Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»

Работа №81315

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Философско - эстетические основы мировоззрения позднего периода творчества Л.Н. Толстого на примере повести «Крейцерова соната» 15
1.1. Концепт любви в повести «Крейцерова соната» 15
1.2. Концепты семьи и брака 26
1.3. Концепт целомудрия как идеал нравственности 32
Выводы по первой главе 37
Глава II. Художественные функции образов и мотивов, связанных с нравственной проблематикой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» 38
2.1. Василий Позднышев как alter ego Л.Н. Толстого. Мотивы ревности,
инфернальной силы музыки, измены 38
2.2. Образы попутчиков 44
2.3. Образ автора в соотношении с образом Позднышева 50
2.4. Образ Позднышева в соотношении с образом вагона 51
2.5. Образ жены Позднышева как образ судьбы русской женщины 53
2.6. Влияние структуры художественного образа на композицию и хронотоп
Выводы по второй главе 59
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение

В мировой литературе есть темы, которые не исчерпывают себя ни через сотни, ни через тысячи лет. И, наверное, одной из самых полемичных является тема нравственности. Казалось бы, непоколебимая константа, нравственность, а, вернее, её понимание с веками видоизменяется. Целый блок компонентов, входящих в это понятие переосмысливается в разные периоды истории. Тема нравственности, так или иначе, затрагивается почти во всех классических произведениях, в каждом из которых это понятие зачастую осмысливается авторами по-разному.
Для творчества Льва Николаевича Толстого тема нравственности всегда являлась одной из ключевых. Отражение именно её основных аспектов во многом составляет основу философской концепции великого писателя, которая с годами, вторя духовному кризису классика, развивалась и всё более неоднозначно воспринималась современниками. Поздние произведения Льва Николаевича интересны тем, что на фоне духовного кризиса писателя, начавшегося в 70-х годах и продолжавшегося до конца его дней, философские взгляды Толстого начинают видоизменяться. В произведениях этого периода («Живой труп» «Крейцерова соната», «Дьявол», «Воскресение «и т.д.) сами герои классика переживают состояние духовного надлома. Сквозными становятся мотивы ухода, болезненного разрушения прежних ценностей и аппарата нравственности, переосмысления пройденного пути. Темы, волнующие Толстого в это время автобиографичны - это проблемы семьи, брака, любви и телесных отношений
Произведения, написанные в 80-х годах, отличаются выдвижением на передний план тем конфликта социальной среды и личности. Великий классик раскрывает эти противоречия в соответствии со своим методом - «беспощадностью правды» - рисуя мучительную душевную борьбу своих героев. Они не являются яркими индивидуальными характерами, а, скорее, обобщают образы обычного человека. Иван Ильич Головин из «Смерти Ивана Ильича» 1886 года, Позднышев из исследуемой нами «Крейцеровой сонаты», Нехлюдов из «Воскресенья» 1886 года - обыкновенные люди. Такого обычного человека Толстой ставит в условия драматической ситуации, внешне случайной - Иван Ильич преждевременно умирает от рака из-за случайного ушиба, даже убийство Позднышевым его жены внешне выглядит как случайность, жизнь Нехлюдова кардинально меняется после случайной встречи в суде с Масловой. Именно исключительное положение позволяет героям переосмыслить свою жизнь. [4]
Драма «Власть тьмы» (1886) невероятно остро отразила деструктивное влияние на индивидуальное и общественное сознание стихии пола, семейных и родственных привязанностей, не обременённых нравственными и религиозными понятиями. О противостоянии индивидуального и общественного Толстой рассуждает в «Хаджи-Мурате» (1896 - 1904) и «Воскресении» (1889 - 1899) В новом для Толстого сочетании эпической широты и необычайной концентрированности изображения воплотилось особое видение кризисной исторической ситуации. Сложившаяся государственная организация жизни противостоит, с точки зрения автора, не столько сознательному стремлению человека к истине, сколько интуитивно ощущаемому природному родству и равенству людей, свободе их воли и даже самому праву человека на жизнь. [2]
Религиозный дидактизм Толстого проявился в произведениях последних лет: «В чем моя вера?» (1882 - 1886), «Исследование догматического богословия» (1881) и т.д. Например, в «Исповеди» великий классик педалирует тему разобщённости с православной традицией. Таким образом, религиозно-нравственные и философские терзания занимали сознание Льва Николаевича Толстого в поздний период его творчества.
