УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретический анализ понятия «качество образовательных услуг» в
научной литературе 7
1.2. Особенности управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 16
1.3. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной
образовательной организации 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Изучение эффективности управления качеством образовательных
услуг в дошкольной образовательной организации 37
2.2. Реализация модели управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по управлению
качеством образовательных услуг в ДОО 62
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательных услуг 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей по оценке качества образовательных услуг в ДОО 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методическая работа с педагогами ДОО 93
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретический анализ понятия «качество образовательных услуг» в
научной литературе 7
1.2. Особенности управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 16
1.3. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной
образовательной организации 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Изучение эффективности управления качеством образовательных
услуг в дошкольной образовательной организации 37
2.2. Реализация модели управления качеством образовательных услуг в
дошкольной образовательной организации 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по управлению
качеством образовательных услуг в ДОО 62
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательных услуг 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей по оценке качества образовательных услуг в ДОО 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методическая работа с педагогами ДОО 93
В современных условиях развития образования (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина российского образования до 2020 года, ФГОС ДО) актуальной становится проблема достижения качества образования. В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
В ст. 2 п. 29 закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы [70]. При этом в законе подчеркивается, что образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. В п. 1.5 ФГОС ДО сказано, что одной из его целей является обеспечение возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [69].
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной организации. Последней принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребенка.
В научной литературе проблема управления качеством образования рассматривалась по отношению к общеобразовательной, профессиональной и высшей школе (В.А. Кальней, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.).
Дошкольная организация, являясь одним из видов образовательных организаций, безусловно, имеет общие черты, присущие любому из них, связанные с единой направленностью на воспитание, обучение и развитие воспитанников. Между тем дошкольная организация имеет определенные особенности и специфику, которую нужно учитывать в процессе управления.
Проблему управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации рассматривают К.Ю. Белая, О.Л. Князева, О.А. Сафонова, Р.Б. Стеркиной, E.X. Юдина и др. Качество рассматривается в контексте психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребенка. К таким условиям относятся образовательные программы, профессиональная компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно-развивающую среду. Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова рассматривают качество дошкольного образования как единство его процессуальной и результативной составляющих.
Несмотря на значительное количество исследований по проблеме управления качеством образовательных услуг в образовательных организациях недостаточно разработана проблема управления данным процессом в ДО. В связи с этим проблема является актуальной на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется необходимостью создания условий, обеспечивающих эффективное управление качеством образовательных услуг в ДОО, стимулирующих педагогические коллективы к достижению качества образования, заложенного в ФГОС ДО, к самостоятельному совершенствованию профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий практики руководителей дошкольных образовательных организаций в решении проблемы управления качеством образовательного процесса в ДО позволил нам выделить противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями ФГОС ДО создать в дошкольной организации условия для получения качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- на научно-теоретическом уровне - между потребностями управленческой практики в решении проблемы эффективного управления качеством образовательных услуг в ДО и отсутствием достаточного научного обеспечения процесса управления данным процессом;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью создания оптимальных условий для эффективного управления качеством образовательных услуг в ДОО и отсутствием должной реализации данных условий в практике дошкольных образовательных организаций.
Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы условия эффективного управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - управление образовательным процессом в дошкольной организации.
Предмет исследования - модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если будет разработана и апробирована модель, включающая организационно-педагогические условия:
- мониторинг уровня качества образовательных услуг в ДОО;
- методическая работа - повышение уровня компетентности
педагогических работников дошкольной образовательной организации;
- организация взаимодействия с родителями - заказчиками
образовательных услуг.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические психолого-педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
3. Разработать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать разработанную модель в практике работы дошкольной образовательной организации и оценить ее эффективность.
5. Апробировать организационно-педагогические условия модели.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной и методической литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, опытно-поисковая деятельность).
Экспериментальная база исследования: ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 г. Лангепаса.
Теоретическую основу исследования составляют исследования по управлению дошкольной образовательной организацией и определению содержания деятельности руководителя образовательной организации (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности руководителя ДОО.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованных источников, приложения.
