Введение 3
1 Глава Теоретические основы профессионального самоопределения
обучающихся 6
1.1 Исторические аспекты профессионального самоопределения
обучающихся 6
1.2 Педагогические условия формирования профессионального
самоопределения обучающихся профессиональных образовательных учреждениях 16
1.3 Технологии формирования самоопределения обучающихся 25
Выводы по 1 главе 32
2 Глава Опытно-практическая работа по формированию
профессионального самоопределения обучающихся 33
2.1 Характеристика базы исследования 33
2.2 Комплекс мероприятий направленных на формирование
профессионального самоопределения обучающихся 37
2.3 Методические рекомендации по формированию профессионального
самоопределения обучающихся 67
Выводы по 2 главе 69
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение
В нашем современном мире очень важно наше самоопределение в бедующей профессии. Выбор очень сложен, поэтому нам в этом помогают педагоги, родители и конечно профессиональная агитация.
Для самоопределения обучающихся есть много работ великих ученных таких как: Климов Е. А. Бондарева Л. Ю. Чистякова, С.Н. Парсон и много много других. В своей дипломной работе мы хотим показать как это важно самоопределение для обучающихся, ведь если они совершат ошибки при выборе своей специальности им будет тяжело и не интересно обучатся, а в последующем будут иметь не любимую и не желанную работу.
В нашем обществе не всегда задумываются кардинально о выборе бедующего самоопределении обучающихся и как правило поступают в профессиональные образовательные учреждения, не по своей воле, а по воле родителей, друзей и т.п. Поэтому очень важно на первом курсе обучения проводить классные часы, тестирование, опросы, экскурсии со студентами. Это им поможет определится правильно ли они сделали свой выбор профессии(специальности), хотят ли они идти в бедующем по этому пути.
Выбор будущей профессии, как известно, является начальным и самым важным этапом профессионального самоопределения будущего специалиста. К сожалению, выбор профессии, зачастую случаен и происходит под влиянием внешних причин, поэтому большинство студентов остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Проблема осознанного выбора профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый. Однако выбор профессии не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.
Актуальность темы профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения в профессионально образовательных учреждениях обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в России и связан с появлением рынка труда, переориентаций производства, исчезновением одних профессий и появлением других. А для периода ранней юности профессиональное самоопределение является новым этапом в формировании у юношей и девушек осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной будущей жизни.
Цель работы - изучить теоретические основы профессионального самоопределения обучающихся и провести опытно-практическую работу по формированию профессионального самоопределения обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс обучения в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение обучающихся
Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить исторические аспекты профессионального самоопределения обучающихся
2) Выявить педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся профессионально образовательных учреждениях
3) Изучить технологии формирования самоопределения обучающихся
4) Разработать комплекс мероприятий направленных на формирование самоопределения обучающихся
5) Разработать методические рекомендации по формированию профессионального самоопределения обучающихся в процессе самоопределения
Методы исследования:
а) анализ литературы; синтез, дедукция, описание.
6) эмпирические методы: тесты, опросники.
База исследования: Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Этап выбора профессии в процессе профессионального самоопределения личности - наиболее важный для каждого человека. От правильности и осознанности принятого решения на данном этапе зависит успешность профессионального становления личности.
В настоящее время, в период бурного развития общества, научно - технического прогресса, появляется огромное количество новых профессий, вследствие чего возникает потребность в квалифицированных, компетентных специалистах самого разного профиля. Исходя из этого, появляется необходимость в более ответственном выборе своего профессионального пути.
На сегодняшний день выявлена тенденция смещения этапа профессионального самоопределения с раннего юношества на подростковый возраст. Этому способствуют и образовательные учреждения и широкий спектр разнообразных привлекательных профессий, многообразие высших учебных заведений, потребность общества в первоклассных специалистах и влияние общественного мнения на вопрос о необходимости получения высшего профессионального образования.
Для успешного профессионального самоопределения и подготовительного обучающихся для поступления на работу организовать упреждающие формы профориентационной работы. Уже на первом курсе обучения нужно провести со студентами отличную работу для того чтобы последующие годы посвятить подготовке к ее успешному выполнению. Только в течение достаточно длительного времени можно разрешить все сложности и противоречия, возникшие в профессиональном самоопределении молодых людей.
Массовые и индивидуальные формы профработы следует умело совмещать.
Выпускная квалификационная работа - это завершающая стадия при подготовке квалифицированных специалистов по направлению «Профессиональное обучение(бакалавр) Производство продовольственных продуктов». В процессе выполнения работы, будущим специалистам были проявлены все те фундаментальные знания и навыки, которые были получены в процессе обучения. По завершении работы, эти знания были окончательно отточены, для дальнейшего применения их в жизни.
В данной выпускной квалификационной работе было раскрыта тема профессиональное самоопределение обучающихся в процессе обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Перед началом написания работы, была тщательно изучена данная тема и прочитано множество книг.
Затем были выполнены следующие задачи :
1) Изучили исторические аспекты профессионального
самоопределения обучающихся
2) Выявили педагогические условия формирования профессионального самоопределения обучающихся профессионально образовательных учреждениях
3) Изучили технологии формирования самоопределения обучающихся
4) Разработали комплекс мероприятий направленных на формирование самоопределения обучающихся
5) Разработали методические рекомендации по формированию профессионального самоопределения обучающихся в процессе самоопределения.
В нашей работе мы старались раскрыть тему профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения в профессионально образовательных учреждениях, и хотели показать как это важно в нашем современном обществе. Мы показали, что в процессе самоопределения очень важны педагоги, родители и конечно профессиональная агитация обучающихся по всем направлениям специальностей. Очень важно на первом курсе обучения в профессиональных учреждениях провести работу с обучающимися такие как : классные часы, тестирования, опросы и много много другое, что б обучающийся понимал осознанность своего выбора профессионального пути.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы.
1. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности студента. А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 235 с.
2. Ф.Парсон трехфакторная модель - просвещение 1908г-112с
3. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
4 И.С.Кон Выбор профессии и социально-нравственное
самоопределение 1984г-336с
5. Д Рисман Личность ориентирующаяся на других 1961г - 140с
6. Н.А.Бердяев Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). Париж, 1934. — 84 с.
7. Платон и Аристотель учение о познании 399г.д.э
9. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. — М.: Наука, 1980. — 112 с.
10. К.А.Гельвеция, И.Ф.Герберта, И.Г.Песталоцци Профессиональная подготовка к труду-1986 -140с
11. Н.Крупская Педагогические сочинения в 10 т. Т. 4. Трудовое воспитание и политехническое образование.-М.: Изд-во АПН, 1959.
12. КлимовАЕ Носков ОН Статьи по психологии -2010
13 Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.
14.С.П.Крядже Психологическое сопровождение выбора профессии- 1998-396с
15 Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. - 215 с.
16 Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с
17 Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.
18 Румянцева, Н.С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Румянцева. Материалы научн. Конференции. - М.: Норма, 2004. - 385 с.
19 Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.
20 Орлов, А.Б. Склонность и профессии. / А.Б. Орлов - М.:
Просвещение, 1981. - 312 с
21 Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013. - 384 с.
22 Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / С.Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - №5. - С.33-37.
23 Шамионов, Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Р.М. Шамионов - СПб: Питер, 1997. - 19 с.
24 Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. — № 5. —2010.
Интернет источники
http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
http: //edu.glavsprav.ru/spb/prof/test/