Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ф.ГАСКАРОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ХОРЕГОРАФИИ БАШКОРТОСТАНА

Работа №81287

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ф.А. ГАСКАРОВ - ОСНОВАТЕЛЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА БАШКОРТОСТАНА
1.1. Жизнь и творчество Ф.А. Гаскарова 7
1.2. Создание Башкирского академического государственного ансамбля народного танца
1.3. Вклад Ф.А. Гаскарова в развитие народной хореографии Республики Башкортостана
ГЛАВА 2. БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ -
ИСКУССТВО ТАНЦА БАШКИР
2.1. Башкирская народная хореография: история и
современность
2.2. Форма и тематика башкирской народной хореографии 35
2.3. Разработка общеобразовательной программы «Башкирский танец - душа народа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в работе рассматривается малоизученный аспект науки - башкирский хореографический фольклор, его история, традиции и современное состояние.
В настоящее время все большее внимание уделяется народному творчеству. Великолепный знаток башкирского фольклора, талантливый хореограф, тонкий и глубокий художник Файзи Гаскаров безошибочно угадал суть башкирского народного танца, сделал его близким и понятным людям разных национальностей. Файзи Гаскаров является пропагандистом и знатоком башкирской танцевальной культуры.
Надлежит отметить, что башкирский народный танец как жемчужина народной хореографии башкир, осваивая архаичные способы и нормы жестового языка, верования, культовые представления, обрядовые реалии, за многие столетия своего развития сформировался как яркий образец драматического искусства, глубоко отображающий национальный дух, психологию и пластический стиль своего творца.
Любой народ - явление уникальное. Каждый внес что-то свое - неповторимое - в цивилизацию. Вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное.
Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии восприняло их как недосягаемый образец. Но в дальнейшем выдвигались вперед другие, шли дальше, осваивая накопленное, опираясь на достигнутое.
Величие народа - вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами, иными неповторимыми памятками материальной культуры. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры и искусства. К этой группе следует отнести и башкир.
Малая частица нашей великой родины, раскинувшаяся в Приуралье и на Южном Урале. Природа со всей щедростью наградила эту землю. Родная уральская земля наделила душу народа добротой, и, впитывая ее могучую и ласковую красоту, башкиры издавна стремились воплотить в своем творчестве все многообразие звуков и красок родного края.
Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживают, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски - героические, обрядовые, бытовые - сопровождали наших предков во все времена.
Нельзя не согласится с мнением Мустай Карима, который писал: «Жаль, конечно, что наши предки - кочевники не оставили своим далеким потомкам белокаменных городов и сказочных храмов, тисненных золотом книг и дивных картин. Но мы признательны им за то, что веками они создали сами себя и берегли себя. Достойно сберегли обычаи, песни, кубаиры, танцы и многое из того, что дошло до нас» [25, с.18].
С давних пор на башкирских праздниках музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса, но зато танцору доставались все улыбки.
До Великой Октябрьской революции запреты мусульманской религии, враждебно относящейся искусству вообще, мешали развитию башкирского танца. В песнях и плясках духовенство усматривало «великий грех». Муллы внушали: «Не пой! Не танцуй! Своим пением и танцем ты пугаешь ангелов и созываешь нечистых!» Но, несмотря на преследования и запреты, народ создавал все новые песни, пляски, находя в них отраду и редкие часы отдыха.
После победы Великой Октябрьской революции могучая стихия народного творчества потоком хлынула на сценические подмостки. Тысячи талантливых представителей народа обрели право проявить свои способности.
В советскую эпоху наступил истинный расцвет народного танца. Детище этого времени - самый молодой жанр хореографии - сценический народный танец. Именно в этот период судьба свела руководителя первого Ансамбля народного танца СССР Игоря Моисеева и молодого башкирского балетмейстера Файзи Г аскарова. Встреча во многом повлияла на дальнейшее развитие башкирской хореографии.
Благодаря Ф. Гаскарову гордимся ансамблем народного танца. В наши дни, когда культура не знает национальных преград башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивая духовные ценности других народов, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.
Драгоценная россыпь танцев, созданная щедрым талантом Ф.А. Гаскарова, и сегодня составляет репертуар коллектива: «Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Ф.А. Гаскарова». Развитие современной башкирской хореографии - это взаимовлияние профессионального и самодеятельного танцевального искусства.
