Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №81275

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. .15
1.1 Становление понятия профилактики межличностных конфликтов в
профессиональной образовательной организации 15
1.2 Современные направления деятельности руководителя по профилактике
межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации в педагогике и менеджменте 29
1.3. Педагогические условия успешной деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации 47
Выводы по первой главе 63
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 67
2.1. Логика и этапы опытно-экспериментальной работы 67
2.2. Апробация и результаты комплекса педагогических условий
совершенствования деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации 79
Выводы по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100


Благодаря стремительному развитию происходит глубокая трансформация общественной жизни, которая характеризуется обострением социально-экономических противоречий и нарастанием частоты и интенсивности порождаемых ими социальных конфликтов на всех уровнях, что является закономерностью, характерной для переходных периодов общественного развития.
Сокращение государственного сектора экономики, процессы приватизации предприятий, появление большого числа коммерческих организаций и формирование частного предпринимательства поставило проблему совершенствования новой системы управления, адекватной современным условиям. Переход от командно-административных методов воздействия к демократической культуре менеджмента в организациях, допускающей разнообразие социальных и индивидуальных интересов, резко усилил действие различных конфликтогенных факторов.
Управленческое воздействие на конфликты нередко запаздывает и оказывается малоэффективным, а порой и вообще неэффективным из-за того, что не учитываются стадии его развития, неправильно определяется социальное пространство, охваченное конфликтом, отсутствует системный подход к его разрешению. Управленческие решения начинают осуществляться лишь тогда, когда конфликт подошел к опасной грани, за которой он вообще не поддается действенному контролю и регулированию. Кроме того, как показывает анализ практики, в большинстве организаций при проработке способов и средств целенаправленного управления конфликтов предпочтение по-прежнему отдается немедленному жесткому воздействию, а не постепенно достигаемому компромиссу и консенсусу. Подобное неподготовленное или некомпетентное вмешательство руководства вместо институционализации и рационализации конфликтов способствует их провоцированию и дальнейшему обострению, нередко заводя в тупик.
Таким образом, существует объективная необходимость вписать имеющуюся конфликтность социально-трудовых отношений в российских организациях в определенные рамки, для чего следует разрабатывать и внедрять эффективную систему ранней диагностики конфликтов, их профилактики и предупреждения, прежде всего, опираясь на управленческий ресурс менеджмента предприятий.
Развитие методического и технологического уровней знания является одним из основных направлений развития современной конфликтологии. В настоящее время разработка организационно-методических и технологических проблем призвана обеспечить практическую применимость и действенность конфликтологической теории. Успешное исследование данных проблем позволит осуществить практическое управление деструктивными конфликтными ситуациями, включающее их профилактику и предупреждение, и вместе с тем критически анализировать и оценивать характер различных управленческих воздействий на эти ситуации, что определяет актуальность выбранной темы.
В начале нашего исследования мы стремились увидеть в уже существующих научных подходах целостность педагогических условий эффективной профилактики межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации в современных социально-экономических тенденциях.
Анализ зарубежной литературы по вопросам профилактики межличностных конфликтов (О. Конта, Ч. Кули, Э. Росс, В. Самнер, А. Смол, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, П. Дизель, М. Дойч, JT. Козер, JI. Крисберг, X. Минцберг, Дж. Моутон, А. Турен, К. Финк) показал, что западные исследователи, с одной стороны, предпринимали попытки создания универсальных схем изучения конфликтов любого уровня, с другой - стремились перевести теоретическое осмысление данной проблемы в практическое русло, предлагая через анализ формальных моделей конфликтных ситуаций системы и способы управления конфликтами.