В ст. 2 п. 29 закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы [70]. При этом в законе подчеркивается, что образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. В п. 1.5 ФГОС ДО сказано, что одной из его целей является обеспечение возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [69].
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной организации. Последней принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребенка.
В научной литературе проблема управления качеством образования рассматривалась по отношению к общеобразовательной, профессиональной и высшей школе (В.А. Кальней, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.).
Дошкольная организация, являясь одним из видов образовательных организаций, безусловно, имеет общие черты, присущие любому из них, связанные с единой направленностью на воспитание, обучение и развитие воспитанников. Между тем дошкольная организация имеет определенные особенности и специфику, которую нужно учитывать в процессе управления.
Проблему управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации рассматривают К.Ю. Белая, О.Л. Князева, О.А. Сафонова, Р.Б. Стеркиной, E.X. Юдина и др. Качество рассматривается в контексте психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребенка. К таким условиям относятся образовательные программы, профессиональная компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно-развивающую среду. Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова рассматривают качество дошкольного образования как единство его процессуальной и результативной составляющих.
Несмотря на значительное количество исследований по проблеме управления качеством образовательных услуг в образовательных организациях недостаточно разработана проблема управления данным процессом в ДО. В связи с этим проблема является актуальной на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется необходимостью создания условий, обеспечивающих эффективное управление качеством образовательных услуг в ДОО, стимулирующих педагогические коллективы к достижению качества образования, заложенного в ФГОС ДО, к самостоятельному совершенствованию профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий практики руководителей дошкольных образовательных организаций в решении проблемы управления качеством образовательного процесса в ДО позволил нам выделить противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями ФГОС ДО создать в дошкольной организации условия для получения качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- на научно-теоретическом уровне - между потребностями управленческой практики в решении проблемы эффективного управления качеством образовательных услуг в ДО и отсутствием достаточного научного обеспечения процесса управления данным процессом;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью создания оптимальных условий для эффективного управления качеством образовательных услуг в ДОО и отсутствием должной реализации данных условий в практике дошкольных образовательных организаций.
Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы условия эффективного управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - управление образовательным процессом в дошкольной организации.
Предмет исследования - модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если будет разработана и апробирована модель, включающая организационно-педагогические условия:
- мониторинг уровня качества образовательных услуг в ДОО;
- методическая работа - повышение уровня компетентности
педагогических работников дошкольной образовательной организации;
- организация взаимодействия с родителями - заказчиками
образовательных услуг.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические психолого-педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации».
3. Разработать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать разработанную модель в практике работы дошкольной образовательной организации и оценить ее эффективность.
5. Апробировать организационно-педагогические условия модели.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной и методической литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, опытно-поисковая деятельность).
Экспериментальная база исследования: ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 г. Лангепаса.
Теоретическую основу исследования составляют исследования по управлению дошкольной образовательной организацией и определению содержания деятельности руководителя образовательной организации (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности руководителя ДОО.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованных источников, приложения.
Анализ научно-методической литературы и проведенное экспериментальное исследование позволили достичь цели исследования - теоретически обосновать и апробировать модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
На первом этапе были изучены теоретические психолого - педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Категория «качество образования» - сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам. В работе мы придерживались целеориентированного и стандарт-ориентированного подхода, согласно которому качество образования понимается как соответствие стандарту (ФГОС ДО), как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, удовлетворение ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых учреждением образовательных услуг.
На втором этапе была раскрыта сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации». Управление можно представить, как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса. Образовательный процесс как объект управления - это целенаправленный процесс по реализации общих и частных задач образования, воспитания и развития личности; специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов воспитанников, направленное на решение образовательных целей и задач.
На третьем этапе была разработана модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Управление качеством образовательных услуг осуществляется на основе управленческих функций: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной организации включает целевой, содержательный компоненты, формы и методы, показатели эффективности и результат.
И наконец, разработанная модель была реализована в практике работы Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Дюймовочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, г. Лангепас).
