ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Сущность и особенности развития хореографических
способностей детей младшего школьного возраста 14
1.3 Современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
Танцевально-двигательная терапия 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 35
2.1. Организация работы педагога-хореографа в условиях
дополнительного образования 35
2.2. Оценка результатов реализации комплекса занятий по
развитию хореографических способностей детей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Сущность и особенности развития хореографических
способностей детей младшего школьного возраста 14
1.3 Современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
Танцевально-двигательная терапия 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 35
2.1. Организация работы педагога-хореографа в условиях
дополнительного образования 35
2.2. Оценка результатов реализации комплекса занятий по
развитию хореографических способностей детей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность. В современном педагогическом процессе выделяются тенденции, которые говорят о новых взглядах в вопросах единства, взаимовоздействия и взаимопроникновения разных компонентов процесса воспитания и формирования личности детей. Социальный заказ современного сообщества на воспитание нового подрастающего поколения двадцать первого века осуществляется в рамках гуманистической концепции основного и дополнительного образования, которая предусматривает наибольшее содействие развития ребенка как личности, развитию его активности в образовательной и вне образовательной деятельности [1].
Значимая роль в системе художественного воспитания будущего поколения отведена хореографии, танцевальному искусству. Танцевальное искусство как средство воспитания и развития личности детей способно сформировать благотворную почву для выявления наилучших потенциальных возможностей и способностей детей.
Одними из таких способностей являются хореографические способности.
Процесс развития любых способностей детей весьма долгий и кропотливый, в педагогической основе которого лежит принцип воспитывающего образования. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дети, осваивая новые знания, овладевая новыми умениями и навыками, в то же время могли бы формировать свое мировоззрение, приобретали наилучшие взгляды и черты своего характера.
В таком вопросе самым благоприятным является младший школьный возраст для формирования и развития образовательных и творческих способностей у детей, а образовательные основные и дополнительные учреждения, при самых эффективных, современных педагогических и технологических условиях, будут способствовать оптимизации образовательного, воспитательного, коммуникативного и социального процессов. Грамотный подход педагогов, с учетом всех особенностей данного возраста, поможет воспитать в детях такие важнейшие качества, как уважение к окружающим, правильное восприятие себя и других людей, умение правильно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь создаст предпосылки для легкого вхождения в социум, адаптации в новых условиях [2].
Проблема формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста постоянно привлекает множество научных исследователей. Ими были подробно изучены все возможности детей и были разработаны соответствующие методики обучения основам хореографии (такими специалистами, как Ваганова А.Я., Горский А.А., Мессерер А.М. и прочими).
Впрочем, данные труды очень сложны как в изучении, так и в применении их методик обучения детей младшего школьного возраста, в общей своей массе они рассчитаны на детей с уже определенным уровнем хореографической подготовки, который они получили за долгий процесс обучения и тренировок. Тогда проблема формирования и развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста была все же исследована в недостаточной степени. Имеющиеся научные исследования затрагивают только лишь отдельные ее аспекты:
- выявление особенностей детского танцевального творчества (авторов: Акишева С.В., Акбаровой Р.Т. и других);
- исследование процесса воздействия музыкального фольклора на музыкально-двигательное развитие детей (авторов: Мерзлякова С.И. и прочих);
- исследование основ ритмической пластики (автора Буренина А.И. и прочих);
- изучение силы влияния хореографии на более гармоничное развитие детей (автора Назарова А.Г. и прочих);
- изучение специфик полихудожественного подхода к освоению детьми сущности хореографии (автора Ушакова Ю.В. и прочих).
Проблематика формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, учитывая всех возрастных и психофизических специфик была изучена в таких научных исследованиях только лишь частично. Существенной трудностью в разрешении этой проблемы можно считать отсутствие целостной системы формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, малая изученность педагогических условий ее развития в процессе дополнительного обучения хореографии, несогласованность теоретико-методических подходов, а кроме того произвольность в подборе методов и форм формирования и развития хореографических способностей [3].
Степень разработанности темы исследования демонстрируется фундаментальными положениями теории в области хореографии и музыки многочисленными трудами известных педагогов, хореографов и специалистов.
