Разработка технологии реализации дискуссионных методов при изучении экономических дисциплин
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла 8
1.1. Общее представление о дискуссионных методах проведения занятий в
профессиональных образовательных организациях 8
1.2. Виды учебных дискуссий и особенности проведения учебной дискуссии
по дисциплинам профессионального цикла 15
1.3. Технология проведения занятий с применением дискуссионных методов
обучения по дисциплинам профессионального цикла 21
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению дискуссионных методов обучения при изучении дисциплин профессионального цикла (на примере НОУ СПО «Челябинский юридический колледж») 37
2.1. Характеристика базы исследования и особенностей применения
дискуссионных методов обучения на базе исследования 37
2.2. Предлагаемое учебно-методическое обеспечение занятий с
применением дискуссионных методов обучения по дисциплине «Маркетинг» 44
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Глава 1. Теоретические основы разработки дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла 8
1.1. Общее представление о дискуссионных методах проведения занятий в
профессиональных образовательных организациях 8
1.2. Виды учебных дискуссий и особенности проведения учебной дискуссии
по дисциплинам профессионального цикла 15
1.3. Технология проведения занятий с применением дискуссионных методов
обучения по дисциплинам профессионального цикла 21
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению дискуссионных методов обучения при изучении дисциплин профессионального цикла (на примере НОУ СПО «Челябинский юридический колледж») 37
2.1. Характеристика базы исследования и особенностей применения
дискуссионных методов обучения на базе исследования 37
2.2. Предлагаемое учебно-методическое обеспечение занятий с
применением дискуссионных методов обучения по дисциплине «Маркетинг» 44
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования. Очень большие успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Главным недостатком всех категорий образования при этом является отсутствие деятельности обучающегося, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. Все более важным для педагога становится приобщение обучающихся к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки обучающихся, реализации современных технологий обучения, развития у обучающихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Большинство традиционных методов обучения направлены на сообщение истины, констатацию проблемы или метода ее решения, не отводя должной роли отстаиванию мнения субъекта обучения. Вместе с тем, наиболее полное раскрытие личности обучающегося, его взглядов и понимания проблем достигается именно через полемику, обсуждение в дружеских спорах и дискуссиях на занятиях и во внеурочное время. Учитывая эти факты, мы в данном исследовании хотим остановиться на роли дискуссионных методов обучения в профессиональном образовании.
Ценность дискуссии, как метода обучения и воспитания, заключается в том, что она отражает диалектику нравственных, волевых и других качеств подростков, юношей и девушек. Духовный и эмоциональный фонд человечества не может состоять только из положительных качеств. Отсутствие контрастных оценок и переживаний быстро приводит к односторонности, пресыщению, скуке, равнодушию. Еще К.Д. Ушинский считал лучшим лекарством от скучного воспитания и обучения исключение односторонности в работе с детьми. Он советовал воспитателям обращать их внимание на противоречие или сходство представлений, что «открывает самому студенту возможность совершенно самостоятельно, или с необходимой помощью (чем меньше помощь, тем лучше), преодолеть противоречия и вывести новую истину [15, 23, 39].
По мнению К.Д. Ушинского, метод, когда сталкиваются и борются антагонистические чувства - радости и печали, влечения и отвращения, удовольствия и неудовольствия, стыда и самодовольства - и когда они разрешаются в активной и разнообразной жизненной практике, направленной на преодоление противоречий, - именно такой метод делает истину духовным достоянием студента, внутренним мотивом поведения, так как эту истину он нашел, «выстрадал», усвоил сам [15, 23, 39].
Тем более велико значение дискуссий в образовательном процессе организаций среднего профессионального образования, когда новые задачи, решаемые в нашей стране, повышают требования к компетентности специалистов в целом. Данная компетентность предполагает не только широкую информированность в своей области, но и умение быстро ориентироваться в различных ситуациях производства и общения, оперативно решать профессиональные задачи. Участие в различные рода дискуссиях и позволяет развивать необходимые качества.
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность. Задачи конкретно-содержательные: осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний и др. Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Дискуссия - в переводе с латинского - рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов. Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого человека [1, 31, 46]. Важную роль в развитии дискуссионных методов сыграли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов, психологи, методисты и историки: Ю.К. Бабанский, Д.П. Горский, Т. В. Анисимова, Г. А. Цукерман, В. И. Курбатов, Коджаспировы, М. В. Короткова, М. С. Байматова и др.