Процесс управления качеством образовательных услуг в ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 осуществляется на основе процессно-функционального подхода к управлению, согласно которому руководитель ДОО реализует определенные управленческие функции, направленные на достижение высокого качества образовательных услуг. Процесс управления осуществляется поэтапно. Первый этап - это целеполагание и планирование. На основе результатов, полученных в предыдущем учебном году, руководителем и педагогическим коллективом определяют годовые задачи на новый учебный год. В соответствии с годовыми задачами разрабатывается план по реализации основной образовательной программой ДОО. Второй этап - это реализация намеченного плана мероприятий, определение функциональных обязанностей лиц, участвующих в реализации образовательной программы, выполнение управленческих решений. Третий этап - контроль.
Руководитель ДОО делегирует полномочия по управлению качеством образования следующим работникам: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, начальник хозяйственного отдела. Роль заведующего - общее руководство, издание приказов, назначение ответственных. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе отвечает за полноту, качество освоения детьми образовательной программы и условиями ее реализации. Начальник хозяйственного отдела отвечает за охрану жизни и здоровья детей и сотрудников, охрану труда, технику безопасности, электробезопасность и противопожарную безопасность; состояние здания, помещений и прилегающих территорий.
Контроль включает изучение и анализ как текущего состояния качества образовательных услуг, так и итогового (годового) анализа качества. Для осуществления контроля в ДОО разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО). Контроль включает следующие мероприятия: определение цели, задач контроля, показателей и критериев оценивания деятельности по теме и виду контроля, разработка плана-задания контроля, издание приказа о проведении контроля, назначение сроков контроля и ответственных, непосредственный сбор информации, оформление результатов контроля в форме справки или акта, привлечение к ответственности должностных лиц, педагогических работников, издание приказа по итогам контроля с указанием ответственных, на которых возлагаются полномочия по устранению выявленных проблем.
Темы тематического контроля включают оценку качества подготовки воспитанников по всем образовательным областям, подготовки выпускников с оценкой уровня психологической готовности к обучению в школе, качества работы по оздоровлению воспитанников, организации питания и медицинского обслуживания в ДОО, уровня заболеваемости детей; качества работы по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).
Итоговый контроль направлен на оценку качества образования по итогам учебного года. По итогам контроля публикуется отчет о самообследовании, включающие разделы по описанию системы управления, организации образовательной деятельности, охране и укреплению здоровья детей, условия осуществления образовательной деятельности, описание материально-технического оснащения, ВСОКО и другие разделы.
К недостаткам существующей системы управления качеством образовательных услуг можно отнести то, что в отчете не отражены такие показатели качества образовательных услуг, как комфортность условий образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь родителей (законных представителей), организация методической работы и взаимодействие с родителями - заказчиками образовательных услуг.
При разработке модели качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации в основу была взята процессная модель управления, согласно которой выделяются следующие блоки (этапы управления): этап проектирования: мониторинг и анализ текущего состояния образовательной системы, прогноз развития ситуации, целеполагание, планирование; этап реализации управленческих действий: организация и стимулирование (мотивация); этап оценки: контроль, анализ эффективности. Первое условие - мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. На следующем этапе были определены направления деятельности по повышению эффективности деятельности методической работы и организации взаимодействия с родителями. Это позволило реализовать второе и третье условие, заявленное в гипотезе настоящего исследования.
На контрольном этапе был проведен повторный мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. По итогам повторной оценки качества образовательного процесса ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 5» мы выяснили, что увеличилось количество родителей, положительно оценивающих качество образовательных услуг. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы и реализованной модели управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
На первом этапе были изучены теоретические психолого - педагогические аспекты проблемы управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Категория «качество образования» - сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам. В работе мы придерживались целеориентированного и стандарт-ориентированного подхода, согласно которому качество образования понимается как соответствие стандарту (ФГОС ДО), как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, удовлетворение ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых учреждением образовательных услуг.
На втором этапе была раскрыта сущность понятия «управление качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации». Управление можно представить, как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса. Образовательный процесс как объект управления - это целенаправленный процесс по реализации общих и частных задач образования, воспитания и развития личности; специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов воспитанников, направленное на решение образовательных целей и задач.
