ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретический анализ понятия «качество образовательных услуг» в
научной литературе 7
1.2. Особенности управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 16
1.3. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной
образовательной организации 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Изучение эффективности управления качеством образовательных
услуг в дошкольной образовательной организации 37
2.2. Реализация модели управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по управлению
качеством образовательных услуг в ДОО 62
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательных услуг 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей по оценке качества образовательных услуг в ДОО 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методическая работа с педагогами ДОО 93
В современных условиях развития образования (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина российского образования до 2020 года, ФГОС ДО) актуальной становится проблема достижения качества образования. В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
В ст. 2 п. 29 закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы [70]. При этом в законе подчеркивается, что образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. В п. 1.5 ФГОС ДО сказано, что одной из его целей является обеспечение возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [69].
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной организации. Последней принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребенка.
В научной литературе проблема управления качеством образования рассматривалась по отношению к общеобразовательной, профессиональной и высшей школе (В.А. Кальней, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.).
Дошкольная организация, являясь одним из видов образовательных организаций, безусловно, имеет общие черты, присущие любому из них, связанные с единой направленностью на воспитание, обучение и развитие воспитанников. Между тем дошкольная организация имеет определенные особенности и специфику, которую нужно учитывать в процессе управления.
Проблему управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации рассматривают К.Ю. Белая, О.Л. Князева, О.А. Сафонова, Р.Б. Стеркиной, E.X. Юдина и др. Качество рассматривается в контексте психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребенка. К таким условиям относятся образовательные программы, профессиональная компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно-развивающую среду. Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова рассматривают качество дошкольного образования как единство его процессуальной и результативной составляющих.
Несмотря на значительное количество исследований по проблеме управления качеством образовательных услуг в образовательных организациях недостаточно разработана проблема управления данным процессом в ДО. В связи с этим проблема является актуальной на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется необходимостью создания условий, обеспечивающих эффективное управление качеством образовательных услуг в ДОО, стимулирующих педагогические коллективы к достижению качества образования, заложенного в ФГОС ДО, к самостоятельному совершенствованию профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий практики руководителей дошкольных образовательных организаций в решении проблемы управления качеством образовательного процесса в ДО позволил нам выделить противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями ФГОС ДО создать в дошкольной организации условия для получения качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- на научно-теоретическом уровне - между потребностями управленческой практики в решении проблемы эффективного управления качеством образовательных услуг в ДО и отсутствием достаточного научного обеспечения процесса управления данным процессом;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью создания оптимальных условий для эффективного управления качеством образовательных услуг в ДОО и отсутствием должной реализации данных условий в практике дошкольных образовательных организаций.
Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы условия эффективного управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - управление образовательным процессом в дошкольной организации.
Предмет исследования - модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если будет разработана и апробирована модель, включающая организационно-педагогические условия:
- мониторинг уровня качества образовательных услуг в ДОО;
- методическая работа - повышение уровня компетентности
педагогических работников дошкольной образовательной организации;
- организация взаимодействия с родителями - заказчиками
образовательных услуг.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические психолого-педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
3. Разработать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать разработанную модель в практике работы дошкольной образовательной организации и оценить ее эффективность.
5. Апробировать организационно-педагогические условия модели.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной и методической литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, опытно-поисковая деятельность).
Экспериментальная база исследования: ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 г. Лангепаса.
Теоретическую основу исследования составляют исследования по управлению дошкольной образовательной организацией и определению содержания деятельности руководителя образовательной организации (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности руководителя ДОО.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованных источников, приложения.
Анализ научно-методической литературы и проведенное экспериментальное исследование позволили достичь цели исследования - теоретически обосновать и апробировать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
На первом этапе были изучены теоретические психолого - педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Категория «качество образования» - сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам. В работе мы придерживались целеориентированного и стандарт-ориентированного подхода, согласно которому качество образования понимается как соответствие стандарту (ФГОС ДО), как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, удовлетворение ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых учреждением образовательных услуг.