А также работы следующих ученых: Д.Х. Вагапова, Е.Г. Калинкина, М.В. Кларин, В.И. Кузнецов, А.П. Огурцов, Т.В. Светенко, Г.К. Селевко, Л.П. Сопер, С. Л. Вигман, М. В. Кларин, Ю.Н. Калюткин, И. В. Муштавинская, С. А. Мухина, Р. С. Немов, Г. К. Селевко, С. Ю Курганов, В. В. Давыдов и др.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по применению дискуссионных методов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Объект исследования - дискуссионные методы.
Предмет исследования - совершенствование учебно-методического обеспечения занятий с применением дискуссионных методов.
Задачи исследования:
1) изучить общие представления о дискуссионных методах проведения занятий в профессиональных образовательных организациях;
2) выделить и обосновать виды учебной дискуссии;
3) раскрыть особенности проведения учебных дискуссий по дисциплинам профессионального цикла;
4) описать технологию проведения занятий с применением дискуссионных методов обучения по дисциплинам профессионального цикла;
5) охарактеризовать базу исследования и особенностей применения дискуссионных методов обучения в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж»;
6) разработать учебно-методическое обеспечение занятий с применением дискуссионных методов для дисциплины «Маркетинг», проанализировать результаты проведения теоретического занятия с применением дискуссии в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж».
Теоретико - методологическая база исследования.
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности. В работе использованы результаты исследований системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, A.M. Новиков, И.В. Зимняя, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, А.Г. Казакова, Е.С. Полат, М.П. Сибирская, Г.К. Селевко, В.П. Давыдов, Д.В. Чернилевский, М.А. Чошанов); по теоретическому осмыслению проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста (А.Н. Афанасьев, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, И.В. Зорин, В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, A.M. Новиков, В.В. Сериков, А.Л. Фатыхова); педагогические исследования по проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, A.l I. Верхола, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, С.И. Зиновьев, М.А. Лямзин, В.Г. Михайловский, В.Н. Новиков, Ю.С. Руденко, В.А. Сластенин, С.Д.Смирнов, и др.); по использованию информационных технологий в обучении (П.И. Образцов, А.И. Уман, В.М. Казакевич, А.И. Сеселкин, М.И. Башмаков, С.Н.
Поздняков, H.A. Резник, И.В. Роберт, В.Т. Горбачев, Д.П. Муравлев, Е.С. Полат, Ю.С. Руденко); по использованию информационных образовательных систем в обучении и воспитании (Е.В. Гнатышина, Е.В. Лобанова, В.А. Минаев), а также отдельные аспекты в работах В.Г. Гуляева, И.В. Калашникова, Д.Н. Корнеева, Л.А. Родигина, А.Ю. Панкова, Ю.А. Лапина и др.
Практическая значимость исследования: осуществлена характеристика базы исследования и особенностей применения дискуссионных методов обучения на базе исследования; разработано учебно - методическое обеспечение занятий по дисциплинам профессионального цикла с применением дискуссионных методов, в том числе, план-конспект занятия по дисциплине «Маркетинг» с применением дискуссионных методов обучения в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж»; проанализированы результаты проведения теоретического занятия с применением дискуссии.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла, творческих работ студентов, методы педагогического проектирования и др.
База исследования: НОУ СПО «Челябинский юридический колледж». Юридический адрес: 454112, г. Челябинск, пр. Победы, 290.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложение. Текст изложен на 60 страницах, содержит 3 таблицы, 1 приложение, список литературы представлен 51 источником.
Ценность дискуссии, как метода обучения и воспитания, заключается в том, что она отражает диалектику нравственных, волевых и других качеств подростков, юношей и девушек. Духовный и эмоциональный фонд человечества не может состоять только из положительных качеств. Отсутствие контрастных оценок и переживаний быстро приводит к односторонности, пресыщению, скуке, равнодушию. Еще К.Д. Ушинский считал лучшим лекарством от скучного воспитания и обучения исключение односторонности в работе с детьми. Он советовал воспитателям обращать их внимание на противоречие или сходство представлений, что «открывает самому студенту возможность совершенно самостоятельно, или с необходимой помощью (чем меньше помощь, тем лучше), преодолеть противоречия и вывести новую истину [15, 23, 39].
По мнению К.Д. Ушинского, метод, когда сталкиваются и борются антагонистические чувства - радости и печали, влечения и отвращения, удовольствия и неудовольствия, стыда и самодовольства - и когда они разрешаются в активной и разнообразной жизненной практике, направленной на преодоление противоречий, - именно такой метод делает истину духовным достоянием студента, внутренним мотивом поведения, так как эту истину он нашел, «выстрадал», усвоил сам [15, 23, 39].
