Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности

Работа №81233

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание младших
школьников» 6
1.2 Исторический обзор развития родиноведческого и
краеведческого принципов обучения младших школьников 8
1.3 Формы организации внеурочной деятельности родиноведческой
направленности в начальной школе 12
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОДИНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Описание констатирующего этапа исследования 20
2.2 Краеведческие особенности Саткинского района 23
2.3 Организация внеурочной деятельности родиноведческой
направленности во 2 классе 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена играло особую роль не только в духовной жизни общества, но и большинстве его сфер - политической, экономической, культурной и других. Согласно закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из основных принципов в области образования.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных качеств выпускника начальной школы. Выпускник должен любить родной край и свою Родину, уважать свой народ, знать историю своей страны, чтить память о Героях России. ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируется именно в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день российское общество нуждается в личности, основными качествами которой будут являться любовь к Отечеству, память о Героях Великой Отечественной войны, стремление делать добро, забота о природе своей малой Родины. Коллектив учителей начальной школы должен вести продуктивную работу в этом направлении.
Проблема патриотического воспитания детей волновала ученых на протяжении долгого времени. По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание патриота - это наполнение повседневной жизни ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте делает и знает.
Великий русский педагог А.С. Макаренко, важнейшей задачей считал воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он говорил о том, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная» [17]. То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [17].
Поэтому учителям начальных классов рекомендуется вести усиленную работу по воспитанию патриотических чувств у младших школьников. Целесообразно отметить, что важным средством воспитания патриотизма является родиноведение .
Вместе с тем возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО по воспитанию патриотизма и недостатком современных методических разработок для учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников средствами родиноведения.
Проблема исследования: какие формы организации внеурочных родиноведческих занятий являются наиболее продуктивными в воспитании патриотизма у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования «Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности».
Цель исследования - на основе теоретического анализа заявленной проблемы определить формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района для патриотического воспитания младших школьников.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у младших школьников.
формы организации внеурочных родиноведческих занятий с младшими школьниками.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы
патриотического воспитания младших школьников.
2. Изучить историю развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения.
3. Выделить формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе.
4. Выявить уровень развития краеведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности «Моя малая Родина - Саткинский район» для 2 класса.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирический (педагогический эксперимент);
- статистический (методы обработки и интерпретации данных).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы родиноведческой направленности, которая направлена на патриотическое воспитание младших школьников. Разработанная программа может быть использована учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
База исследования: МАОУ «СОШ №13» г. Сатки. Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение квалификационной работы подведем итоги исследования.
Актуальность представленного исследования объясняется тем, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для патриотического воспитания.
Целью работы было определение формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района в начальной школе для патриотического воспитания младших школьников.
В ходе исследования мы опирались на следующее понятие: патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает в себя чувство гордости за своё Отечество, малую родину, где гражданин родился и рос.
Важным средством воспитания патриотизма у младших школьников является родиноведение. В работе мы рассмотрели понятие «родиноведение». Родиноведение - это изучение малой родины, начиная от улицы и заканчивая селом или городом.
Родиноведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своей малой Родины, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Проведя исторический обзор развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения младших школьников, мы выяснили, что интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы XIX века и связана с именами К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, Н.Х. Весселя.
По нашему мнению, родиноведческий принцип обучения наиболее эффективно можно реализовать во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нами были определены формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе. Формы организации делятся на три группы: массовая, групповая, индивидуальная. К первым относят факультатив. Ко вторым - кружок. К третьим - проектную деятельность.
Экспериментальная работа, которая проводилась на базе МАОУ «СОШ №13» г. Сатки, была направлена на выявление уровня развития родиноведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников. В ходе исследования мы использовали метод анкетирования и рассчитывали полноту знаний о малой родине (Н.В. Ипполитова).
Нами была составлена анкета «Я ведаю свой край», состоящая из 8 вопросов о городе Сатка. Анкетирование позволило выявить следующие результаты: значительная часть класса имеет средний и низкий уровни знаний о малой родине. Мы сделали вывод о том, что во 2 классе практически не ведется работа по изучению малой родины.
С целью повышения уровня знаний о малой Родине у обучающихся 2 класса нами был подобран краеведческий материал о городе Сатка и разработана программа внеурочной кружковой деятельности «Моя малая родина - Саткинский район», которая предусматривает широкий выбор методов и форм родиноведческой деятельности младших школьников.
Дальнейшую работу мы видим во внедрении предложенной программы в практику своей педагогической деятельности.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Абрамова, С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально -правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] : методическое пособие / [науч. ред. С. В. Абрамова]. - Волгоград : Альянс Югполиграфиздат, 2016. - 222 с.
3. Беляева, О. П. С чего началась Сатка? Откуда родом наши предки [Текст] / О. П. Беляева // Летопись добра. Россия, которую мы обретаем / под ред. А. Лобашева. - Челябинск : ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006. - С. 144-147.
4. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - Москва : Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2016. - 189 с.
5. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики [Текст] / В. П. Вахтеров. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Типография т-ва И.Д. Сытина, 1916. - 592 с.
6. В родном краю. Окружающий мир [Текст] : учебно¬методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Е. Е. Бондарь, И. С. Бирюкова, Е. Р. Мохнатова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 76 с.
7. Всесвятский, Б. В. Экскурсии в природу [Текст] : учеб. пособия для школ I и II ступени / Б. В. Всесвятский. - Москва : Гос. изд-во, 1923. - 70 с.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. - 2 изд., испр. и доп. - Челябинск : Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.
10. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Р. Данилова / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - Новосибирск : СибАК, 2012. - С. 242-246.
