5-09-024002-4.
45. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн. - М.: изд. Наука, 2013. - 250 с.
46. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.Г. Панова - М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. - 374с.
47. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. - М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2011. - 156 с.
48. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 120 с.
49. Словарь по педагогике. [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448с.
50. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 390 с.
51. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб: Речь, 2003. - 96 с.
52. Тест креативноста Ф. Вильямса [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //studopedya.ru/1-76937. html
53. Череда, Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приёмы. Изделия:
Энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА. 2006. - 136 с.
54. Чернецкая, Н.И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен: дис. ... д. пс. наук: 19.00.07 / Н.И. Чернецкая. - СПб, РГПУ, 2014. - 453 с.
55. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М., 1979. - 196 с.