Громом среди ясного неба, за которым последовал целый шквал критики в адрес великого писателя, стала его провокационная и неоднозначная повесть «Крейцерова соната», написанная в 1889 году. В ней Толстой выступает с критикой понимания нравственности в современную ему эпоху и представляет свою концепцию взаимоотношений мужчины и женщины, полового воспитания и семьи. Точка зрения классика была настолько радикальной, что даже писатели, уважавшие и любившие Толстого, такие как Лесков, например, не могли согласиться с правилами суровой аскетической морали, выдвигаемые в этом произведении. Лесков писал: «Во всем подлегая величию ума Л.Н., я не могу принять их взгляда на отношения полов, как несогласное с требованием природы и задачею человечества - совершенствоваться в целой цепи поколений» [8].
Создание повести «Крейцерова соната» началось в октябре 1887 года. Произведение несколько раз перерабатывалось Толстым, но уже в восьмой редакции, когда правка текста ещё не была завершена, «Крейцерова соната» начала распространяться в списках и размножаться на гектографе. В полном собрании сочинений Л.Н. Толстого опубликован автокомментарий к произведению - «Послесловие к “Крейцеровой сонате”».
Название произведения неслучайно - в нём фигурирует соната Л. Бетховена для скрипки и фортепиано А - dur, op. 47 № 9 (1802 - 1803), посвящённая австрийскому скрипачу Рудольфу Крейцеру. Биографы писателя считают, что именно эмоциональное восприятие сонаты стало для Толстого причиной написания произведения. Более того, классик выступил с идеей различных видов творческой рефлексии сонаты Бетховена, чтобы другие деятели искусства показали свои видение музыкального произведения и переживаний, которые она вызвала.
Полемическая проблематика повести, неординарный и крайне радикальный взгляд на решение общественных проблем, а также шокирующий сюжет стали причиной обширных дискуссий вокруг «Крейцеровой сонаты».
Мнение критиков о «Крейцеровой сонате» разнились. В.П. Буренин, придерживавшийся радикально - демократических позиций, защищал повесть Толстого. Говорил о пустых нападках либералов на повесть; о том, что они её неверно толкуют, считая, что «семейная драма Позднышева представляет собой исключительное явление, это «драма специального развратника», поэтому важного значения она не имеет» [23]. Буренин говорил: «...дает правдивый и точный анализ такого явления, которое слишком обыденно, что он рисует картины нравов и отношений слишком известных и знакомых, слишком укоренившихся в обществе и отнюдь не выдающихся, а самых заурядных». Против Толстого выступали профессор Гусев, архиепископ Никанор, а также критик, скрывавшийся за инициалами А.Л., считавший последнюю повесть Толстого «умоисступлением», а Позднышева - «реформатором-самодуром», «нравственным уродом» и «паршивой овцой» в стаде. И, надо сказать, в этом вопросе противников у Льва Николаевича было гораздо больше, чем сторонников.
Такой интерес к повести был обусловлен в частности и историей распространения произведения, так как «Крейцерова соната» впервые была официально напечатана в 13 томе собраний сочинений Толстого лишь после того, как жена писателя Софья Андреевна лично поговорила с Александром III. До тех пор издание повести было запрещено для печати и в журналах и отдельным изданием, но, несмотря на это, интерес к «Крейцеровой сонате» был очень силён, поэтому она сразу стала распространяться в списках.
