РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОРЕОГРАФИИ 7
1.1. Сущность и механизмы образного мышления 7
1.2. Образное мышление в структуре хореографических
способностей 12
1.3. Проблема воспитания танцевальной выразительности в
балетной педагогике (исторический аспект) 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА 26
2.1. Развитие образного мышления на уроках актерского
мастерства 26
2.2. Технологии развития образного мышления на уроках
классического танца 32
2.3. Методы речевого воздействия педагога в процессе освоения
танцевально-выразительных навыков 39
2.4. Сценическая практика как средство развития образного
мышления 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОРЕОГРАФИИ 7
1.1. Сущность и механизмы образного мышления 7
1.2. Образное мышление в структуре хореографических
способностей 12
1.3. Проблема воспитания танцевальной выразительности в
балетной педагогике (исторический аспект) 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА 26
2.1. Развитие образного мышления на уроках актерского
мастерства 26
2.2. Технологии развития образного мышления на уроках
классического танца 32
2.3. Методы речевого воздействия педагога в процессе освоения
танцевально-выразительных навыков 39
2.4. Сценическая практика как средство развития образного
мышления 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Именно такой вид деятельности встречается у людей творческих профессий - писателей, художников, артистов вообще и артистов балета, в частности. Высказывание: «мыслит образами», как нельзя лучше, относится к данной категории людей. Образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. В ходе мыслительных задач эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними можно находить ответы на новые задачи.
Сценическая деятельность артиста балета требует, с одной стороны, точного и свободного владения множеством сценических движений, которые используются в качестве хореографической лексики, с другой стороны, в балете нужно предоставить каждому движению определенную эмоциональную окраску, создать из комбинации отдельных движений целостное сценическое действо.
Система хореографического образования в Казахстане складывалась на протяжении восьмидесяти лет и сегодня она дает прекрасные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров. Но на наш взгляд, система обучения классического танца сконцентрирована в основном на изучении исполнительской техники, сводится к формированию профессиональных навыков, ограничивая процесс сознательного и творческого обучения, не достаточно затрагивая развитие художественного и образного мышления.
Развитие образного мышления повышает творческие способности артиста, тренирует креативность, придает неповторимость, непохожесть личности исполнителя. Обладая развитым образным мышлением, имея определенные шаблоны, человек может придумывать новое. Кроме этого, образное мышление способствует более быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления, интуиции, умению преодолевать внутренние тормоза и страхи. Это далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Особенно это важно в творческой деятельности артиста балета. Именно поэтому проблема развития образного мышления актуальна. Этим и вызван выбор темы исследования.
В исследовании мы рассмотрим образовательную программу по подготовке артиста балета и постараемся раскрыть педагогические условия развития образного мышления в процессе учебной и сценической деятельности учащихся старших классов. Именно этот период является решающим в становлении будущего артиста балета. Во-первых: старшие классы завершают образование, программа является сложной, итоговой. Во-вторых, и это главное: на этом этапе должен «родиться танец» как результат того длительного процесса, который мы называем овладением профессиональным мастерством. Поэтому важно так развивать образное мышление учащихся, чтобы максимально использовать его в процессе обучения.
Цель исследования: изучить особенности и пути развития образного мышления у учащихся старших классов хореографического училища.
Объект исследования: образное мышление как профессиональная компетентность будущего артиста балета.
Предмет исследования: развитие образного мышления учащихся старших классах хореографического училища в процессе учебной и сценической деятельности.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу;
- изучить особенности образного мышления в хореографии;
- рассмотреть развитие образного мышления учащихся старших классов хореографического училища на занятиях спецпредметов.
Процесс образного мышления, природы образа является объектом для постоянного изучения исследователей и ученых. В большинстве случаев образное мышление рассматривается с точки зрения психологических подходов.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Проблема образного мышления разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.). В ряде исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования (Л.Л. Гурова, В.М. Гордон, В.П. Зинченко, И.Б. Ительсон, Ф.Н. Лимякин и др.). Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в творческом и умственном развитии ребенка.
