Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. .10
§1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема 10
§1.2. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения в процессе обучения математике 21
§1.3. Специфика использования метода проектов в патриотическом воспитании младших школьников в процессе обучения математике 29
Выводы по I главе 38
ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 41
§ 2.1. Цели, задачи, организация экспериментальной работы 41
§ 2.2. Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике 47
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. .10
§1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема 10
§1.2. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения в процессе обучения математике 21
§1.3. Специфика использования метода проектов в патриотическом воспитании младших школьников в процессе обучения математике 29
Выводы по I главе 38
ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 41
§ 2.1. Цели, задачи, организация экспериментальной работы 41
§ 2.2. Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике 47
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный период в российской истории и образовании является временем смены приоритетов, ценностных ориентиров.
Преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие поворот в новейшей истории России, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. У россиян в этот период не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих их в единую историко-культурную, социальную общность. Одним из проявлений духовной опустошённости выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В современном российском обществе, а особенно среди подрастающего поколения, отмечается тенденция к снижению интереса к отечественной истории, российской культуре, искусству, образованию. Такие ценности, как осознание долга перед Отчизной, чувство любви к своей Родине в меньшей степени являются ориентирами для современной молодежи.
Россия сегодня находится в сложной геополитической ситуации, испытывает на себе террористические угрозы, переживает обострение международных отношений. Поэтому государство вынуждено заботиться как о собственной безопасности, так и о защищенности своего общества, отдельной личности от внешних и внутренних угроз, от влияния террористических и экстремистских организаций.
В этих условиях идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, становясь стратегическим приоритетом. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания, его теоретических основ является актуальной задачей государства.
За последние годы на государственном уровне были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания. Содержание стратегии определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания (2001 - 2015 гг.) В декабре 2015 года принята новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Область образования провозглашается одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ «Об образовании в РФ»). Основополагающим государственным документом, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Национальной доктрине образования, определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Ценность патриотического воспитания, как приоритет региональной политики правительства Челябинской области, закреплена в Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы. Основной целью Концепции является «формирование у молодежи чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие». Для достижения данной цели, в соответствии с концепцией, необходимо решить задачи, связанные:
1) с «формированием нового гражданско-патриотического имиджа молодежи Челябинской области, опирающегося на сохранение и развитие исторических традиций патриотизма»;
2) с «развитием военно-патриотического направления в воспитании молодежи на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовно-нравственных ценностей, традиций».
3) с «адресным подходом в формировании патриотизма, предполагающим использование особых форм и методов работы с различными возрастными, социальными и другими группами».
Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма учащихся младшего школьного возраста определена содержанием государственного стандарта начального общего образования. Стандарт предусматривает становление таких личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы), как любовь к своему народу, своему краю и Родине; уважение и принятие ценностей семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и др. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, «иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества» и др.. Разработкой проблемы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались: В. И. Логинова, Н. Николаева, Т. А. Ротанова, Т. Н. Бабаева, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова.
Таким образом, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично в него включено.
Актуальным для патриотического воспитания является и сам возраст младших школьников. В своих научных работах Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев утверждают, что младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для любых воспитательных влияний, в том числе патриотического воспитания. Именно на первой ступени обучения (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества.
Таким образом, необходимость патриотического воспитания младших школьников связана: с государственным заказом в сфере образования; с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования. Эта необходимость обоснована актуальными возможностями детей младшего школьного возраста.
Вместе с тем, вызовы общества, государственный заказ на воспитание патриотизма младших школьников обозначили круг проблем реальной педагогической практики, которые затрудняют «исполнение» данного заказа. Зачастую многочисленные усилия, предпринимаемые на разных уровнях, в частности на уровне учителя, не позволяют достичь требуемого результата, оставляя малоэффективным процесс патриотического воспитания.
Таким образом, актуальность основной проблемы, которая обозначилась в реальной педагогической практике обусловлена
сложившимся противоречием: между объективной необходимостью осуществления патриотического воспитания младших школьников, в том числе и средствами краеведения, с одной стороны, и недостаточной обращенностью педагогов начального образования в осуществлении патриотического воспитания в процессе обучения математике к краеведческому материалу, с другой стороны.
Данное противоречие влечет за собой круг задач, решать которые необходимо как на уровне школы в целом, так и на уровне учителя. Решение этих задач связано с поиском учителем ответов на следующие вопросы:
• какое место в общей системе духовно-нравственного развития и воспитания, в системе воспитании патриотизма младших школьников занимает конкретный учебный предмет (в данном случае математика);
• на каком содержании в рамках учебного предмета «математика» возможно формирование патриотических качеств обучающихся;
• как определить направление воспитательного воздействия, а главное - как понять, что это воздействие привело к желаемому результату;
• какие внутренние ресурсы математики можно задействовать, чтобы процесс патриотического воспитания стал эффективным;
• как может и должно быть организовано образовательное пространство математики, чтобы оно позволяло решать задачи патриотического воспитания младших школьников;
• как (за счет чего) можно расширить возможности математики, усилить ее воспитательный потенциал;
• какие потенциальные возможности детей младшего школьного возраста, связанные с особенностями их возрастной психологии, важно задействовать для повышения эффективности патриотического воспитания и как не упустить из виду ограничивающие факторы данного возраста.
