Разработка программного модуля «Журнал технического обслуживания и инвентаризация» информационной системы «Обслуживание технических средств и оборудования» (на примере ГБУЗ РМ «Поликлиника №4»)
ВВЕДЕНИЕ
1 Проектирование программного модуля
1.1 Изучение и анализ предметной области
1.2 Проектирование сущностей базы данных
1.3 Описание методов проектирования, разработки и реализации программного модуля
2 Разработка программного модуля
2.1 Разработка базы данных
2.2 Требование к составу пользователей информационной системы
3 Реализация программного модуля
3.1 Реализация базы данных
3.2 Создание интерфейсной части модуля
3.3 Реализация процедур модуля
3.4 Тестирование программного модуля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одной из особенностей современного мира является тенденция количественного роста устройств, позволяющих автоматизировать различные виды человеческой деятельности. Однако эксплуатация большого числа различных механизмов, электронных и электромеханических устройств, программного обеспечения и автоматизированных информационных систем приводит к потребности технического обслуживания и необходимости проведения плановых и внеплановых ремонтных работ, осуществляемых инженерами, механиками, электриками, и другими специалистами. Их первостепенной задачей является своевременное оказание технической помощи, технического обслуживания и документирования выполненных работ. Для решения проблем в организации обслуживания необходима автоматизация процесса своевременного получения заявок на ремонт технических средств, выявление неисправностей, которые происходит с конкретным видом техники, планирование технического обслуживания, ведения всей необходимой документации и истории выполненных работ.
К тому же, на производстве, в организациях и на предприятиях требуется своевременно получать фактическую информацию о состоянии и нахождении технических средств, следовательно, и оказывать оперативную помощь пользователям при эксплуатации оборудования.
Автоматизация процесса работы с данными позволяет эффективно манипулировать информацией, предоставляя доступ одновременно нескольким пользователям. Это позволит специалисту мобильно выявить проблему, своевременно получить полную необходимую информацию и произвести требуемую работу с оборудованием.
Автоматизированные информационные системы, основанные на концепции интеграции данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией и необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.
Технические средства, являющиеся компонентами рабочих мест, постоянно мигрируют, выходят из строя, передаются на другие участки предприятия и организации. Концепция постоянно меняющихся данных о перемещениях оборудования приводит к значительным трудностям их технического учёта, нахождения, отслеживания их состояния. Во избежание возникающих на этой почве проблем в поликлинике было принято решение о создании автоматизированной информационной системы, позволяющей оперативно получать актуальную информацию о состоянии технических средств.
Целью дипломного проекта является создание программного модуля «Журнал технического обслуживания и инвентаризация» информационной системы «Обслуживание технических средств и оборудования». Программный модуль предоставляет возможность добавления данных о введении в эксплуатацию новой техники, просмотра и редактирования данных о технических средствах и их технического обслуживания. При разработке программного модуля необходимо изучить предметную область, выявить основы бизнес-логики процессов автоматизации и учёта материальных средств.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
а) изучить и проанализировать предметную область на основе
документов и материалов, предоставленных ГБУЗ РМ «Поликлиника №4»;
б) разработать инфологическую модель данных инвентаризации
технических средств;
в) реализовать базу данных средствами системы управления базы данных MySQL с использованием языка SQL на основе инфологической модели данных;
г) спроектировать и реализовать интерфейс;
д) создать программный модуль авторизации пользователей;
е) разработать функции обработки данных;
ж) скомпоновать модуль инвентаризации технических средств;
з) разработать тестовые наборы и провести тестирование созданного программного модуля.
Аналогами разрабатываемой информационной системы являются такие программные продукты, как IT Invent и JIRA.
Программная система IT Invent позволяет вести учёт и инвентаризацию оборудования на предприятии, учёт офисной техники, принтеров и перезаправки картриджей, учёт оргтехники, учёт программного обеспечения, комплектующих, расходных материалов и любой другой техники, а также мебели и другого инвентаря. Это электронный журнал учета оборудования. Инвентаризация проводится как в рамках одной организации, так и в нескольких филиалах. Помимо этого, есть сетевое сканирование и инвентаризация компьютеров в сети с автоматическим сбором данных. Программа для сканирования сети создаёт оборудование в базе на основе собранных данных. При помощи системы IT Invent инвентаризация сети и активного сетевого оборудования - простая задача. Данная система поможет сотрудникам информационных и производственно-технических отделов иметь точную информацию о состоянии технического оборудования. Удобный и функциональный интерфейс позволяет мгновенно получать доступ ко всем параметрам и характеристикам учитываемого технического оборудования и отслеживать производимые коррективы. Программы для системного администратора обязательно включают в себя систему инвентаризации. Обладая централизованной информацией, программа инвентаризации компьютеров IT Invent дает возможность планировать и учитывать закупки, замены, ремонты, обслуживания, работы и списания компьютеров и любого другого оборудования [12].
Однако программа IT Invent ограничивается реализацией учёта технических средств, не предоставляя возможности вести учёт и обслуживание поступающих заявок на ремонт оборудования.