Конфликт рассматривался ими как неотъемлемая черта социальной структуры, а отдельные типы конфликта, получившие негативную оценку, могли быть устранены, по их мнению, только посредством соответствующих структурных изменений. Огромный вклад в исследование социального конфликта внесли немецкие ученые Г. Зиммель, К. Маркс, М. Вебер, а разработанные ими теоретические положения активно используются и современными конфликтологами. Формирование современной конфликтологической теории обычно связывается с именами американского исследователя JI. Козера и немецкого ученого Р. Дарендорфа, обосновавшими естественность и закономерность конфликтных процессов, их позитивные функции в общественной жизни. Дальнейшее развитие эти идеи и принципы получили в работах К. Боулдинга, Л. Крисберга, А. Гоулднера, А. Турена и др. Однако, несмотря на наличие серьезной теоретической и методологической базы, к проблематике эффективных практических технологий управления и разрешения конфликтов ведущие специалисты обратились лишь к началу 1980-х годов. Развитие этого нового направления связано с концепциями Дж. Бертона, У. Мастенбрука и их последователей.
Проблемы конфликта давно разрабатываются и в отечественной психологии (А.Я.Анцупов, Ф.М.Бородкин, В.П.Галицкий, Н.В.Гришина, А.И.Донцов, С.И.Ерина, А.А.Ершов, В.Г.Зазыкин, А.Г.Ковалев, Н.М. Коряк, Н.В.Крогиус, С.И.Кудрявцев, Л.А.Петровская, А.И.Ушатиков, Н.Ф.Феденко, Н.И.Фрыгина, А.И.Шипилов и др.). Наряду с работами общетеоретического характера, психологи исследуют особенности межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной работе, производственной деятельности первичных трудовых коллективов, в воинской деятельности, в научной и спортивно-игровой деятельности, а также в работе операторов и сотрудников правоохранительных органов. В трудах отечественных авторов (Е. М. Бабосов, Н. С. Данакин, JI. Я. Дятченко, М. М. Лебедева, Т. С. Сулимова, В. И. Сперанский, Н. Н. Тренев, Э. А.
Уткин, А. Н. Чумиков) идет речь о вопросах предупреждения и профилактики, диагностики и прогнозирования, непосредственного управления и принципиального разрешения социальных конфликтов. На сегодняшний день в этой области накоплен значительный теоретический материал, создан разнообразный методический инструментарий, накоплен большой массив эмпирических данных.
Несмотря на устойчивый интерес к проблеме конфликтов в различных профессиональных сообществах, психологическая наука в нашей стране до последнего времени практически не занималась изучением конфликтных взаимоотношений в профессиональных образовательных организациях. В имеющихся на сегодняшний день единичных исследованиях (Г.В.Грызунова, Г.Н.Малюченко) недостаточно полно раскрыты специфические признаки конфликтов в сфере межличностных отношений сотрудников. Требуется также более конкретное выявление причин возникновения конфликтных ситуаций и определение характера их влияния на деятельность оппонентов и коллектива. Необходимо обоснование психологических условий, способствующих эффективному регулированию деструктивных межличностных конфликтов между сотрудниками профессиональных образовательных организаций. Изучение этих проблем важно не только в практическом отношении, но и в интересах дальнейшего развития теории конфликта.
Изучение работ различных отечественных и зарубежных авторов по данному направлению конфликтологии показывает возможность и полезность разработки социальных технологий предотвращения конфликтов в современных профессиональных образовательных организациях, основанных на применении многих их идей.
Теоретическую базу исследования составляют работы ведущих зарубежных и отечественных исследователей в области социологии, психологии и теории управления конфликтами, социальных технологий.
В методологическом отношении исследование опирается на системный и структурно-функциональный подходы к анализу предметной области исследования, современное социологическое и конфликтологическое представление о конфликте как об одном из основных типов социального взаимодействия и неотъемлемом элементе социальной динамики. Важное значение в исследовании имеют принципы единства теоретического и эмпирического в познании конфликтных процессов, органической взаимосвязи объекта и субъекта конфликта, объективной противоречивости социального развития. В работе используются общенаучные методы теоретического исследования социальных явлений и методы эмпирического исследования, в том числе анкетный опрос, техника контент-анализа.