На третьем этапе была разработана модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Управление качеством образовательных услуг осуществляется на основе управленческих функций: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Модель управления качеством образовательных услуг в дошкольной организации включает целевой, содержательный компоненты, формы и методы, показатели эффективности и результат.
И наконец, разработанная модель была реализована в практике работы Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Дюймовочка» (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, г. Лангепас).
Процесс управления качеством образовательных услуг в ЛГ МАДОУ ДСОВ № 5 осуществляется на основе процессно-функционального подхода к управлению, согласно которому руководитель ДОО реализует определенные управленческие функции, направленные на достижение высокого качества образовательных услуг. Процесс управления осуществляется поэтапно. Первый этап - это целеполагание и планирование. На основе результатов, полученных в предыдущем учебном году, руководителем и педагогическим коллективом определяют годовые задачи на новый учебный год. В соответствии с годовыми задачами разрабатывается план по реализации основной образовательной программой ДОО. Второй этап - это реализация намеченного плана мероприятий, определение функциональных обязанностей лиц, участвующих в реализации образовательной программы, выполнение управленческих решений. Третий этап - контроль.
Руководитель ДОО делегирует полномочия по управлению качеством образования следующим работникам: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, начальник хозяйственного отдела. Роль заведующего - общее руководство, издание приказов, назначение ответственных. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе отвечает за полноту, качество освоения детьми образовательной программы и условиями ее реализации. Начальник хозяйственного отдела отвечает за охрану жизни и здоровья детей и сотрудников, охрану труда, технику безопасности, электробезопасность и противопожарную безопасность; состояние здания, помещений и прилегающих территорий.
Контроль включает изучение и анализ как текущего состояния качества образовательных услуг, так и итогового (годового) анализа качества. Для осуществления контроля в ДОО разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО). Контроль включает следующие мероприятия: определение цели, задач контроля, показателей и критериев оценивания деятельности по теме и виду контроля, разработка плана-задания контроля, издание приказа о проведении контроля, назначение сроков контроля и ответственных, непосредственный сбор информации, оформление результатов контроля в форме справки или акта, привлечение к ответственности должностных лиц, педагогических работников, издание приказа по итогам контроля с указанием ответственных, на которых возлагаются полномочия по устранению выявленных проблем.
Темы тематического контроля включают оценку качества подготовки воспитанников по всем образовательным областям, подготовки выпускников с оценкой уровня психологической готовности к обучению в школе, качества работы по оздоровлению воспитанников, организации питания и медицинского обслуживания в ДОО, уровня заболеваемости детей; качества работы по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).
Итоговый контроль направлен на оценку качества образования по итогам учебного года. По итогам контроля публикуется отчет о самообследовании, включающие разделы по описанию системы управления, организации образовательной деятельности, охране и укреплению здоровья детей, условия осуществления образовательной деятельности, описание материально-технического оснащения, ВСОКО и другие разделы.
К недостаткам существующей системы управления качеством образовательных услуг можно отнести то, что в отчете не отражены такие показатели качества образовательных услуг, как комфортность условий образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь родителей (законных представителей), организация методической работы и взаимодействие с родителями - заказчиками образовательных услуг.
При разработке модели качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации в основу была взята процессная модель управления, согласно которой выделяются следующие блоки (этапы управления): этап проектирования: мониторинг и анализ текущего состояния образовательной системы, прогноз развития ситуации, целеполагание, планирование; этап реализации управленческих действий: организация и стимулирование (мотивация); этап оценки: контроль, анализ эффективности. Первое условие - мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. На следующем этапе были определены направления деятельности по повышению эффективности деятельности методической работы и организации взаимодействия с родителями. Это позволило реализовать второе и третье условие, заявленное в гипотезе настоящего исследования.
На контрольном этапе был проведен повторный мониторинг качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации по следующим показателям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации; удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса. По итогам повторной оценки качества образовательного процесса ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 5» мы выяснили, что увеличилось количество родителей, положительно оценивающих качество образовательных услуг. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы и реализованной модели управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Стратегическое управление дошкольной образовательной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Мониторинг как средство управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018



