ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Сущность и особенности развития хореографических
способностей детей младшего школьного возраста 14
1.3 Современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
Танцевально-двигательная терапия 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 35
2.1. Организация работы педагога-хореографа в условиях
дополнительного образования 35
2.2. Оценка результатов реализации комплекса занятий по
развитию хореографических способностей детей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность. В современном педагогическом процессе выделяются тенденции, которые говорят о новых взглядах в вопросах единства, взаимовоздействия и взаимопроникновения разных компонентов процесса воспитания и формирования личности детей. Социальный заказ современного сообщества на воспитание нового подрастающего поколения двадцать первого века осуществляется в рамках гуманистической концепции основного и дополнительного образования, которая предусматривает наибольшее содействие развития ребенка как личности, развитию его активности в образовательной и вне образовательной деятельности [1].
Значимая роль в системе художественного воспитания будущего поколения отведена хореографии, танцевальному искусству. Танцевальное искусство как средство воспитания и развития личности детей способно сформировать благотворную почву для выявления наилучших потенциальных возможностей и способностей детей.
Одними из таких способностей являются хореографические способности.
Процесс развития любых способностей детей весьма долгий и кропотливый, в педагогической основе которого лежит принцип воспитывающего образования. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дети, осваивая новые знания, овладевая новыми умениями и навыками, в то же время могли бы формировать свое мировоззрение, приобретали наилучшие взгляды и черты своего характера.
В таком вопросе самым благоприятным является младший школьный возраст для формирования и развития образовательных и творческих способностей у детей, а образовательные основные и дополнительные учреждения, при самых эффективных, современных педагогических и технологических условиях, будут способствовать оптимизации образовательного, воспитательного, коммуникативного и социального процессов. Грамотный подход педагогов, с учетом всех особенностей данного возраста, поможет воспитать в детях такие важнейшие качества, как уважение к окружающим, правильное восприятие себя и других людей, умение правильно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь создаст предпосылки для легкого вхождения в социум, адаптации в новых условиях [2].
Проблема формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста постоянно привлекает множество научных исследователей. Ими были подробно изучены все возможности детей и были разработаны соответствующие методики обучения основам хореографии (такими специалистами, как Ваганова А.Я., Горский А.А., Мессерер А.М. и прочими).
Впрочем, данные труды очень сложны как в изучении, так и в применении их методик обучения детей младшего школьного возраста, в общей своей массе они рассчитаны на детей с уже определенным уровнем хореографической подготовки, который они получили за долгий процесс обучения и тренировок. Тогда проблема формирования и развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста была все же исследована в недостаточной степени. Имеющиеся научные исследования затрагивают только лишь отдельные ее аспекты:
- выявление особенностей детского танцевального творчества (авторов: Акишева С.В., Акбаровой Р.Т. и других);
- исследование процесса воздействия музыкального фольклора на музыкально-двигательное развитие детей (авторов: Мерзлякова С.И. и прочих);
- исследование основ ритмической пластики (автора Буренина А.И. и прочих);
- изучение силы влияния хореографии на более гармоничное развитие детей (автора Назарова А.Г. и прочих);
- изучение специфик полихудожественного подхода к освоению детьми сущности хореографии (автора Ушакова Ю.В. и прочих).
Проблематика формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, учитывая всех возрастных и психофизических специфик была изучена в таких научных исследованиях только лишь частично. Существенной трудностью в разрешении этой проблемы можно считать отсутствие целостной системы формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, малая изученность педагогических условий ее развития в процессе дополнительного обучения хореографии, несогласованность теоретико-методических подходов, а кроме того произвольность в подборе методов и форм формирования и развития хореографических способностей [3].
Степень разработанности темы исследования демонстрируется фундаментальными положениями теории в области хореографии и музыки многочисленными трудами известных педагогов, хореографов и специалистов.
В результате можно сделать вывод что исследование использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка актуально как теоретически, так и с точки зрения практического применения.
Цель исследования - изучение возможности использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства развития хореографических способностей ребенка.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделить современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организовать работу педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализировать и оценить полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
Объектом исследования является хореографические способности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс реализации танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования - студия спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан. Апробация результатов выпускной квалификационной работы была осуществлена и проанализированы в условиях экспериментальной и контрольной групп студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование современных методов развития хореографических способностей у детей, таких, как танцевально-двигательная терапия, позволит достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования.
Теоретическую основу составили научные изыскания в области музыки и хореографии ученых, педагогов, хореографов и других.