Требования на реализацию функции обработки заявок основаны на документах и материалах, предоставленных ГБУЗ РМ «Поликлиника №4». В поликлинике имеется технический и информационный отделы, в которых сотрудники занимаются заполнением журналов учёта технических средств, ремонтом оборудования и введения журналов учёта заявок на ремонт. При внесении данных в журналы уходит большое количество времени и бывает, когда сотрудник предприятия либо не успевает обработать все заявки в указанный срок, либо попросту может забыть про какую-либо заявку. Эти две проблемы могут привести к тому, что будут приходить жалобы не только пользователей технических средств, но и пациентов и при этом репутация организации может пострадать. Чтобы решить эту проблему, возникла необходимость автоматизировать как процесс учёта технических средств, так и учёта заявок клиента на ремонт аппаратуры.
Системой, подходящей для отслеживания ошибок и управления проектом в компании любого размера, является JIRA. Это инструмент для всех сотрудников в команде и руководителей проектов.
JIRA помогает оперативно обмениваться информацией и легко вовлекать разных работников в проекты и задачи, мониторить пользовательские ошибки при работе с программными продуктами, фиксировать своевременное соблюдение работы и назначать определённые задачи в соответствии с определяемой эффективностью участников, работать вместе с коллегами с помощью инструментов совместного редактирования файлов, а также отслеживать прогресс и обновление каждой задачи команды.
Динамичные инструменты системы для управления проектами JIRA дают возможность руководителям обнаружить препятствия, которые не дают команде работать эффективнее, принимать целенаправленные действия по их устранению и определять области улучшения рабочего процесса.
Базовые возможности JIRA включают в себя организацию результативной работы с проектами, отслеживание эффективности рабочего процесса, его планирование, совместную работу сотрудников по проекту, а также интеграцию с различными разработками и дополнениями Altassian и другими разработчиками [11].
Несмотря на все возможности JIRA, данная система имеет один существенный недостаток: система JIRA не предназначена для инвентаризации и учёта технических средств.
В связи с тем, что на данный момент не существует системы, совмещающей в себе и модуль инвентаризации и модуль обработки заявок, возникает необходимость в создании подобного программного обеспечения.
На момент наиболее активного пользования Всемирной информационной сетью актуально создание информационных систем по типу интерактивного сайта. Данный продукт легок и прост в эксплуатации, понятен пользователю, его легко внедрить, а также модернизировать по требованию сотрудников.
Для использования базы данных, ее интеграции в информационную систему и возможного дальнейшего импорта в другие системы, построение физической модели будет осуществлено командами и предложениями языка структурированных запросов SQL. Язык SQL является основой многих СУБД, так как отвечает за физическое структурирование и запись данных на диск, а также за чтение данных с диска, позволяет принимать SQL-запросы от других компонентов СУБД и пользовательских приложений. Таким образом, SQL - мощный инструмент, который обеспечивает пользователям, программам и вычислительным системам доступ к информации, содержащейся в реляционных базах данных [15].
Работы по созданию физической модели и реализации базы данных объективнее всего осуществлять, используя систему управления базами данных MySQL. Преимущества системы в том, что она свободно распространяется, обладает большой гибкостью, а также используется широким кругом пользователей.
Администрирование базы данных будет осуществляться с помощью веб-интерфейса для работы с системой управления базы данных MySQL PHPMyAdmin. Данное приложение позволяет управлять базой данных без ввода дополнительных команд SQL, просматривать содержимое таблиц и предоставляет другие функции управления посредством удобного интерфейса.
Для создания программного модуля выбран РНР - скриптовый язык программирования, который отлично подходит для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных, так как PHP входит в LAMP (Linux, Apache, MariaDB / MySQL, PHP комплекс серверного программного обеспечения), в настоящие время он поддерживается почти всеми хостинг провайдерами.
Выбор вышеперечисленных технологий основан на их высоком распространении, с целью разработки достаточно гибкой системы с возможностью интеграции в разные информационные среды.
К основной цели выпускной квалификационной работы относится автоматизация работы сотрудников технического и информационного отдела по обслуживанию технических средств.
При реализации авторизации на сайте необходима проверка её корректной работы. При проведении тестирования было выявлено, что незарегистрированные пользователи не могут попасть на страницы авторизованных пользователей. Кроме того, авторизованные пользователи имеют доступ только к странице, определённой распределением прав доступа. При попытке перехода авторизованного пользователя на страницу пользователя с другими правами будет произведена автоматическая переадресация на страницу личного кабинета, определённого флагом учётной записи.
Скорость загрузки страниц сайта должна быть максимальной, соответственно размер страниц лучше сделать минимальным. От того, насколько быстро загружается сайт зависит его посещаемость - никому не нравится ждать подолгу. Проверка скорости загрузки отражена в разделе «FAQ» на главной странице. Значение скорости загрузки страницы на момент тестирования составляет 2.9802322387695E-5 сек.
Важным этапом является проверка открытия и функционирования сайта в популярных браузерах. Тестирование проводилось вручную в браузерах «Google Chrome», «Яндекс.Браузер», «Firefox», «Opera». Система безотказно работает во всех перечисленных браузерах. Тестирование проводилось и в популярном браузере «Internet Explorer». Однако в указанном браузере при тестировании обнаружились проблемы с отображением стилей. Выводятся некорректно кнопки меню и некоторые поля для ввода данных по причине отсутствия настроек CSS для адаптивности.