Решение учителем этих задач позволит разрешить обозначенное выше противоречие, а значит направить процесс обучения математике (в числе прочих образовательных задач) на воспитание патриотических качеств младших школьников.
Исходя из этой проблемы, можно определить тему исследования : « Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики».
Цель исследования: на основе теоретического изучения литературы разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы патриотического
воспитания младших школьников.
2) Изучить возможности метода проектов в патриотическом
воспитании младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике.
3) Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Для решения данных задач используются следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- практические методы: педагогический эксперимент, анкетирование;
- методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Цвиллингская СОШ»
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации по патриотическому воспитанию на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Чесменского района Челябинской области.
Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие поворот в новейшей истории России, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. У россиян в этот период не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих их в единую историко-культурную, социальную общность. Одним из проявлений духовной опустошённости выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В современном российском обществе, а особенно среди подрастающего поколения, отмечается тенденция к снижению интереса к отечественной истории, российской культуре, искусству, образованию. Такие ценности, как осознание долга перед Отчизной, чувство любви к своей Родине в меньшей степени являются ориентирами для современной молодежи.
Россия сегодня находится в сложной геополитической ситуации, испытывает на себе террористические угрозы, переживает обострение международных отношений. Поэтому государство вынуждено заботиться как о собственной безопасности, так и о защищенности своего общества, отдельной личности от внешних и внутренних угроз, от влияния террористических и экстремистских организаций.
В этих условиях идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, становясь стратегическим приоритетом. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания, его теоретических основ является актуальной задачей государства.
За последние годы на государственном уровне были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания. Содержание стратегии определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания (2001 - 2015 гг.) В декабре 2015 года принята новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Область образования провозглашается одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ «Об образовании в РФ»). Основополагающим государственным документом, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Национальной доктрине образования, определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Ценность патриотического воспитания, как приоритет региональной политики правительства Челябинской области, закреплена в Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы. Основной целью Концепции является «формирование у молодежи чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие». Для достижения данной цели, в соответствии с концепцией, необходимо решить задачи, связанные:
1) с «формированием нового гражданско-патриотического имиджа молодежи Челябинской области, опирающегося на сохранение и развитие исторических традиций патриотизма»;
2) с «развитием военно-патриотического направления в воспитании молодежи на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовно-нравственных ценностей, традиций».
3) с «адресным подходом в формировании патриотизма, предполагающим использование особых форм и методов работы с различными возрастными, социальными и другими группами».
Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма учащихся младшего школьного возраста определена содержанием государственного стандарта начального общего образования. Стандарт предусматривает становление таких личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы), как любовь к своему народу, своему краю и Родине; уважение и принятие ценностей семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и др. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, «иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества» и др.. Разработкой проблемы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались: В. И. Логинова, Н. Николаева, Т. А. Ротанова, Т. Н. Бабаева, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова.
Таким образом, важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично в него включено.
Актуальным для патриотического воспитания является и сам возраст младших школьников. В своих научных работах Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев утверждают, что младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для любых воспитательных влияний, в том числе патриотического воспитания. Именно на первой ступени обучения (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества.
Таким образом, необходимость патриотического воспитания младших школьников связана: с государственным заказом в сфере образования; с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования. Эта необходимость обоснована актуальными возможностями детей младшего школьного возраста.
Вместе с тем, вызовы общества, государственный заказ на воспитание патриотизма младших школьников обозначили круг проблем реальной педагогической практики, которые затрудняют «исполнение» данного заказа. Зачастую многочисленные усилия, предпринимаемые на разных уровнях, в частности на уровне учителя, не позволяют достичь требуемого результата, оставляя малоэффективным процесс патриотического воспитания.
Таким образом, актуальность основной проблемы, которая обозначилась в реальной педагогической практике обусловлена
сложившимся противоречием: между объективной необходимостью осуществления патриотического воспитания младших школьников, в том числе и средствами краеведения, с одной стороны, и недостаточной обращенностью педагогов начального образования в осуществлении патриотического воспитания в процессе обучения математике к краеведческому материалу, с другой стороны.
Данное противоречие влечет за собой круг задач, решать которые необходимо как на уровне школы в целом, так и на уровне учителя. Решение этих задач связано с поиском учителем ответов на следующие вопросы:
• какое место в общей системе духовно-нравственного развития и воспитания, в системе воспитании патриотизма младших школьников занимает конкретный учебный предмет (в данном случае математика);
• на каком содержании в рамках учебного предмета «математика» возможно формирование патриотических качеств обучающихся;
• как определить направление воспитательного воздействия, а главное - как понять, что это воздействие привело к желаемому результату;
• какие внутренние ресурсы математики можно задействовать, чтобы процесс патриотического воспитания стал эффективным;
• как может и должно быть организовано образовательное пространство математики, чтобы оно позволяло решать задачи патриотического воспитания младших школьников;
• как (за счет чего) можно расширить возможности математики, усилить ее воспитательный потенциал;
• какие потенциальные возможности детей младшего школьного возраста, связанные с особенностями их возрастной психологии, важно задействовать для повышения эффективности патриотического воспитания и как не упустить из виду ограничивающие факторы данного возраста.