Данную краткую сводку о том, как общество восприняло произведение, мы привели для того, чтобы показать насколько задели общественность темы, поднятые в произведении. Интересно, что критические отзывы начали печататься в журналах ещё до выхода в свет самой повести.
Какие же мысли классика вызвали столь бурную реакцию общественности?
Немаловажным для осмысления данного произведения является факт автокомментирования - Толстой в своём «Послесловии к «Крейцеровой сонате»» очень подробно и упорядоченно излагает свои идеи, заключённые в художественной ткани повести. Мы изложим их вкратце для ознакомления:
1) Лев Николаевич осуждает половое общение вне брака, а особенно поощрение этого полового общения в среде молодых мужчин. «Доказательство же того, что воздержание возможно и менее опасно и вредно для здоровья, чем невоздержание, всякий мужчина найдет вокруг себя сотни» [20, с. 211].
2) «Любовное общение», по мнению классика, приобрело в обществе характер опоэтизированного наслаждения, что привело к росту числа измен. Толстой предлагает воспитывать молодых людей так, «.чтобы они и до и после женитьбы не смотрели на влюбление и связанную с ним плотскую любовь как на поэтическое и возвышенное состояние, как на это смотрят теперь, а как на унизительное для человека животное состояние, и чтобы нарушение обещания верности, даваемого в браке, казнилось бы общественным мнением по крайней мере так же, как казнятся им нарушения денежных обязательств и торговые обманы, а не воспевалось бы, как это делается теперь, в романах, стихах, песнях, операх и т. д.» [20, с. 211].
3) Препоной для семейных отношений стали дети, вследствие чего в медицинской среде стало распространяться применение средств, лишающих женщину детородной функции, что, по мнению Льва Николаевича, неверно. Его ужасают половые отношения во время беременности и кормления, потому что это приводит к духовному и физическому истощению женщины. Вывод, к которому приходит Толстой: «Надо понять, что воздержание, составляющее необходимое условие человеческого достоинства при безбрачном состоянии, еще более обязательно в браке» [20, с. 212].
4) Лев Николаевич утверждает, что в светском обществе детей воспитывают как животных: «Главная забота родителей состоит не в том, чтобы приготовить их к достойной человека деятельности, а в том (в чем поддерживаются родители ложной наукой, называемой медициной), чтобы как можно лучше напитать их, увеличить их рост, сделать их чистыми, белыми, сытыми, красивыми» [20, с. 213]. Толстой предлагает не акцентировать внимание на физической форме детей, а заняться их нравственным воспитанием.
5) Классик порицает моду за продвижение разврата в массы посредством откровенных нарядов для женщин, говоря о том, что любовная связь не просто не стимулирует человека к достижению его великой цели (служение отечеству, Богу, искусству и т.д.), а затрудняет этот и без того тернистый путь.
Далее Лев Николаевич в своём комментарии рассуждает о том, как же жить в соответствии с выведенными им морально-нравственными правилами. Отдельное место в его тексте занимает тема целомудрия. Классик говорил о полном целомудрии как об идеале своего времени. 10 мая 1910 г. он записал в дневнике: «Признание брака чем-то священным есть отречение от идеала. Христианское посвящение, если допустить религиозный акт посвящения, может быть только одно: посвящение себя полному целомудрию, а никак не разрешенному половому общению, и обет может быть не верности супругов, а для обоих только один: целомудрия, включающего в себя верность одному» [18].
Необходимо понимать взгляд Толстого на то, что такое христианский идеал. Для классика «идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему, есть отречение от себя для служения Богу; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие служению Богу и людям. А потому с христианской точки зрения - падение, грех» [20, с. 220], «идеал добра, достигаемый воздержанием и чистотою». В «Новом Евангелии», «Воскресении» и в «Крейцеровой сонате» и «Послесловии» к ней Толстой иллюстрирует вышеуказанные понятия. На вопрос: «А как же род человеческий?», классик говорил о необходимости стремления к идеалу.