Объект исследования: башкирский хореографический фольклор, его история, традиции и современное состояние.
Предмет исследования: вклад в развитие башкирской народной хореографии Ф.А. Гаскарова.
Гипотеза исследования: формирование интереса к народному фольклору будет проходить наиболее успешно через танцы, передающие своеобразие башкирской хореографии.
Цель исследования: всестороннее исследование
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
С Изучить жизнь и творчество Ф.А. Гаскарова.
С Исследовать вклад Ф.А. Гаскарова в развитии народной
хореографии Республики Башкортостана;
С Провести анализ башкирской народной хореографии от
история до современности;
С Раскрыть характерные особенности башкирской танцевальной хореографии
С Провести разработку общеобразовательной программы «Башкирский танец - душа народа».
Исходя из гипотезы, цели и задач сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Творчество Ф.А. Гаскарова и его вклад в развитие народной хореографии Башкортостана».
Теоретической и методологической основой работы выступают труды ученых-педагогов, психологов, хореографов. В работе проанализированы труды таких авторов, как труды: Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, В.С Костровицкой, А. М. Мессерера, А.А. Климова, Т.А. Устиновой, Г.П. Гусева, А.А. Борзова и др.
Методы исследования выпускной квалификационной работы включают теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; изучение, анализ и обобщение теории и практики хореографического воспитания в учреждениях дополнительного образования; моделирование новых форм и методов работы.
База исследования: ШОД им. И Алтынсарина.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость определяется тем, что материалы отвечают современным требованиям воспитательного процесса и могут быть использованы преподавателями хореографии, руководителями танцевальных кружков в массовой практике при обучении народной хореографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной работе сделана попытка осмысления хореографических традиций башкир через исследование многомерной творческой деятельности знаменитого балетмейстера Ф. Гаскарова, создавшего историю, канон башкирского народного танца.
Художественно обобщив и развив уникальные элементы танцевального искусства башкир, Гаскаров создал галерею бесценных образов национальной хореографии, которые легли в основу репертуара Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан, стали его художественным лицом.
Хореографическая культура башкир является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.
В прошлом башкирские танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.
Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной этнохудожественной культуры и особенно народной хореографии башкир, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.
Характерная черта развития современной башкирской хореографии - это взаимовлияние профессионального и самодеятельного танцевального искусства. Сценические башкирские танцы, созданные Ф.А. Гаскаровым на фольклорной основе, были приняты народом. Они стали исполняться коллективами художественной самодеятельности, имеющимися в каждом селе. В репертуар самодеятельных коллективов вошли наиболее популярные танцы Гаскарова, «Баик», «Перовский» «Семь девушек», «Гульназира», «Зарифа», «Три брата», «Дружба», «Подарок», «Загида».
Гаскаров Файзи Адгамович - первый профессиональный башкирский танцовщик, выпускник хореографического училища Большого театра СССР. Это первый башкирский хореограф, который поставил перед собой задачу - создать профессиональный танцевальный коллектив.
Художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца, описал особенности народных башкирских танцев.
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан является брендом российской культуры, хранителем народных традиций Башкортостана. Создание, становление и развитие ансамбля связано с именем его первого художественного руководителя (назначен 11 марта 1939 года), заслуженного деятеля искусств РСФСР, БАССР, лауреата республиканской премии имени Салавата Юлаева, кавалера ордена «Знак почета» Файзи Адгамовича Гаскарова. С 1989 года коллектив носит его имя. В декабре 1996 года Министерством культуры Российской Федерации ансамблю присвоено высокое звание «Академический».
Файзи Гаскаров разглядел национальную суть башкирского народного танца, сделал его близким и понятным людям разных национальностей. Опираясь на народное творчество, он создал уникальный художественный метод обработки фольклора с позиции профессионального искусства.
Первое выступление ансамбля состоялось 20 марта 1939 года в честь 20-летия образования Башкирской автономной советской социалистической республики с башкирским танцем «Зарифа». В 1955 году состоялись первые зарубежные гастроли в Республику Вьетнам, где ансамбль был удостоен «Ордена Труда I степени». С 1957 года начинается активная гастрольная деятельность коллектива во всех уголках нашей страны, в том числе и за рубежом.