Количество мобильного интернет-трафика все только растет, а это значит, что любой продвинутый современный сайт должен легко открываться на планшетах и смартфонах разных моделей. Кроме того, верстка сайта должна подходить под разные форматы - важно, чтобы пользователи могли прочитать всю информацию со своих мобильных устройств. Оптимизация под различные устройства представлена в приложении Г.
В ходе выполнения дипломного проекта был произведён анализ и составление технической документации, описание предметной области, в соответствии с техническими требованиями, закреплены навыки по работе с СУБД и созданием программного модуля для более удобной работы с базой данных.
В результате предпроектного обследования на основе сведений, предоставленных организацией было принято решение реализации модуля на основе веб-технологий. Для хранения информации соответственно выбрана база данных MySQL. Для управления этими базами данных - веб-приложение PHPMyAdmin, которое располагается на сетевых ресурсах Open Server.
На основе изучения предметной области реализовано проектирование и реализация базы данных, интерфейса пользователя и модуля технического обслуживания и инвентаризации.
В данном дипломном проекте разработана база данных для ГБУЗ РМ «Поликлиника №4» и создан программный модуль учёта технических средств. Назначение разработки заключается в следующем: обеспечить удобную работу сотрудников предприятия и повысить производительность.
В результате была разработана информационная система для
обслуживания технических средств и оборудования.
В итоге, достигнута цель и реализованы задачи, обозначенные в начале написания дипломного проекта. В системе выполняются все необходимые требования.
Система имеет возможность расширения. Возможно добавление новых функций за счет доработки кода серверных сценариев и оптимизация под мобильные устройства.
1 Белл Ч. Обеспечение высокой доступности систем на основе MySQL / Ч. Белл, А. Киндал - М. : BHV, 2012. - 624 с.
2 Гагарина Л. Г. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем / Л. Г. Гагарина, Д. В Киселев. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 384 с.
3 Диго С. М. Базы данных: проектирование и использование / С. М. Диго. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 153 с.
4 Душин В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем / В. К. Душин. - М. : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2003. - 348 с.
5 Каримов А. И. Научная организация труда / А. И. Каримов. - М. : Вильямс, 2014. - 230 с.
6 Колисниченко Д. В. PHP и MySQL. Разработка Web-приложений / Д. В. Колисниченко. - СПб. : ХВ-Петербург, 2015. - 593 с.
7 Конноли Т. Базы данных: проектирование, реализация,
сопровождение / Т. Конноли, К. Бегг, А. Страчан. - М. : Вильямс, 2003. - 327 с.
8 Кузнецов М. В Самоучитель MySql 5 / М. В. Кузнецов,
И. В. Симдянов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2006. - 560 с.
9 Малаян К. Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером / К. Р. Малаян. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015. - 124 с.
10 Официальный сайт локального веб-сервера для Windows [Электронный ресурс] : информационный сайт. - [М., 2018]. - Режим доступа: https://ospanel.io.
11 Официальный сайт програмы JIRA Software разработчика Atlassian [Электронный ресурс] : информационный сайт. - [М., 2018]. - Режим доступа: https://www.atlassian.com/software/jira.
ДП-02069964-090203-07-18 Лист
53
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
12 Официальный сайт програмы учёта компьютеров и оборудования на
предприятии IT Ivent разработчика YuKoSoft [Электронный ресурс] : информационный сайт. - [М., 2018]. - Режим доступа: http://it-
invent.ru/?yclid=2518984601120033737.
13 Официальный сайт свободного текстового редактора Notepad++ [Электронный ресурс] : информационный сайт. - [М., 2018]. - Режим доступа: https://notepad-plus-plus.org.
14 Свободная энциклопедия Wikipedia [Электронный ресурс] :
электронная свободная энциклопедия. - [М., 2018]. - Режим доступа:
Ь11рз://ги.Мк1реД1а.ог2/^1к1/Заглавная=страница.
15 Полякова Л. Н. Основы SQL: курс лекций / Л. Н. Полякова. - М. : Интуит НОУ, 2016. - 274 с.
16 Пушкин П. С. Научная организация труда и техническое нормирование. / П. С. Пушкин, С. И. Овчинников - М. : АСТ-Пресс, 2016. - 215с.
17 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-
ФЗ (ТК РФ) Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора. Глава 37. Статья 232. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора
[Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт справ.- правовой компании]. - [М., 2018]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/31f85d33413ac28c434e 38aa966f0228f0676e3b/.
18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197- ФЗ (ТК РФ) Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора. Глава 37. Статья 233. Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт справ.-правовой компании]. - [М., 2018]. -
ДП-02069964-090203-07-18 Лист
54
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/
36f9a2e4f68547adf3ced702023adb570d777ea8/.
19 Цикритизис Д. Модели данных / Д. Цикритизис, Ф. Лоховски - М. : Финансы и статистика, 1985. - 344 с.