Решение учителем этих задач позволит разрешить обозначенное выше противоречие, а значит направить процесс обучения математике (в числе прочих образовательных задач) на воспитание патриотических качеств младших школьников.
Исходя из этой проблемы, можно определить тему исследования : « Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики».
Цель исследования: на основе теоретического изучения литературы разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы патриотического
воспитания младших школьников.
2) Изучить возможности метода проектов в патриотическом
воспитании младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике.
3) Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов.
Для решения данных задач используются следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- практические методы: педагогический эксперимент, анкетирование;
- методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Цвиллингская СОШ»
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации по патриотическому воспитанию на краеведческом материале в процессе обучения математике методом проектов могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа» Чесменского района Челябинской области.
Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В последние десятилетия современное общество претерпело большие изменения в различных сферах, что, несомненно, повлияло на формирование личности человека. Произошла утрата многих человеческих ценностей. Серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. В этих условиях очевидна необходимость решения проблем патриотического воспитания школьников. Ведь именно в школьные годы формируются активная гражданская позиция, верность своей стране и солидарность с ее народом, готовность к служению Отечеству, - все то, что составляет основу понятия «патриотизм». В Законе РФ «Об образовании», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнуты значимость актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Таким образом, воспитание патриотизма в настоящее время стало одним из приоритетных направлений в системе образования России.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого - педагогической литературы, по вопросу патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике. Так же в работе были рассмотрены проекты, виды проектов, технология проведения проектов, структура, требования к подбору задач и проведению проектов, разработаны методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике.
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся на выявление уровня патриотического воспитания младших школьников.
В работе дано методическое обоснование целесообразности использования метода проектов. Этот метод позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт.
Итак, повышение эффективности патриотического воспитания в процессе обучения математике возможно за счет построения целостной образовательной среды. Для этого важно задействовать механизмы:
1. Использование «средового подхода» - создание единой культурной воспитывающей среды, созданной на основе: интеграции, модульного, сетевого принципа построения программы по математике.
2. Расширение образовательного пространства математики за счет применения проектного метода.
3. Использование ценностного потенциала математики как науки (математика - наука - базовая ценность).
4. Использование ресурсов математики как предмета (воспитываемые математикой интеллектуальная корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, - средства формирования патриотических качеств).
5. Построение процесса обучения математике в соответствии с модельной схемой, предполагающей наличие компонентов : 1)Смысловой основы, на которой могут формироваться патриотические качества: национальные базовые ценности; 2) Содержательной основы: предметное, региональное содержание; 3) Ресурсной основы: (ограничивающей - ее надо учитывать; стимулирующей - ее надо задействовать); 4) Организационной основы, в качестве которой выступает проектное пространство (служит местом, где появляется и проявляется детский патриотизм).
Данные механизмы позволят сделать патриотическое воспитание в процессе обучения математике целенаправленным, целостным, системным, а потому более эффективным.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого - педагогической литературы, по вопросу патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математике. Так же в работе были рассмотрены проекты, виды проектов, технология проведения проектов, структура, требования к подбору задач и проведению проектов, разработаны методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения математике.
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся на выявление уровня патриотического воспитания младших школьников.
В работе дано методическое обоснование целесообразности использования метода проектов. Этот метод позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт.
Итак, повышение эффективности патриотического воспитания в процессе обучения математике возможно за счет построения целостной образовательной среды. Для этого важно задействовать механизмы:
1. Использование «средового подхода» - создание единой культурной воспитывающей среды, созданной на основе: интеграции, модульного, сетевого принципа построения программы по математике.
2. Расширение образовательного пространства математики за счет применения проектного метода.
3. Использование ценностного потенциала математики как науки (математика - наука - базовая ценность).
4. Использование ресурсов математики как предмета (воспитываемые математикой интеллектуальная корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, - средства формирования патриотических качеств).
5. Построение процесса обучения математике в соответствии с модельной схемой, предполагающей наличие компонентов : 1)Смысловой основы, на которой могут формироваться патриотические качества: национальные базовые ценности; 2) Содержательной основы: предметное, региональное содержание; 3) Ресурсной основы: (ограничивающей - ее надо учитывать; стимулирующей - ее надо задействовать); 4) Организационной основы, в качестве которой выступает проектное пространство (служит местом, где появляется и проявляется детский патриотизм).
Данные механизмы позволят сделать патриотическое воспитание в процессе обучения математике целенаправленным, целостным, системным, а потому более эффективным.
Подобные работы
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуализация и дифференциация математической подготовки учащихся 7 классов кадетских корпусов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