Таким образом, мы подошли к необходимости создания такого теоретически выверенного целостного комплекса педагогических условий профилактики межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации, который и будет являться залогом эффективности деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации в современных социально-экономических тенденциях.
Актуальность проблемы, анализ зарубежной и отечественной литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между объективной необходимостью внедрения новой системы управления конфликтами в профессиональной образовательной организации и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и методико-практических путей и способов решения данной проблемы.
Высокая значимость заявленной проблемы определила тему исследования: «Деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования - межличностные конфликты в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования - деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональных образовательных организациях.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обуславливающих успешность деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональных образовательных организациях.
Гипотеза исследования: деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
1) обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
2) использование комплексной программы по профилактике конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе для руководителей и педагогов для повышения конфликтной компетентности;
3) разработка нормативно-правовой основы деятельности руководителя и организационных структур управления, разработка мотивационной политики, а также методов организации труда.
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты проблемы профилактики межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации;
2) проанализировать современные подходы к деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации в педагогике и менеджменте;
3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования системы деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации;
4) провести экспериментальное исследование эффективности деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации и проанализировать его результаты.
Теоретическим и методологическим фундаментом исследования явились принципы:
- единства сознания и деятельности, развития личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский); социальной детерминации психических явлений (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов); деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский, В.Н. Мясищев,); системного подхода к изучению психологических феноменов (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); единства теории, эксперимента и практики (Б.М. Кедров, К.К. Платонов, Г.П. Щедровицкий); положения акмеологии о достижении вершинных точек в профессиональном и личностном развитии (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, Е.И. Маркова, И.Н. Семенов, и др.); концепция междисциплинарного подхода к анализу конфликта (А.Я.Анцупов); принцип единства открытых и скрытых уровней конфликта (А.Я.Анцупов); результаты исследования активных методов психопрофилактики, концептуальные положения акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию и формированию профессионализма личности и деятельности (А.А. Деркач, А.С. Гусева, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.В. Синягин и др.).
В эксперименте принимало участие 20 человек - преподавателей Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный автомобильный центр» г. Чебаркуля, которая являлась базой исследования.
На первом этапе (2016-2017 гг.) изучалась научно-педагогическая литература, проводился анализ образовательных стандартов высшего военно-инженерного образования, учебно-методических пособий и методических рекомендаций, разрабатывалась историография проблемы, с целью исследования ее современного состояния изучались диссертационные работы по проблемам военно-профессионального образования и формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов. На основе проведенного анализа были определены теоретические основы исследования и сформирован его понятийно-терминологический аппарат. Проводился констатирующий этап эксперимента, позволивший выявить состояние проблемы в системе военно-профессионального образования. Основные методы исследования на данном этапе: теоретические - анализ нормативных документов, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ; эмпирические - изучение и обобщение опыта эффективной деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации, констатирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, статистические методы обработки данных.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы исследования: были выбраны и обоснованы теоретико-методологические подходы, сформулированы ведущие позиции исследовательской работы, построена система деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации, выявлены условия ее эффективности. Экспериментальная часть данного этапа включала в себя апробацию системы и выявленных педагогических условий, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов, оценку итогов эксперимента. Анализировались и обобщались результаты, полученные в ходе эксперимента, формулировались и уточнялись выводы и практические рекомендации, оформлялись результаты диссертационного исследования. Основные методы исследования на данном этапе: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - формирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс методов и способов профилактики межличностных
конфликтов в профессиональных образовательных организациях направлен на создание условий, минимизирующих возникновение противоречий деструктивного характера в организационно-управленческой среде.
Профилактическая работа основана на диагностическом материале
исследования конкретных особенностей организационной среды и
межличностных отношений в коллективе с учетом содержания и характера противоречий, эмоциональных состояний оппонентов, их личностно - профессиональных особенностей.