Однако учеными мало изучены разновидности образного мышления, условия его развития в процессе обучения хореографии. Известные мастера-педагоги - Х. Иогансон, В. Тихомиров, А. Горский, А. Ваганова, Н. Тарасов и др., в своих воспоминаниях, высказываниях и практических рекомендациях раскрывают принципы воспитания у артиста танцевальной выразительности, способности образного восприятия музыки и умения через пластику передать ее эмоциональный характер. Заслуживают внимания исследования сущности образного мышления в структуре хореографических способностей таких авторов, как: И.Н. Поклад, И.Г. Соснина, Н.Е. Высоцкая, Н.А. Ветлугина, Т. Шмырова.
Все это позволяет говорить о существовании устойчивых традиций в подходе к решению художественно-творческих задач профессионального обучения танцовщика.
В работе мы использовали теоретические и практические методы:
-изучение и анализ теоретических источников по теме исследования;
-изучение, анализ учебных программ профессионального хореографического образования;
-наблюдение за работой преподавателей;
-беседы с учащимися,
-анализ творческих работ и сценических выступлений учащихся.
Гипотеза состоит в том, что процесс развития образного мышления будет более эффективным при комплексном подходе в обучении.
База исследования: хореографическое училище им. А.В. Селезнева (Алматы, Республика Казахстан)
Практическая значимость исследования: материалы могут быть использованы в преподавании классического танца руководителями любительских хореографических коллективах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Сценическая деятельность артиста балета требует, с одной стороны, точного и свободного владения множеством сценических движений, которые используются в качестве хореографической лексики, с другой стороны, в балете нужно предоставить каждому движению определенную эмоциональную окраску, создать из комбинации отдельных движений целостное сценическое действо.
Система хореографического образования в Казахстане складывалась на протяжении восьмидесяти лет и сегодня она дает прекрасные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров. Но на наш взгляд, система обучения классического танца сконцентрирована в основном на изучении исполнительской техники, сводится к формированию профессиональных навыков, ограничивая процесс сознательного и творческого обучения, не достаточно затрагивая развитие художественного и образного мышления.
Развитие образного мышления повышает творческие способности артиста, тренирует креативность, придает неповторимость, непохожесть личности исполнителя. Обладая развитым образным мышлением, имея определенные шаблоны, человек может придумывать новое. Кроме этого, образное мышление способствует более быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления, интуиции, умению преодолевать внутренние тормоза и страхи. Это далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Особенно это важно в творческой деятельности артиста балета. Именно поэтому проблема развития образного мышления актуальна. Этим и вызван выбор темы исследования.
В исследовании мы рассмотрим образовательную программу по подготовке артиста балета и постараемся раскрыть педагогические условия развития образного мышления в процессе учебной и сценической деятельности учащихся старших классов. Именно этот период является решающим в становлении будущего артиста балета. Во-первых: старшие классы завершают образование, программа является сложной, итоговой. Во-вторых, и это главное: на этом этапе должен «родиться танец» как результат того длительного процесса, который мы называем овладением профессиональным мастерством. Поэтому важно так развивать образное мышление учащихся, чтобы максимально использовать его в процессе обучения.
Цель исследования: изучить особенности и пути развития образного мышления у учащихся старших классов хореографического училища.
Объект исследования: образное мышление как профессиональная компетентность будущего артиста балета.
Предмет исследования: развитие образного мышления учащихся старших классах хореографического училища в процессе учебной и сценической деятельности.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу;
- изучить особенности образного мышления в хореографии;
- рассмотреть развитие образного мышления учащихся старших классов хореографического училища на занятиях спецпредметов.
Процесс образного мышления, природы образа является объектом для постоянного изучения исследователей и ученых. В большинстве случаев образное мышление рассматривается с точки зрения психологических подходов.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Проблема образного мышления разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.). В ряде исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования (Л.Л. Гурова, В.М. Гордон, В.П. Зинченко, И.Б. Ительсон, Ф.Н. Лимякин и др.). Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в творческом и умственном развитии ребенка.
