ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОРЕОГРАФИИ 7
1.1. Сущность и механизмы образного мышления 7
1.2. Образное мышление в структуре хореографических
способностей 12
1.3. Проблема воспитания танцевальной выразительности в
балетной педагогике (исторический аспект) 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА 26
2.1. Развитие образного мышления на уроках актерского
мастерства 26
2.2. Технологии развития образного мышления на уроках
классического танца 32
2.3. Методы речевого воздействия педагога в процессе освоения
танцевально-выразительных навыков 39
2.4. Сценическая практика как средство развития образного
мышления 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Именно такой вид деятельности встречается у людей творческих профессий - писателей, художников, артистов вообще и артистов балета, в частности. Высказывание: «мыслит образами», как нельзя лучше, относится к данной категории людей. Образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. В ходе мыслительных задач эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними можно находить ответы на новые задачи.
Сценическая деятельность артиста балета требует, с одной стороны, точного и свободного владения множеством сценических движений, которые используются в качестве хореографической лексики, с другой стороны, в балете нужно предоставить каждому движению определенную эмоциональную окраску, создать из комбинации отдельных движений целостное сценическое действо.
Система хореографического образования в Казахстане складывалась на протяжении восьмидесяти лет и сегодня она дает прекрасные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров. Но на наш взгляд, система обучения классического танца сконцентрирована в основном на изучении исполнительской техники, сводится к формированию профессиональных навыков, ограничивая процесс сознательного и творческого обучения, не достаточно затрагивая развитие художественного и образного мышления.
Развитие образного мышления повышает творческие способности артиста, тренирует креативность, придает неповторимость, непохожесть личности исполнителя. Обладая развитым образным мышлением, имея определенные шаблоны, человек может придумывать новое. Кроме этого, образное мышление способствует более быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления, интуиции, умению преодолевать внутренние тормоза и страхи. Это далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Особенно это важно в творческой деятельности артиста балета. Именно поэтому проблема развития образного мышления актуальна. Этим и вызван выбор темы исследования.
В исследовании мы рассмотрим образовательную программу по подготовке артиста балета и постараемся раскрыть педагогические условия развития образного мышления в процессе учебной и сценической деятельности учащихся старших классов. Именно этот период является решающим в становлении будущего артиста балета. Во-первых: старшие классы завершают образование, программа является сложной, итоговой. Во-вторых, и это главное: на этом этапе должен «родиться танец» как результат того длительного процесса, который мы называем овладением профессиональным мастерством. Поэтому важно так развивать образное мышление учащихся, чтобы максимально использовать его в процессе обучения.
Цель исследования: изучить особенности и пути развития образного мышления у учащихся старших классов хореографического училища.
Объект исследования: образное мышление как профессиональная компетентность будущего артиста балета.
Предмет исследования: развитие образного мышления учащихся старших классах хореографического училища в процессе учебной и сценической деятельности.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу;
- изучить особенности образного мышления в хореографии;
- рассмотреть развитие образного мышления учащихся старших классов хореографического училища на занятиях спецпредметов.
Процесс образного мышления, природы образа является объектом для постоянного изучения исследователей и ученых. В большинстве случаев образное мышление рассматривается с точки зрения психологических подходов.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Проблема образного мышления разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.). В ряде исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования (Л.Л. Гурова, В.М. Гордон, В.П. Зинченко, И.Б. Ительсон, Ф.Н. Лимякин и др.). Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в творческом и умственном развитии ребенка.
Однако учеными мало изучены разновидности образного мышления, условия его развития в процессе обучения хореографии. Известные мастера-педагоги - Х. Иогансон, В. Тихомиров, А. Горский, А. Ваганова, Н. Тарасов и др., в своих воспоминаниях, высказываниях и практических рекомендациях раскрывают принципы воспитания у артиста танцевальной выразительности, способности образного восприятия музыки и умения через пластику передать ее эмоциональный характер. Заслуживают внимания исследования сущности образного мышления в структуре хореографических способностей таких авторов, как: И.Н. Поклад, И.Г. Соснина, Н.Е. Высоцкая, Н.А. Ветлугина, Т. Шмырова.