Тем более велико значение дискуссий в образовательном процессе организаций среднего профессионального образования, когда новые задачи, решаемые в нашей стране, повышают требования к компетентности специалистов в целом. Данная компетентность предполагает не только широкую информированность в своей области, но и умение быстро ориентироваться в различных ситуациях производства и общения, оперативно решать профессиональные задачи. Участие в различные рода дискуссиях и позволяет развивать необходимые качества.
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность. Задачи конкретно-содержательные: осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний и др. Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Дискуссия - в переводе с латинского - рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов. Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого человека [1, 31, 46]. Важную роль в развитии дискуссионных методов сыграли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов, психологи, методисты и историки: Ю.К. Бабанский, Д.П. Горский, Т. В. Анисимова, Г. А. Цукерман, В. И. Курбатов, Коджаспировы, М. В. Короткова, М. С. Байматова и др.
А также работы следующих ученых: Д.Х. Вагапова, Е.Г. Калинкина, М.В. Кларин, В.И. Кузнецов, А.П. Огурцов, Т.В. Светенко, Г.К. Селевко, Л.П. Сопер, С. Л. Вигман, М. В. Кларин, Ю.Н. Калюткин, И. В. Муштавинская, С. А. Мухина, Р. С. Немов, Г. К. Селевко, С. Ю Курганов, В. В. Давыдов и др.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по применению дискуссионных методов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Объект исследования - дискуссионные методы.
Предмет исследования - совершенствование учебно-методического обеспечения занятий с применением дискуссионных методов.
Задачи исследования:
1) изучить общие представления о дискуссионных методах проведения занятий в профессиональных образовательных организациях;
2) выделить и обосновать виды учебной дискуссии;
3) раскрыть особенности проведения учебных дискуссий по дисциплинам профессионального цикла;
4) описать технологию проведения занятий с применением дискуссионных методов обучения по дисциплинам профессионального цикла;
5) охарактеризовать базу исследования и особенностей применения дискуссионных методов обучения в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж»;
6) разработать учебно-методическое обеспечение занятий с применением дискуссионных методов для дисциплины «Маркетинг», проанализировать результаты проведения теоретического занятия с применением дискуссии в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж».
Теоретико - методологическая база исследования.
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности. В работе использованы результаты исследований системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, A.M. Новиков, И.В. Зимняя, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, А.Г. Казакова, Е.С. Полат, М.П. Сибирская, Г.К. Селевко, В.П. Давыдов, Д.В. Чернилевский, М.А. Чошанов); по теоретическому осмыслению проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста (А.Н. Афанасьев, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, И.В. Зорин, В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, A.M. Новиков, В.В. Сериков, А.Л. Фатыхова); педагогические исследования по проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, A.l I. Верхола, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, С.И. Зиновьев, М.А. Лямзин, В.Г. Михайловский, В.Н. Новиков, Ю.С. Руденко, В.А. Сластенин, С.Д.Смирнов, и др.); по использованию информационных технологий в обучении (П.И. Образцов, А.И. Уман, В.М. Казакевич, А.И. Сеселкин, М.И. Башмаков, С.Н.
Поздняков, H.A. Резник, И.В. Роберт, В.Т. Горбачев, Д.П. Муравлев, Е.С. Полат, Ю.С. Руденко); по использованию информационных образовательных систем в обучении и воспитании (Е.В. Гнатышина, Е.В. Лобанова, В.А. Минаев), а также отдельные аспекты в работах В.Г. Гуляева, И.В. Калашникова, Д.Н. Корнеева, Л.А. Родигина, А.Ю. Панкова, Ю.А. Лапина и др.
Практическая значимость исследования: осуществлена характеристика базы исследования и особенностей применения дискуссионных методов обучения на базе исследования; разработано учебно - методическое обеспечение занятий по дисциплинам профессионального цикла с применением дискуссионных методов, в том числе, план-конспект занятия по дисциплине «Маркетинг» с применением дискуссионных методов обучения в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж»; проанализированы результаты проведения теоретического занятия с применением дискуссии.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла, творческих работ студентов, методы педагогического проектирования и др.
База исследования: НОУ СПО «Челябинский юридический колледж». Юридический адрес: 454112, г. Челябинск, пр. Победы, 290.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложение. Текст изложен на 60 страницах, содержит 3 таблицы, 1 приложение, список литературы представлен 51 источником.
В ходе написания выпускной квалифицированной работы все задачи были выполнены. В частности, были рассмотрены теоретико-методологические основы исследования особенностей применения дискуссионных методов в профессиональных образовательных организациях, изучены данные особенности, а также был разработан конспект теоретического занятия с применением дискуссионных методов по изучению темы «Организация маркетинговой деятельности предприятия».