За 75 лет своего существования ансамбль посетил более 80 стран мира, представляя культуру и искусство Республики Башкортостан на
мировой арене. Выступления легендарного ансамбля Гаскарова всегда сопровождают огромный успех и любовь благородных зрителей. В репертуаре ансамбля 180 танцевальных произведений. Из них более 60 постановок Файзи Гаскарова.
Ансамбль является единственным коллективом, награждённым премией имени Салавата Юлаева - «за большой вклад в развитие и пропаганду башкирского профессионального хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство». Коллектив также награжден «Почетным знаком» Государственного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, удостоен золотой медали «Пять континентов» и диплома «Посол мира» в штаб-квартире Юнеско в Париже.
В настоящее время коллектив, носящее имя Файзи Гаскарова - это подлинный театр танца, сохраняющий его неповторимое творческое наследие и гаскаровский стиль, достижения, накопленный опыт за всю историю ансамбля. Коллектив бережно сохраняет традиции башкирского народа, представляет зрителю широкую палитру танцев многих народов мира и России во благо развития и процветания искусства танца.
Файзи Гаскаров был носителем не только уникальных знаний музыкального и танцевального фольклора башкир, но и поэтического и эстетического обновления хореографии.
Исторический подвиг Гаскарова состоит в том, что он сумел, сохранив традиции предков, воссоздать национальную культуру в новом качестве. Именно Гаскаров своей многомерной творческой деятельностью создал историю, канон башкирского народного танца, подняв его до уровня академического балета. Гаскарову удалось собрать разрозненные жемчужины народного творчества и создать галерею образов башкирской национальной хореографии, которые легли в основу репертуара Башкирского государственного ансамбля народного танца, стали его художественным лицом.
Файзи Гаскаров оказал значительное позитивное влияние и на эстетику башкирского балета, способствовал творческому становлению первых поколений артистов балета и профессиональных танцовщиков.
Во второй главе выпускной работы была разработана программа «Башкирский танец - душа народа».
Искусство народного танца - это средство воспитания и развития личности ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека.
Цель программы «Башкирский танец - душа народа» - гармоничное развитие личности детей и подростков на основе изучения башкирской народной хореографии.
Методические принципы программы обоснованы и направлены на постепенность, последовательность, системность. Доступность материала соответствует возрастным особенностям детей и подростков, соблюдают приемлемый темп.
Содержание программы «Башкирский танец - душа народа» предполагает многогранное обогащение образовательно-воспитательной работы на основе изучения башкирской народной хореографии.
Программа педагогически целесообразна, т.к. через данную программу дети формируют исполнительскую танцевальную культуру средствами башкирского народного танца, самореализуются, происходит раскрытие их внутреннего потенциала.



1. Указ Президента республики Башкортостан от 3 августа 2011 года N УП-432 «О праздновании 100-летия со дня рождения выдающегося балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РСФСР И БАССР Файзи Адгамовича Гаскарова.
2. Барага Л.Г. Зарипов Н.Т. Башкирский фольклор; исследования последних лет. - Уфа: Китап, 1986. - 281 с.
3. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. - СПб.: Люкси, 1996. - с.256.
4. Башкирские предания и легенды / сост. Ф. Надршина. - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1985. - 288 с.
5. Багуманов А. И., Фаизова Ф. А. Государственный академический ансамбль народного танца РБ имени Г. Ф. Гаскарова // Лауреаты премии имени Салавата Юлаева. - Уфа: Китап, 1999. - 272 с. - С. 168-171.
6. Бикбулатов Н.В. Башкиры: Краткий этноисторический
справочник. - Уфа: Китап, 1995. - 248 с.
7. Бикбулатов Н.В. Башкиры. - Народы Поволжья и Приуралья. - М.: Просвещение, 1985. - 360 с.
8. Бурангулов М.А. Башкирские свадебные обряды - Уфа: Научный архив, БФАН, 1993. - ф.3, оп. 12/215.
9. Васильева Е.. Танец. - М.: Издательство: Искусство, 1968.
10. Васильева Т.К. Секрет танца. - СПб.: Динамит, 1997.
11. Влюбленный в танец или Звезда по имени Файзи Гаскаров: библиографический указатель /сост. А. Е. Ордон. - Уфа: МБУ ЦСМБ ГО г.Уфа РБ: ЮО ЦГБ, 2012. - 20 с.
12. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - СПб.: Лань, 2016. - 192 с.
