ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 5
1.1. История вопроса 5
1.2. Единство и разделение властей 7
2. ПОНЯТИЕ АППАРАТА (МЕХАНИЗМА) ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ 10
2.1. Понятие аппарата (механизма) государства и государственного органа 10
2.2. Структура аппарата (механизма) государства 13
2.2.1. Президент Российской Федерации 14
2.2.2. Органы представительной и законодательной власти 14
2.2.3. Органы исполнительной власти 16
2.2.4. Органы судебной власти 17
3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 20
3.1. Понятие местного самоуправления 20
3.2. Система управления Дзержинским районом г. Новосибирска 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложение 1. Схема 29
Радикальные преобразования нашего общества, потрясающие Россию последние 15 лет, сегодня окончательно привели не только к переделу власти в целом, но и к слому механизмов политической, экономической и социальной структуры бывшего советского государства. Но то, что вышло на практике ярко иллюстрируется фразой бывшего главы государства: «ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ВЫШЛО КАК ВСЕГДА». Сейчас только ленивый «не кидает камни упреков» в теоретиков и практиков преобразования России, при этом «каждый кулик хвалит свое болото». Серьезных же теоретических осмыслений теории и практики государственного строительства, проведенных в последнее время, к сожалению еще очень мало.
В данной работе предпринята попытка с правовой точки зрения рассмотреть существующую практику разделения властей, понятие и структуру механизма аппарата власти и основы его взаимодействия с органами местного самоуправления на примере Российской Федерации.
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Этот факт, вольно или невольно, приводит любого здравомыслящего человека, участвующего в общественных преобразованиях, к попыткам разобраться в сущности механизма любой власти и государства для того, чтобы определиться – ОТ ЧЕГО НАМ НАДО ОТКАЗАТЬСЯ, И ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СОХРАНЯТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ В БУДУЩЕМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Основной целью данной курсовой работы является анализ существующего механизма государственной власти Российской Федерации для последующей выработки модели построения правового государства. Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Определить сущность принципа единства и разделения властей и характеристику основополагающих принципов этой теории.
2. Проанализировать существующий аппарат (механизм) государственной власти в Российской Федерации и его составные части.
3. Разобраться в схеме взаимодействия аппарата государственной власти с органами местного самоуправления муниципальных и территориальных образований Российской Федерации.
Объектом исследования выбрано сущность и механизм деятельности государственной власти Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является изучение устройства и особенностей функционирования аппарата (механизма) российского государства.
Методы исследования: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Инструментарий, используемый в данной работе: нормативно-правовые акты, Копейчиков В.В. «Механизм Советского государства», Костенко Н.И. «Место прокуратуры в государственном механизме», Мирошниченко Е.В. «Местное самоуправление в России. Теория и практика», Ноздрачев А.Ф. «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ», Остром В. «Демократия и самоуправление», Тихомиров Ю.А. «Власть в обществе: единство и разделение», Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты» и учебная литература.
Проведенный анализ теоретических и практических положений сущности и механизма деятельности государственной власти Российской Федерации, устройства и особенностей функционирования аппарата (механизма) российского государства позволяет сделать следующие выводы:
• Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д.
• Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
• Но весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества;
• Сегодня в практике государственного строительства России отсутствуют научные и теоретические разработки и основания, посвященные проблемам разделения полномочий в вертикали управления в крупном муниципальном образовании, и, как следствие этого - затруднено создание оптимальной и эффективной структуры органа муниципального управления;
Это все особенно актуально для России в настоящее время, когда идет интенсивный поиск путей реформирования государственной власти для создания правового государства.
Здесь для нас может быть очень полезен накопленный человечеством весь мировой опыт строительства правовых государств, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков государства и права. В которых акцентируется мысль, что правовое государство предполагает, в первую очередь, взаимную ответственность государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полную защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества.
Необходимым условием становления и формирования правового государства является также наличие единого правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.
1. Конституция Российской Федерации принятая на референдуме 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.06.2001 №679).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 12 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3506.
3. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. с изменениями от 27 декабря 2000 г.
4. Сборник нормативных и правовых актов Новосибирской области. Том 2. 1996 год. – Новосибирск, 1997. - с.480.
5. Сборник нормативных и правовых актов Новосибирской области. Том 3. 1997 год. – Новосибирск, 1998. – с.520.
6. Устав города Новосибирска от 05 октября 1995 г., №74.
7. Алексеев С.С. Государство и право.М., 1994. – 192 с.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 1998, 624 с.
9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.
10. Конституции буржуазных государств. М., 1982.
11. Копейчиков В.В. Механизмы Советского государства. М., 1968.
12. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме.// Государство и право. 1995. №11.
13. Мирошниченко Е.В. Местное самоуправления в России. Теория и практика.// Государство и право. 1993. №6.
14. Наздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ.// Государство и право. 1996. №1.
15. Остром В. Демократия и самоуправления. // Государство и право. 1994. №4.
16. Общая теория государства и права. Академический курс. Ч.1. М., 2000. – 416с.
17. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение.// Советское государство и право. 1990. №8.
18. Теория государства и права. Ч.1. Теория государства. М., 1995.
19. теория государства и права./Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.,1998.
20. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997, 416с.
21. Теория права и государства. Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997, 432 с.
22. Черданцева А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.