ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие инклюзивного образования 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей обучающихся
основной школы 13
1.3 Методы инклюзивного образования 20
1.4 Методы инклюзивного образования за рубежом 24
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1 База исследования. Характеристика испытуемых 29
2.2 Методы работы в инклюзивном классе 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов обследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особенностями российского образования до недавнего времени являлось разделение обучающихся на здоровых и с ограничениями здоровья и жизнедеятельности. Дети с инвалидностью практически не имели возможности получить образование и социализироваться в обществе. Сегодня проблема инклюзивного образования занимает одно из главенствующих положений в тенденциях реформирования и развития современной российской образовательной системы. В связи с ростом инвалидности среди детского населения Российской Федерации, число обучающихся, нуждающихся в особых условиях обучения возрастает. Таким образом, возникает необходимость внедрения и дальнейшего развития в общеобразовательных организациях системы доступного для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, образования, которая бы позволила пройти полноценно дотрудовой этап социализации].
Среди тенденций современного образования можно отметить постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися. С момента принятия Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование обрело нормативную правовую базу.
В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников. Но нет достаточного опыта адаптации и применения этих методик в условиях общеобразовательной школы. Это и обусловило выбор темы работы.
Объект: процесс обучения математике обучающихся основной школы в условиях инклюзивного образования.
Предмет: условия инклюзивного образования.
Цель: поиск эффективных приемов обучения математике обучающихся основной школы в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: обучения математике обучающихся основной школы в условиях инклюзивного образования, будет эффективным при соблюдении следующих принципов:
1. Воспитательное значение обучения;
2. Всестороннее развитие личности;
3. Повышение сознательности и активности учащихся в обучении;
4. Учет возрастных и типологических особенностей учащихся;
5. Индивидуальный подход к учащимся;
6. Обеспечение прочности усвоения знания;
7. Наглядность в обучении;
8. Научность и систематичность обучения;
9. Решающая роль учителя и педагогического коллектива в обучении.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам организации обучения математике обучающихся основной школы в условиях инклюзивного образования.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику детей обучающихся основной школы.
3. Провести анализ методов, применяемых при обучении в условиях инклюзивного образования.
4. Разработать конспекты уроков математики с применением адаптивных программ.
5. Провести опытную работу, по проверке гипотезы.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов обследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, методической и психологической литературы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
Научная новизна: получены новые данные об усвоение математических представлений детьми с легкой степенью умственной отсталостью, которые расширяют наши представления об особенностях и содержании учебного процесса с ними в условиях инклюзивного обучения.
Практическая значимость заключается в применении методов коррекционной педагогики в условиях инклюзивного образования; в реализации адаптированной рабочей программы по математике для детей с легкой степенью умственной отсталости.
Инклюзия (от слова inclusion-включение) процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Разработка и применение конкретных решений, позволяющие каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни все заинтересованные стороны, принимают активное участие для получения желаемого результата. Процесс включения инвалидов в общественную жизнь необходим для всех членов общества.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В понятие «инклюзивное образование» входит два разных смысла
1) включение учебный процесс абсолютно всех детей, а не только тех, кого считают обучаемыми.
2) преобразование среднестатистических школ для обеспечения обучения всех детей.
Так же очень важным является то, что обучение детей с особенностями происходит в одном классе с другими детьми, а не в отдельной группе, отсеченными от общества. Жан Ванье писал «Мы исключили эту часть людей из общества и надо вернуть их назад, потому что они могут нас чему-то научить». Потому что обыкновенными или не обыкновенными, с особенностями и без, могут быть не только дети инвалиды, дети с отклонениями в поведении, оставшиеся без попечения родителей и дети из малоимущих семей, но и дети которых считают одаренными и талантливыми. Главными достоинствами такого образования можно считать:
1) уверенность ребенка в себе, как равному другим
2) общение со сверстниками, а значит идти в ногу со временем
3) воспитание отзывчивости у других участников группы (гуманизация общества)
4) полноценное образование
5) понимание проблем в реальном времени.
Таким образом современная стратегия образовательной системы заключается в том, чтобы объединить детей с целью их взаимно обучаемости. Ведь дети могут быть уникальными не только физически, они могут иметь богатый духовный потенциал, которым могут поделиться с окружающими. Каждый ребенок достоин того, чтобы раскрыть себя в обществе, как полноценному члену группы.
Обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе требует особого к нему подхода, и реализация программы массового класса не подходит ребенку с умственной отсталостью, поэтому была создана адаптированная рабочая программа, которая соответствовала его уровню образовательных потребностей. Но в тоже время эта программа не отстает от тематического планирования по математике массового класса;
Было обосновано необходимость создания и обеспечения специальных условий сопровождения образовательного процесса: особая структура и построение урока, обеспечение наглядности в процессе обучения, индивидуальный подход обучению, профессиональная подготовка учителя к работе с учеником, имеющим интеллектуальное нарушение;
После реализации программы мы получили положительный результат, говорящий об эффективности программы и созданных условий.
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: История и
современность/Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 33 с.
3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - №1. - С.5-16.
4. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев. - Москва : Просвещение, 2010. - 153 с.
5. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. - Москва : 2010. - № 3. - С. 50-56.
6. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова // Специальное образование. - Москва : 2010. - № 3. - С. 14-20.
7. Инклюзивное образование: методология, практика,
технология: Материалы международной научно-практической
конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. - М.: МП ИГУ, 2011.
8. Инклюзивное образование: практика, исследования,
методология: Сборник материалов II Международной научно¬
практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. - М.: ООО «Буки Веди», 2013.
9. Конституция Российской Федерации : офиц. текст / Российская Федерация. - Москва : Маркетинг, 2007. - 39 с.
10. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Омский научный вестник. - 2013. - № 2. - С. 191-194 (0,2 п.л.).
11. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. - М.: Оперант, 2015.
12. Мёдова, Н.А. Теоретические основы формирования инклюзивного образования на современном этапе / Н.А. Мёдова // Теоретические и практические инновации в науке : материалы Международной научно-практической конференции.- Гданьск, 2012. - С 11-13.
13. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. - М.: РООИ «Перспектива», 2011.
14. Мюррей, П. Индивидуальный подход к устойчивому развитию / П. Мюррей. - Москва : Бином, 2015. - 298 с.
15. Пенин, Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики / Г. Н. Пенин // Инклюзивное образование. - 2010. - № 9. - С. 41-47
16. Права человека и модернизация российского образования. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lawru.info/dok/2006/04/17/n313126.html(дата обращения: 22.02.2016).
17. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.
18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. / под редакцией В.А, Сластенина Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведенийМ.: Изд. Центр «Академия», 2002.- 576 с.
19. Староверов М.С. Инклюзивное образование : Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие
[Текст] / М.С. Староверов - М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2011 - 168 с.
20. Тарасова О.К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС// Молодой ученый. - 2016. - №19,1. - С.32-35.
21. Тихоненко, А.В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе [Текст] / А.В. Тихоненко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 137 с.
22. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
23. Шиглина Ю.А. Обучение качественным знаниям по учебному предмету "математика" в условиях инклюзивного образования [Текст]:статья // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции 28-29 апреля 2016 г. - Челябинск: Изд-во «Золотой феникс», 2016.-279 с.
24. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для 84 учителя [Текст] / В.В. Эк. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005. - 221 с.
25. Эк, В. В. Математика : 3 класс : учебник для специальных образовательных учреждений 8 вида [Текст] / В. В. Эк. - Москва : Просвещение, 2016. - 216 с.