Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
|
Введение 3
Глава I. Готовность педагогических кадров
к организации проектной деятельности обучающихся
1.1. Формирование готовности будущего учителя к организации
проектной деятельности обучающихся: требование времени или дань моде 13
1.2. Возможности школьного курса физики в организации проектной
деятельности обучающегося 24
1.3. Состояние проблемы готовности педагога к организации
проектной деятельности обучающихся в практике вузовской подготовки студентов бакалавриата и магистратуры и курсов повышения квалификации учителей физики 32
Выводы по первой главе 44
Глава II. Содержание и методика подготовки студентов бакалавриата
к организации проектной деятельности обучающихся при обучении физике
2.1 Психолого-педагогические основы решения проблемы
исследования 47
2.2 Модель методической подготовки студентов бакалавриата к
организации проектной деятельности обучающихся при обучении физике 59
2.3 Методика формирования деятельности студентов бакалавриата по
решению профессиональных задач, связанных с организацией проектной деятельности обучающихся при обучении физике 67
2.4 Методика организации и проведения педагогического
эксперимента 79
2.5 Результаты педагогического эксперимента 87
Выводы по второй главе 92
Заключение 98
Библиографический список 100
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава I. Готовность педагогических кадров
к организации проектной деятельности обучающихся
1.1. Формирование готовности будущего учителя к организации
проектной деятельности обучающихся: требование времени или дань моде 13
1.2. Возможности школьного курса физики в организации проектной
деятельности обучающегося 24
1.3. Состояние проблемы готовности педагога к организации
проектной деятельности обучающихся в практике вузовской подготовки студентов бакалавриата и магистратуры и курсов повышения квалификации учителей физики 32
Выводы по первой главе 44
Глава II. Содержание и методика подготовки студентов бакалавриата
к организации проектной деятельности обучающихся при обучении физике
2.1 Психолого-педагогические основы решения проблемы
исследования 47
2.2 Модель методической подготовки студентов бакалавриата к
организации проектной деятельности обучающихся при обучении физике 59
2.3 Методика формирования деятельности студентов бакалавриата по
решению профессиональных задач, связанных с организацией проектной деятельности обучающихся при обучении физике 67
2.4 Методика организации и проведения педагогического
эксперимента 79
2.5 Результаты педагогического эксперимента 87
Выводы по второй главе 92
Заключение 98
Библиографический список 100
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Непрерывное совершенствование системы образования Российской Федерации, изменение реалий обучающего процесса, а также парадигмы образования в целом, форм и методов, применяемых при обучении дисциплинам физико-математического и естественно-научного циклов, вносит изменение в методическую, практическую и теоретическую подготовку будущего учителя физики с позиции Профессионального стандарта педагога. В таких условиях приоритетной задачей высшей школы становится формирование готовности будущего учителя к будущей профессиональной деятельности, к организации проектной деятельности обучающегося на уроках физики в образовательных организациях основного и среднего (полного) общего уровней образования, как одной из форм организации процесса обучения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся как метод обучения известен уже не одно столетие, а его возможности и разнообразные образовательные функции являлись предметом исследования ведущих методистов. Беря свое начало в трудах Джона Дьюи, Уильяма Херда Килпатрика, которые считаются авторами данного метода обучения, и заканчивая современными исследователями и методистами в России (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.С. По-лат, И.А. Зимняя, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, др.) и за рубежом (М. Холм, Р. Стимсон, Э. Торндайк, Дж. Томас, М. Роджерс, др.).
В настоящий момент проектная деятельность в Челябинской области как технология обучения применяется по всем предметам, представленным в общеобразовательных организациях в рамках образовательных программ, что потребовало от учителей «готовности организации проектной деятельности обучающихся».
Применение проектной деятельности обучающихся при обучении раз-личным учебным предметам рассматривались в исследованиях Н.В. Матяш, О.В. Сафоновой, Н.Ю. Пахомовой, Н.П. Филатова, А.М. Новикова, С.В. Третьяковой, А.В. Иванова, С.Н. Чистяковой и других. Данные исследования рассматривают применения проектной деятельности и метода проекта с позиции обучающегося.