Теоретическая значимость исследования состоит в установлении наиболее эффективной методики развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования для достижения цели исследования, решения выделенных задач и проверки достижимости выделенной гипотезы составил целый комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга различных методов:
- анализ научных литературных источников по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта;
- естественный педагогический эксперимент при реализации комплекса разработанных занятий;
- наблюдение, контроль и мониторинг состояния процесса реализации опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в:
- систематизации современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста;
- разработке системы организации работы педагога-хореографа с использованием танцевально-двигательной терапии;
- разработке комплекса занятий по хореографии в студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, содержит список литературы из 40 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 73 страниц. В выпускной квалификационной работе результаты исследования отображены в 6 диаграммах и схемах, 1 таблице.
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение возможности использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства развития хореографических способностей ребенка.
В результате проведенного теоретического и практического исследования поставленной темы выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи исследования:
- изучены теоретические аспекты развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста за счет подробного исследования научно-педагогической литературы;
- выделены современные методы развития хореографических способностей детей младшего школьного возраста, в частности танцевально-двигательной терапии;
- организована работа педагога-хореографа с целью формирования хореографических способностей детей младшего школьного возраста;
- проанализированы и оценены полученные результаты реализации комплекса занятий по развитию хореографических способностей детей.
В результате были сделаны следующие выводы.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма развития и психотерапии появилась в сороковых годах прошлого века в Америке.
На сегодняшний день она активно распространяется по всему миру. При ее реализации используется танец и движения для интеграции эмоционального и физического состояния личности детей.
Танцевальная терапия имеет много различных подходов для реализации.
Техника танцевальной терапии нацелена, первоначально, на развитие у детей активности, телесной свободы самовыражения, выражение страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре или в группе.
Спецификой танцевальной терапии является наличие музыкальной композиции, которая при этом рассматривается даже без связи с движением как особый лечебный фактор. Ее воздействие будет наиболее эффективным, в случае если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых считается регулировка движений. Ритмика способствует развитию психических функций: восприятие, внимание, память и воображение. В частности, благодаря этому танцевальная терапия, разнообразные ее виды применяются не только лишь в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с разными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Подобную терапию также возможно использовать и для развития хореографических умений и навыков младших школьников в условиях дополнительного образования.
Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, существующая на стыке таких наук, как психотерапия и танцевальное искусство. Помимо этого, она очень тесно связана со многими иными сферами знания, к примеру: физиологией, анатомией, психофизиологией, самыми разнообразными теориями движения и танца.
Музыкальный ритм способен менять деятельность нервной системы у человека, а также вызывать действенное рефлекторное усвоение ритма, помимо этого растормаживает основные моторные центры, формирует бодрое, радостное настроение, тренирует активное внимание. Занятия с использованием танцевально-двигательной терапии позволяют упорядочивать эмпатии темпы движений, развивать и улучшать психологические процессы: внимание, память и т.д. Протекает автоматизация основных двигательных актов, снижается уровень числа ошибок; производится корректировка речевых процессов и воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха, что очень благоприятно может сказаться на развитии детей, а также поспособствовать преодолению возможных барьеров в общении, развитию понимания себя и других, снятию психологического напряжения, созданию возможностей для самовыражения.
Для детей младшего школьного возраста действенным методом в танцевально-двигательной терапии считается танцевальная игра, стимулирующая их к общению и контакту с другими и с окружающим миром. В игре дети намного быстрее и естественнее проявляют свои личные качества, которые можно скорректировать в наилучшую сторону, применяя музыкальные композиции и хореографию комплексно в танцевально-двигательной терапии. Использование методов и технологий танцевально-двигательной терапии, кроме развития музыкального слуха, выразительности танцевальных движений, ориентации в пространстве, оказывает влияние на развитие динамической стороны общения, эмпатии, сочувствия к партнеру, развитие позитивного самоощущения, что сопряжено с состоянием раскрепощенности, своей собственной значимости в детском хореографическом коллективе, развитием физических качеств.
Основные техники танцевально-двигательной терапии направлены в большей степени, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, изживания в танце страхов, тревоги, агрессии, раскрытие творческого самовыражения, тренирования коммуникативных функций посредством танцевального взаимодействия в паре, а кроме того в группе. Особенностью танцевально-двигательной терапии является наличие музыки, рассматриваемая даже без связи с танцевальными движениями, только как отдельный лечебный фактор. Ритмика способствует развитию психических функций - восприятия, внимания, памяти, воображения. Собственно, поэтому танцевально-двигательная терапия часто применяется в лечебных целях.
Таким образом, необходимо отметить, что танцевально-двигательная терапия оказывает благоприятное воздействие прежде всего на эмоциональное состояние школьников: веселая музыка, высокая двигательная активность создают у детей радостное настроение, заряжают их положительной жизненной энергией, помогают преодолеть ограничения здоровья, позволяют снять мышечное напряжение, способствуют многостороннему развитию гармоничной личности детей.
В практической части этого исследования был разработан комплекс занятий с использованием современных методов развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста, таких, как танцевально-двигательная терапия, которые позволят достичь более высоких результатов в педагогической деятельности педагогов- хореографов дополнительного образования. В занятиях предложены разные танцевальные упражнения, игры, адаптированные для детей этого возраста. Были использованы как индивидуальный, так и парный танец, или коллективное взаимодействие.