2. Условия успешной деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации включают обеспечение благоприятного социально-психологического климата; использование комплексной программы по профилактике конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе для руководителей и педагогов для повышения конфликтной компетентности; разработку нормативно-правовой основы базы деятельности руководителя и организационных структур управления, разработка мотивационной политики, а также методов организации труда.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Уточнена сущность профилактики межличностного конфликта в профессиональной образовательной организации и дано его авторское определение.
2. Разработан теоретически и методологически обоснованный
комплекс педагогических условий, которые своим целенаправленным воздействием позволяют руководителю эффективно предупреждать межличностные конфликты внутри организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнены понятия: «межличностный конфликт», «профилактика межличностных конфликтов», «профессиональная образовательная организация», что способствует упорядочению и обогащению понятийного аппарата современной педагогики дополнительного профессионального образования.
2. Сформулировано авторское понятие «профилактика межличностных конфликтов в профессиональном образовании», которое заключается в следующем: профилактика межличностных конфликтов в профессиональном образовании - это деятельность руководителя по предотвращению конфликтных ситуаций, созданию условий для лучшего самочувствия сотрудников организации, реализации комплекса мер по улучшению взаимоотношений в коллективе, позволяющая профессиональной образовательной организации оптимально использовать возможности, внутренний потенциал и оставаться устойчивой к угрозам внешнего окружения.
3. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективную деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов и выработанных рекомендаций по применению организационно-методических приемов и социальных технологий предупреждения и профилактики организационных конфликтов позволит сориентировать руководителей различного уровня на применение новых демократических принципов и методов управления конфликтами, адекватных сложившейся в настоящее время ситуации в обществе и экономике, и, следовательно, в целом повысить эффективность управленческой деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических положений; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам исследования; апробацией выводов, установленных в ходе исследования, на практике в профессиональной образовательной организации; воспроизводимостью результатов исследования; количественным и качественным анализом полученных данных.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема нашего исследования состояла в том, что совершенствованию деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональном образовании с позиции его эффективности препятствовала теоретическая неразработанность содержания и механизма его комплексного осуществления в условиях образовательной системы. Попытка решить возникшую проблему определила объект исследования - межличностные конфликты в профессиональных образовательных организациях и предмет нашего исследования - деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональных образовательных организациях.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обуславливающих успешность деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональных образовательных организациях.
Гипотеза исследования: деятельность руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
1) обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
2) использование комплексной программы по профилактике
конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе для руководителей и педагогов для повышения конфликтной компетентности;
3) разработка нормативно-правовой основы базы деятельности руководителя и организационных структур управления, разработка мотивационной политики, а также методов организации труда.
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты проблемы профилактики межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации;
2) проанализировать современные подходы к деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации в педагогике и менеджменте;
3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования системы деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации;
4) провести экспериментальное исследование эффективности деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в профессиональной образовательной организации и проанализировать его результаты.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Существенно уточнена сущность профилактики межличностного конфликта в профессиональной образовательной организации и дано его авторское определение.
2. Разработан теоретически и методологически обоснованный комплекс педагогических условий, которые своим целенаправленным воздействием позволяют руководителю эффективно предупреждать межличностные конфликты внутри организации.
Результаты теоретико-экспериментального исследования позволяют при их внедрении в практику повысить эффективность деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в ПОО. Разработанные нами методические рекомендации, методы и средства реализации всех элементов профилактики конфликтов и сопоставление их между собой и с целями и задачами управления дают возможность обеспечить эффективную профилактику межличностных конфликтов в ПОО.
Разработанная по результатам исследования модель эффективной деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов в ПОО и индикативные показатели интегральных характеристик эффективности деятельности руководителя по профилактике межличностных конфликтов могут быть использованы в практике управления и для подготовки студентов профессионально-педагогического института по специальности "Управление персоналом" и факультета повышения квалификации педагогических институтов и университетов на кафедре управления персоналом, для курсов повышения квалификации руководителей ПОО.
Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических положений; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам исследования; апробацией выводов, установленных в ходе исследования, на практике в ПОО; воспроизводимостью результатов исследования; количественным и качественным анализом полученных данных.
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу, поставленные задачи реализованы, доказаны положения, выносимые на защиту.



1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: Теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 192 с.
2. Алиев Ю.И., Социальный конфликт в советской философской литературе // Общество, культура, человек.-Баку, 1990.-С.63-70.
3. Альтманн Г.Х., Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории: Пер. с нем. М.: АО Интерэксперт", 1999. - 272.
4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- М.: Народное образование, 1995.- 128 с.
5. Анисимов О.С., Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 412 с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель.-М.: Г ABC, 1992.-230 с.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М.: ГУ ВС, 1996. - 143 с.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.:. ЮНИТИ, 1999.-551 с.
9. Анцупов А.Я., Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. .д-ра психол. наук.-М.: ГА ВС, 1993.
10. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект-пресс, 1998. — 245 с.
11. Асеев В.Г., Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 157 с.
12. Баранов Е.Г. Ролевая структура группы как фактор конфликтного взаимодействия // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Бел город, 1993.-ч.1.- С. 7-8.
13. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий
практического психолога: учеб. пособие. М.: Дело, 1999. - 240 с.
14. Башкатов И.П., Сахаров А.И., Филиппов М.Н. Конфликты в образовательных заведениях и пути их урегулирования (Учебно-методическое пособие). Коломенский педагогический институт, Коломна, 1995. - 54 с.
15. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимин И.С. Конфликтология: наука о гармонии.- Екатеринбург: Глаголь, 1995, 94 с.
16. Богуславский В.В., Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1988.
17. Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. .канд. пед. наук. М., 1991.- 170.
18. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Изд- во «Наука», 1989.- 190 с.
19. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2000.224 с.
20. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970. - Т. 13.-С. 450.
21. Вакорин А.В. Культура управленческой деятельности военного инженера.- СПб.: СПВВИУС, 1996. -36с.
22. Вейнгольд-Рыбкина И.В. Чувства в педагогическом общении и конфликтах // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-ч.2.-С. 71-73.
23. Верб Л.Я. Предупреждение конфликтов в личных взаимоотношениях старшеклассников // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. JL, 1975. Вып. 1.- С. 144-150.
24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
25. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974. - 64 с.
26. Воробьева Л.И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М.,
1986. - С. 71-76.
27. Вроно Е.М. За гранью отчаяния // Школьный психолог.- 2000.- №1.-
С.12-14.
28. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1981.-480 с.
29. Галицкий В.П. Предотвращение конфликтов в трудовых коллективах // 6-й Всесоюзный съезд Общества психологов СССР: Тез. науч. сообщ.-М., 1983.-Ч. 4. С. 729-731.
30. Галицкий В.П., Коркин В.Я. Предотвращение конфликтов в первичном коллективе // Психология возрастных коллективов: Тез.докл. к Всесо-юз.симпоз. -М., 1978. -С.31 -32.
31. Гомелаури M.JI. Ролевой конфликт и вопрос мотивационного значения социальных ожиданий // Социологические исследования.- Тбилиси, 1971.-С. 41 -76.Психологические исследования.- Тбилиси, 1966.- С.44-45.
32. Гончаров А.И. Ситуационно-ролевая игра по выявлению, предупреждению, разрешению конфликтов и формированию уставных взаимоотношений в воинском коллективе: Методическое пособие.- Пермь: ПВВКУ МВД СССР, 1988.-25 с.
33. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб.: Питер, 2001.- 240 с.
34. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,
1999. -207 с.
35. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в производственном коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.
36. Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов: Элементы педагогического менеджмента в процессе обучения специалистов. Симферополь: «Таврия», 1992. - 109 с.
