Введение 3
Глава I Теоретические предпосылки исследования развития воображения дошкольников средствами ТРИЗ технологий 7
1.1. Понятие ТРИЗ в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности проявления воображения у дошкольников 11
1.3. Психолого-педагогическая модель развития творческого
воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий 21
Глава II Организация исследования развития воображения старших 34 дошкольников
2.1. Этапы, методы и методики исследования 34
2.2 Характеристика выборки, анализ результатов констатирующего
исследования 42
Глава III Опытно-экспериментальное исследование развития творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий 50
3.1 Программа развития воображения у дошкольников средствами
ТРИЗ технологий 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 57
3.3. Рекомендации по развитию творческого воображения старших
дошкольников средствами ТРИЗ технологий 68
3.4. Технологическая карта внедрения результатов опытно-экспериментального исследования 76
Заключение 83
Библиографический список 85
Приложения
Воображение в современной педагогике и психологии рассматривается как первенствующая сторона детского творчества. Воображение выступает как познавательный процесс, который входит в любой творческий акт.
Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Актуальность развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что к первому классу воображение детей уже должно быть достаточно развито. Ребенок должен уметь разбираться в ситуациях, в которых происходят различные видоизменения предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвидению всевозможных изменений.
Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
Проблема интеллектуально - творческого развития детей - это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер.
Использование ТРИЗ - технологии в детском саду помогает развивать такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а так же развитие поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Таким образом, вышеизложенное определило тему выпускной квалификационной работы: развитие творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ технологий.
Объект исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при реализации программы развития воображения средствами ТРИЗ технологий.
Задачи исследования:
1) изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности развития воображения дошкольников;
3) теоретически обосновать модель развития воображения дошкольников средствами ТРИЗ - технологий;
4) охарактеризовать этапы, методы и методики исследования развития воображения дошкольников;
5) охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6) разработать и реализовать программу развития воображения дошкольников средствами ТРИЗ - технологий;
7) проанализировать результаты формирующего эксперимента;
8) составить рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения дошкольников средствами ТРИЗ - технологий;
9) составить технологическую карту внедрения результатов опытно экспериментального исследования.
В исследовании развития воображения дошкольников средствами ТРИЗ технологий были использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ ТРИЗ литературы, обобщение, целеполагание, моделирование.
Эмпирические: эксперимент, (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: «На что похоже?» (автор Р.С. Немов), «Художник» (автор О.М.Дьяченко), «Изучение уровня развития воображения» ( автор Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).
Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования МДОУ №19 «Солнышко» п. Рощино. В исследовании принимало участие 16 воспитанников.
Апробация результатов исследования выполнена в форме публикации научной статьи: Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 43¬49. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56974.htm
Научная новизна исследования заключается в более глубоком изучении развития творческого воображения дошкольников средствами ТРИЗ технологий, разработке модели исследования и целеполагания, что позволило разработать программу по развитию творческого воображения дошкольников средствами ТРИЗ технологий.
Теоретико-методологическая значимость работы:
• систематизированы и обобщены зарубежные и отечественные исследования проблемы развития воображения, на основе ТРИЗ технологий;
• разработана структурно-функциональная модель развития воображения дошкольников средствами ТРИЗ - технологий;
• разработана программа по развитию воображения дошкольников средствами ТРИЗ - технологий.
Практическая значимость: внедрение программы по развитию творческого воображения дошкольников средствам ТРИЗ в практику работы психолога ДОУ. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по развитию творческого воображения дошкольников средствами ТРИЗ технологий
Воображение - это психический процесс создания новых образов. Этот процесс зарождается в раннем детстве и развивается на протяжении всех жизненных этапов человека. Воображение очень важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески способствовать его развитию и, параллельно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Все это является важным показателем развития когнитивной сферы ребенка.