На втором этапе была раскрыта сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации». Управление можно представить, как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса. Образовательный процесс как объект управления - это целенаправленный процесс по реализации общих и частных задач образования, воспитания и развития личности; специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов воспитанников, направленное на решение образовательных целей и задач.
На третьем этапе была разработана модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Управление качеством образовательных услуг осуществляется на основе управленческих функций: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной организации включает целевой, содержательный компоненты, формы и методы, показатели эффективности и результат.
И наконец, разработанная модель была реализована в практике работы Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Дюймовочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, г. Лангепас).
Процесс управления качеством образовательных услуг в ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 осуществляется на основе процессно-функционального подхода к управлению, согласно которому руководитель ДОО реализует определенные управленческие функции, направленные на достижение высокого качества образовательных услуг. Процесс управления осуществляется поэтапно. Первый этап - это целеполагание и планирование. На основе результатов, полученных в предыдущем учебном году, руководителем и педагогическим коллективом определяют годовые задачи на новый учебный год. В соответствии с годовыми задачами разрабатывается план по реализации основной образовательной программой ДОО. Второй этап - это реализация намеченного плана мероприятий, определение функциональных обязанностей лиц, участвующих в реализации образовательной программы, выполнение управленческих решений. Третий этап - контроль.
Руководитель ДОО делегирует полномочия по управлению качеством образования следующим работникам: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, начальник хозяйственного отдела. Роль заведующего - общее руководство, издание приказов, назначение ответственных. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе отвечает за полноту, качество освоения детьми образовательной программы и условиями ее реализации. Начальник хозяйственного отдела отвечает за охрану жизни и здоровья детей и сотрудников, охрану труда, технику безопасности, электробезопасность и противопожарную безопасность; состояние здания, помещений и прилегающих территорий.
Контроль включает изучение и анализ как текущего состояния качества образовательных услуг, так и итогового (годового) анализа качества. Для осуществления контроля в ДОО разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО). Контроль включает следующие мероприятия: определение цели, задач контроля, показателей и критериев оценивания деятельности по теме и виду контроля, разработка плана-задания контроля, издание приказа о проведении контроля, назначение сроков контроля и ответственных, непосредственный сбор информации, оформление результатов контроля в форме справки или акта, привлечение к ответственности должностных лиц, педагогических работников, издание приказа по итогам контроля с указанием ответственных, на которых возлагаются полномочия по устранению выявленных проблем.
Темы тематического контроля включают оценку качества подготовки воспитанников по всем образовательным областям, подготовки выпускников с оценкой уровня психологической готовности к обучению в школе, качества работы по оздоровлению воспитанников, организации питания и медицинского обслуживания в ДОО, уровня заболеваемости детей; качества работы по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).
Итоговый контроль направлен на оценку качества образования по итогам учебного года. По итогам контроля публикуется отчет о самообследовании, включающие разделы по описанию системы управления, организации образовательной деятельности, охране и укреплению здоровья детей, условия осуществления образовательной деятельности, описание материально-технического оснащения, ВСОКО и другие разделы.
К недостаткам существующей системы управления качеством образовательных услуг можно отнести то, что в отчете не отражены такие показатели качества образовательных услуг, как комфортность условий образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь родителей (законных представителей), организация методической работы и взаимодействие с родителями - заказчиками образовательных услуг.
При разработке модели качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации в основу была взята процессная модель управления, согласно которой выделяются следующие блоки (этапы управления): этап проектирования: мониторинг и анализ текущего состояния образовательной системы, прогноз развития ситуации, целеполагание, планирование; этап реализации управленческих действий: организация и стимулирование (мотивация); этап оценки: контроль, анализ эффективности. Первое условие - мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. На следующем этапе были определены направления деятельности по повышению эффективности деятельности методической работы и организации взаимодействия с родителями. Это позволило реализовать второе и третье условие, заявленное в гипотезе настоящего исследования.
