Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты формирования связной речи детей дошкольного возраста 9
1.1 Понятие общего недоразвития речи в специальной литературе 9
1.2 Изучение и анализ формирования связной речи у детей дошкольного
возраста с нормальным речевым развитием 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Теоретические аспекты изучения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 24
2.1 Изучение и анализ формирования связной речи у слабослышащих детей
дошкольного возраста 24
2.2 Характеристика специфических формы связной речи в условиях слуховой депривации 30
2.3 Понятие педагогической модели в контексте психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по II главе 40
Глава III. Теоретическое моделирование процесса психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 42
3.1 Методика и организация изучения состояния связной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 42
3.2 Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного
возраста 54
3.3 Верификация модели психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 68
Выводы по III главе 81
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 91
Социализация и вхождение в систему общественных взаимоотношений людей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день стоит в качестве одной из наиболее важных задач современной науки. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе во многом зависит от способности к самостоятельному продуктивному общению. Исследования в области специальной педагогики и психологии указывают на то, что сформированная связная речь, подразумевающая овладение такими формами речевого взаимодействия, как монолог и диалог, является основополагающим фактором развития социально-коммуникативных навыков человека, без которых процесс общения невозможен.
Установлено, что нарушения слуха негативно влияет на становление связной речи детей, следовательно, и на развитие межличностного общения, что приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. А это, в свою очередь, создает ощутимые трудности при дальнейшей социализации такого ребенка в общество нормативно развивающихся сверстников.
В психолого-педагогической литературе в настоящее время определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся главным показателем его готовности к социализации. Это отмечают такие исследователи, как H.C. Выготский, A.A. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин, Т.В. Ахутина и др. Стоит также добавить, что формирование связной речи слабослышащего ребенка невозможно без учета особенностей его психофизического развития. Данный факт подразумевает психолого-педагогическое сопровождение данного процесса, построенное с учетом особенностей психического и физического развития ребенка.
Теоретически и экспериментально установлено, что значительные трудности в овладении навыками связной речи у слабослышащих детей с обусловлены несформированностью речевой функциональной системы, что является следствием нарушения функционирования слухового анализатора. В итоге, неполноценное слуховое, и, как следствие, речевое развитие плохо влияет на формирующуюся личность ребенка: затрудняет развитие памяти, восприятия, внимания, познавательной деятельности, воображения.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого и общего развития личности слабослышащего ребенка, во многих педагогических системах предлагается развивать слух и связную речь детей в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Так, развитие связной речи решает не только проблемы общения, но и умственного развития, психического развития, а также способствует формированию адекватной самооценки и помогает ребенку в процессе социализации.
Возникает потребность в создании модели психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Эта модель должна учитывать особенности психофизического развития слабослышащих старших дошкольников, реалии современной системы специального образования, а также достижения в области дидактико-методического обеспечения в соответствии с «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования».
Таким образом, значимость проблемы, отсутствие научно обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста позволяют считать тему исследования актуальной.
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - формирование связной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования включает следующее предположение: формирование связной речи у слабослышащих старших дошкольников будет эффективным, если:
1. Изучено состояние связной речи;
2. Разработана модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросам исследования;
2. Исследовать уровень состояния связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
3. Верифицировать модель психолого-педагогического
сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая база исследования включает:
• Теория развития личности ребёнка дошкольного возраста (А. Н. Эльконин, Л. С. Выготский и др.);
• Положение о структуре речевого дефекта (Р. Е. Левина, Л. С. Волкова, Л.В. Лопатина, Л.С. Выготский);
• Положение о единстве речевого и психического развития (А.Р. Лурия, Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• Учение о формировании связной речи (В. П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
• Учение об особенностях психоречевого развития слабослышащих детей (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. С. Выготский, Л. П. Носкова);
• Теория модели (А.Н. Дахин, М.В. Ядровская и др.).
Для осуществления поставленных задач и подтверждения положений выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
• Теоретические - анализ психолого-педагогической, клинической, философской и методической литературы для обоснования актуальности, социальной значимости и методологии исследования;
• Эмпирические - анализ медико-психолого-педагогической
документации, психолого-педагогический эксперимент, естественное наблюдение за деятельностью ребенка, сравнительный анализ и синтез экспериментальных данных, обработка экспериментальных данных и описание полученных результатов исследования;
• Организационные - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
• Статистические - обработка количественных и описание качественных результатов исследования;
• Педагогическое моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представлен подробный теоретико-методологический анализ современного состояния проблемы коррекции связной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, разработана и верифицирована модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 320 города Челябинска», в группе компенсирующей направленности детей с нарушениями слуха. В эксперимент была включена группа слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, приложения и библиографического списка. Количество страниц - 98.