Однако учеными мало изучены разновидности образного мышления, условия его развития в процессе обучения хореографии. Известные мастера-педагоги - Х. Иогансон, В. Тихомиров, А. Горский, А. Ваганова, Н. Тарасов и др., в своих воспоминаниях, высказываниях и практических рекомендациях раскрывают принципы воспитания у артиста танцевальной выразительности, способности образного восприятия музыки и умения через пластику передать ее эмоциональный характер. Заслуживают внимания исследования сущности образного мышления в структуре хореографических способностей таких авторов, как: И.Н. Поклад, И.Г. Соснина, Н.Е. Высоцкая, Н.А. Ветлугина, Т. Шмырова.
Все это позволяет говорить о существовании устойчивых традиций в подходе к решению художественно-творческих задач профессионального обучения танцовщика.
В работе мы использовали теоретические и практические методы:
-изучение и анализ теоретических источников по теме исследования;
-изучение, анализ учебных программ профессионального хореографического образования;
-наблюдение за работой преподавателей;
-беседы с учащимися,
-анализ творческих работ и сценических выступлений учащихся.
Гипотеза состоит в том, что процесс развития образного мышления будет более эффективным при комплексном подходе в обучении.
База исследования: хореографическое училище им. А.В. Селезнева (Алматы, Республика Казахстан)
Практическая значимость исследования: материалы могут быть использованы в преподавании классического танца руководителями любительских хореографических коллективах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
В исследовании, изучив и проанализировав теоретические источники по теме, мы выявили, что образное мышление - это значимый компонент во всех видах человеческой деятельности. Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления.
Образное мышление - осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Как мы понимаем, эти образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. И в ходе наших мыслительных задач, эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними мы можем находить ответы на новые задачи.
Особое значение играет образное мышление в творческой деятельности артистов балета. Образное мышление является одной из необходимых хореографических способностей. Помимо индивидуальных (природных) анатомо-физических свойств и психофизиологических особенностей (телосложение, осанка, линии тела, шаг, вестибулярный аппарат, апломб, баллон и т.д.), будущий танцовщик должен быть креативным, уметь творчески мыслить, обладать художественным восприятием мира, музыки, образов, быть артистичным.
Развитие всех этих качеств начинается с первых классов и длится на протяжении всего учебного процесса. Наибольшее внимание этому уделяется в старших классах.
Мы попытались обозначить некоторые принципы моделирования учебного процесса по развитию образного мышления и выразительности у учащихся старших классов хореографического училища на занятиях по актерскому мастерству, на уроках классического танца, в ходе учебной и сценической практики.
Мы выявили, что:
1) учебный процесс должен гармонично сочетать в себе задачи, связанные с техническим совершенствованием, приобретением правильной профессиональной формы, и задачи художественно-творческого характера;
2) решение этих задач будет более результативно при комплексном подходе и принципе интегрирования дисциплин.
Артисты балета - это не танцовщицы и танцовщики, а актеры хореографического искусства. В процессе подготовки спектакля в театре, работа над созданием образа и техническое совершенствование танца проходят параллельно.
Способность к выразительности в танце мало стоит без наличия средств для ее проявления, без инструмента выразительности - профессионально воспитанного тела танцовщика и навыков технически безупречного использования современной танцевальной лексики.
Владение формой классического танца дает возможность исполнения танца без чувства напряжения. Но блестяще выполненная вариация не может называться танцем без содержания и чувства. Абсолютную законченность образа невозможно достичь без владения навыками актерского мастерства, которые позволяют артистам глубоко проникать в духовный мир героя и эмоционально насыщать его пластику.
Компетентность артиста балета, заложенная в умении играть не только пластикой внешней формы, но и в способности передачи своего внутреннего содержания, переживания на хореографический язык, является залогом успеха на пути сценического творчества.