Это способствовало определению цели квалификационной работы: уровень творческого воображения старших дошкольников измениться, если провести программу развития воображения. Главными задачами явились: исследование психолого-педагогической литературы по теме квалификационной работы, выявление воображения старшего дошкольного возраста, определение методов и методик исследования, характеристика выборки и анализ результатов исследования, составление и реализация программы развития творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий, анализ эффективности программы, составление рекомендаций для родителей и воспитателей МДОУ по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы на поисково-подготовительном этапе исследования, позволил выявить, что развитие воображения не является результатом прямо направленного обучения. Оно определено растущей изменяющейся активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью модифицирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Теоретическую базу исследования составили труды Л.С. Выготского, Г.С.Альтшуллера, Л.С.Обуховой, Е.П.Ильин и многих других известных педагогов и психологов. Также поисково-подготовительный этап определил особенности старшего дошкольного возраста и теоретические основы развитости воображения. Цели и задачи исследования, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать гипотезу исследования: уровень творческого воображения старших дошкольников изменится, если провести программу развития воображения у дошкольников. На опытно-экспериментальном этапе исследования были проведены три методики на выявления уровня воображения: «На что это похоже?» (автор О.М. Дьяченко), «Художник» (автор О.М.Дьяченко), «Изучение уровня воображения» (автор Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина), а затем качественный и количественный анализ результатов исследования, что позволило выявить детей со средним и низким уровнем воображения. С такими детьми проводилась программа развития воображения. Результатом данной программы явилось повышение уровня воображения каждого ребенка и общего уровня развития воображения. Эти выводы были сформулированы на контрольно-обобщающем этапе. Еще одним из итогов стали рекомендации родителям и педагогам МДОУ по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ технологий. Таким образом, развитие воображения у старших дошкольников требует продуманности и системности. Для того чтобы добиться наибольшего эффекта при развитии воображения, необходимо наблюдать за ребенком, направлять и стимулировать его мыслительную деятельность. Следовательно, уровень воображения дошкольников поддается изменениям в результате проведения программы развития воображения.
1. Акбаева Д.Д. Развитие творческих способностей детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения.// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 4 (36). С. 73-81.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.// Новосибирск: Наука. 2-11.С. 118.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. // М.: Альпина Паблишер. 2017. С.408.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. 4-е издание.— М.: Альпина Паблишерз. 2011. С.400. ISBN 978-5-9614-1494-3
5. Ануфриенко.Е.В, Попова.Н.В. Развитие творческого
воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство:
БГПУ(Благовещенск). 2016. С.4. - URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968
6. Актуальные проблемы науки и образования: прошлое,
настоящее, будущее: сборник научных трудов по материалам
международной научно-практической конференции 29 марта 2012 г. Часть 5 Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012 С.152-153.
7. Бакшеева Н.П. Развитие познавательной активности дошкольников средствами ТРИЗ.// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 2. № 4 (6). С. 24-26.
8. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).// Дошкольное воспитание. 2014. С.19.
9. Браун С., Воган К. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье. // Манн, Иванов и Фербер (МИФ). 2015. С.220.
10. Валеева А.Г., Арсланова Э.Г. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ и РТВ.// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 215-217.
11. Величко Ю.В. Особенности развития творческого воображения у современных дошкольников. //Акмеология. 2014. № S3-4.С. 49-51.
12. Верхотурцева Е.Е. Применение технологий ТРИЗ-педагогики для успешной адаптации дошкольников к учебному процессу.// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С. 261-265.
13. Вулых Я.В., Мамедова Л.В. Способы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста (по материалам обобщения психолого-педагогического опыта).// Электронный научный журнал. 2015. № 1 (1). С. 315-319.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.//М.:Просвещение. 2011. С.94.
15. Выготский Л.С. Воображение у ребенка и подростка. Из работы Воображение и творчество в детском возрасте.// Журнал Дошкольное образование. - URL:http://dob.1september.ru/article.php?ID=200602104
16. Выгодский Л.С. Психология развития человека. 2014. С.290. -
URL: https: //www.psyoffice.ru/page,3,3805-vygotskijj -l.s. -psikhologij a-
razvitija-cheloveka..html
17. Галкина И.А, Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. // АНИ: педагогика и психология. 2016. С.14.
18. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика.// ТРИЗ-профи. 2015. С.120. - URL: http: //www. rulit. me/books/triz-pedago gika-read-397439-3. html
19. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика.// Москва. С.18. - URL:
https://profilib.com/chtenie/112254/anatoliy-gin-triz-pedagogika-7.php
20. Гин А.А. Сказки - изобреталки от кота Потряскина. // Вита - пресс. 2012. С.82.
21. Гин А.А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое. 1 книга. // Вита - пресс. 2012. С. 177.
22. Гин А.А., Андржеевская И. Хищники нападают. 2 книга. // Вита - пресс. 2012. С.178.
23. Гин А.А., Андржеевская И. Как не стать добычей. 3 книга. // Вита - пресс. 2012. С.162.
24. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.//ТРИЗ профи. 2013. С.120. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio book/?art=6540977
25. Гин С. И. Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы. // М.: Вита - Пресс. 2013. С.140.
26. Горев П.М. Научное творчество. // M.:URSS? Леанд. 2017. С.108.
27. Горев, П. М. Тренинг креативного мышления : краткий курс научного творчества / В. В. Утемов, П. М. Горев .— : Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2012. С. 89. — ISBN 978-3-8473-9763-2.
28. Горохова А. А. Применение ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 58-59.
29. Григорьева О.А. Особенности развития творческого
воображения старших дошкольников. //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-3 (43). С. 129-130.
30. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 43¬49. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56974.htm
31. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации.// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2014. С.191-196.
32. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. — Челябинск: Атоксо. 2010. С. 124.
33. Долгова В.И., Попова Е. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. Монография. — М.: Перо, 2015. С. 208.
34. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая
психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 222-226.
35. Дядюрина Н.А., Кузьмина С.В., Николаева К.Ю. Роль художественной литературы в нравственном и эмоциональном воспитании дошкольников через использование приемов ТРИЗ.// Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4 (4). С. 147-150.
36. Евсеева Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников.// Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 583-586.
37. Зиновкина М.М. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровнего непрерывного образования НФТМ-ТРИЗ. // Издательство ВятГГУ, Киров. 2013. С.108.
38. Зусман А.В., Золотин Б.Л. Воображайте! Школа креативного мышления. // ТРИЗ-профи. 2014. С.200.
39. Иванов Г.И. Денис изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. // СПб.:ИГ «Весь». 2014. С. 200.
40. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. // М.: Форум. 2016. С.2016.
41. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.//СПБ.:Питер. 2012. С. 448.
42. Кабанова В.В. Триз-технология как средство развития творческого воображения у старших дошкольников.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 27. С. 75-77.
43. Козырева Н.А. Развитие творческой позиции дошкольников виграх с противоречиями.// Весшк МаИлёускага дзяржаунага ушверсггэта1мя А.А. Куляшова. 2008. № 4 (31). С. 221-225.
44. Кукалев С.В. Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ // М.: Форум; ИНФРА - М. 2014. С. 415.
45. Куфтырькова Э.В. К проблеме развития творческого воображения старших дошкольников посредством технологии ТРИЗ.// Студенческая наука XXI века. 2016. № 2-1 (9). С. 117-120.
46. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.// - URL:https://studfiles.net/preview/1727363/page: 11/
47. Нестеренко А.А., Терехова Г.А. Современные тенденции
развития ТРИЗ-образования. // Журнал: Современная высшая школа: инновационный аспект. Челябинск: Русско-Британский Институт
Управления. 2013. С. 4-13. ISSN: 2071-9620.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник // М. :
Издательство Юрай; МГИПУ. 2011. С.28. — URL:
http://modernlib.ru/books/obuhova l/detskaya vozrastnaya psihologiya/read 20/
49. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник // Издательство Юрайт; МГППУ. 2013. С.464.
50. Орлов М.А. Нетрудная ТРИЗ. // М.: Солон-пресс. 2014. С.384.