В результате можно сделать вывод что исследование использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка актуально как теоретически, так и с точки зрения практического применения.
Цель исследования - изучение возможности использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства развития хореографических способностей ребенка.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделить современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организовать работу педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализировать и оценить полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
Объектом исследования является хореографические способности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс реализации танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования - студия спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан. Апробация результатов выпускной квалификационной работы была осуществлена и проанализированы в условиях экспериментальной и контрольной групп студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование современных методов развития хореографических способностей у детей, таких, как танцевально-двигательная терапия, позволит достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования.
Теоретическую основу составили научные изыскания в области музыки и хореографии ученых, педагогов, хореографов и других.
Теоретическая значимость исследования состоит в установлении наиболее эффективной методики развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования для достижения цели исследования, решения выделенных задач и проверки достижимости выделенной гипотезы составил целый комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга различных методов:
- анализ научных литературных источников по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта;
- естественный педагогический эксперимент при реализации комплекса разработанных занятий;
- наблюдение, контроль и мониторинг состояния процесса реализации опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в:
- систематизации современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста;
- разработке системы организации работы педагога-хореографа с использованием танцевально-двигательной терапии;
- разработке комплекса занятий по хореографии в студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, содержит список литературы из 40 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 73 страниц. В выпускной квалификационной работе результаты исследования отображены в 6 диаграммах и схемах, 1 таблице.
Значимая роль в системе художественного воспитания будущего поколения отведена хореографии, танцевальному искусству. Танцевальное искусство как средство воспитания и развития личности детей способно сформировать благотворную почву для выявления наилучших потенциальных возможностей и способностей детей.
Одними из таких способностей являются хореографические способности.
Процесс развития любых способностей детей весьма долгий и кропотливый, в педагогической основе которого лежит принцип воспитывающего образования. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дети, осваивая новые знания, овладевая новыми умениями и навыками, в то же время могли бы формировать свое мировоззрение, приобретали наилучшие взгляды и черты своего характера.
В таком вопросе самым благоприятным является младший школьный возраст для формирования и развития образовательных и творческих способностей у детей, а образовательные основные и дополнительные учреждения, при самых эффективных, современных педагогических и технологических условиях, будут способствовать оптимизации образовательного, воспитательного, коммуникативного и социального процессов. Грамотный подход педагогов, с учетом всех особенностей данного возраста, поможет воспитать в детях такие важнейшие качества, как уважение к окружающим, правильное восприятие себя и других людей, умение правильно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь создаст предпосылки для легкого вхождения в социум, адаптации в новых условиях [2].
Проблема формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста постоянно привлекает множество научных исследователей. Ими были подробно изучены все возможности детей и были разработаны соответствующие методики обучения основам хореографии (такими специалистами, как Ваганова А.Я., Горский А.А., Мессерер А.М. и прочими).
Впрочем, данные труды очень сложны как в изучении, так и в применении их методик обучения детей младшего школьного возраста, в общей своей массе они рассчитаны на детей с уже определенным уровнем хореографической подготовки, который они получили за долгий процесс обучения и тренировок. Тогда проблема формирования и развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста была все же исследована в недостаточной степени. Имеющиеся научные исследования затрагивают только лишь отдельные ее аспекты:
- выявление особенностей детского танцевального творчества (авторов: Акишева С.В., Акбаровой Р.Т. и других);
- исследование процесса воздействия музыкального фольклора на музыкально-двигательное развитие детей (авторов: Мерзлякова С.И. и прочих);
- исследование основ ритмической пластики (автора Буренина А.И. и прочих);
- изучение силы влияния хореографии на более гармоничное развитие детей (автора Назарова А.Г. и прочих);
- изучение специфик полихудожественного подхода к освоению детьми сущности хореографии (автора Ушакова Ю.В. и прочих).
Проблематика формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, учитывая всех возрастных и психофизических специфик была изучена в таких научных исследованиях только лишь частично. Существенной трудностью в разрешении этой проблемы можно считать отсутствие целостной системы формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, малая изученность педагогических условий ее развития в процессе дополнительного обучения хореографии, несогласованность теоретико-методических подходов, а кроме того произвольность в подборе методов и форм формирования и развития хореографических способностей [3].