В своей повести Лев Николаевич показывает губительность нравственных принципов своего времени, «животной» любви, страсти, разъедающей человеческую душу и разум, которая ведёт к ужасным последствиям. «Крейцерова соната» глубоко автобиографична - это исповедь, прежде всего, самого Толстого. Его главный герой - Василий Позднышев является резонёром. Он рефлексирует, высказывает неоднозначные мысли, фактически исповедуясь перед своими случайными попутчиками, представляющими разные стороны общественного мышления. Его монолог - это личный пример того, как губительна оказалась мораль современности. Позднышев через собственный опыт разочаровывается в общественных устоях, методично излагая свою философскую концепцию.
В повести «Крейцерова соната» рассматривается целый пласт этико-философских проблем, так или иначе связанных с нравственностью и реализованных в структуре художественных образов, и именно нравственность, как одна из ключевых позиций смысловой составляющей текста, даёт нам возможность утверждать актуальность данного произведения и темы нашей работы.
Лев Николаевич Толстой с присущим ему дидактизмом выписывает свою точку зрения на такой спорный вопрос, как нравственность, возможно, повергая некоторых читателей в шок своими довольно резкими суждениями, делающими его произведение и по сей день полемичным, а, следовательно, интересным современному читателю.
Толстого не зря считают великим классиком русской литературы, чей талант признаётся по всему миру. Асмус В.Ф., Скафтымов А.П., Фортунатов Н.М., Купреянова Е.Н., Опульская Л. Д., Николаева Е.В., Чичерин А.В., Бочаров С.Г., Бурсов Б.И., Эйхенбаум Б.М. и многие другие исследователи XX века; Басинский П.В., Николаева Е.В., Николюкин А.Н.. и другие исследователи XXI века занимались изучением литературного наследия Льва Николаевича.
Стоит отметить, что о «Крейцеровой сонате» написано не так много, и специфика имеющихся исследований сводится к анализу интермедиальной составляющей повести: «Интермедиальная специфика повести Л.Н. Толстого “Крейцерова соната”» Петрова С.А.; «Особенности вербальной репрезентации феномена «Музыка» в художественном дискурсе Л.Н. Толстого (на материале произведения “Крейцерова Соната”)» Фомина З.Е., Коробко Л.В. и др.. Однако, есть и исследования, связанные с выявлением семантической составляющей отдельных понятий, используемых в повести: «”Гнев ревности” в произведении Л.Н. Толстого «Крейцерова Соната»: к характеру ритма прозаического текста» Реброва И.Н. и др.. Таким образом наше исследование является одним из немногих, рассматривающих структуру художественного образа через нравственную концептосферу произведения.
Целью работы является исследование структуры художественных образов в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната».
Для осуществления данной темы нам потребуется решить следующие задачи:
• Выявить мотивы образов, связанных с нравственной проблематикой;
• Определить философско-эстетическую семантику в структуре образов;
• Определить функции выявленных мотивов в повести;
• Рассмотреть влияние структуры художественного образа на композицию произведения;
• Разработать методические рекомендации по изучению «Крейцеровой сонаты» в школе.
Объект исследования: повесть Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната».
Предмет исследования: структура художественных образов повести.
10
Основные методы исследования - иторико-типологичский и структурно-типологический.
Прежде, чем приступить к изучению структуры художественного образа повести «Крейцерова соната», следует остановить своё внимание на двух моментах: глобальной проблеме, рассматриваемой Толстым в частностях нравственных концептов, и на самом понятии термина «концепт».
Лев Николаевич в своей повести рассматривает глобальную проблему счастья человека, которой посвящено не одно его произведение. Толстой утверждал, что счастье - «ненарушение связи нашей с природой, труд физический, любимый и свободный, семья, здоровое и свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мир» [10]. Реализация всего вышеперечисленного возможна, по мнению классика, в том случае, если человек следует учению Христа. Возникает понятие «концептосфера счастья». Итак, в начале, определим понятие концепта.