Исследования, направленные на формирование готовности у студентов педагогического вуза - будущего учителя - организовывать эту деятельность обучающегося, например, Г.А. Федоровой (2004 г.) в рамках обучения будущих учителей информатики, Л.А. Филимонюк (2008 г.) и Д.А. Крыловым (2015 г.) с позиции формирования проектной культуры будущего учителя, А.А. Сараевой (2011 г.) с позиции внедрения в процесс обучения спецкурса «Проектная деятельность».
Данные исследования имеют опосредованное отношение к подготовке учителя физики, но были использованы нами как основа для проведения магистерского исследования.
В последние годы наблюдается усиление интеграции Профессионального стандарта педагога в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, которые находит свое отражение в изменении парадигмы высшей школы, а также перечень методов и форм организации деятельности обучающихся. В данной парадигме проектная деятельность является фактором, обеспечивающим комплексное изучение явлений (процессов, законов и т.п.) и проявляющийся в метапредметном характере используемых знаний, умений и владений навыками обучающихся в различных областях.
Тем не менее, имеется множество нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с формированием соответствующей готовности в процессе обучения студентов педагогической направленности, а также недостаточной разработанностью содержания обучения и методических решений, использование которых обеспечит успешную готовность организовывать эту деятельность обучающихся при обучении физике.
Анализ нормативных документов, научно-методической литературы и
педагогической практики позволил выявить следующие противоречия:
- на научно-педагогическом уровне: между развитием и внедрением проектной деятельности обучающихся в процесс обучения образовательными организациями основного и среднего (полного) общего уровней и недостаточной разработанностью методических основ обучению ее организации, сопровождению и управлению данной деятельностью обучающихся.
- на научно-методическом уровне - между дидактическим потенциалом современной практики организации проектной деятельности обучающихся при обучении в школе и недостаточной разработанностью методики формирования необходимых компетенций у студентов педагогического вуза с целью комплексного использования данного метода обучения в учебном процессе при обучении физики.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность магистерского исследования и позволяет сформулировать его проблему: как подготовить будущего учителя физики к применению проектной деятельности обучающихся на уроках физики? В соответствии с указанной проблемой была определена тема исследования - «Методика подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике».
Объект исследования: процесс обучения студентов бакалавриата по направлению Педагогическое образование дисциплинам профессионального цикла.
Предмет исследования: педагогические, психологические и методические условия формирования у студентов бакалавриата готовности к организации проектной деятельности обучающихся по физике.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику комплексного формирования готовности будущего учителя к организации проектной деятельности обучающегося по физике.
Гипотеза исследования: подготовка будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся будет обеспечена на оптимальном уровне, если:
- обоснована и описана структура профессиональной готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся по физике как модели требуемого результата подготовки бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование;
- выявлен и обоснован дидактический потенциал заданий методического содержания по организации проектной деятельности обучающихся в формировании готовности у студентов бакалавриата к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- на основании системного, деятельностного и компетентностного подходов разработать модель формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- разработать и внедрить в практику вузовского обучения методику формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- обосновать критерии оценки и уровни сформированности у студентов готовности к организации проектной деятельности обучающихся по физике, как результата подготовки бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы и педагогической практики определить структуру готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающегося, критерии её оценки и способы формирования.
2. На основе анализа научной и научно-методической литературы выявить тенденции развития теоретической, практической и методической подготовки будущего учителя, определить возможные пути и способы внедрения проектной деятельности в их подготовку.
3. Разработать и методически обосновать процесс формирования готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающихся.
4. Провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования и результативности разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход в обучении при реализации метода проектов опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
- организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся исследовалась в дидактике физики М.Д. Даммер, А.И. Подольским, Н.С. Пурышевой, A.B. Усовой, Т.Н. Шамало и др.
