Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования межличностных
отношений младших школьников на основе духовно-нравственных
ценностей
1.1 Состояние проблемы формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей
1.2. Содержание духовно-нравственных ценностей, влияющих на
межличностные отношения младших школьников
1.3. Программа формирования межличностных отношений младших
школьников на основе духовно-нравственных ценностей
Выводы по I главе
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию
межличностных отношений младших школьников
2.1. Исследование межличностных отношений младших
школьников
2.2. Реализация программы формирования межличностных
отношений младших школьников на основе духовно-нравственных
ценностей
Выводы по II главе
Глава 3 Результаты исследования влияния духовно-нравственных
ценностей на формирование межличностных отношений младших
школьников
3.1 Результаты контрольного этапа эксперимента
3.2. Сравнительный анализ результатов исследования
межличностных отношений младших школьников на
констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
В современных условиях наблюдается катастрофическое падение нравов в общественной жизни. Изменяются идеалы и ценностные ориентации у людей. Сегодняшняя жизнь, в которой множество трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться и выжить в новых условиях. Многие наши современники не в состоянии отличить добро от зла. Оказывается, добру, правильному поведению надо учиться. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону детей, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет детей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество. Нужно знать, какие конкретные задачи в этой жизни поставлены перед человеком, к чему он призван, нужно думать, чувствовать и поступать нравственно, воспитывать свой характер. Нравственная жизнь, поможет стать ребенку настоящим человеком, не прожечь и бездарно провести свою жизнь, а стать нужным людям.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников, становится центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Актуальность: Актуальность заключается в воспитании духовности подрастающего поколения, которая лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. Проблема духовно-нравственных отношений современного российского общества становится в данных условиях весьма актуальной. В настоящее время необходимо определить роль, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника в младшем школьном возрасте. Особенно это актуально для педагогов, работающих в образовательных организациях, переходящих на инклюзивное образование, что предполагает обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из результатов реализации ФГОС НОО является «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию».
Формирование межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей является частью проблемы личных взаимоотношений в группе сверстников. Данная проблема нашла свое отражение в отечественной педагогике и психологии (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.) В этой же области работают следующие авторы: С.Ф. Спичак, А.К. Томасова и др. Интерес ученых к данной теме свидетельствует об актуальности проведенного исследования на научно-теоретическом уровне.
В процессе анализа проведенных исследований и современной педагогической практики мы выявили противоречие между необходимостью развития межличностных отношений младших школьников и недостаточной разработкой программ, методических рекомендаций по их развитию с опорой на духовно-нравственные ценности.
В соответствии с выявленным противоречием и актуальностью темы исследования мы сформулировали проблему: каким должно быть содержание программы формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей?
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание программы формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно- нравственных ценностей.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать программу формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей.
2. Выявить духовно-нравственные ценности, которые влияют на межличностные отношения младших школьников.
3. Исследовать межличностные отношения младших школьников и их понимание духовно-нравственных ценностей.
4. Разработать и апробировать программу формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений младших школьников будет результативным, если внедрена программа формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей, которая учитывает особенности детей с ОВЗ.
Этапы исследования:
На 1этапе исследования определены исследовательская проблема, цель, задачи, гипотеза исследования, диагностические методы, изучена степень разработанности в психолого-педагогической литературе, рассмотрены основные понятия, подобраны методики проведения экспериментальной работы для изучения межличностных отношений (январь 2016 г. - июнь 2016 г.).
На 2 этапе проведён констатирующий эксперимент, проанализированы его результаты (сентябрь 2016 г. - октябрь 2016 г.).
На 3 этапе проведён формирующий эксперимент, проанализированы его результаты (ноябрь 2016 г. - октябрь 2017 г.).
На 4 этапе проведён контрольный эксперимент (октябрь-ноябрь 2017 г.).
Исследование проведилось на базе МБОУ «СОШ № 4» г. Еманжелинска, Челябинской обл., в эксперименте приняли участие 22 обучающихся 3 класса для обучающихся с ОВЗ.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб (Якоб) Морено.
2. Методика «Коммуникативные качества личности» А.М.Щетинина, М. А. Никифорова.
3. Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетинина.
Теоретическая значимость состоит в теоретическом обосновании и разработке программы формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что программу формирования межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей могут использовать учителя начальных классов общеобразовательных школ.
На защиту выносится следующее положение: программа внеурочной деятельности «Мир детства», основным содержанием которой являются духовно-нравственные ценности, позитивно влияет на формирование межличностных отношений младших школьников.
Актуальность проведенного нами исследования определяется как необходимостью формирования межличностных отношений младших школьников основе духовно - нравственных ценностей, так и необходимостью создания методического обеспечения деятельности учителя начальных классов.
Проанализировав труды следующих авторов В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. мы определили степень изученности проблемы, которая характеризуется:
- определением понятий «ценность», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» (А.А. Гусейнов, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов, Н.П. Шитякова и другие);
- классификацией ценностей (А.А. Гусейнов, В.П. Тугаринов, Д.А. Леонтьев и другие).
В процессе анализа литературы были выявлены духовно-нравственные ценности, которые влияют на межличностные отношения младших школьников.
Анализ состояния решения проблемы позволил нам сформулировать основную идею исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности по формированию межличностных отношений младших школьников на основе духовно - нравственных ценностей.
С помощью таких диагностических методик как: методика социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб (Якоб) Морено мы исследовали межличностные отношения младших школьников, методики «Коммуникативные качества личности» авторы А.М.Щетинина, М. А. Никифорова мы исследовали уровень коммуникативных качеств личности, методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» автор А. М. Щетинина мы определили уровень способности детей к партнерскому диалогу.
По итогам анализа констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод, что у младших школьников сформирован низкий уровень межличностных отношений. Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
Анализ результатов позволил прийти к выводу о необходимости формирования у младших школьников понимания духовно-нравственных ценностей.
После апробации разработанной нами программы внеурочной деятельности «Мир детства», направленной на формирование межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей, на примере таких ценностей как «вежливость», «доброта», «дружба», «забота», «честность», «взаимопонимание», при сопоставлении данных полученных в результате исследования, отмечено, что в экспериментальной группе, программа внеурочной деятельности «Мир детства», позитивно повлияла на формирование межличностных отношений младших школьников.
Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи- квадрат.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.