ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1 Понятие «тревожность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у
пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды... 13
1.3 Теоретическое обоснование модели психолого¬
педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР 19
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1 Этапы, методы и методики исследования 27
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 34
ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
3.1 Программа психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды 40
3.2 Анализ эффективности коррекционной работы по
коррекции школьной тревожности 47
3.3 Практические рекомендации педагогам по коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты констатирующего исследования уровня школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты формирующего исследования уровня школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР 108
Проблема школьной тревожности сегодня актуальна. Исследование этого явления проводилось такими исследователями, как: В.М. Астапов, Г.Г. Аракелов, Н.Д. Левитов, Н.Е. Лысенко, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, В.В. Суворов, А.В. Толстых. По их мнению, наличие тревожных состояний накладывает отпечаток на эмоционально-волевые, личностные и когнитивные сферы студентов.
Исследователи трактуют термин «школьная тревога» по-разному. Некоторые считают, что это индивидуальная черта личности ученика, неразрывно связанная с ним (А.В. Грибанов, Р.С. Немов, А.Н. Нехорошкова), в то время как другие рассматривают такую тревогу как симптом невроза (А. Адлер, А.В. Петровский, А.М. Прихожане), другие отождествляют школьную тревогу со страхами (А.М. Прихожане, Ф.Б. Березин, Ч.Д. Спилбергер, Н.Д. Летвинов).
Понятие «тревожность» определяется как свойство человека, который находится в состоянии тревоги, страха, волнения, беспокойства в общественных ситуациях. Индивидуальность взволнованного человека состоит в том, что он находился в этом состоянии в течение длительного времени. Он одержим страхами, страхами, страхами, чувством окружения, представляет опасность для личного эго [34].
Проблема проявления школьной тревожности у учащихся рассматривается в работах ученых разных областей - философии, психологии, педагогики. Это связано с тем, что наличие этого явления у учащихся влечет за собой непостоянство эмоционально-волевой сферы как проявление различий в развитии, зачастую негативных условий для повседневного обучения, проблем, возникающих в образовательной деятельности.
Особо следует отметить проблему школьной тревожности у учащихся с задержкой психического развития, а именно у пятиклассников.
Особенности чувств и эмоций учащихся с ЗПР отражали в своих работах М.К. Бардышевская, Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев, Л.В. Занков В.В. Лебединский В.И. Любовский, С.Л. Рубинштейн.
Следует отметить, что теоретических и экспериментальных материалов по данной теме недостаточно, что подтверждает актуальность изучения данной темы.
Актуальность также обусловлена тем, что среди учащихся с ЗПР в пятом классе школьная тревога под влиянием неблагоприятных факторов может быть определена как стабильная. Последствиями этого явления могут быть: трудности в развитии личности, навыки общения, социальное взаимодействие, асоциальное поведение, а также обострение дефекта. Наличие этих фактов будет препятствовать интеграции в общество и адаптироваться к жизни этой категории детей. Поэтому, если эту проблему оставить без присмотра, то в период полового созревания школьная тревога может стать устойчивой чертой личности.
Для снижения уровня школьной тревожности среди учащихся с ЗПР необходима ранняя диагностика и комплексная работа учителей, психологов и родителей, которая должна учитывать все особенности развития этой категории учащихся.
Поэтому изучение школьной тревожности у учащихся с ЗПР в пятом классе является одним из важных вопросов современной науки, а ранняя диагностика и коррекция тревожности у учащихся этой категории являются важной задачей для специалистов в области педагогики и психологии. В то же время, несмотря на влияние школьной тревожности у детей пятого класса на возникновение у них несоответствий в школе, частные вопросы, связанные с изучением взаимосвязи социальных и психологических характеристик у отдельных групп школьников, остаются малоизученными.
Исходя из выше изложенного изучение школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды нам является актуальной.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
Объект исследования - школьная тревожность у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
Гипотеза: школьная тревожность у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды изменится, если реализовать программу психолого-педагогической коррекции, включающей арт-терапию, упражнения и игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть понятие «тревожность».
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации по коррекции тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды для педагогов психологов.
В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по методикам: шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса.
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: МБОУ «Школа-интернат №4 г. Челябинска», 5 класс в общем количестве 14 человек младшего подросткового возраста с задержкой психического развития, средний возраст 11-12 лет.
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, следует разделять понятия «тревожность», «тревога» и «страх».
Тревога - это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности. Другими словами, тревога - положение некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность. В некоторых исследованиях страх рассматривается как базовая эмоция, а тревожность - как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.
Понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется увеличенной предрасположенностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей негативную эмоциональную окраску.
Мы выявили особенности проявления школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды. Поведение тревожных детей с ЗПР отличается нередкими проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
В данном исследовании представлено разработанное «Дерево целей», которое включает в себя сконструированную модель.
При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Анализ литературы по проблеме позволил нам разработать дерево целей нашего исследования, его генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции с школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды. На основании древа целей была разработана модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
Модель включает 4 блока: теоретический, диагностический, формирующий и аналитический.
Наше опытно-экспериментальное исследование школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды проходило в три этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап. В исследовании школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды использовались следующие методы и методики: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, моделирование, целеполагание), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: Методика «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан); Методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (Б.Н. Филлипс) и метод математической статистики Т - критерий Вилкксона.
Из проведенного анализа по методике диагностики «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан) видно, что высокая тревожность у пятиклассников с ЗПР не выявлена.
По методике «Диагностика уровня школьной тревожности» (Б.Н. Филлипса) вышли результаты: в переизбытке у 16,7% (3 человека).
Переживание социального стресса выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке у 7,6% (1 человек). Страх самовыражения выше нормы у 38,5% (5 человек). В переизбытке у 8,3% (1 человек). Страх ситуации проверки знаний выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке у 46,2% (6 человек). Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке у 38,4% (5 человек). Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке у 38,4% (5 человек).
Проблемы и страхи в отношениях с учителями в норме у 38,4% (5 человек). Сумма баллов ответов не превышает 4.И выше нормы у 61,6% (8 человек). Сумма баллов ответов 5,6.
Исходя из полученных результатов психолого-педагогического исследования, можно говорить о том, что школьная тревожность у пятиклассников с ЗПР нуждается в психолого-педагогической коррекции, посредством реализации специально разработанной программы.
Третья глава данного опытно-экспериментального исследования рассчитана на 7 занятий продолжительностью 30-35 минут, с частотой повторения два раза в неделю. Имеет четкую структуру, состоит из нескольких взаимосвязанных частей, а именно: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия, ритуал прощания. Программа предусмотрена для работы с детьми 12-13 лет в условиях образовательной среды.
Таким образом, по результатам методики «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан) видно, что низкую школьную тревожность после проведения программы психолого-педагогической коррекции имеют 84,6% (11 человек); среднюю - 15,4% (2 человека). Высокая школьная тревожность не выявлена. Низкую самооценочную тревожность имеют 92,3% (12 человек). Среднюю - 7,7% (1 человек). И высокой самооценочной тревожности никто не имеет (0%). Низкая межличностная тревожность у 69,2% (9 человек). Средняя у 30,8% (4 человека). Высокая ни у одного человека (0%).
По методике «Диагностика уровня школьной тревожности» (Б.Н. Филлипс) вышли результаты: общая тревожность в школе в норме у 84,6% (11человек). Выше нормы у 15,4% (2 человека). В переизбытке тревожность в школе не выявлена. Переживание социального стресса в норме у 76,9% (10 человек). Выше нормы 23,1% (3 человека). В переизбытке не выявлена. Фрустрация потребности достижения успеха в норме у 100%. Страх самовыражения в норме у 61,8% (8 человек). Выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке у 7,6% (1 человек). Страх ситуации проверки знаний в норме у 76,9% (10 человек). Выше нормы у 15,4% (2 человека). В переизбытке у 7,7% (1 человек). Страх не соответствовать ожиданиям окружающих в норме у 69,2% (2 человека). Выше нормы у 30,8% (4 человека). В переизбытке не выявлено. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу в норме у 53,8% (7 человек). Выше нормы у 23,1% (3 человека). В переизбытке у 23,1% (3 человека). Проблемы и страхи в отношениях с учителями в норме у 92,3% (12 человек). И выше нормы у 7,7% (1 человек).
Контрольная диагностика показала, что в ходе эксперимента произошло изменение в результатах диагностики по исследованию уровня школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды и их результат стал ниже.
Для проверки эффективности коррекционной работы, мы использовали результаты методики «Шкалы личностной тревожности (А.М. Прихожан)». В результате вы выявили что, Гипотеза Ho отвергается, но еще не можем принять гипотезы об их достоверности Hi. Однако можно считать достоверными уже те различия, которые не попадают в зону незначимости, они достоверны при р<0,05. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта. После реализации программы мы наблюдаем снижение уровня школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях школьной среды
Учитывая понятие «тревожность» и особенности проявления школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды, проведя коррекционную работу и проанализировав ее результаты, мы составили психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза подтверждена.