Главной задачей педагога-хореографа в этом процессе считается поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они смогли научиться замечать свое собственное тело, свои ощущения; а также научились обращать внимания на иных детей; кроме этого научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является особо значимым для снятия психоэмоционального напряжения, а кроме того получать удовольствие от танцев.
В ходе опытно-экспериментального исследования был разработан комплекс занятий для анализа результативности использования танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка, который был реализован в условиях студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан и оценен по полученным результатам.
Экспериментально доказано, что подобный комплекс занятий с использованием танцевально-двигательной терапии как средства развития хореографических способностей ребенка является наиболее эффективным для формирования и развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.
Проведенные занятия и выбранная методика обучения детей младшего школьного возраста с применением танцевально-двигательной терапии как основного средства дает возможность более эффективно структурировать учебный материал, делает более эффективным развитие хореографических способностей детей. А также развивает познавательные способности детей: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.
А систематическое применение различных нововведений, игр, методов использования новых технологий на занятиях дает хорошие результаты в процессе обучения и воспитания подростков, а также повышает уровень знаний, уровень развития умений и навыков по хореографии и уровень восприятия окружающего мира.
Учитывая, что все поставленные задачи решены, можно обоснованно утверждать, что главная цель исследования - достигнута.
1. Калинина, А.Ю. Хореография как средство воспитания и развития школьников [Текст] / А.Ю. Калинина //Воспитание в контексте образования и социально-педагоги. - Москва, 2017. - С. 170-189.
2. Вильхова, О.Г. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Г. Вильхова //Синергия. - Москва, 2016. - №4. - С.62-68.
3. Мозгот, В.Г. Развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста средствами междисциплинарного синтеза [Текст] / В.Г. Мозгот, Т.Н. Нестеренко, Е.А. Тупичкина //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Адыгея, 2018. - №1 (213). - С.189-196.
4. Соколова, А.В. Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации [Текст] / А.В. Соколова. - Москва, 2017. - 450 с.
5. Стариковская, И.В. Динамика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста с помощью хореографии [Текст] / И.В. Стариковская: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки. - Москва, 2016. - 380 с.
6. Зубков, А.С., Иванова Л.Ю. Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятия хореографией [Текст] А.С. Зубков //Наука-2020. - Москва, 2016. - №1 (7). - С.42-48.
7. Минеева, А. Развитие хореографических способностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Минеева, Е. Челнокова //Ответственный редактор. - Москва, 2015. - С. 219-245.
8. Ястребова, Т.А. Сущность и структура исполнительских навыков школьников в хореографии [Текст] / Т.А. Ястребова, М.Н. Юрьева //Гаудеамус. - Москва, 2016. - Т. 15. - №3. - С.890-895.
9. Дробжева, А. Воспитание танцевальной культуры у детей дошкольного и школьного возраста на уроке классического танца [Текст] / А. Дробжева, Л.В. Сидельникова //Крымский мир: культурное наследие. - Крым, 2016. - С. 253-267.
10. Меннер, А.Э. Особенности двигательной деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Э. Меннер, С.В. Шишкина //Новая наука: От идеи к результату. - Москва, 2016. - №12-2. - С. 116-118.
11. Пармузина, Ю.В. Развитие координационных способностей у детей 5-6 лет, занимающихся фитнес-аэробикой [Текст] / Ю.В. Пармузина, И.А. Кирпикова, Н.В. Пармузина //Успехи современной науки и образования. - Москва, 2016. - Т. 1. - №11. - С. 109-111.
12. Фалунина, Е.В. Развитие хореографических способностей школьников в процессе танцевальной деятельности [Текст] / Е.В. Фалунина, Л.С. Аракелян //Проблемы социально-экономического развития Сибири. - Новосибирск, 2017. - №3. - С. 170-179.
13. Павлова, Н.В. Использование ритмической гимнастики для развития двигательных способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Павлова //Научный альманах. - Москва, 2015. - №7. - С. 419-423.
14. Клемешова, Н.С. Выявление и развитие способностей детей в начальной школе. из опыта работы [Текст] / Н.С. Клемешова //Интернаука. - Москва, 2018. - Т. 36. - С. 7-21.
15. Лопаткина, В.Ю. Особенности организации обучения танцам детей 7-8 лет с учетом их физиологического развития [Текст] / В.Ю. Лопаткина //Современные проблемы инновационного развития науки. - Москва, 2016. - С. 47-49.
16. Сегеда, С.М. Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства [Текст] / С.М. Сегеда. - Москва, 2018. - 890 с.
17. Богданов, Г.Ф. Детское хореографическое творчество [Текст] / Г.Ф. Богданов: теория, методика, практика. - Москва: Directmedia, 2016. - 460 с.