- эффективность использования метода проектов, как развивающего активного метода организации обучения, опирается на работы В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Д.Г. Левитеса, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
- использование проектных задач в обучении (проектно-задачная теория обучения) как одной из форм организации проектной деятельности обучающихся рассматривается в работах А.Б. Воронца, В.М. Заславского, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
- теоретических (контент-анализ: педагогической, психологической и социологической литературы по истории развития и изменений содержа-тельных характеристик понятия «готовность», «готовность к профессиональной деятельности», определение взаимосвязи понятия «готовность к профессиональной деятельности» и Профессионального стандарта педагога с позиции применения современных образовательных технологий и методов (на примере организации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе физики); понятийно-терминологический анализ: позволил определить взаимосвязь ключевых понятий исследования, систематизировать и определить набор используемых терминов, достаточный для однозначной трактовки содержательной части исследования; теоретико-методологический анализ: позволил изучить теоретическую составляющую проблемы исследования, степени разработанности педагогической и методологической составляющей «готовности к профессиональной деятельности» и «готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики»; дискурсивная рефлексия: теоретически доказана необходимость данного исследования, его структура и средства реализации, его сущность и положения, которые необходимо вынести на проверку);
- эмпирических (анкетирование и опрос студентов, учителей физики, тестирование, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, анализ результатов проектной деятельности студентов);
- статистических - обработки полученных в результате исследования данных.
Организация исследования. Магистерское исследование осуществлялось в период с 2017 по 2019 гг. на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и охватывало четыре этапа: констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный.
На первом этапе (2017 г.) изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализировались федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативные документы. Результатом этой работы стало: подтверждение наличия проблемы исследования, разработка понятийного и научного аппарата, обоснование необходимости внедрения теоретической, практической и методической подготовки будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся. На основе разработанных критериев проводилась диагностика сформированности теоретических, практических и методических знаний студентов и практикующих учителей по организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики.
На втором этапе (2017-2018 учеб. год) были разработаны основные элементы методики обучения, направленной на формирование готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающихся. Проведено опытное преподавание, по результатам которого были внесены отдельные изменения в содержание методов и форм обучения, разработан комплекс дидактических материалов, апробировались новые организационные формы, педагогические приемы, образовательные технологии, предназначенные для эффективного формирования исследуемой готовности.
На третьем этапе (2018-19 учеб. год) проводилась проверка результативности разработанной методики формирования готовности будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся. На данном этапе диагностика уровня подготовленности студентов осуществлялась на основе получения комплексной оценки сформированности необходимых компетенций с использованием разработанного фонда оценочных средств.
На четвертом этапе (2019 г.) осуществлялась проверка результатов обучающего эксперимента. Сопоставление уровней подготовленности студентов в экспериментальных и контрольных группах проводилось путем сравнения количественных результатов по одинаковым критериям. Оценивалась всесторонняя сформированность компетенций, отвечающих за готовность будущих учителей физики организовывать проектную деятельность обучающихся. Также был выполнен итоговый анализ педагогического эксперимента с последующим формулированием выводов и рекомендаций, оформлением текста диссертации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
1) обоснована необходимость и целесообразность разработки методики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
2) осуществлено моделирование формирования профессиональной готовности в рамках подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
3) разработана методика подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике в соответствии с моделями формирования готовности будущих учителей организовывать проектную деятельность обучающихся (содержательная и процессуальная).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит:
- в уточнении понятия «проектная деятельность» и определении содержательной характеристики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование через понятие «готовность к профессиональной деятельности»;
- в уточнении содержания теоретической, практической и методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации способствуют совершенствованию процесса обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование. Они представлены:
1) в методических рекомендациях по процессу обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
2) в методических рекомендациях по содержанию теоретической, практической и методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены аргументированным отбором теоретических положений и принципов современной образовательной среды, в том числе современным тенденциям развития образовательной системы Российской Федерации; адекватностью выбранных методов исследования в соответствии с заявленными целями и задачами; положительными результатами педагогического эксперимента. Исследование проводилось с опорой на принцип диалектического метода познания с учетом знаний закономерностей исследуемых областей образовательного процесса в вузе и диалектической логики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях различного уровня: VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты», г. Воронеж, 2017 г; Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: Фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул, 2017 г; IV Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного физического образования», г. Уфа, 2017 г.; Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых», г. Челябинск, 2017 г., 2018 г., 2019 г; «Научная универсиада студентов», г. Челябинск, 2019 г.