На контрольном этапе был проведен повторный мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. По итогам повторной оценки качества образовательного процесса ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 5» мы выяснили, что увеличилось количество родителей, положительно оценивающих качество образовательных услуг. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы и реализованной модели управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
1. Апакаев,П.А. Системно-функциональный анализ подходов к
понятию «качество образования» [Электронный ресурс] / П. А. Апакаев, Н. И. Мерлина, О. А. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - Режим доступа: www.science-
education.ru/103-6444
2. Бабанский,Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Владос, 2005. - 560 с.
3. Баранова,Ю.Ю. Современные нормативно-правовые основы
образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.Ю.Баранова,
Т. А. Данельченко, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин. - Челябинск : ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. - 157 с.
4. Бекетова,О.А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога [Текст] / О. А. Бекетова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конференции. - Казань: Бук, 2014. - С. 144-146.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
7. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов [Текст] / А. Н. Булыко. - М.: Мартин, 2014. - 848 с.
8. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 192 с.
9. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
10. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учеб. пособие / М. А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2006. - 240 с.
11. Гореликова, Г.А. Организационно-педагогические условия управления инновационной деятельностью педагогов Центра развития ребенка [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Гореликова. - Петрозаводск, 2013. - 29 с.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. [Текст] / В. И. Даль. - М.: Аст, 2014. Т. 4 - 921 с.
13. Дедушкина, Т.А. Социальное проектирование дошкольных образовательных организаций [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Т. А. Дедушкина. - М., 2014. - 199 с.
14. Денякина, Л.М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Денякина. - Якутск, 2001. - 163 с.
15. Едакова, И. Б. Управление качеством дошкольного образования как научная проблема [Текст] / И. Б. Едакова // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: Образование, 2005. - С. 14-23.
16. Елжова, Н.В. Настольная книга старшего воспитателя [Текст]: документация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. - Ростов- н/Д: Феникс, 2013. - 221 с.
17. Елжова, Н. В. Скорая помощь для старшего воспитателя: работа с кадрами и родителями, методические объединения, дни открытых дверей в ДОУ, работа ПМПк [Текст] / Н. В. Елжова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 287 с.
18. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 360 с.
19. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
20. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.
21. Ибатуллина, Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Ибатуллина. - Волгоград, 2013. - 27 с.
22. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.
23. Кадыкова, Р.И. Эффективное методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений на муниципальном уровне [Текст] / Р. И. Кадыкова // Методист. - 2014. - № 9. - С. 63-65.
24. Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Карпова. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник [Текст] /
Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
26. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образованием [Текст] / Т. П. Колодяжная. - Ростов- н/Д: Учитель 2002. - 190 с.
27. Комарова, Е. С. Я руковожу детским садом [Текст]: пособие для руководителей ДОУ / Е. С. Комарова. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
28. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст]/ Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 2009. - 244 с.
29. Коробенкова, М.М. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении [Текст] / М. М. Коробейникова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 236-241.
30. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И. О. Котлярова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. - 179 с.
31. Кричевский, Р.Л. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования [Текст] / Р. Л. Кричевский. - М.: Логос, 2007. - 405 с.
32. Ксендзова, Г.Ф. Современные проблемы и реалии управления системой дошкольного образования [Текст] / Г.Ф. Ксендзова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 249-255.
33. Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика [Текст] / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян. - М.: Просвещение, 2006. - 235 с.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2001.- 607 с.
35. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П. Н. Лосев. - М.: Сфера, 2005. - 155 с.
36. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 1 (35). - С. 8-15.
37. Маринюк, А.А. Правовые основы управления дошкольным образованием (в свете принятия нового закона «Об образовании в РФ» [Текст] / А. А. Маринюк // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 18¬25.
38. Маркова, О.Л. Стилевые особенности подготовки педагога к инновационной деятельности [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / О. Л. Маркова. - Иркутск, 2008. - 273 с.
39. Мескон, М. X. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альбер, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 702 с.
40. Найн, А. Я. Инновации в образовании [Текст] / А. Я. Найн. - Челябинск: ГУ ПТО адм. Чел. обл. Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.
41. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н.
- Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
43. Организация методической работы в дошкольном
образовательном учреждении [Текст]: учеб.-метод. комплекс /
С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. - Магнитогорск: Изд-во
Магнитогорского государственного университета, 2010. - 72 с.
44. Педагогика [Текст]: учебник / Ю. К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н. А. Сорокин; под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2007. - 479 с.
45. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.
- М.: Педагогическое общество России, 2012. - 640 с.
46. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 576 с.
47. Попова, Л.В. Управление качеством дошкольного образования на современном этапе [Текст] / Л. В. Попова // Качество дошкольного образования : интеграция науки и практики: сб. материалов Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Якутск, 2013. - С. 399-402.
48. Попова, Л.В. Управление качеством дошкольного образования на современном этапе [Текст] / Л. В. Попова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 399-403.
49. Потапова, И.А. Инновационные направления социализации детей в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И. А. Потапова // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - C. 82-86.
50. Поташник, М.М. Профессиональное объединение педагогов [Текст] : метод. рекомендации / М. М. Поташник. - М.: Высшая школа, 1997. - 118 с.
51. Поташник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М. М. Поташник. - М.: Новая школа, 2006. - 352 с.
52. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174924/
53. Психологический словарь [Текст] / под ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2007. - 800 с.
54. Пятаева,С.А. Методическая работа в ДОУ [Текст] / С. А. Пятаева. - Волгоград, 2004. - 112 с.
55. Пятаева,С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Пятаева. - Волгоград, 2005. - 148 с.
56. Розов, Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании [Текст] / Н. Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 79 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. Т. 1. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2011. - 608 с.
58. Сергеева, В.П. Инновации в образовательном процессе [Текст] : учебно-метод. пособие / В. П. Сергеева, Л. С. Подымова. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 182 с.
59. Симонов,В.П. Педагогический менеджмент [Текст]: учеб.
пособие / В. П. Симонов. - М.: Педагогика, 2008. - 264 с.
60. Сластенин,В.А. Педагогика [Текст]: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 431 с.
61. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский.
- М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
62. Субетто, А. П. Понятийный аппарат качества в образовании [Текст] / А. П. Субетто, В. П. Панасюк, Ю. Е. Яковлев // Профессиональное образование. - 1999. - №10. - С. 14-16.
63. Терзиогло, Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.И. Терзиогло. - Екатеринбург, 2001. - 194 с.
64. Тидор, С.Н. Философия управления в быстроменяющемся мире [Текст] / С. Н. Тидор, Н. В. Левкин. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
- 258 с.
65. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 232 с.
66. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием [Текст] / А. Н. Троян. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
67. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: програм.-метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.
68. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении М.: пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2003. - 260 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-18.
70. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ : с комментариями [Текст] / сост. А. А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2019. - 787 с.
71. Филатова, О.Н. Деловая игра «Педагогическое мастерство педагогов» [Текст] / О. Н. Филатова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 51-57.
72. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие /
И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
73. Хуторской,А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А. В. Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 239 с.
74. Чагин, К.Г. Показатели оценки качества образовательной деятельности [Электронный ресурс] / К. Г. Чагин // Руководитель автономного учреждения. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://alt-x- narod.ru/budj et/1215ok. htm
75. Шамова, Т.И. Менеджмент в управлении школой [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Владос, 2009. - 218 с.
76. Шестакова, Т.П. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции воспитателей ДОУ [Текст] / Т. П. Шестакова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 54-56.
77. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики [Текст] / Н. Р. Юсуфбекова. - М.: Знание, 1991. - 276 с.
78. Яковлева,Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании [Текст]: монография / Г. В. Яковлева. - Челябинск : Цицеро, 2014. - 337 с.
79. Яковлева, Г.В. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении [Текст]: метод. пособие для руководителей [Текст] / Г. В. Яковлева; под ред. С. Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2007. - 120 с.
80. Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Н. О. Яковлева, Е. В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.