Все это позволяет говорить о существовании устойчивых традиций в подходе к решению художественно-творческих задач профессионального обучения танцовщика.
В работе мы использовали теоретические и практические методы:
-изучение и анализ теоретических источников по теме исследования;
-изучение, анализ учебных программ профессионального хореографического образования;
-наблюдение за работой преподавателей;
-беседы с учащимися,
-анализ творческих работ и сценических выступлений учащихся.
Гипотеза состоит в том, что процесс развития образного мышления будет более эффективным при комплексном подходе в обучении.
База исследования: хореографическое училище им. А.В. Селезнева (Алматы, Республика Казахстан)
Практическая значимость исследования: материалы могут быть использованы в преподавании классического танца руководителями любительских хореографических коллективах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
В исследовании, изучив и проанализировав теоретические источники по теме, мы выявили, что образное мышление - это значимый компонент во всех видах человеческой деятельности. Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления.
Образное мышление - осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Как мы понимаем, эти образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. И в ходе наших мыслительных задач, эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними мы можем находить ответы на новые задачи.
Особое значение играет образное мышление в творческой деятельности артистов балета. Образное мышление является одной из необходимых хореографических способностей. Помимо индивидуальных (природных) анатомо-физических свойств и психофизиологических особенностей (телосложение, осанка, линии тела, шаг, вестибулярный аппарат, апломб, баллон и т.д.), будущий танцовщик должен быть креативным, уметь творчески мыслить, обладать художественным восприятием мира, музыки, образов, быть артистичным.
Развитие всех этих качеств начинается с первых классов и длится на протяжении всего учебного процесса. Наибольшее внимание этому уделяется в старших классах.
Мы попытались обозначить некоторые принципы моделирования учебного процесса по развитию образного мышления и выразительности у учащихся старших классов хореографического училища на занятиях по актерскому мастерству, на уроках классического танца, в ходе учебной и сценической практики.
Мы выявили, что:
1) учебный процесс должен гармонично сочетать в себе задачи, связанные с техническим совершенствованием, приобретением правильной профессиональной формы, и задачи художественно-творческого характера;
2) решение этих задач будет более результативно при комплексном подходе и принципе интегрирования дисциплин.
Артисты балета - это не танцовщицы и танцовщики, а актеры хореографического искусства. В процессе подготовки спектакля в театре, работа над созданием образа и техническое совершенствование танца проходят параллельно.
Способность к выразительности в танце мало стоит без наличия средств для ее проявления, без инструмента выразительности - профессионально воспитанного тела танцовщика и навыков технически безупречного использования современной танцевальной лексики.
Владение формой классического танца дает возможность исполнения танца без чувства напряжения. Но блестяще выполненная вариация не может называться танцем без содержания и чувства. Абсолютную законченность образа невозможно достичь без владения навыками актерского мастерства, которые позволяют артистам глубоко проникать в духовный мир героя и эмоционально насыщать его пластику.
Компетентность артиста балета, заложенная в умении играть не только пластикой внешней формы, но и в способности передачи своего внутреннего содержания, переживания на хореографический язык, является залогом успеха на пути сценического творчества.
Особенность процесса освоения двигательных навыков в различных дисциплинах педагогики состоит в том, что информация о движении, исходящая от педагога, излагается ученикам аудиовизуально, что включает в себя объяснение исполнения движения и педагогический показ.
Образно-метафорические сигналы, применяемые в учебно-педагогическом общении в процессе преподавания классического танца, активизируют психофизиологические процессы организма ученика при освоении танцевально-выразительных и координационных навыков.
Имеющиеся недостатки в исполнительском мастерстве артистов балета нацеливают педагогов на поиск совершенствования методик преподавания, пересмотра традиционных программ в плане развития способности передавать языком танца эмоциональную и образно-смысловую информацию.