Разработанные в выпускной квалификационной работе конспект и методические рекомендации предназначены, прежде всего, для использования в профессиональных образовательных организациях в целях повышения эффективности обучения по дисциплине «Маркетинг». Разумеется, что предложенные рекомендации не являются идеальной моделью. Очевидно, что данная проблема еще требует дальнейшего глубокого изучения. Преимущества всех рассмотренных нами методов дискуссионного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и педагога массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Дискуссия - спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ познания. Дискуссия позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Дискуссия полезна и тем, что она уменьшает момент субъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы людей.
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления студентов, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности студентов. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров. В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Главное для понимания сущности дискуссии - это то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников.
2. Существуют правила ведения дискуссии, например:
- дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;
- каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
- в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться и т.д.
3. Предметом дискуссии могут быть не только предметные или учебные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих студентов. Результаты дискуссий гораздо сильнее модифицируют поведение студента, чем простое усвоение некоторых знаний.
Апробация теоретического занятия, по разработанным конспекту и методическому сопровождению на базе исследования, а именно в НОУ СПО "Челябинский юридический колледж", показала эффективное влияние дискуссионных методов обучения на развитие и воспитание студентов.
Дискуссионные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность. Произошло улучшение таких показателей как: аргументированность; убедительность; отсутствие ошибок в речи; активность; сформированность диалогических навыков. Это дает право сделать вывод о том, что дискуссия на занятиях по маркетингу помогает развитию навыков общения у студентов, является эффективным методом обучения, формирует у студентов стратегическую, дискурсивную и социальную компетенции, а также вызывает бесспорный интерес у студентов и по форме проведения, и по содержанию.
Следовательно, мы смогли доказать эффективность учебных дискуссий для формирования и развития навыков общения на занятиях по маркетингу на тему «Организация маркетинговой деятельности на предприятии» у студентов и считаем необходимым включать такие занятия в учебный процесс колледжа.
Особую перспективу использованию дискуссий для преподавания маркетинга дает тенденция к интеграции обучений. Обучение в форме дискуссий дарит нам уникальную возможность познавать не только мир физический, но и мир социальный, ибо происходящее при этом осознание процесса общения открывает человеку путь к становлению подлинным субъектом познания и конструирования мира.
Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды занятий, сделать их более интересными и запоминающимися.
Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее.
Разработанные в выпускной квалификационной работе конспект и методические рекомендации предназначены, прежде всего, для использования в профессиональных образовательных организациях в целях повышения эффективности обучения по дисциплине «Маркетинг». Разумеется, что предложенные рекомендации не являются идеальной моделью. Очевидно, что данная проблема еще требует дальнейшего глубокого изучения. Преимущества всех рассмотренных нами методов дискуссионного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и педагога массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Дискуссия - спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ познания. Дискуссия позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Дискуссия полезна и тем, что она уменьшает момент субъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы людей.
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления студентов, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности студентов. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров. В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Главное для понимания сущности дискуссии - это то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников.
2. Существуют правила ведения дискуссии, например:
- дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;
- каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
- в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться и т.д.
3. Предметом дискуссии могут быть не только предметные или учебные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих студентов. Результаты дискуссий гораздо сильнее модифицируют поведение студента, чем простое усвоение некоторых знаний.
Апробация теоретического занятия, по разработанным конспекту и методическому сопровождению на базе исследования, а именно в НОУ СПО "Челябинский юридический колледж", показала эффективное влияние дискуссионных методов обучения на развитие и воспитание студентов.
Дискуссионные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность. Произошло улучшение таких показателей как: аргументированность; убедительность; отсутствие ошибок в речи; активность; сформированность диалогических навыков. Это дает право сделать вывод о том, что дискуссия на занятиях по маркетингу помогает развитию навыков общения у студентов, является эффективным методом обучения, формирует у студентов стратегическую, дискурсивную и социальную компетенции, а также вызывает бесспорный интерес у студентов и по форме проведения, и по содержанию.
Следовательно, мы смогли доказать эффективность учебных дискуссий для формирования и развития навыков общения на занятиях по маркетингу на тему «Организация маркетинговой деятельности на предприятии» у студентов и считаем необходимым включать такие занятия в учебный процесс колледжа.
Особую перспективу использованию дискуссий для преподавания маркетинга дает тенденция к интеграции обучений. Обучение в форме дискуссий дарит нам уникальную возможность познавать не только мир физический, но и мир социальный, ибо происходящее при этом осознание процесса общения открывает человеку путь к становлению подлинным субъектом познания и конструирования мира.
Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды занятий, сделать их более интересными и запоминающимися.
Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее.
Подобные работы
- ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и проведение ролевых игр в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Реализация метода сотрудничества в процессе обучения экономики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Методология социального программирования (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