11. Ещёркина, О. А. Формирование гражданственности младших школьников. [Текст] : методическое пособие/ сост. О. А. Ещёркина. - Волгоград : Учитель, 2007. - 125с.
12. Зашихин, Е. И. Сатка: В самом сердце Урала [Текст]:
фотоальбом / Е. И. Зашихин. - Екатеринбург : Издательский Дом
«СОКРАТ», 2008. - 143 с.
13. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Н. В. Ипполитова. - Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т,
1997. - 217 с.
14. Катаргина, Л. О. Из опыта работы организации туристско- краеведческого кружка в начальной школе [Текст] / Л. О. Катаргина // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования. - Новосибирск : СибАК, 2012. - С. 82-88.
15. Кирьяш, О. А. Родиноведение - краеведение - региональная история как структурные элементы патриотического воспитания в российской школе [Текст] / О. А. Кирьяш // Омский научный вестник. Серия общество. История. Современность. -2017. - №3. - С. 94-97.
16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- Москва : Просвещение, 2011. - 33 с.
17. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания. [Текст] / под ред. А. С. Макаренко. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - 225 с.
18. Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие». Неправительственный экологический фонд имени
B. И. Вернадского [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва,
2018. - Режим доступа :http://www.vernadsky.ru/proektifonda/
mezhdunarodniy proekt ekologicheskaya kultura mir i soglasie /, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
19. Моисеев, А. П. Горное сердце края: заповедные уголки
Южноуралья: исторические, культурные, природные
достопримечательности Саткинского района [Текст] / А. П. Моисеев. - Челябинск : Издательство «Рифей», 1994. - 199 с.: ил.
20. Морозова, Н. Н. Формирование патриотического отношения к малой родине [Текст] / Н. Н. Морозова. - 2009. - № 11. - С. 64-66.
21. Мысова, И. Д. Геоглиф на Зюраткуле: исследования
продолжаются [Текст] / И. Д. Мысова. - Редакция газеты «Саткинский рабочий», 2013. - № 67. - С. 1-2.
22. Назаренко, В.В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность [Текст] / В. В. Назаренко. - Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 103-107.
23. Нескучное путешествие с дедом Саткознаем [Текст] / Л. С. Ежова. - Челябинск : Книга, 2008. - 128 с.: ил.
24. Патриотическое воспитание [Текст] : нормативные правовые документы / [ред.-сост. Т. В. Журавская]. - 2-е изд., перераб. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2006. - 95 c.
25. Первухин, А. С. 100 интересных фактов о Челябинской области [Текст] / фот. С. Арканов [и др.]. - Москва : Родина Медиа, 2013. - 239 с.
26. Перфильева, С. Н. Есть объект, а города нет: Находки на Зюраткуле снова в центре внимания прессы и учёных [Текст] /
C. Н. Перфильева, Л. Егорушкина// Редакция газеты «Саткинский рабочий», 2013. - № 42. - С. 5.
27. Письма Г. Н. Потанина [Текст] / сост. А. Г. Грумм-Гржимайло, С. Ф. Коваль, Я. Р. Кошелев, Н. Н. Яновский. - 2-е изд., перераб., доп. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 280 с.
28. Почикеева, Н. М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения [Текст] / Н. М. Почикеева / Москва : Издательский центр «Академия» - 2014. - №6. - С. 23-28.
29. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей [Текст] : научно-методические материалы / сост. М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ф. А. Зуева, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, Т. В. Соловьева, Ю. Ю. Баранова ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 26 с.
30. Реус, У. Ю. Пороги - прошлое, настоящее, будущее [Текст] / У. Ю. Реус // Город у синих гор: сборник докладов участников конференции, посвященной 250-летию г. Сатки. 17 сентября 2008 г. - Челябинск, 2008. - С. 40-50.
31. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web - мастер Н. В. -Электрон. дан. - Москва : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа:http://www.rsl.ru,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
32. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. Т. 2. / гл.ред. В. В. Давыдов. - Москва : Большая Российская Энциклопедия,
1998. - С. 109-110.
33. Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации [Текст] : сборник статей II Международной научно¬практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение». - 2016. - 132 с.
34. Свистунов, В. М. Строгановский период истории Саткинского завода 1755-1769 гг. [Текст] : сборник докладов участников конференции,
посвященной 250-летию г. Сатки / В. М. Свистунов // Город у синих гор:- Челябинск, 2008. - С. 56-68.
35. Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст] : пособие для педагогов / А. Е. Сейненский. - Москва : Педагогическое общество России, 2014. - 191 с. : ил.
36. Семенов, Д. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / сост.: канд. пед. наук Н.В. Зикеев. Под ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. Н. А. Константинова ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 400 с.
37. Сидоров, Е. А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы [Текст] / Е. А. Сидоров // Внешкольник. - 2013. - № 4. - С. 40-43.
38. Синявский, И. В. Тяжелые металлы в системе «почва-растение- человек» в промышленных городах горнолесной зоны Южного Урала [Текст] / И. В. Синявский, Т. Г. Князева // Агропродовольственная политика России. -2016. - № 4. - С. 59-62.
39. Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у
школьников: из опыта работы сельской школы [Текст] /
В. А. Сухомлинский. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 148 с.
40. Усатова, Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Усатова. - Волгоград : Учитель, 2006. - 137 с.
41. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. - Москва : Просвещение, 1968. - 557 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва : Национальная ассоциация развития образования и науки, 2016-2018. - Режим доступа:http://fgos.ru/,свободный. - Загл. с экрана.
43. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям. - 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 2003. - 519 с.
44. Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское УГМС» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Челябинск, 2016. - Режим доступа:
http://www.chelpogoda.ru,свободный. - Загл. с экрана - Яз. рус.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