Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность, цели и задачи прокурорского надзор, функции и его история 6
§1. Сущность прокурорского надзора, его цели и задачи 6
§2. Функции прокуратуры 13
§3. История становления и развития прокуратуры в России 23
Глава 2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора 35
§1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 35
§2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 45
Глава 3. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 52
Заключение 62
Список использованной литературы
Формирование в России демократической правовой государственности связано с неизменным повышением роли законов, которые, развивая и уточняя статьи Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, выступают сегодня ведущим регулятором общественных отношений в стране, гарантом прав и свобод человека и гражданина. Как государство, так и общество прямо заинтересованы в точном и стабильном и полном исполнении принимаемых законом всеми субъектами права, поскольку уровень реализации законодательных предписаний согласуется с успешностью проведения последовательных преобразований в экономике, социальной жизни, сфере государственного управления и надзора, олицетворяет реальность существования самой власти.
Прокуратура является уникальнейшим и необходимым государственным органом, который призван обеспечивать единство и укрепление законности на всей территории Российской Федерации, соблюдение высокой дисциплины в исполнении законов на всех уровнях власти. При этом одним из ключевых в ее деятельности является вопрос эффективной организации, качественного и результативного проведения надзорных проверок исполнения законов. Роль этого надзорного средства прокуратуры настолько значима, что редко отождествляется с деятельностью прокуроров в целом, а многие ученые и практики работу по осуществлению проверок относят к числу основных индикаторов реального применения полномочий прокурора на различных отраслях надзора. Во многом вся организация надзорной работы прокуратуры подчинена обеспечению действенности прокурорских проверок.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его в первую очередь должен интересовать вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина? И, если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.
В связи с существенными реформами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия и стремлением простроить новое, демократическое государство вопрос соблюдения прав и свобод человека и гражданина ставится на одно из первых мест.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года , установила, что человек рождается равным в своих правах. Люди обладают разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства. В соответствии с этим положением в нашей стране, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Правам и свободам человека и гражданина в Конституции и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» посвящены целые главы.
Многие граждане в нашей стране сталкивались с нарушеним своих законных прав и свобод.
В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 23 марта 2015 отметил, что основная доля всех нарушений закона в России приходится на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Именно на эту сферу приходится 60 % всех нарушений закона . Только в 2015 году органами прокуратуры было установлено 3,2 млн. нарушений прав и свобод граждан. К большому сожалению, эта цифра не сокращается и данный факт свидетельствует об актуальности темы, выбранной для дипломной работы.
Целью моей выпускной квалификационной работы является полное исследование прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человек и гражданина.
Для достижения данной цели мною были поставлены задачи: изучение понятия, сущности, функций прокурорского надзора; изучение истории становления и развития прокуратуры в России; рассмотрение вопроса понятия, задач, значения прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; анализ полномочий прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; изучение организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования моей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности прокуратуры РФ по защите прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования являются нормы, принципы и тенденции защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры РФ.
Глава 1. Понятие, сущность, цели и задачи прокурорского надзора, функции и его история.
£1. Сущность прокурорского надзора, его цели и задачи.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
На основании вышеизложенного можно с уверенность определить следующее:
• прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Другими словами можно сказать, что прокурорский надзор не может осуществляться никакими государственными, коммерческими, общественными организациями кроме как органами прокуратуры;
• органы прокуратуры осуществляют за соблюдением Конституции РФ и соблюдением законов действующих на территории РФ и это говорит о самостоятельности данных органов, которые не входят ни в одну ветвь власти;
• прокурорский надзор осуществляется от имени государства.
Подчеркнув, вышесказанное отмечу, что прокурорских надзор характеризуется двумя основными чертами:
1. Первая черта - это ее самостоятельность;
2. Вторая черта - особенность.
Самостоятельность прокурорского надзора заключается, прежде всего, в том, что как государственный орган, прокуратура осуществляет надзор за исполнением и соблюдением Конституции и законов и никакие больше организации и учреждения некомпетентны в данном вопросе.
Рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности.
Прокурор - это обобщающее понятие. В узком смысле - это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров- руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции. Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке установленном Законом о
прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора.6
В системе прокуратуры работают также прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины и воинские звания, являющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений.
Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки. Например, любое федеральное министерство, орган исполнительной или законодательной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Субъектом прокурорского надзора следует считать участника данной деятельности - прокурора, проводящего проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом. В данных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора.
Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Федеральном Законе о прокуратуре РФ.
К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.
Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.
Акт прокурорского реагирования - это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее, закрепленное
Принятая в 1992 г. новая редакция Федерального закона «О прокуратуре РФ» явилась крупным шагом в стабилизации системы, оформлении ее статуса, внесла определенность в надзорные правомочия прокуратуры, было бы не совсем уместно говорить о завершенности конституционного положения прокуратуры в государственной системе.
Уже с самого начала перестройки прокуратура, будучи по Конституции независимым органом, стала заложницей политических разборок и давления со стороны противоборствующих сил в центре и на местах.
В настоящее время защита прав человека и гражданина является одной из приоритетных задач как международного, так и отечественного права. Все люди равны перед законом и принадлежащие им права и свободы охраняются государством. Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в Конституции РФ и подлежат охране со стороны государства. Согласно практике большинство нарушений прав и свобод граждан совершается должностными лицами обычных уровней. С учетом этого на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Выделение законодателем указанного вида надзора в отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора подчеркивает значимость контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и актуальность моей исследовательской работ по данной теме. Для достижения целей прокурорского надзора определенных указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокурор наделен широкими полномочиями. Подробно эти полномочия рассматриваются в Федеральном Законе «О прокуратуре РФ». Надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этом законе посвящена отдельная глава, что подчеркивает важность данного направления прокурорского надзора. Специфической для данной отрасли надзора является обязанность прокурора проводить прием граждан и осуществлять работу по их обращениям. Сообщения о правонарушениях являются непосредственным поводом для проведения проверок. На основе всестороннего изучения и проверки изложенной в заявлении информации принимается решение о принятии необходимых при сложившихся обстоятельствах мерах прокурорского реагирования. Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушенных правах и свободах с каждым годом растет. Данный факт говорит не только о повышении доверия граждан к органам прокуратуры, о том, что граждане знают свои права и хотят законными способами бороться, но и смею предположить, в нашем с Вами современном государстве количество нарушений прав и свобод человека и гражданина возросло. Рост обращений граждан означает рост правонарушений, что указывает на необходимость улучшения работы правоохранительных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Во время прохождения практики в Подольской городской прокуратуре на находилось около трехсот сообщений граждан о нарушениях их прав и свобод. За 2015 год количество обращений достигло полутора тысяч! Из них в основном нарушения трудового законодательства работодателем. Немало нарушений социального обеспечения.
Несколько лет назад прокуроры были лишены права возбуждать уголовные дела. Внесенные в ч.2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ изменения лишили прокурора права возбуждать уголовные дела и возможности участвовать в производстве предварительного следствия. Вместо этого прокурор получил новые полномочия: вносить мотивированное постановление о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и материалов, изученных в ходе данной работы и при прохождении преддипломной практики позволяют мне сделать вывод, что просто необходимо расширить полномочия прокуратуры. Кроме того было бы очень неплохо вернуть органам прокуратуры прежние полномочия в уголовном процессе. Так же я считаю, что существенное увеличение штрафа за неисполнение требований прокурора благоприятно сказалось бы снижение количества нарушений. И штрафовать следует не только саму организацию, но и конкретное должностное лицо совершившее правонарушение. Такие меры могут привести к более ответственному подходу должностных лиц к своим обязанностям.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
• количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушениях прав и свобод с каждым годом растет.
• прокуроров в ходе реформ лишили некоторых важных полномочий в сфере уголовного процесса (право возбуждать уголовные дела). Это снижает эффективность борьбы с правонарушениями.
Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо принять следующие меры:
• вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе.
• увеличить штрафы за неисполнение требований прокурора.
И напоследок хочется отметить, что в одном из интервью Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка указал, что «сильное государство должно иметь сильную прокуратуру» . Я считаю, что невозможно не согласиться с этим и у нашего с Вами государства огромный потенциал для дальнейшего совершенствования системы органов прокуратуры. Проведенное исследование позволяет утверждать, что для этого необходимо дальнейшие теоретические исследования в области надзора за соблюдением прав человека и гражданина с целью разработки новых законов, их принятия и применения на практике.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. - 1993.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 (с изм. от 01 мая 2016)// Российская газета. - 2001.
3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 (с изм. от 30 декабря 2015)// Российская газета. - 2002.
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 №197-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015): принят Государственной Думой 21 декабря 2001//Российская газета. - 2001.
5. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 (с изм от 28 ноября 2015)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ. - 1992.
6. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ (с изм от 25 декабря 2012)// Российская газета.- 1994.
7. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 №82-ФЗ (в ред. от 31 января 2016) //Российская газета.-1995.
8. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон от 26 ноября 1996 №138-ФЗ (в ред. от 04 июня 2014)//Российская газета.- 1995.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 (в ред. от 26 апреля 2016)// Российская газета.- 2011.
10. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федеральный закон от 12 января 1996 (в ред. от 31 января 2016).
11. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24 июля 1998 № 125-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015).
12. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: федеральный закон от 01.05.1999 №92-ФЗ
13. О минимальном размере оплаты труда: федеральный закон от 19 июня 2000 №82-ФЗ (в ред. от 14 декабря 2015).
14. О специальной оценке условий труда от 28 декабря 2013: федеральный закон (в ред. от 01 мая 2016).
15. О занятости населения РФ: федеральный закон от 19 апреля 1991 №1032-1 (в ред. от 09 марта 2016).
16. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (электронный ресурс): официальный сайт ООН.
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года
18. Международный пакт о гражданских и политических правах
19. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
20. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года.
21. Положение о координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 №567.
22. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.07.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»
23. Приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 №144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшения взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».
24. Соглашение о формах взаимодействия в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан от 24 июля 1998
25. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 (в ред. от 09 марта 2016): принят Государственной Думой 22 мая 2002// Российская газета. - 2002. - 15 июня.
26. Приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» №165 от 01.04.14
27. Указание Генерального прокурора «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования» №307/36 от 09.06.14
28. Указание Генерального прокурора «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров» от 11 мая 2011 №127/7
29. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ».
30. Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 (Царское Село)
31. Конституция СССР от 05 декабря 1936: принята 8 Всесоюзным съездом Советов // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, №283. - 06 декабря. - 1936.
32. Положение «О судопроизводстве» РСФСР: ВЦИК от 31 октября 1922
33. Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922: ВЦИК.
34. Постановление ЦИК СССР №84, СНК СССР №2621 от 17 декабря 1933 «Положение о прокуратуре союза ССР».
35. Указ Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 об утверждении Положения о прокурорском надзоре СССР.
36. Конституция СССР от 07 октября 1977: принята Верховным советом СССР// Ведомости Верховного совета СССР, 1977, №41, ст.617.
37. Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979: Президиум СССР//Ведомости ВС СССР.
38. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР от 28 октября 1980.
39. Закон «О прокуратуре РСФСР» от 17 января 1992.
Специальная литература:
1. Алексеев С.Л. Прокурорский надзор. - Казань: ИТЦ АСО, 2014;
2. Алиев Х.О. Исторический очерк развития прокуратуры как органа прокурорского надзора в РФ;
3. Ахетова О.С. Прокуратура и прокурорский надзор. - М.: ЭКСМО, 2014;
4. Басков В.И. Прокурорский надзор. - М.: БЕК, 2014;
5. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Издательский дом «Голодец», 2014;
6. Бобров В.К. Прокурорский надзор.2-е издание перераб. и доп. М.:Юрайт, 2014;
7. Брагин А.П. Прокурорский надзор в РФ. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2007;
8. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор. 7-е издание перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015;
9. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. 4- издание. - М., 2015;
10. Данилюк А.И. Прокурорский надзор в РФ. - М., Закон, 2015;
11. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор. Курс лекций:учебное пособие. - М.: Юнити, 2014;
12. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт, 2014;
13. Капинус О.С. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт, 2014;
14. Качалов В.И. Прокурорский надзор в РФ. - М., 2015;
15. Кириллова Н.П. Прокурорский надзор. - М.: ЮРАЙТ, 2015;
16. Копылова О.П. Прокурорский надзор:Тамб.гос.техн.ун-т.-
2010;
17. Коробейников В.Б. О некоторых функциях прокуратуры// Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2013. №4
18. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. М.: Инфра-М, 2013;
19. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор. М.: ЮстицИнформ, 2015;
20. Поляков М.П. Прокурорский надзор. М.: Юрайт, 2015;
21. Рябцев В.П. Прокурорский надзор. М.: НОРМА, 2015;
22. Савенков А.Н. Прокурорский надзор. М.: Дашков и К, 2012
23. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Норма, 2011.
24. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. - М.: Зерцало-М, 2014.
25. Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1884 Т.4 № 2330
26. Журнал «Прокурор»: выпуск №1.-2012.