51. Орлов М.А. Истоки ТРИЗ и творческой личности. Через тернии к звездам. // М.: Солон-пресс. 2016. С. 181.
52. О’Коннор Д., Макдермотт И.; Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. // Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 254. ISBN 978-5-9614-1284-0.
53. Официальный сайт О.М. Дьяченко. //[Электронный ресурс]: http://www.diachenko.ru/.
54. Официальный сайт МА ТРИЗ//[Электронный
ресурс]:http://www.matriz.ru.
55. Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ: методическое пособие по развитию творческого мышления детей для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов с использованием рабочей тетради "По ступенькам ТРИЗ". // Санкт-Петербург: НППЛ "Родные просторы". 2010. С.176.
56. Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). // - СПб.: НППЛ «Родные просторы». 2010. С.77. ISBN 5-86456-028-6.
57. Редько, Л. В. Дошкольная ступень образования в креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Текст]/ Л.В.Редько// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. - Т. 14. С. 91-95. - URL:http://e-koncept.ru/2016/46519.htm.
58. Речицкая Е.Г, Сошина Е.А. Развитие творческого воображениямладших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха.// Владос. 2014. С.170. — URL:https: //www.litmir. me/br/?b=557384&p=2
59. Родионов А.М. Развитие творческого потенциала ребенка в условиях предшкольного образования.// Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2007. № 7-1. С. 20-22.
60. Русанова Н.А. Аннотация к курсовой работе «использование ТРИЗ в развитии творческого мышления и творческих способностей дошкольников в условиях реализации фгос».// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 12. С. 354-355.
61. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ- технологий. //Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О.В. Серегина. 2012. № 5. С. 45.
62. Серединский А., Кудрявцев А. В., Гин А., Бубенцов В. Ю. Теория решения изобретательских задач. // ТРИЗ-профи. 2012. С.100.
63. Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Технология ТРИЗ. // М.:Аркти. 2014. С.74.
64. Сидорчук Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. // //М.:Аркти. 2014. С.39.
65. Словарь. Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 251.
66. Терехова Г.В. Психолого - педагогические проблемы освоения ТРИЗ. // Цицеро. Челябинск. 2012. С.245.
67. Терехова Г.В. Формирование целей творческой деятельности личности на основе ТРИЗ. // Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». 2013. С.367-372. ISSN: 2073-0071.
68. Тимофеева Ю.Ф. Эвристика, ТРИЗ, Основы творческой деятельности.// М.: МИГУ. 2012. С.365.
69. Тимофеева Т.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой.// Научно¬методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 27. С. 109-120.
70. Трегубова Т.Е. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. // Педагогические науки. 2012. № 1. С. 42-43.
71. Три поколения ТРИЗ // Материалы ежегодной конференции -
СПб.: РА ТРИЗ, РОО "ТРИЗ-Петербург". 2015. С. 116. - URL:
http: //ratriz.ru/wp-content/uploads/2015/10/Sbornik-materialov-konferentsii .pdf
72. Фаер С., Тимохов В. Поцарства за идею. 4 книга. // Вита - пресс. 2013. С.98.
73. Филичев С.А. Основы технического творчества : краткий курс лекций [Текст] : учеб. пособие / С.А. Филичев. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. С. 93. - ISBN 978-5-93057-310-7.
74. Фурман В. В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. №22.4. С. 48.
75. Черданцева А.П. Технология развития творческого
воображения дошкольников. //Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 112-120.
76. Шишкина О.В. Изучение творческого потенциала
дошкольников (воображение и креативность). // В сборнике: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года). под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2013. С. 241-244.
77. Шпаковский Н.А., Новицкая Е.Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства: учебное пособие. // М.: ФОРУМ. 2011. С.336.
78. Шустерман М.Н, Шустерман З.Г. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Ч.1. // Издательство Литагент «Весь». 2015. С.110.
79. Шустерман М.Н, Шустерман З.Г. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Ч.2. // Издательство Литагент «Весь». 2015. С.130.
80. Шустерман М.Н, Шустерман З.Г. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Ч.3. // Издательство Литагент «Весь». 2016. С.120.