ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНЫЙ СИНХРОНИЗМ 6
1.1. Физиологический механизм кардио-респираторного синхронизма 6
1.2. Кардио-респираторный синхронизм как предиктор (маркер)
функциональных состояний учащейся молодежи 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 25
3.1. Оценка показателей внешнего дыхания, сердечно-дыхательного
синхронизма и уровня нервно-психической устойчивости у студенток 25
3.2. Особенности кардио-респираторного синхронизма у студенток с
различным уровнем нервно-психической устойчивости 30
3.3. Методическая разработка «Исследование КРС у обучающихся с
различным уровнем двигательной активности» 32
ВЫВОДЫ 35
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Важным показателем здоровья общества является здоровье молодежи. Студенты вузов можно отнести к группе повышенного риска, ведь это часть прогрессивного поколения.
В данной работе реализована попытка оценки зависимости механизма регуляции функций жизнеобеспечивающих систем от нервно-психической устойчивости студенток.
В.М. Покровским с соавторами для оценки функционально-регуляторных возможностей человеческого организма была предложена проба сердечно-дыхательного синхронизма. Проба носит объективный интегративный характер, поскольку затрагивает различные звенья регуляции.
При высокочастотном дыхании в такт индифферентному раздражителю в определенном частотном диапазоне у человека развивается сердечно-дыхательный синхронизм. Он состоит в том, что на каждое дыхание сердце совершает одно сокращение. Изменение частоты дыхания приводит к синхронному изменению частоты сердечных сокращений. Таким образом, изменяя частоту дыхания, можно управлять ритмом сердца (Сичинава Д.К., 2011).
Понятие нервно-психической устойчивости в научной литературе часто соотносят с такими феноменами как стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость, однако, на наш взгляд, данное явление гораздо шире, поскольку оно связано не только с эмоциональной сферой, но и волевой, и личностной сферами. Одним из первых проблему устойчивости в профессиональной деятельности описал К.К. Платонов. Данное понятие характеризуется им как свойство личности, в которой проявляется интенсивность, действенность и устойчивость в профессии, описывается и эмоциональная устойчивость, которая включает в себя волевую, эмоционально-моторную и эмоционально-сенсорную компоненты (Таштимирова Л.А., 2015).
Прогресс в любой профессии в наше время сопровождается непрерывным повышением роли человека в обеспечении высокой эффективности и безопасности труда. Возникает острая необходимость в изучении и формировании необходимых психических и физиологических качеств специалиста, которые будут востребованы в условиях его будущей профессиональной деятельности. Успешность профессиональной деятельности, работоспособность продолжают быть обусловленными психофизиологической дееспособностью (Заплатина О.А., 2010).
В связи с вышесказанным возникла идея использовать пробу сердечно- дыхательного синхронизма у студенток с различным уровнем нервно-психической устойчивости.
Цель: Выявить особенности кардио-респираторного синхронизма у студенток с различным уровнем нервно-психической устойчивости.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Оценить показатели кардио-респираторной системы и уровня нервно-психической устойчивости у студенток.
2. Провести анализ кардио-респираторного синхронизма у студенток с различным уровнем нервно-психической устойчивости.
3. Разработать методическое сопровождение темы урока «Исследование КРС у обучающихся с различным уровнем двигательной активности» по биологии (8 класс).
Организация исследования: Исследование проводилось на базе НИЛ «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ЮУрГГПУ в межсессионный период (октябрь-декабрь 2016 г.). В обследовании на добровольной основе принимали участие 165 студенток 1-5 курса естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ.
Теоретико-практическая значимость исследования. Результаты работы расширяют знания о сердечно-дыхательном синхронизме, способствуют выяснению возможностей использования пробы сердечно-дыхательного синхронизма в оценке состояния человека, а именно в нервно-психической устойчивости.
Данный опыт работы может быть рекомендован к применению учителям в курсе «Биологии» в 8 классе в разделе «Опора и движение»; вариант темы: «Двигательная активность и ее значение для здоровья человека».
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов, списка сокращений, библиографического списка и приложений. Выпускная квалификационная работа содержит 8 таблиц, 1 рисунок, 3 приложения. Объем основного текста составляет 43 страницы. Библиографический список включает 42 наименований.
1. На основании полученных результатов установлены различия функциональных показателей системы ВД от антропометрических характеристик обследуемых девушек, в частности от величины индекса массы тела.
2. ЖИ является интегральным показателем, характеризующим функциональное отношение (или зависимость) показателя ВД от антропометрического - МТ. Можно предложить, что лица с низким ЖИ испытывают в определённых условиях кислородную недостаточность.
3. Установлено, что в группе с низким ЖИ, величина ЖЕЛ достоверно ниже по сравнению с ЖЕЛ у лиц группы с высоким ЖИ. Однако, МТ у лиц сравниваемых групп одинаковая, что указывает на показатель ЖЕЛ как ведущего маркера функционального состояния не только системы внешнего дыхания, но и организма в целом.
4. Частота дыхания при пробе кардио-респираторного синхронизма позволяет оценить регуляцию внешнего дыхания у студенток с различным уровнем нервно-психической устойчивости.
5. По данным исследования определена связь нервно-психической устойчивости и сердечно-дыхательной системы, результаты указывают на выраженную напряженность регуляции функции внешнего дыхания как следствие напряженной психо-эмоциональной деятельности студенток
6. Проба сердечно-дыхательного синхронизма информативна и может использоваться для объективной интегративной оценки уровня нервно-психической устойчивости у студенток.