Особенность процесса освоения двигательных навыков в различных дисциплинах педагогики состоит в том, что информация о движении, исходящая от педагога, излагается ученикам аудиовизуально, что включает в себя объяснение исполнения движения и педагогический показ.
Образно-метафорические сигналы, применяемые в учебно-педагогическом общении в процессе преподавания классического танца, активизируют психофизиологические процессы организма ученика при освоении танцевально-выразительных и координационных навыков.
Имеющиеся недостатки в исполнительском мастерстве артистов балета нацеливают педагогов на поиск совершенствования методик преподавания, пересмотра традиционных программ в плане развития способности передавать языком танца эмоциональную и образно-смысловую информацию.
Принципы построения учебных заданий и уроков в целом могут служить ориентиром в педагогической работе с правом каждого мастера творчески использовать их, формируя свой индивидуальный стиль и систему преподавания.
Образное мышление - осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Как мы понимаем, эти образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. И в ходе наших мыслительных задач, эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними мы можем находить ответы на новые задачи.
Особое значение играет образное мышление в творческой деятельности артистов балета. Образное мышление является одной из необходимых хореографических способностей. Помимо индивидуальных (природных) анатомо-физических свойств и психофизиологических особенностей (телосложение, осанка, линии тела, шаг, вестибулярный аппарат, апломб, баллон и т.д.), будущий танцовщик должен быть креативным, уметь творчески мыслить, обладать художественным восприятием мира, музыки, образов, быть артистичным.
Развитие всех этих качеств начинается с первых классов и длится на протяжении всего учебного процесса. Наибольшее внимание этому уделяется в старших классах.
Мы попытались обозначить некоторые принципы моделирования учебного процесса по развитию образного мышления и выразительности у учащихся старших классов хореографического училища на занятиях по актерскому мастерству, на уроках классического танца, в ходе учебной и сценической практики.
Мы выявили, что:
1) учебный процесс должен гармонично сочетать в себе задачи, связанные с техническим совершенствованием, приобретением правильной профессиональной формы, и задачи художественно-творческого характера;
2) решение этих задач будет более результативно при комплексном подходе и принципе интегрирования дисциплин.
Артисты балета - это не танцовщицы и танцовщики, а актеры хореографического искусства. В процессе подготовки спектакля в театре, работа над созданием образа и техническое совершенствование танца проходят параллельно.
Способность к выразительности в танце мало стоит без наличия средств для ее проявления, без инструмента выразительности - профессионально воспитанного тела танцовщика и навыков технически безупречного использования современной танцевальной лексики.
Владение формой классического танца дает возможность исполнения танца без чувства напряжения. Но блестяще выполненная вариация не может называться танцем без содержания и чувства. Абсолютную законченность образа невозможно достичь без владения навыками актерского мастерства, которые позволяют артистам глубоко проникать в духовный мир героя и эмоционально насыщать его пластику.
Компетентность артиста балета, заложенная в умении играть не только пластикой внешней формы, но и в способности передачи своего внутреннего содержания, переживания на хореографический язык, является залогом успеха на пути сценического творчества.
Особенность процесса освоения двигательных навыков в различных дисциплинах педагогики состоит в том, что информация о движении, исходящая от педагога, излагается ученикам аудиовизуально, что включает в себя объяснение исполнения движения и педагогический показ.
Образно-метафорические сигналы, применяемые в учебно-педагогическом общении в процессе преподавания классического танца, активизируют психофизиологические процессы организма ученика при освоении танцевально-выразительных и координационных навыков.
Имеющиеся недостатки в исполнительском мастерстве артистов балета нацеливают педагогов на поиск совершенствования методик преподавания, пересмотра традиционных программ в плане развития способности передавать языком танца эмоциональную и образно-смысловую информацию.
Принципы построения учебных заданий и уроков в целом могут служить ориентиром в педагогической работе с правом каждого мастера творчески использовать их, формируя свой индивидуальный стиль и систему преподавания.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