Мы будем пользоваться определением Д. С. Лихачёва, выведенным в его статье «Концептосфера русского языка». Лихачёв в толковании данного термина опирается на С. А. Аскольдова-Алексеева, однако наделяет концепт более расширенным определением: «Концепт существует и для самого слова, а, во-первых, для каждого основного (словарного) значения слова отдельно и, во- вторых, предлагаю считать концепт своего рода «алгебраическим» выражением значения («алгебраическим обозначением»), которым мы оперируем в своей письменной и устной речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его» [1]. Под концептосферой Дмитрий Сергеевич понимает совокупность концептов. В нашем исследовании мы будем изучать концептосферу нравственности, обозначенную в отдельных концептах, таких, как «любовь», «семья», «брак», «целомудрие». Важно, что концепт, в зависимости от социокультурной обстановки и «культурной индивидуальности концептоносителия [6]», может менять свою семантическую наполненность.
Следовательно, рассматривая повесть «Крейцерова соната», мы будем опираться на концептосферу Л. Н. Толстого.
Ещё одним важным моментом нашей работы является терминологический пласт. В своей работе мы используем такие понятия, как «мотив», «образ», «тема», «константа» и «универсалия».
А.Н. Веселовский в своей «Поэтике сюжетов» выводит термин «мотив» следующим образом: он называет его «простейшей повествовательной единицей», неразложимой частью сюжета, являющейся семантически целостной. В.Я. Пропп видит мотив немного иначе. Он обращается к инвариантной модели мотива, которая напрямую связывается им с функцией действующего лица, выводя 31 функцию действующих лиц и 7 типов персонажей. Таким образом, в собственном определении термина «мотив», мы компилируем два данных подхода: мотив - это абстрактная единица сюжета, являющаяся выражением определённой темы и реализующаяся в конкретных образах, но семантически распадающаяся при воспроизведении каждого образа, в зависимости от его идейного начала.
«Тема» в нашем понимании - это «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания» [18].
Трактовку понятия «образ» мы берём из словаря терминологии тартуско- московской семиотической школы: «Образом в словесном тексте будем именовать конструкцию, которая несет образную информацию сверх собственного (функционального) значения - т. е. значения, которая эта конструкция может нести и вне данного текста. Образ может быть единицей словесно-образного ряда, как слово - единицей словесного ряда (например, образ-троп, образ-описание) - такие образы будем именовать первоначальными. Образ может быть и структурой, производной от словесно- образного ряда, как логическое заключение в тексте - структура, производная от словесного ряда (напр., образ-персонаж - отнесем его к классу производных образов) [15]». Образы, которые мы будет рассматривать, можно считать производными.
Термин «константа» мы берём в трактовке Степанова Ю.С. из его книги «Константы. Словарь русской культуры»: «Константа - константа в культуре - это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время» [16].
В определении понятия универсалии мы опираемся на А.А. Фаустова, который предложил программу их изучения: «Литературные феномены по свей природе - образования «гибридные» и литературные универсалии необходимо искать не среди мотивов и ключевых слов, а там, где они включаются в некие относительно устойчивые констелляции», следовательно, «универсалии пребывают между сферой слов и воображаемой предметностью, «означающим» и «означаемым», объединяя их» [9] .
Термин «проблематика», заявленный в заглавии нашей работы также нуждается в толковании: «Проблематика - это совокупность заявленных в художественном произведении проблем, то есть острых жизненных противоречий, стоящих перед художником и его персонажами и требующих своего разрешения по мере развертывания произведения [5]».
Также следует отметить, что мы подразумеваем под нравственностью в её философско-культурологическом понимании. Нравственность - это «один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом» [11].
Мы обобщили всю необходимую информацию для работы, теперь можно перейти к самому исследованию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы исследовали структуру художественных образов в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната».