18. Гладуняк, Ю.О. Хореографическое образование детей в сис-теме дополнительного образования и здоровьесберегающие технологии [Текст] / Ю.О. Гладуняк //Вестник магистратуры. - Москва, 2016. - №4-3. - С. 27¬29.
19. Сидоренко, Р.А. Влияние танцевального вида спорта на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Р.А. Сидоренко, М.В. Сафронова //Проблемы современной науки и образования. - Москва, 2019. - №2 (135). - С, 78-89.
20. Камскова, К.А. Использование танцевально-двигательной терапии в развитии координационных способностей школьников [Текст] / К.А. Камскова, Л.А. Парфенова //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - Москва, 2017. - С. 50-51.
21. Тихомирова, О.Б. Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей в условиях дополнительного образования [Текст] / О.Б. Тихомирова, Н. И. Фомина //Международный научно-исследовательский журнал. - Москва, 2017. - №11 (65) Часть 2. - С. 156-159.
22. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова: практическое пособие. - Москва: Рольф, 2018. - 272 с.
23. Макотра, И.В. Организация двигательной активности младших школьников во внеурочное время [Текст] / И.В. Макотра, М.А. Мазалова //Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения. - Москва, 2017. - С. 262-266.
24. Филиппова, И.В. Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств [Текст] / И.В. Филиппова. - Москва, 2017.
25. Михайлова, Т.С. Роль методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях [Текст] / Т.С. Михайлова //Kant. - Москва, 2017. - №4 (25). - С.134-156.
26. Фадеева, М.А. Любительский хореографический коллектив [Текст] / М.А. Фадеева: учебное пособие // «Саратовский Государственный университет им. НГ Чернышевского» Институт искусств. - Саратов, 2015. - Т. 51. - 210 с.
27. Шергина, Т.А. Специфика работы педагога-хореографа с детьми
младшего школьного возраста [Текст] / Т.А. Шергина, С.Ф. Готовцева //Современное образование: актуальные вопросы, достижения и
инновации. - Москва, 2018. - С. 182-184.
28. Власова, Н.В. Хореографическое воспитание творческой личности в учреждениях дополнительного образования: проблемы и перспективы [Текст] / Н.В. Власова //Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». - Москва, 2018. - С. 87-90.
29. Вахрушина, Н.А. Формирование исполнительских умении и навыков у обучающихся начального общего образования на занятиях по хореографии [Текст] / Н.А. Вахрушина, Л.М. Кашапова //Бизнес. Образование. Право. - Москва, 2017. - №4. - С. 347-350.
30. Леонова, О.А. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании [Текст] / О.А. Леонова. - Астана, 2019. - 450 с.
31. Стацевич, Ф.М. Специфика работы педагога-хореографа с детьми младшего школьного возраста в сфере дополнительного образования [Текст] / Ф.М. Стацевич. - Астана, 2019. - 560 с.
32. Литвинова, Е.В. Роль танцевально-двигательной терапии в организации дополнительного образования [Текст] / Е.В. Литвинова, Е.В. Павлова //Редакционные коллегии. - Москва, 2017. - С. 138-147.
33. Чурашов, А.Г. Танцевально-двигательная терапия как перспективное направление разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования [Текст] / А.Г. Чурашов, Л.А. Клыкова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2018. - №4. - С.87-93.
34. Чурашов, А.Г. Интегративная танцевально-двигательная терапия в системе дошкольного дополнительного образования [Текст] / А.Г. Чурашов. - Челябинск, 2017. - С. 423-425.
35. Быстрова, И.С. Бальные танцы как метод танцевально- двигательной терапии [Текст] / И.С. Быстрова //Евразийский научный журнал. - Москва, 2017. - №4. - С. 152-153.
36. Ермакова, М.В. Применение танцевально-двигательной терапии у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / М.В. Ермакова. - Новосибирск, 2016. - С. 354-348.
37. Каюмова, Д.Ф. Обзор танцевально-двигательной терапии. Мы танцуем с того момента как наши ноги касаются земли [Текст] / Д.Ф. Каюмова, М.В. Тимофеева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань, 2015. - №4-1. - С. 135-136.
38. Бормотов, С.В. Танцевально-двигательная терапия в системе здоровьесбережения детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Бормотов //Фундаментальная и прикладная наука. - Москва, 2017. - №2. - С. 19-21.
39. Матвеев, А.Е. Применение танцевально-двигательной терапии для повышения физического состояния [Текст] / А.Е. Матвеев //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - Москва, 2017. - №1. - С. 273-274.
40. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Ф. Коренева. - Москва, 2018. - 380 с.
41. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников [Текст] / Н.В. Корчаловская. - Ростов на Дону, 2016. - 282 с.
42. Материалы практики и работы в студии спортивных бальных танцев «S’Dance» г. Нур-Султан.