Степень разработанности темы исследования демонстрируется фундаментальными положениями теории в области хореографии и музыки многочисленными трудами известных педагогов, хореографов и специалистов.
В результате можно сделать вывод что исследование использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка актуально как теоретически, так и с точки зрения практического применения.
Цель исследования - изучение возможности использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства развития хореографических способностей ребенка.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделить современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организовать работу педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализировать и оценить полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
Объектом исследования является хореографические способности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс реализации танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования - студия спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан. Апробация результатов выпускной квалификационной работы была осуществлена и проанализированы в условиях экспериментальной и контрольной групп студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование современных методов развития хореографических способностей у детей, таких, как танцевально-двигательная терапия, позволит достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования.
Теоретическую основу составили научные изыскания в области музыки и хореографии ученых, педагогов, хореографов и других.
Теоретическая значимость исследования состоит в установлении наиболее эффективной методики развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования для достижения цели исследования, решения выделенных задач и проверки достижимости выделенной гипотезы составил целый комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга различных методов:
- анализ научных литературных источников по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта;
- естественный педагогический эксперимент при реализации комплекса разработанных занятий;
- наблюдение, контроль и мониторинг состояния процесса реализации опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в:
- систематизации современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста;
- разработке системы организации работы педагога-хореографа с использованием танцевально-двигательной терапии;
- разработке комплекса занятий по хореографии в студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, содержит список литературы из 40 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 73 страниц. В выпускной квалификационной работе результаты исследования отображены в 6 диаграммах и схемах, 1 таблице.
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение возможности использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства развития хореографических способностей ребенка.
В результате проведенного теоретического и практического исследования поставленной темы выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи исследования:
- изучены теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделены современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организована работа педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализированы и оценены полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
В результате были сделаны следующие выводы.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма развития и психотерапии появилась в сороковых годах прошлого века в Америке.
На сегодняшний день она активно распространяется по всему миру. При ее реализации используется танец и движения для интеграции эмоционального и физического состояния личности детей.
Танцевальная терапия имеет много различных подходов для реализации.
Техника танцевальной терапии нацелена, первоначально, на развитие у детей активности, телесной свободы самовыражения, выражение страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре или в группе.
Спецификой танцевальной терапии является наличие музыкальной композиции, которая при этом рассматривается даже без связи с движением как особый лечебный фактор. Ее воздействие будет наиболее эффективным, в случае если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых считается регулировка движений. Ритмика способствует развитию психических функций: восприятие, внимание, память и воображение. В частности, благодаря этому танцевальная терапия, разнообразные ее виды применяются не только лишь в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с разными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Подобную терапию также возможно использовать и для развития хореографических умений и навыков младших школьников в условиях дополнительного образования.
Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, существующая на стыке таких наук, как психотерапия и танцевальное искусство. Помимо этого, она очень тесно связана со многими иными сферами знания, к примеру: физиологией, анатомией, психофизиологией, самыми разнообразными теориями движения и танца.
Музыкальный ритм способен менять деятельность нервной системы у человека, а также вызывать действенное рефлекторное усвоение ритма, помимо этого растормаживает основные моторные центры, формирует бодрое, радостное настроение, тренирует активное внимание. Занятия с использованием танцевально-двигательной терапии позволяют упорядочивать эмпатии темпы движений, развивать и улучшать психологические процессы: внимание, память и т.д. Протекает автоматизация основных двигательных актов, снижается уровень числа ошибок; производится корректировка речевых процессов и воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха, что очень благоприятно может сказаться на развитии детей, а также поспособствовать преодолению возможных барьеров в общении, развитию понимания себя и других, снятию психологического напряжения, созданию возможностей для самовыражения.
