Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание чувства любви к своей Родине у младших школьников посредством внеурочной деятельности

Работа №81293

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К СВОЕЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Содержание основных понятий темы исследования 6
1.2 Роль внеурочной деятельности в воспитании чувства любви к своей Родине у младших школьников 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЧУВСТВА ЛЮБВИ К СВОЕЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Условия протекания исследования, характеристика
используемых методик 29
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности «Люби свой край» 38
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54


С введением закона «Об образовании в РФ» от 2012 г. изменились принципы государственной политики в сфере образования. Одним из приоритетных принципов стал принцип воспитания патриотизма у школьников [46].
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (от 2009 г.) патриотизм является базовой национальной ценностью, которая включает в себя любовь к России, к своей малой Родине.
Воспитание у младших школьников чувства любви к своей Родине является одной из первостепенных воспитательных задач современной начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (от 2009 г.), который гласит, что выпускник начальной школы должен «любить свой народ, свой край и свою Родину» [45].
Личность младшего школьника формируется в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, отдыха и т.д. Но наиболее системно и последовательно развитие и воспитание личности происходит в начальной школе. Наибольшим потенциалом для воспитания чувства любви к своей Родине у младших школьников обладает внеурочная деятельность.
Таким образом, на современном этапе образования проблема воспитания у младших школьников чувства любви к своей Родине является актуальной. Проблема патриотического воспитания нашла отражения в трудах А. В. Азаровой, С. М. Вишняковой, В. А. Караковского, О. А. Курбениной, Д. С. Лихачёва, Л. И. Маниной, К. Д. Ушинского и др.
Изучением возможностей внеурочной деятельности, её особенностей занимались следующие педагоги и исследователи: А. П. Гладкова, Д. В. Григорьев, А. В. Енин, В. И. Казаренков, А. В. Молчанова, П. В. Степанов и др.
Анализ научной, педагогической литературы и реальной практики по данной теме позволили нам сформулировать существующее противоречие: между необходимостью воспитания чувства любви к своей Родине у младших школьников и недостаточным методическим обеспечением по данной проблеме.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы возможности внеурочной деятельности в воспитании у младших школьников чувства любви к своей Родине?
Цель исследования: изучить теоретические основы воспитания чувства любви к своей Родине у младших школьников для разработки фрагмента программы внеурочной деятельности, направленного на воспитание чувства любви к своей Родине.
Объект исследования: воспитание чувства любви к своей Родине у младших школьников.
Предмет исследования: воспитание чувства любви к своей малой Родине у младших школьников посредством внеурочной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Задачи:
1. Определить содержание основных понятий темы исследования.
2. Выявить роль внеурочной деятельности в воспитании чувства любви к своей Родине у младших школьников.
3. Проанализировать результаты эксперимента.
4. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы - анкетирование; методы обработки данных (методы математической статистики, качественный анализ).
Экспериментальная база: исследование проводилась на базе МАОУ СОШ г. Усть-Катав Челябинской области среди обучающихся третьих классов.
Практическая значимость: разработанный фрагмент программы внеурочной деятельности, направленный на воспитание чувства любви к своей Родине, может быть использован в работе учителями начальных классов.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, 4 таблиц, 3 рисунков, списка использованных источников (51 источник).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты воспитания чувства любви к своей Родине у младших школьников посредством внеурочной деятельности.
Под воспитанием в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (от 2009 г.) понимается организованный педагогом целенаправленный процесс развития ученика как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Патриотизм - это любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Опираясь на данное определение, мы можем сделать вывод, что понятие «любовь к Родине» и «патриотизм» взаимозаменяемы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Как отмечают психологи, младший школьный возраст наиболее благоприятен для патриотического воспитания. В этом возрасте эмоциональные переживания детей приобретают устойчивый характер, что способствует формированию у них любви к Родине.
Внеурочная воспитательная работа способствует более полноценному патриотическому воспитанию, поэтому мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть разнообразны по форме, тематике и содержанию.