В рамках выполнения магистерского исследования имеется 5 публикаций, включенных в РИНЦ, 1 статья в рамках выполнения гранта была опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале «Профессиональное образование. Столица», г. Москва.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целесообразность и возможность формирования и внедрения в процесс подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование методической подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности школьников при обучении физике обоснованы требованиями системы образования и ежегодно проверяются на 7-х классах образовательных организаций основного образования.
2. Готовность студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к решению профессиональных задач, связанных с организацией проектной деятельности обучающихся, не возникает в процессе становления будущего учителя (при обучении в вузе, прохождении учебных и производственных практик, изучении факультативов и др.) - её необходимо специально формировать. Именно формирование данной готовности, её теоретическое, практическое и методологическое наполнение было положено в основу процессуальной модели методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.
3. Методическая подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности школьников при обучении физике должна осуществляться внедрением теоретических и практических занятий по использованию проектной деятельности при обучении и воспитании, в том числе и внедрением проектной технологии в образовательный процесс студентов, при прохождении ими практик.
4. Разработанная на основе процессуальной модели методическая подготовка студентов к организации проектной деятельности школьников по физике позволила разработать критерии оценки данной готовности и контрольно-измерительные материалы с учетом адекватности и сочетаемости применяемых форм оценки, методов и приемов оценки полученных результатов, а также возможность корректировки результатов обучения студентов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Проектная деятельность обучающихся как метод обучения известен уже не одно столетие, а его возможности и разнообразные образовательные функции являлись предметом исследования ведущих методистов. Беря свое начало в трудах Джона Дьюи, Уильяма Херда Килпатрика, которые считаются авторами данного метода обучения, и заканчивая современными исследователями и методистами в России (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.С. По-лат, И.А. Зимняя, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, др.) и за рубежом (М. Холм, Р. Стимсон, Э. Торндайк, Дж. Томас, М. Роджерс, др.).
В настоящий момент проектная деятельность в Челябинской области как технология обучения применяется по всем предметам, представленным в общеобразовательных организациях в рамках образовательных программ, что потребовало от учителей «готовности организации проектной деятельности обучающихся».
Применение проектной деятельности обучающихся при обучении раз-личным учебным предметам рассматривались в исследованиях Н.В. Матяш, О.В. Сафоновой, Н.Ю. Пахомовой, Н.П. Филатова, А.М. Новикова, С.В. Третьяковой, А.В. Иванова, С.Н. Чистяковой и других. Данные исследования рассматривают применения проектной деятельности и метода проекта с позиции обучающегося.
Исследования, направленные на формирование готовности у студентов педагогического вуза - будущего учителя - организовывать эту деятельность обучающегося, например, Г.А. Федоровой (2004 г.) в рамках обучения будущих учителей информатики, Л.А. Филимонюк (2008 г.) и Д.А. Крыловым (2015 г.) с позиции формирования проектной культуры будущего учителя, А.А. Сараевой (2011 г.) с позиции внедрения в процесс обучения спецкурса «Проектная деятельность».
Данные исследования имеют опосредованное отношение к подготовке учителя физики, но были использованы нами как основа для проведения магистерского исследования.
В последние годы наблюдается усиление интеграции Профессионального стандарта педагога в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, которые находит свое отражение в изменении парадигмы высшей школы, а также перечень методов и форм организации деятельности обучающихся. В данной парадигме проектная деятельность является фактором, обеспечивающим комплексное изучение явлений (процессов, законов и т.п.) и проявляющийся в метапредметном характере используемых знаний, умений и владений навыками обучающихся в различных областях.