13. Галин С.А. «Народной мудрости источник». Толковый словарь по башкирскому фольклору. - Уфа: Китап, 1999.
14. Галин С.А. Башкирский фольклор. - Пермь, 1975.
15. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. - Уфа: Китап, 1978.
16. Гаскаров: книга-альбом / авт.-сост. С. С. Саитов. - Уфа: Китап, 2012. - 196 с.
17. Гусев, Г.П. Народный танец. Методика преподавания / Г. П. Гусева. - М.: Владос, 2012. - 610 с.
18. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Психолого-педагогические проблемы современного образования. - Барнаул: БГПУ, 2001.
19. Дияров К. Мелодии седого Урала: песни-предания и башкирские народные песни с нотами / сост. Р. З. Шакуров, Ф. Х. Камаев. - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1988. - 150 с.
20. Дубских, Т.М. Народно-сценический танец. Учебное пособие / Т.М. Дубских. - М.: Лань, 2017. - 112 с.
21. Есаулов, И.Г. Народно-сценический танец. Учебное пособие / И.Г. Есаулов. - М.: Планета музыки, 2018. - 208 с.
22. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Учитель Башкортостана.- 1991.- №9.- С.16-22.
23. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Башкирия в русской литературе. - Уфа: Китап, 1991.
24. Касиманова, Л.А. Основные формы народного танца. Теория и методика преподавания. Учебное пособие / Л.А. Касиманова. - М.: Планета музыки, 2016. - 64 с.
25. Карим, М. Время - конь крылатый. - М.: Современник, 1972.
26. Коптелова, Е.А. Игорь Моисеев - академик и философ танца / Е.А. Коптелова. - М.: Проспект, 2012. - 464 с.
27. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. - Уфа: Китап, 1997.
28. Кустовская, Е.А. Значение народной хореографии в
формировании и развитии творческой личности ребёнка / Е.А. Кустовская, Л.А. Патрикеева, Г.Р. Фархутдинова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2 сент. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
- С. 126-128.
29. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М.:
Просвещение, 1974;
30. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа: Китап, 1978.
31. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. - СПб., 1802.
32. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. - Уфа: Китап, 1995.
33. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. - М.: Наука, 1985. - 127 с.
34. Нагаева Л.И. Три башкирских танца. - Уфа: Китап, 1992.
35. Нагшиева Л. Башкирские народные праздники. Обряды и обычаи.
- Уфа: Китап, 1999.
36. Нагаева Л.И. К проблеме изучения башкирской народной хореографии // Современные этнические процессы в Башкортостане. - Уфа, 1992. - С. 84-89.
37. Полятков С.С. Основы современного танца. - Ростов - на Дону: Феникс, 2015. - с. 78
38. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 1. - СПб., 1773.
39. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. - 80 с.
40. Руденко С. И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. - СПб., 1925.
41. Рахматуллина, З.Н. Философское осмысление хореографических традиций башкир через творчество Ф. Гаскарова / З.Н. Рахматуллина // Грамота, 2016. - № 8(70). - C. 181-183.
42. Сабитова, А. Околдованные танцем: Ф. Гаскаров / А. Сабитова // Рампа .- 2010.- №11.- С.30-31.
43. Саитов С. Башкирская государственная филармония. - М. - Л., 1969.
44. Султанов Р. Жемчужины народного творчества Урала. - Уфа: Китап, 1995.
45. Султангареева, Р.А. Башкирский народный танец: проекция в современность // Проблемы востоковедения. - 2011. - №1(52). - С. 49-54.
46. Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор.
- Уфа: Китап, 1994. - 190 с.
47. Ткаченко Т. Народный танец. - Москва, 1969г.
48. Фахрутдинов А. Башкирский государственный ансамбль народного танца. - Уфа: Китап, 1978.
49. Хайруллин Р. Башкирский государственный ансамбль народного танца. - Уфа: Китап, 1966.
50. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство,
2017. - 756 с.
51. Цвет, Е.В. Теория искусства хореографии. Курс лекций / Е.В. Цвет. - Уфа: Узорица, 2013. - 36 с.
52. Шафиков Г. Башкирский государственный ансамбль народного танца.- Уфа: Китап, 1998.
53. Шафиков Г.Г. Дыхание жгучее истории. - Уфа: Китап, 1998.
54. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. - Уфа: Китап, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