Мы рассмотрели философско - эстетические основы мировоззрения Л. Н. Толстого в данной повести на примере концептов любви, семьи, брака и целомудрия, сопоставив различные трактовки данных концептов и выявив их функционирование в структуре художественных образов. Затем определили функции выявленных мотивов в повести, рассмотрели влияние структуры художественного образа на композицию произведения и разработали методические рекомендации по изучению «Крейцеровой сонаты» в школе.
Общий вывод: мы установили, что система образов находится в неразрывной связи с композицией повести, а изучаемые концепты нашли своё отражение в философии главного героя и породили спор, с которого начинается повествование.
В своей повести «Крейцерова соната» Лев Николаевич Толстой показывает, что личная драма одного человека приобретает общеосциальное звучание, ведь магистральной темой всего произведения являются поиски человеком глобальных концептов счастья, любви и истины.



1. Аскольдов-Алексеев, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь. Новая серия. - 1928. - №2. - С. 29.
2. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов// Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Ред., вступит. стат., примеч. В.М. Жирмунского. - Л., 1940. С.300-307.
3. Гельфонд М.Л. Религиозно-философские истоки мировоззрения Л.Н. Толстого: Монография. -Тула: Контур, 2009. - С. 16.
4. История русской литературы XIX века. 70—90—е годы: Учебник/ Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М.: Изд—во МГУ, 2001.С. 482-483.
5. Литературная проблематика // Академик URL: Ййрз://1йега1иго1од1уа.асабеш1с.ги/316/литературная_проблематика
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. / Д.С. Лихачев // Известия ОРЯ, Серия литературы и языка, т. 52, №1, 1993. - т. 52. - №13. - С. 13.
7. Любовь // Интернет-портал об истории России, Путешествие по святым местам URL: http://www.vidania.ru/slovar/lyubov.html(дата обращения: 15.02.2019).
8. Н. С. Лесков. Письма. 240. Л. И. Веселитской. 9 июня 1893 г. // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 11. С. 537-540.
9. Нагина К.А. Язык и литература в научном диалоге: сборник научных трудов // Характерология Л. Толстого и теория литературных универсалий. - Ижевск: Удмуртский университет, 2016. - С. 80-83.
10. Нард В чем счастье? // Петербургская газета. - 1896. - 10 декабря. - Ст. № 341.
11. НРАВСТВЕННОСТБ // Академик URL:
https://dic.acadeшic.гu/dic.nsf/enc_philosophy/841/НРАВСТВЕННОСТЬ
12. Особенности религиозной и общественной позиции Л.Н.Толстого в поздний период творчества. // StudFiles URL: https://studfiles.net/preview/4471632/(дата обращения: 21.04.2019).
13. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им.
B. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 1998.
14. СЕМЬЯ // Академик URL:
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/dic_new_philosophy/1061 /СЕМЬЯ (дата обращения: 16.04.2019).
15. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы URL: http://diction.chat.ru(дата обращения: 24.04.2019).
16. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.; Школа «Языка русской культуры», 1997.
17. Тема как литературоведческая категория // реф.рфURL:
http: //referatwork.ru/category/literatura/view/581513_tema_kak_literaturovedc heskaya_kategoriya
18. Толстой, Л.Н. Философский дневник / Л.Н. Толстой. - М. : Известия, 2003, с. 468.
19. Толстой, Л.Н. Вступление к ненапечатанному сочинению/Толстой Л .Н. / ИСПОВЕДЬ // URL: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_16/01text/0345.htm
20. Толстой, Л.Н. Крейцерова соната: повести / Л.Н. Толстой. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - С. 220.
21. Толстой, Л.Н. Путь жизни: В 2-х книгах. Кн.1. - Тольятти: Анфас, 1995. -
C. 149.
22. Толстой, Л.Н. Я верю // Христианское учение. - М.: СП «Вся Москва», 1990. - С. 12.
23.Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974— 1983. Т. 4. Письма, январь 1890 — февраль 1892. — М.: Наука, 1975. — С. 369—557.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