Тем не менее, имеется множество нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с формированием соответствующей готовности в процессе обучения студентов педагогической направленности, а также недостаточной разработанностью содержания обучения и методических решений, использование которых обеспечит успешную готовность организовывать эту деятельность обучающихся при обучении физике.
Анализ нормативных документов, научно-методической литературы и
педагогической практики позволил выявить следующие противоречия:
- на научно-педагогическом уровне: между развитием и внедрением проектной деятельности обучающихся в процесс обучения образовательными организациями основного и среднего (полного) общего уровней и недостаточной разработанностью методических основ обучению ее организации, сопровождению и управлению данной деятельностью обучающихся.
- на научно-методическом уровне - между дидактическим потенциалом современной практики организации проектной деятельности обучающихся при обучении в школе и недостаточной разработанностью методики формирования необходимых компетенций у студентов педагогического вуза с целью комплексного использования данного метода обучения в учебном процессе при обучении физики.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность магистерского исследования и позволяет сформулировать его проблему: как подготовить будущего учителя физики к применению проектной деятельности обучающихся на уроках физики? В соответствии с указанной проблемой была определена тема исследования - «Методика подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике».
Объект исследования: процесс обучения студентов бакалавриата по направлению Педагогическое образование дисциплинам профессионального цикла.
Предмет исследования: педагогические, психологические и методические условия формирования у студентов бакалавриата готовности к организации проектной деятельности обучающихся по физике.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику комплексного формирования готовности будущего учителя к организации проектной деятельности обучающегося по физике.
Гипотеза исследования: подготовка будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся будет обеспечена на оптимальном уровне, если:
- обоснована и описана структура профессиональной готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся по физике как модели требуемого результата подготовки бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование;
- выявлен и обоснован дидактический потенциал заданий методического содержания по организации проектной деятельности обучающихся в формировании готовности у студентов бакалавриата к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- на основании системного, деятельностного и компетентностного подходов разработать модель формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- разработать и внедрить в практику вузовского обучения методику формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности обучающихся по физике;
- обосновать критерии оценки и уровни сформированности у студентов готовности к организации проектной деятельности обучающихся по физике, как результата подготовки бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы и педагогической практики определить структуру готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающегося, критерии её оценки и способы формирования.
2. На основе анализа научной и научно-методической литературы выявить тенденции развития теоретической, практической и методической подготовки будущего учителя, определить возможные пути и способы внедрения проектной деятельности в их подготовку.
3. Разработать и методически обосновать процесс формирования готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающихся.
4. Провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования и результативности разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход в обучении при реализации метода проектов опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
- организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся исследовалась в дидактике физики М.Д. Даммер, А.И. Подольским, Н.С. Пурышевой, A.B. Усовой, Т.Н. Шамало и др.
- эффективность использования метода проектов, как развивающего активного метода организации обучения, опирается на работы В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Д.Г. Левитеса, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
- использование проектных задач в обучении (проектно-задачная теория обучения) как одной из форм организации проектной деятельности обучающихся рассматривается в работах А.Б. Воронца, В.М. Заславского, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
- теоретических (контент-анализ: педагогической, психологической и социологической литературы по истории развития и изменений содержа-тельных характеристик понятия «готовность», «готовность к профессиональной деятельности», определение взаимосвязи понятия «готовность к профессиональной деятельности» и Профессионального стандарта педагога с позиции применения современных образовательных технологий и методов (на примере организации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе физики); понятийно-терминологический анализ: позволил определить взаимосвязь ключевых понятий исследования, систематизировать и определить набор используемых терминов, достаточный для однозначной трактовки содержательной части исследования; теоретико-методологический анализ: позволил изучить теоретическую составляющую проблемы исследования, степени разработанности педагогической и методологической составляющей «готовности к профессиональной деятельности» и «готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики»; дискурсивная рефлексия: теоретически доказана необходимость данного исследования, его структура и средства реализации, его сущность и положения, которые необходимо вынести на проверку);
- эмпирических (анкетирование и опрос студентов, учителей физики, тестирование, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, анализ результатов проектной деятельности студентов);
- статистических - обработки полученных в результате исследования данных.