Внеурочная деятельность, посвящённая малой Родине, создаёт эмоциональную обстановку, которая способствует воспитанию патриотизма младших школьников. Например, встречи школьников с героями труда и тыла, ветеранами Великой Отечественной войны, почётными гражданами города и области составят глубокое впечатление у обучающихся.
Обобщив результаты эксперимента, мы пришли к выводу о необходимости работы учителя начальных классов по воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников.
Изучив теоретический материал и результаты нашего исследования, мы разработали фрагмент программы внеурочной деятельности, посвящённый воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников.
Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Дальнейшим направлением исследования может стать экспериментальная проверка эффективности разработанного нами фрагмента программы внеурочной деятельности.



1. Адоевцева, И. В. Программа воспитания и социализации обучающихся: при-мерный диагностический инструментарий [Текст] : Методические рекомендации. Выпуск 3 / И. В. Адоевцева, О. В. Тайгин. - Кострома : КОИРО, 2019. - 34 с.
2. Азарова, А. В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Текст] / А. В. Азарова // Вестник Военного университета . - 2010. - № 3 (23). - С. 21-25.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Бондарь, Е. Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 2-4 класс [Текст] : методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 2-4 класс» / Е. Е. Бондарь, С. Н. Петрушин. - Челябинск : «Край Ра», 2014. - 65 с.
5. Верховых, И. В. Построение тематической программы внеурочной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание младших школьников [Текст] / И. В. Верховых, Н. П. Шитякова // Духовно-нравственное воспитание личности в условиях реализации новых образовательных стандартов : сб. выступлений на общественно¬педагогическом форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10 декабря 2013 г. /под ред. Н. П. Шитяковой. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - С. 85-91.
6. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - Москва : НМЦ СПО, 1999. - 365 с.
7. Волчегорская, Е. Ю. Начальное образование: наука, практика, инновации [Текст] : коллективная монография / Е. Ю. Волчегорская, Н. А. Козлова, Н. П. Шитякова [и др.] ; под общ. ред. Е. Ю. Волчегорской. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал.гос. гуман.-пед.ун-та, 2016. - 253 с.
8. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] : метод. пособие / Е. Н. Воронова. - Москва : Гардарики, 2011. - 153 с.
9. Гар, М. И. Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения [Текст] / М. И. Гар // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2015. - С. 86-90.
10. Гладкова, А. П. О внеурочной деятельности в современной начальной школе [Текст] / А. П. Гладкова // Научный альманах. - 2015. - № 10. - С. 110-113.
11. Голубева, Н. Е. Внеурочная деятельность в начальной школе [Текст] / Н. Е. Голубева // Образование в современной школе. - 2012. - № 7. - С. 16-19.
12. Григорьева, Е. В. Природа Южного Урала. Уроки и внеурочная деятельность по краеведению в начальной школе [Текст] : метод. пособие для учителей / Е. В. Григорьева. - Челябинск : АБРИС, 2014. - 80 с.
13. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. - 2 изд., испр. и доп. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2014. - 24 с.
15. Дмитриева, Е. А. Патриотическое воспитание. 1-4 класс. ФГОС [Текст] : классные часы / Е. А. Дмитриева, Е. А. Мелихова, С. В. Лукьяновская. - Волгоград : Учитель, 2019. - 113 с.
16. Дубинец, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы [Текст] / Л. А. Дубинец // Молодой ученый. - 2015. - № 1.2 (81.2). - С. 13-16.
17. Енин, А. В. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы [Текст] / А. В. Енин. - Москва : ВАКО, 2015. - 288 с.
18. Ефремова, В. Е. Патриотическое воспитание младших школьников как одно из приоритетных направлений воспитания учащихся [Текст] / В. Е. Ефремова, Н. А. Буримская // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 9. - С. 54-56.
19. Затулина, Г. Я. Россия - Родина моя. Нравственно¬патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : методические рекомендации / Г. Я. Затулина. - Москва : Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
20. Захарова, Е. А. Использование краеведческого материала в начальной школе во внеурочной деятельности [Текст] / Е. А. Захарова // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы материалы 3-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 85-летнему юбилею естественно-географического факультета ПГСГА / Самарский государственный социально-педагогический университет. - Самара, 2014. - С. 367-370.
21. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ивашкина Наталья Александровна. - Москва, 2008. - 24 с.
22. Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] /
В. А. Караковский. - Москва : Творческая педагогика, 1993. - 80 с.
23. Кулдашова, Н. В. Навигатор по организации внеурочной деятельности [Текст] / Н. В. Кулдашова. - Волгоград : Учитель, 2019. - 141 с.
24. Куренбина, О. А. К вопросу о патриотическом воспитании [Текст] / О.А. Куренбина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 170-172.
25. Левашов, В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалиях [Текст] / В. К. Левашов // Социс. - 2006. - № 8. - С. 67-76.
26. Лихачев, Д. С. Русская культура [Текст] : сост. Л. Р. Мариупольская / Д. С. Лихачёв. - Москва : Искусство, 2000. - 438 с.
27. Лиходей, Н. В. Программа воспитательной работы с классом [Текст] / Н. В. Лиходей. - Москва : ТЕИС, 2007. - 90 с.
28. Лыкова, И. А. Азбука юного россиянина. Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. - Москва : ИД Цветной мир, 2017. - 56 с.
29. Манина, Л. И. Диагностика патриотического воспитания
младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] /
Л. И. Манина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 7 (63). - С. 285-288.
30. Мартышова, Д. А. К вопросу воспитания любви к малой Родине у младших школьников [Текст] / Д. А. Мартышова, Н. В. Шилина // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность» межвузовский сборник научно-методических статей. под. ред. Е. В. Ракитиной / Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ. - Тюмень, 2016. - С. 76-79.
31. Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. - Саратов, 2016. - 59 с.
32. Молчанова, А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации [Текст] / А. В. Молчанова // Начальная школа и образование. - 2015. - № 8. -
С. 46-52.
33. Немов, Р. С. Общие основы психологии [Текст]. В 3 кн. Кн. 1/ Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] : под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. / С. И. Ожегов. - Москва : Оникс, 2009. - 1359 с.
35. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учебное пособие / Н. А. Пастернак. - Москва : ФЛИНТА, 2018. - 166 с.
36. Петровская, Е. Е. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Е. Е. Петровская // Академический вестник Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2019. - № 2. - С. 92-95.
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http s: //www.garant .ru/pro ducts/ipo/prime/doc/55071318.
38. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - Москва : Просвещение, 2010. - 191., 204 с.
39. Седова, Н. Е. Интеграция общего и дополнительного
образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и патриотического воспитания [Текст] /
Н. Е. Седова, Е. В. Горелова // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 7. - С. 164-168.
40. Седова, Н. Е. Педагогические условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности [Текст] : монография / Н. Е. Седова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 343 с.
41. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
42. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Правительство Российской федерации, 2015. - Режим доступа:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
43. Титаренко, Н. Н. Естественнонаучная внеурочная деятельность младших школьников: теория и практика [Текст] : монография / Н. Н. Титаренко, Н. А. Белоусова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. - 145 с.
44. Ушаков, Д. С. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция [Текст] / Д. С. Ушаков. - Москва : Славянский дом книги, 2017. - 960 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки РФ. - Москва : Просвещение, 2018. - 53 с.
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
47. Цветкова, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться [Текст]: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / Цветкова Галина Александровна. - Екатеринбург, 2002. - 39 с.
48. Целикова, А. Д. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения [Текст] / А. Д. Целикова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 97-82.
49. Чердынцева, Е. В. Технологии организации внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] / Е. В. Чердынцева // Научный потенциал. - 2014. - № 1. - С. 88-91.
50. Чутко, Н. Я. Я - Гражданин России [Текст] : учеб. пособие для 3 класса / Н. Я. Чутко. - Самара : Издательский дом «Фёдоров» , 2014. - 160 с.
51. Шкитина, Н. С. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на современном этапе [Текст] / Н. С. Шкитина // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Марийский государственный университет (Йошкар-Ола), 2019. - С. 309-313.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