Подводя итоги нашей научно-исследовательской работы, можно сформулировать следующие выводы.
Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и медицинская литература по вопросам исследования, исследован уровень состояния связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, а также разработана модель психолого-педагогического сопровождения процесса формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Первая глава исследования посвящена изучению теоретических аспектов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста. Так, мы проанализовали понятие связной речи в психолого-педагогической литературе. Так, с одной стороны под связной речью предполагается обеспечивающее общение развернутое смысловое высказывание, состоящие из одного или нескольких предложений, связанных и взаимообусловленных логически. С другой стороны, связную речь в широком смысле понимают как способность осознанно воспринимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики, лексики и грамматики данного языка единое целое. В психологии связная речь понимается двойственно. Так, с одной стороны, это процесс, представляющий собой деятельность говорящего, с другой - продукт, являющийся результатом речевой деятельности. Далее мы изучили формирование связной речи у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.
Мы установили, что в онтогенезе, без патологических факторов, развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием высших психических функций и деятельностью. Очевидно, что овладение связной речью, построением развернутых связных высказываний, и появление возможности их адекватного использования в общении становится возмож¬ным только при условии наличия у ребенка регулирующей и планирующей функций речи и только в том случае, если ребенок применяет весь свой познавательный и речевой потенциал, что одновременно способствует их развитию.
Вторая глава освещает теоретические аспекты изучения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Мы проанализировали литературу, посвященную формированию связной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста. Так, слабослышащие дети - это дети, имеющие частичную потерю слуха. Самостоятельное овладение речью слабослышащими детьми зависит от степени сохранности слуховой функции. Произносительная сторона речи слабослышащих детей имеет существенные недостатки, которые необходимо корректировать в процессе обучения. Формирование произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста происходит в условиях специального обучения. Овладение речью слабослышащими детьми происходит с опорой на зрительное восприятие, подкрепленное речедвигательными ощущениями. Большое значение в психическом развитии слабослышащих детей имеют зрительные ощущения и восприятие. Таким образом, зрительный анализатор у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста играет ведущую роль при познании окружающего мира и в процессе овладения речью.
Далее мы дали подробную характеристику специфических форм связной речи в условиях слуховой депривации. Так, слабослышащие дети плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение. Голос этих дошкольников сохраняет в себе черты криков младенцев: в большинстве случаев он появляется в состояниях высокой субъективной ценности, когда
ребенку больно или, когда он стремится обратить на себя чье-то внимание, когда, будучи в аффекте, он что-нибудь восклицает, плачет или смеется.
Завершает вторую главу анализ понятия педагогической модели в контексте психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Согласно анализу специальной литературы, модель характеризуется как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования. Назначение модели - в выделении существенных сторон, связей, законов функционирования, получении новых знаний об исследуемом предмете, построении образцы проектируемых процессов. Под педагогической же моделью понимается такое методологическое средство, которое, отображая и репрезентируя на основе отношения подобия существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, способно воспроизводить эти связи, давая новое знание об исследуемом объекте.
Третья глава начинает практическую часть научно-исследовательской работы. Она посвящена разработке модели психолого-педагогического сопровождения процесса формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Изучено состояние связной речи у слабослышащих старших дошкольников, разработана модель психолого-педагогического сопровождения процесса формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, а также описана ее структура. Также дано описание формирующего эксперимента с целью апробации модели, а также контрольному обследованию состояния связной речи детей экспериментальной группы, анализу и обработке полученных результатов.
Далее, было проведено повторное контрольное обследование с целью проверки эффективности работы модели психолого-педагогического сопровождения процесса формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Для проведения контрольного этапа эксперимента применялись те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты были проанализированы и интерпретированы.
Результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента были проанализированы в сравнении, в итоге которого была получена статистически обоснованная позитивная динамика, что подтверждает эффективность коррекционно-развивающей работы при реализации модели психолого-педагогического сопровождения процесса формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста и доказывает гипотезу нашего исследования.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 486 с.
3. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития: перевод с англ. [Текст] / Д. Баттерворт, М. Харрис. - М. : Когито - Центр, 2000. - 349 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие [Текст] / М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер.
- М. : Академия, 2002. - 416 с.
6. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М. : Академия, 2002. - 203 с
7. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Бородин A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] — М., 1984. - 400 с.
9. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышщаие дети [Текст] / Р. М. Боскис.
- М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
10. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования [Текст] / Л.М. Веккер. - Л. : ЛГУ, 1964. - 194 с.
11. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер. - М. : Просвещение, 1963. - 242 с.
12. Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - Издательство Московского университета, 1973. - 246 с.
13. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард - М.: Просвещение, 1972. - 143 с.
14. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
15. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская - М. : Просвещение, 1987. - 165 с.
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]. — М., 1956. - 517 с.
17. Выготский, Л.С. Научное наследство [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. / под ред. М.Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1984. - 400 с.
18. Г воздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Т екст]. — М., 1961. - 80 с.
19. Г ербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]. — М., 1984. - 170 с.
20. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.;
21. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] // Дефектология. 1990. №6.;
22. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2004;
23. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] // Дефектология. — 1994. - с. 56-73.
24. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]. - Автореф. канд. дис. - М., 2007
25. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] / В. П. Глухов - М. : ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
26. Гнатышина Е. А. Компонентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 423 с.
27. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях [Текст]: непараметрические методы / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
28. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике [Текст] / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - Т. 2, № 1(3). - С. 11-20.
29. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней [Текст]: монография / М. Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
30. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
31. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]. — М.,2001. - 432 с.
32. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] / Г. А. Карпова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ин-т, 2008. - 354 с.
33. Краевская Н. А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания [Текст]: Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. — M., 1984.
34. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя [Текст] / В. В. Краевский. - Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.
35. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
36. Ладыженская Т. А. Связная речь// Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]. — М., 1980. - 220 с.
37. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности [Текст]. — М., 1974. - 351 с.
38. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики [Текст]. — М., 2002. - 287 с.
39. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действии у детей (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Лубовский. - М : Педагогика, 1978. - 224 с.
40. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. - 3-е изд. - М. : Академический Проект, (1962) 2000. - 512 с.
41. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Под ред. Л. П. Федоренко. — М., 1984. - 239 с.
42. Нечаев А. П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. Вып. 1: Общие основы психологического эксперимента. Дошкольный возраст. - М. : Изд-во Мосздравотдела, 1925. - 78 с.
43. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст]. (Описание, повествование, рассуждение). — М., 1986. - 262 с.
44. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. П. Носкова., Л. А. Головчиц - М. : Владос, 2004. - 344 с.
45. Общая психология [Текст] / под ред. акад. А.В. Петровского. - М., 1986. - 370 с.
46. Осипенкова, Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Осипенкова. - M. , 2007. - 22 с.
47. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. В.И Лубовского. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
48. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева [и др.] ; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 440 с.
49. Психология глухих детей [Текст] / сост. И. М. Соловьев. - М. : Советский спорт, 2006. - 448 с.
50. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика [Текст] / Е. Г. Речицкая. - М. : Владос, 2004. - 655 с.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]. - М., 1989. - 468 с.
52. Рязанова, Е. В. Семья как источник развития личности глухого дошкольника [Текст] / Е. В. Рязанова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8, С. 25-33.
53. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н. Г. Салмина. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 202 с.
54. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
55. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст]. М.: “Просвещение”, 1986. - 165 с.
56. Тупоногов, Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие / Б.К. Тупоногов. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. - 374 с.
57. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 240 с.
58. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
59. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
60. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд. перераб. и доп. [Текст] - Москва: Политиздат, 1991. - 590 с.;
61. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: учебное пособие / А. Г. Швецов - Великий Новгород, 2006. - 68 с.
62. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф.
- М.: АПН РСФСР, 1966. - 278 с.
63. Штофф, В. А. Проблемы методологии научного познания [Текст] / В. А. Штофф. - М.: Высшая школа, 1978. - 269 с.
64. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] // Избр. псих. труды. - М.,1989. - 291 с.
65. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника.
- М. : [Б.и.], 1965. - 312 с.