Принципы построения учебных заданий и уроков в целом могут служить ориентиром в педагогической работе с правом каждого мастера творчески использовать их, формируя свой индивидуальный стиль и систему преподавания.
1. Балтабаев, М.Х. Концептуальная модель государственного регулирования социального развития культуры в Казахстане [Текст] / М.Х. Балтабаев, М.С. Арзумбетова.- Алматы, 2006. - 32 с
2. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность [Электронный ресурс] / Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 556с. - Режим доступа: URL: http://nashaucheba.ru/v11230/ (дата обращения 28.08.2018)
3. Большой психологический словарь. [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- С. 89-92
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник
для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2014. -304 с.
5. Ваганова, А.Я. Основы классического танца [Текст] / А.Я. Ваганова. - 6 изд-е. - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
6. Валукин, Е.П. Системный подход в обучении мужскому
классическому танцу [Текст] / Е.П. Валукин. - М.: ГИТИС, 1992.
7. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукекрман. - Томск, 1993.
8. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский.- М., 1965.- 325 с.
9. Высоцкая, Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета [Электронный ресурс]: Автреф. дис. .канд. психол. наук. - Режим доступа: URL: http://psihologia.biz/psihologiya 693/emotsionalnyie-osobennosti-artistov (дата обращения: 17.06.2018).
10. Высоцкая, Н.Е., Сухарева А.М. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища [Текст] / Н.Е. Высоцкая, А.М. Сухарева // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека, сб. науч. работ. - Л., 1974. - С. 143-159.
11. Галанжина, Е.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников [Текст] / Е.С. Галанжина // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курск, 2001. - 78 с.
12. Горбачев, А.А. Проблемы и перспективы культурологического образования в вузах культуры Казахстана [Текст] / А.А. Горбачев // Проблемы и перспективы молодого вуза культуры: Тезисы докладов на межрегион. научно-практической конференции.- Уральск, 2014. - С.14-15.
13. Грачева, Л.В. Воспитание чувств. Диагностика и развитие художественной одаренности. [Текст] / Л.В. Грачева. - СПб., 2012. - 112 с.
14. Громов Ю.И., Звёздочкин В.А., Каплан С.С. Мужской танец в
Петербургской балетной школе: Педагогическое наследие В.И.
Пономарёва [Текст] / Ю.И. Громов. - СПб.: СПбГУП, 2004, - 124с., 16с. ил.
15. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства [Текст]: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко. - Мозырь: УО «МГПУ», 2005. - 150 с.
16. Жабровец, М. В. Тренинг актера [Текст]: методическое пособие / М. В. Жабровец. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 40 с.
17. Жукенова, С Б Проблемы совершенствования подготовки руководителей самодеятельных хореографических коллективов в Казахстане [Текст] / С.Б. Жукенова // Сб. ст. и материалов межвузовской науч. Конференции. - Тамбов, 1990.- С. 248-251
18. Захаров, Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями
[Электронный ресурс] / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1967. - 62с. - Режим доступа: URL: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st006.shtml
(дата обращения 10.09.2018)
19. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1983. - 224с., рис., 24 л.ил.
20. Земцова, О.Н. Развиваем мышление [Текст] /О.Н. Земцова. - Азбука-Аттикус, Махаон, 2012. - 64 с.
21. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%98/iteljson-lev-borisovich/lekcii-po-obschej-psihologii/1 (дата обращения: 23.07.2018).
22. Кинг, Л. Тесты на креативность [Текст] / Л. Кинг. - СПб.: Питер, 2005, - 96 c.
23. Колтунов, М.С. Хореография Петипа в системе
хореографического образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.informio.ru/publications/id1957/Znachenie-spektaklei-
klassicheskogo-baletnogo-nasledija-v-formirovanii-budushego-artista-baleta(дата обращения: 23.07.2018).