Организация исследования. Магистерское исследование осуществлялось в период с 2017 по 2019 гг. на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и охватывало четыре этапа: констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный.
На первом этапе (2017 г.) изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализировались федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативные документы. Результатом этой работы стало: подтверждение наличия проблемы исследования, разработка понятийного и научного аппарата, обоснование необходимости внедрения теоретической, практической и методической подготовки будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся. На основе разработанных критериев проводилась диагностика сформированности теоретических, практических и методических знаний студентов и практикующих учителей по организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики.
На втором этапе (2017-2018 учеб. год) были разработаны основные элементы методики обучения, направленной на формирование готовности будущего учителя физики к организации проектной деятельности обучающихся. Проведено опытное преподавание, по результатам которого были внесены отдельные изменения в содержание методов и форм обучения, разработан комплекс дидактических материалов, апробировались новые организационные формы, педагогические приемы, образовательные технологии, предназначенные для эффективного формирования исследуемой готовности.
На третьем этапе (2018-19 учеб. год) проводилась проверка результативности разработанной методики формирования готовности будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся. На данном этапе диагностика уровня подготовленности студентов осуществлялась на основе получения комплексной оценки сформированности необходимых компетенций с использованием разработанного фонда оценочных средств.
На четвертом этапе (2019 г.) осуществлялась проверка результатов обучающего эксперимента. Сопоставление уровней подготовленности студентов в экспериментальных и контрольных группах проводилось путем сравнения количественных результатов по одинаковым критериям. Оценивалась всесторонняя сформированность компетенций, отвечающих за готовность будущих учителей физики организовывать проектную деятельность обучающихся. Также был выполнен итоговый анализ педагогического эксперимента с последующим формулированием выводов и рекомендаций, оформлением текста диссертации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
1) обоснована необходимость и целесообразность разработки методики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
2) осуществлено моделирование формирования профессиональной готовности в рамках подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
3) разработана методика подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике в соответствии с моделями формирования готовности будущих учителей организовывать проектную деятельность обучающихся (содержательная и процессуальная).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит:
- в уточнении понятия «проектная деятельность» и определении содержательной характеристики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование через понятие «готовность к профессиональной деятельности»;
- в уточнении содержания теоретической, практической и методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации способствуют совершенствованию процесса обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование. Они представлены:
1) в методических рекомендациях по процессу обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике;
2) в методических рекомендациях по содержанию теоретической, практической и методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены аргументированным отбором теоретических положений и принципов современной образовательной среды, в том числе современным тенденциям развития образовательной системы Российской Федерации; адекватностью выбранных методов исследования в соответствии с заявленными целями и задачами; положительными результатами педагогического эксперимента. Исследование проводилось с опорой на принцип диалектического метода познания с учетом знаний закономерностей исследуемых областей образовательного процесса в вузе и диалектической логики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях различного уровня: VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты», г. Воронеж, 2017 г; Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: Фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул, 2017 г; IV Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного физического образования», г. Уфа, 2017 г.; Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых», г. Челябинск, 2017 г., 2018 г., 2019 г; «Научная универсиада студентов», г. Челябинск, 2019 г.
В рамках выполнения магистерского исследования имеется 5 публикаций, включенных в РИНЦ, 1 статья в рамках выполнения гранта была опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале «Профессиональное образование. Столица», г. Москва.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целесообразность и возможность формирования и внедрения в процесс подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование методической подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности школьников при обучении физике обоснованы требованиями системы образования и ежегодно проверяются на 7-х классах образовательных организаций основного образования.
2. Готовность студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к решению профессиональных задач, связанных с организацией проектной деятельности обучающихся, не возникает в процессе становления будущего учителя (при обучении в вузе, прохождении учебных и производственных практик, изучении факультативов и др.) - её необходимо специально формировать. Именно формирование данной готовности, её теоретическое, практическое и методологическое наполнение было положено в основу процессуальной модели методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.