Для детей младшего школьного возраста действенным методом в танцевально-двигательной терапии считается танцевальная игра, стимулирующая их к общению и контакту с другими и с окружающим миром. В игре дети намного быстрее и естественнее проявляют свои личные качества, которые можно скорректировать в наилучшую сторону, применяя музыкальные композиции и хореографию комплексно в танцевально-двигательной терапии. Использование методов и технологий танцевально-двигательной терапии, кроме развития музыкального слуха, выразительности танцевальных движений, ориентации в пространстве, оказывает влияние на развитие динамической стороны общения, эмпатии, сочувствия к партнеру, развитие позитивного самоощущения, что сопряжено с состоянием раскрепощенности, своей собственной значимости в детском хореографическом коллективе, развитием физических качеств.
Основные техники танцевально-двигательной терапии направлены в большей степени, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, изживания в танце страхов, тревоги, агрессии, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре, а кроме того в группе. Особенностью танцевально-двигательной терапии является наличие музыки, рассматриваемая даже без связи с танцевальными движениями, только как отдельный лечебный фактор. Ритмика способствует развитию психических функций - восприятия, внимания, памяти, воображения. Собственно, поэтому танцевально-двигательная терапия часто применяется в лечебных целях.
Таким образом, необходимо отметить, что танцевально-двигательная терапия оказывает благоприятное воздействие прежде всего на эмоциональное состояние школьников: веселая музыка, высокая двигательная активность создают у детей радостное настроение, заряжают их положительной жизненной энергией, помогают преодолеть ограничения здоровья, позволяют снять мышечное напряжение, способствуют многостороннему развитию гармоничной личности детей.
В практической части этого исследования был разработан комплекс занятий с использованием современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, таких, как танцевально-двигательная терапия, которые позволят достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования. В занятиях предложены разные танцевальные упражнения, игры, адаптированные для детей этого возраста. Были использованы как индивидуальный, так и парный танец, или коллективное взаимодействие.
Главной задачей педагога-хореографа в этом процессе считается поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они смогли научиться замечать свое собственное тело, свои ощущения; а также научились обращать внимания на иных детей; кроме этого научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является особо значимым для снятия психоэмоционального напряжения, а кроме того получать удовольствие от танцев.
В ходе опытно-экспериментального исследования был разработан комплекс занятий для анализа результативности использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка, который был реализован в условиях студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан и оценен по полученным результатам.
Экспериментально доказано, что подобный комплекс занятий с использованием танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка является наиболее эффективным для формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенные занятия и выбранная методика обучения детей младшего школьного возраста с применением танцевально-двигательной терапии как основного средства дает возможность более эффективно структурировать учебный материал, делает более эффективным развитие хореографических способностей детей. А также развивает познавательные способности детей: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.
А систематическое применение различных нововведений, игр, методов использования новых технологий на занятиях дает хорошие результаты в процессе обучения и воспитания подростков, а также повышает уровень знаний, уровень развития умений и навыков по хореографии и уровень восприятия окружающего мира.
Учитывая, что все поставленные задачи решены, можно обоснованно утверждать, что главная цель исследования - достигнута.
В результате проведенного теоретического и практического исследования поставленной темы выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи исследования:
- изучены теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделены современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организована работа педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализированы и оценены полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
В результате были сделаны следующие выводы.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма развития и психотерапии появилась в сороковых годах прошлого века в Америке.
На сегодняшний день она активно распространяется по всему миру. При ее реализации используется танец и движения для интеграции эмоционального и физического состояния личности детей.
Танцевальная терапия имеет много различных подходов для реализации.
Техника танцевальной терапии нацелена, первоначально, на развитие у детей активности, телесной свободы самовыражения, выражение страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре или в группе.
Спецификой танцевальной терапии является наличие музыкальной композиции, которая при этом рассматривается даже без связи с движением как особый лечебный фактор. Ее воздействие будет наиболее эффективным, в случае если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых считается регулировка движений. Ритмика способствует развитию психических функций: восприятие, внимание, память и воображение. В частности, благодаря этому танцевальная терапия, разнообразные ее виды применяются не только лишь в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с разными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Подобную терапию также возможно использовать и для развития хореографических умений и навыков младших школьников в условиях дополнительного образования.
Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, существующая на стыке таких наук, как психотерапия и танцевальное искусство. Помимо этого, она очень тесно связана со многими иными сферами знания, к примеру: физиологией, анатомией, психофизиологией, самыми разнообразными теориями движения и танца.
Музыкальный ритм способен менять деятельность нервной системы у человека, а также вызывать действенное рефлекторное усвоение ритма, помимо этого растормаживает основные моторные центры, формирует бодрое, радостное настроение, тренирует активное внимание. Занятия с использованием танцевально-двигательной терапии позволяют упорядочивать эмпатии темпы движений, развивать и улучшать психологические процессы: внимание, память и т.д. Протекает автоматизация основных двигательных актов, снижается уровень числа ошибок; производится корректировка речевых процессов и воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха, что очень благоприятно может сказаться на развитии детей, а также поспособствовать преодолению возможных барьеров в общении, развитию понимания себя и других, снятию психологического напряжения, созданию возможностей для самовыражения.
Для детей младшего школьного возраста действенным методом в танцевально-двигательной терапии считается танцевальная игра, стимулирующая их к общению и контакту с другими и с окружающим миром. В игре дети намного быстрее и естественнее проявляют свои личные качества, которые можно скорректировать в наилучшую сторону, применяя музыкальные композиции и хореографию комплексно в танцевально-двигательной терапии. Использование методов и технологий танцевально-двигательной терапии, кроме развития музыкального слуха, выразительности танцевальных движений, ориентации в пространстве, оказывает влияние на развитие динамической стороны общения, эмпатии, сочувствия к партнеру, развитие позитивного самоощущения, что сопряжено с состоянием раскрепощенности, своей собственной значимости в детском хореографическом коллективе, развитием физических качеств.
Основные техники танцевально-двигательной терапии направлены в большей степени, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, изживания в танце страхов, тревоги, агрессии, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре, а кроме того в группе. Особенностью танцевально-двигательной терапии является наличие музыки, рассматриваемая даже без связи с танцевальными движениями, только как отдельный лечебный фактор. Ритмика способствует развитию психических функций - восприятия, внимания, памяти, воображения. Собственно, поэтому танцевально-двигательная терапия часто применяется в лечебных целях.
Таким образом, необходимо отметить, что танцевально-двигательная терапия оказывает благоприятное воздействие прежде всего на эмоциональное состояние школьников: веселая музыка, высокая двигательная активность создают у детей радостное настроение, заряжают их положительной жизненной энергией, помогают преодолеть ограничения здоровья, позволяют снять мышечное напряжение, способствуют многостороннему развитию гармоничной личности детей.
В практической части этого исследования был разработан комплекс занятий с использованием современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, таких, как танцевально-двигательная терапия, которые позволят достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования. В занятиях предложены разные танцевальные упражнения, игры, адаптированные для детей этого возраста. Были использованы как индивидуальный, так и парный танец, или коллективное взаимодействие.
Главной задачей педагога-хореографа в этом процессе считается поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они смогли научиться замечать свое собственное тело, свои ощущения; а также научились обращать внимания на иных детей; кроме этого научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является особо значимым для снятия психоэмоционального напряжения, а кроме того получать удовольствие от танцев.
В ходе опытно-экспериментального исследования был разработан комплекс занятий для анализа результативности использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка, который был реализован в условиях студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан и оценен по полученным результатам.
Экспериментально доказано, что подобный комплекс занятий с использованием танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка является наиболее эффективным для формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенные занятия и выбранная методика обучения детей младшего школьного возраста с применением танцевально-двигательной терапии как основного средства дает возможность более эффективно структурировать учебный материал, делает более эффективным развитие хореографических способностей детей. А также развивает познавательные способности детей: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.
А систематическое применение различных нововведений, игр, методов использования новых технологий на занятиях дает хорошие результаты в процессе обучения и воспитания подростков, а также повышает уровень знаний, уровень развития умений и навыков по хореографии и уровень восприятия окружающего мира.
Учитывая, что все поставленные задачи решены, можно обоснованно утверждать, что главная цель исследования - достигнута.
Подобные работы
- Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ, В ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В СТИЛЕ ХИП-ХОП
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019