24. Костровицкая, В.С. Классический танец. Слитные движения. Руки. Учебное пособие [Текст] /В.С. Костровицкая - СПб.: Лань. Планета Музыки, 2009. - 128с.: нот., ил.
25. Кузнецова, И.А. Профессионально значимые компетенции в
образовательном процессе подготовки артистов балета [Электронный ресурс]: Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 - Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64310(дата
обращения: 07.06.2018).
26. Кузнецова, Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т.М. Кузнецова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://any- book.ru/book/show/id/33259(дата обращения 07.06.2018)
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
28. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка-пресс, 1998.
29. Марченкова, А.И. Художественный образ в хореографическом
искусстве [Электронный ресурс]: материалы III Междунар. науч.конф. (Чита, 15-17 февраля 2013 г.). - Режим доступа: URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3357/(дата обращения: 18.07.2018).
30. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время. 2-е изд. доп. [Текст] / А.М. Мессерер. - М., Искусство, 1990. - 232 с.
31. Мессерер, А.М. Уроки классического танца [Текст] / А.М. Мессерер. - М: Искусство, 1967.
32. Методические материалы по специальности 06.04.00 Хореография / под ред. А.К. Кульбековой [Текст].- Уральск, 2010. - 81 с.
33. Немов, Р.С. Психология. [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
34. Нилов, В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика [Текст] / В.Н. Нилов.
- М., 1998. - 145 с.
35. Образное мышление [Электронный ресурс]. Режим доступа https://psi-technology.net/tov_op/imaginative_thinking.php(дата обращения 27.07.18)
36. Павлова, А. Хореография в школе [Текст] / А. Павлова. - Тамбов: БО ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - 24 с.
37. Поклад И.М. Развитие хореографических способностей детей младшего школьного возраста //Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07, институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. - К., 2006. 20c
38. Программа «Мастерство актера» для хореографических училищ. - М., 1987. - 23 с.
39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999.
- 384 с
40. Рождественская, Н.В. Художественное творчество и
эмоциональный интеллект [Текст] / Н.В. Рождественская. - Санкт- Петербург: СПбГАТИ, 2012. - С. 56-58
41. Руденко Н.Б. Воспитание артистизма на уроках классического танца (педагогический опыт XX века) [Текст] / Н.Б. Руденко. - Акад. журнал Зап.-Сиб. - № 1, 2008. С. 59-60.
42. Русанова, Е.А. Творческое мышление в структуре хореографических способностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://docplayer.ru/72544405-2015 (дата обращения 22.07.18)
43. Светлова, И.Е. Развиваем образное мышление [Текст] /И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
44. Секреты актерского мастерства [Электронный ресурс]. =
Режим доступа: URL: -http://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoe-
masterstvo/sekrety-akterskogo-masterstva/ (дата обращения 15.11.2018)
45. Система Станиславского. Актерское мастерство для танцора [Электронный ресурс]: http://www.danceinclouds.ru/akterskoe-masterstvo- dlya-tantsora(дата обращения 15.11.2018)
46. Словарь [Текст] / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
47. Соковикова, Н.В. Введение в психологию балета [Текст] / Н.В. Соковикова. - Новосибирск, 2006. - С.27.
48. Соснина, И.Г. Специальные способности артистов балета / Автореф. дисе. канд. психол. наук [Электронный ресурс]. URL: http://dissland.com/catalog/spetsialnie_sposobnosti_artista_baleta_priroda_struktura_diagnostika.html (дата обращения: 02.07.2018).
49. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
50. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства [Текст] / Н.И. Тарасов. - М.: Искусство, 1981. - 479 с.
51. Холфина, С. Вспоминая мастеров московского балета.
[Текст] / С. Холфина. - М.: Искусство. - 1990. - 245 с.
52. Шмырова, Т. Развивая образное мышление [Текст] / Т. Шмырова // Балет.- № 2/51. - 1990 - М.: Известия. - С.12-14