3. Методическая подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности школьников при обучении физике должна осуществляться внедрением теоретических и практических занятий по использованию проектной деятельности при обучении и воспитании, в том числе и внедрением проектной технологии в образовательный процесс студентов, при прохождении ими практик.
4. Разработанная на основе процессуальной модели методическая подготовка студентов к организации проектной деятельности школьников по физике позволила разработать критерии оценки данной готовности и контрольно-измерительные материалы с учетом адекватности и сочетаемости применяемых форм оценки, методов и приемов оценки полученных результатов, а также возможность корректировки результатов обучения студентов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате проведенного магистерского исследования разработана, теоретически обоснована, практически реализована авторская методика под-готовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике, доказана необходимость внедрения данной методики в образовательный процесс педагогического вуза.
Теоретическая и экспериментальная работы позволили подтвердить гипотезу исследования, решить поставленные задачи, получить следующие теоретические и практические результаты и выводы:
1) уточнены такие понятия, как:
- проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на создание нового продукта;
- готовность студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников как сложной педагогической, психологической структуры, с позиции умений и знаний по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся на уроках, которую необходимо специально формировать;
2) определена содержательная характеристика результата подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование, через понятие «готовность к профессиональной деятельности» (чему и для чего учим);
3) определены компетенции, участвующие в формировании методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике в соответствии с ФГОС ВО 3+ (ПК-2, ПК-7, ПК-9, ПК- 12) и ФГОС ВО 3++ (ОПК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-5), что подтверждает преемственность данной методики;
4) уточнены содержание и результаты обучения в рамках методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике на основе компетенций;
5) получены и апробированы содержательная и процессуальная модели методики формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике, которые подтверждают уровни сформированности компетенций у экспериментальной группы;
6) обеспечен на оптимальном уровне комплекс заданий лекционного, практического и методического содержания, направленных на формирование компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование, связанных с организацией проектной деятельности школьников при обучении физике, сформирован фонд оценочных средств;
7) доказана эффективность и целостность методики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике, а также средств и методов, через которые она реализовывалась.
Теоретическая и экспериментальная работы позволили подтвердить гипотезу исследования, решить поставленные задачи, получить следующие теоретические и практические результаты и выводы:
1) уточнены такие понятия, как:
- проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на создание нового продукта;
- готовность студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников как сложной педагогической, психологической структуры, с позиции умений и знаний по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся на уроках, которую необходимо специально формировать;
2) определена содержательная характеристика результата подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование, через понятие «готовность к профессиональной деятельности» (чему и для чего учим);
3) определены компетенции, участвующие в формировании методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике в соответствии с ФГОС ВО 3+ (ПК-2, ПК-7, ПК-9, ПК- 12) и ФГОС ВО 3++ (ОПК-8, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-5), что подтверждает преемственность данной методики;
4) уточнены содержание и результаты обучения в рамках методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике на основе компетенций;
5) получены и апробированы содержательная и процессуальная модели методики формирования готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике, которые подтверждают уровни сформированности компетенций у экспериментальной группы;
6) обеспечен на оптимальном уровне комплекс заданий лекционного, практического и методического содержания, направленных на формирование компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование, связанных с организацией проектной деятельности школьников при обучении физике, сформирован фонд оценочных средств;
7) доказана эффективность и целостность методики подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике, а также средств и методов, через которые она реализовывалась.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОВЛАДЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ЭТАПАМИ ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Организация проектной деятельности
обучающихся 5- 6 классов в процессе
обучения математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация проектной деятельности обучающихся 5- 6 классов в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Проектная деятельность школьников с использованием технологий геоинформационных систем на территории Калиновского лесного парка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОД ПРОЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 - 9 КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Организация исследовательской деятельности на уроках физики в дистанционном формате обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Интеллектуальная система прогнозирования результатов проектной деятельности школьников
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