37. Данакин Н.С. Коммуникативная регуляция как способ предотвращения конфликтов // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-Ч.2.- С.74-76.
38. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технологии их предупреждения.- Белгород, 1995.- 316 с.
39. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. .канд.психол.наук.-М.: 1990.
40. Дейнекин В.М., Марченко А.Н. Профилактика конфликтов на национальной почве.-М.: Воениздат, 1991.-30 с.
41. Деркач В.В. Совершенствование профессиональной деятельности преподавателей на основе социального мониторинга // Право и образование.
2000. № 2.
42. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2000.-320 с.
43. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология, ч. 1) М.,1993.-212 с.
44. Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978.
45. Демидова И. "Агрессивное поле и человек" // Рекламный вестник. 1994. N 488. 66 с.
46. Добрович А.Б. Прямые методы гашения конфликтов. Косвенные методы гашения конфликтов /психокоррекция общения //Добрович А.Б.
Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987,- С. 173-178.
47. Дундуа Ш.М. Педагогические условия преодоления и профилактики конфликта в системе взаимодействия «учитель родитель»: Дис. .канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990.
48. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Пси-хол.журн.-1984.-Т.5, N 5.-С. 52-63.
49. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
50. Еременко Т.И. Пути предотвращения конфликтов // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.- практ. конф.-Белгород, 1993.-Ч.2.- С. 131-133.
51. Ершов А.А. Как избежать конфликта // Труд, контакты, эмоции. Л.: Лениздат, 1980.-С. 36-54.
52. Жариков Е.С., Ладанов И.Д. Руководитель и умение убеждать. М.: Про-физдат, 1988. 108 с.
53. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. (Серия «учебники и учебные пособия»). Ростов/Д: «Феникс», 1998. 480 с.
54. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем. / Науч. ред. и авт. предисл. А.Л.Журавлев.- М.: Экономика, 1990. 335 с.
55. Кадель В.В. Теория принятия решения как связующая для специальных дисциплин (на примере создания электронно-механических систем) // Вестник высшей школы. М. 2000. № 2. С. 14-15.
56. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы-СПбИздательство "Питер", 2000.-512 с.
57. Как провести социологическое исследование / под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990. 288 с.
58. Каменев А.И. Педагогический практикум // Тренировка способностей зрительного восприятия информации и принятия педагогических решений. Новосибирск: НВВКУ МВД СССР, 1991. 80 с.
59. Каменев А.И. Конфликтные ситуации в подразделении, их профилактика и предупреждение.- Алма-Ата, 1984. 23 с.
60. Калита А.Н. Выявление военнослужащих с повышенным риском суицидального поведения // Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов.- М., 1992. С. 109-111.
61. Канарейкина B.C. Высокая культура споров и дискуссий основа предотвращения конфликтов // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-Ч.2.-С. 87-89.
62. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. С.-Петербург. Книжный склад «Земля», 1914.-489 с.
63. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1990.-279 с.
64. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГУ // Труды СГУ. Вып. 10. Сер. «Психология и социология образования». М. 1999.
65. Кикоть В. Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД РФ. -СПб., 1997. -310 с.
66. Кикоть В.Я., Якунин А.В. Педагогика и психология высшего образования. Учебник., СПбГУ/СПб Военный институт войск МВД России., - СПб., 1996. -320 с.
67. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. канд. психол. наук. Л., 1986. - 252 с.
68. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий (в социальном плане): Дис. канд. психол.наук.-М., 1971.
69. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. - 192 с.
70. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии.- 1990.- №2.- С. 35-42.
71. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. -М.: Новая школа, 1993. 327 с.
72. Колодич Е.Н., Павлова И.М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы // Мир психологии. 1999. № 4. С.364-367.
73. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. И.,1976.-350 с.
74. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение,
1987. - 144 с.
75. Кондаков И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов руководителями среднего звена // Психол. журн. 1998. Т. 1. №1.С.135-143.
76. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. обл.пед. ин-т им. Н.К.Крупской. М., 1986. - 127 с.
77. Копеел А.В. Актуализация мотивов морального развития в конфликте // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.- М., 1986.- С. 56-65.
78. Коротков Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе.1. М.-.ВПА, 1990. 170 с.
79. Костюк Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, 1956, N 12.- С. 18.
80. Крапивин М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах: Дис. канд психол. наук.- М., 1987.- 24 с.
81. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие /Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И. А. Коломна: КПИ, 1999. - 100 с.
82. Крутий И.А. Особенности социальных установок профессорско- преподавательского состава вуза системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информация образования. 2001. № 4. С. 93 - 102.
83. Кузьмина Г.А. Источники возможных противоречий в организации // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Ме- ждунар. науч.-практ. конф.-Белгород, 1993.-Ч.1.-С. 107-109.
84. Курбатов В.И. Аналитическое измерение конфликта // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.- практ. конф.- Белгород, 1993.-ч.1.- С. 44-46.
85. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.- 156 с.
86. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.-334 с.
87. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.: Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-38 с.
88. Лишин О.В. Конфликты в школьном обществе: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
89. Лихачев Б.Т. О конфликте в детском коллективе // Воспитание в труде и в детском коллективе.- Архангельск, 1964.-С.51-63.
90. Личность. Общение. Групповые процессы. М.: ИНИОН, 1991. - 161 с.
91. Любимов А.Ю. мастерство коммуникации. М.: издательство "КСП +", 1999.-576 с.
92. Маецкий Зд. Социальные основы морального конфликта: Дис. .канд. фи-лос. наук.-Л., 1974.-184 с.
93. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Соч. в 7-ми тт. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. 5. - С. 9103.
94. Материалы седьмой Международной конференции по дистанционному образованию. М., 1999.
95. Махмудов Б.Х. Социально-психологическое исследование межличностной напряженности в трудовых коллективах: Дис. .канд. психол. наук.-Л, 1978.
96. Митрошенков О.А. Деловая игра «Конфликт».-М.: МВПШ, 1990.-41 с.
97. Михайловский Е.М. Этапы развития неофициальной структуры детского коллектива//Воспитание школьников. 1969. №3.
98. Моделирование педагогических задач в обучении учителей / Под ред. Дз. Мейкшане. Рига, 1984. - 80 с.
99. Мудрик А.В. Общение как объект педагогического исследования // Проблемы общения и воспитания.- Т.1.- Тарту, 1974.
100. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.: Пер. с англ. Кругловой Т.К- М.: Независимая фирма «Класс», 1994.- 144 с.
101. Нарожняя Т.В. Конфликтная ситуация в трудовой группе как социальный феномен // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород,1993.-ч.1.- С. 118120.
102. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.
103. Ниренберг Д. Как читать человека, словно книгу.-Баку:Сада, 1992.¬176 с.
104. Новодворская М.О. Обучение слушателей ФГШК ОНО разрешению конфликтов в школе: Автореф. .канд. пед. наук. -М., 1991.-23 с.
105. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. язык, 1984. - 800 с.
106. Паркинсон Д. Р. Люди сделают так, как захотите вы.- Пер с англ. С Му-рина. М.: Изд-во «Новости», 1993. - 160 с.
107. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластелин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3¬е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000-512 с.
108. Пеленев А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах: Дис. .канд. пед. наук.- Казань, 1988.
109. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник московского университета, Сер. 14. Психология.- 1997.-№4.- С. 44.
110. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989.
111. Петровская Л.Л. О понятийной схеме социально-психологического конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой.- М., 1977.- С. 126-142.
112. Петровский В.Н. Активность групп различного типа в конфликтогенных ситуациях: Дис. .канд.психол.наук. М., 1985. - 215 с.
113. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
114. Писаренко В.И. Активные методы: как средство повышения эффективности обучения // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.4.1.- С. 54¬56.
115. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М., 1986. 255 с.
116. Подоляк Я.В. Предупреждение и преодоление конфликтов // Личность и коллектив: психология военного управления.-М.: Воениздат, 1989.¬350 с.
117. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова.- М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. 584 с.
118. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 264 с.
119. Проценко А.Ф., Проценко О.П. Системный анализ социальных конфликтов: проблема методологии // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-4.1.- С. 57-59.
120. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Т. 2. - 248 с.
121. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.-256 с.
122. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
123. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997. 512 с.
124. Сачко Н.Н., Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий. М.: 1968.
125. Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье: Дис. .канд.психол.наук. Л., 1985. -230 с.
126. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат,
1991. - 190 с.
127. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. Серия «Университетский учебник». СПб, 2000.
128. Сластелин В.А., Тамарин В.Э. Учебно-познавательные задачи по теоретико-методологическим основам педагогики.- М.: Прометей, 1990. 66 с.
129. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр.- М.: рус. язык, 1988. - 608 с.
130. Смолкин A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 176 с.
131. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис. канд. психол. наук. -М., 1992. 179 с.
132. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.- М., 1996.- 176 с.
133. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
134. Съедин С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях.-М.: ВПА, 1974.- 47 с.
135. Тарабаева В.В. Источники конфликтов и их профилактика в педагогическом общении // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-Ч.2.- С. 103-105.
136. Тимоховец Е.А. Конфликты подростков и пути их педагогического разрешения: Автореф. .канд.пед.наук. Минск: МГПИ, 1990. - 23 с.
137. Тимофеев Ю.П., Коваленков Н.Н. Конфликтология.- Астрахань, 1996.-75с.
138. Уваров В.Н. Логика темы «Конфликт» в курсе «Социальная технология» // Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Белгород, 1993.-Ч.2.- С. 162-164.
139. Уоррен Б. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям.-М.: Политиздат, 1989.- 61 с.
140. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. - 272 с.
141. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996.
142. Ушатиков А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей: Дис. .канд.психол.наук. М., 1987.- 257.
143. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1974.
144. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Конфликты в коллективе и методы их предупреждения // Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Введение в курс «Социология и психология управления».-М., 1987. С. 56-73.
145. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992.- 156 с.
146. Филатова Г.Е. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 1987. - 197 с.
147. Фомин Ю.А. Психология делового общения. 2 изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2000. - 384 с.
148. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М., 1994.
149. Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в
межличностный конфликт в условиях группового обсуждения: Дис.
.канд.психол.наук.-М., 1980.- 149 с.
150. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
151. Ховенмей Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.-М., 1986.
152. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М., 1992.
153. Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпрайс, 1994.
154. Чанышев А.Н. Начало философии.-М.: Изд-во Моск. университета, 1982.- 184 с.
155. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.-Л., 1987.- 16 с.
156. Чистякова Т.А. Социально-педагогические условия подготовки молодого учителя к поведению в сложной воспитательной ситуации: Дис. канд. пед. наук.-Л., 1988.
157. Шайгородский Ю.Ж. Психологические предпосылки эффективности труда учителя.- М., 1992.- 51 с.
158. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-304 с.
159. Шведин Б.Я. Микропроцессорная техника в практике военно-социальных исследований и управлении.-М.: ВПА, 1989.- 167 с.
160. Шикун А.Ф., Лейбович Х.И. Методология, методы и психология научного исследования.- Тверь, 1995.- 40 с.
161. Шипилов А.И. Деятельность как одна из детерминант межличностных конфликтов в звене «руководитель-подчиненный» //
Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Материалы
Междунар. науч.-практ. конф.-Белгород, 1993.- ч. 2.- С. 168-170.
162. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. М.: СП «Интерэкспорт,
1992. -79 с.
163. Шморина Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.- 24 с.
164. Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми // Воспитание школьников. 1990.-N 1.- С. 54-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