Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести

Работа №81219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие положения и организация розыска
несовершеннолетних, пропавших без вести 7
§ 1. Понятие, сущность и значение розыска несовершеннолетних, пропавших без вести 7
§ 2 Типичные исходные следственно-розыскные ситуации 13
§ 3. Особенности начального этапа розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних пропавших без вести 20
ГЛАВА 2 Особенности тактики отдельных следственных действий по розыску и идентификации личности 32
§ 1. Взаимодействие следователя с сотрудниками других служб 32
§ 2. Использование специальных знаний в розыске и идентификации несовершеннолетних, пропавших без вести 40
§ 2. Планирование работы следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести. Следственные и иные действия следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в Российской Федерации с каждым годом растет число лиц, пропавших без вести, среди них не малое количество пропавших составляют дети. Пропадают по разным причинам, и их розыск это одна из функций органов власти. Одним из приоритетных направлений современной политики Российского государства является обеспечение безопасности и охрана жизни и здоровья граждан. Особенно, если это касается детей. Дети все чаще становятся жертвами преступлений, в силу своей неспособности, противостоять взрослому, доверчивости. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов приводит печальную статистику, где говорит о том, что каждый год около 100 тыс. детей признаются потерпевшими от преступных посягательств. Более 2,5 тысячи детей было убито в России за 2014 год. Порядка 10 тыс. детей пропали без вести в 2014 году, в 2015 году в России полиция объявила в розыск 7272 несовершеннолетних, включая 2696 детей в возрасте до 14 лет . По сравнению с предыдущими годами число пропавших детей снижается.
По данным МВД РФ в 2009 году в розыске находились 21634
несовершеннолетних, в 2012 году их количество составило 13455
несовершеннолетних, в 2014 году 9090,в 2015 году 72722. Но по данным этой статистики, информациям ГУУР МВД России, местонахождение взрослых людей, пропавших без вести, устанавливается в 78% случаев, а местонахождение несовершеннолетних детей - в 90% . Из этого следует, что местонахождение 10% несовершеннолетних остается неизвестной. По этим данным можно говорить, о том, что розыск несовершеннолетних, пропавших без вести , является низкоэффективным, не качественным.
Так же бывают случаи, когда семья, имеющая детей, но находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию. Либо отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними 1. В таком случае из-за неблагополучной ситуации в семье, чаще всего несовершеннолетние подвержены к самовольным уходам из дома, в дальнейшем их безнадзорности. В ходе таких уходов в различных ситуациях дети могут стать жертвами несчастных случаев.
Повышенная опасность преступных посягательств в отношении несовершеннолетних грозит тем, что в результате отрицательного воздействия, в процессе формирования личности любое негативное воздействие, может стать основой развития той или иной личностной девиации. Другими словами это обозначает поведение, которое нарушает какие-то социальные или культурные нормы, некоторое отклонение в пределах нормы. Что может в дальнейшем принести психологическую травму несовершеннолетнему.
Исходя из вышеизложенного следует понимать, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, является главным направлением государственной политики.
Исследованием данных проблем связанных с организацией розыскной деятельности, большинство работ было написано в советский период. Это, в частности, работы А.И. Бастрыкина, Р.С. Белкина, Б.Е. Богданова, А.А. Закатова, А.Н. Колесниченко, Е.Ф. Коновалова, И.Ф. Крылова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, В.А. Лукашова, В.И. Попова, Н.В. Терзиева, Б.М. Шавера, И.Н. Якимова.
Со временем отдельным аспектам расследования преступлений, в том числе в сфере розыскной деятельности следователя, посвящены работы А.Г. Волеводза, О.А. Гаврилова, В.А. Голубева, Е.В. Никитиной, Г.В. Семенова, Р.А. Усманова, А.В. Черных, В.М. Шумилова, Н.Г. Шурухнова, М.В. Якушева.
Объектом данной дипломной работы является правовые, организационные, криминалистические и розыскные аспекты в деятельности следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести, которые могли стать жертвами преступлений. А так же взаимодействие следователя и других служб, в поиске несовершеннолетних.
Предметом данного исследования являются закономерности механизма преступлений, связанных с исчезновением несовершеннолетних, а также работу следователя, в собирании, исследовании информации, полученной в ходе расследования, использование доказательственной и ориентирующей базы в раскрытии и расследовании данных преступлений.
Целью дипломной работы является исследование научно¬обоснованного подхода в деятельности следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести и рассмотреть моменты, которые могли бы способствовать повышению ее эффективности. А также формулирование на этой основе соответствующих тактических и методических рекомендаций по совершенствованию работы следователей и оперативных подразделений.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить комплекс задач направленных на:
1. Определение понятия и значения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести.
2. Систематизацию типичных исходных ситуаций, которые возникают во время осуществления розыска несовершеннолетних детей.
3. Рассмотреть особенности начального этапа розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних, пропавших без вести
4. Рассмотреть пути взаимодействия следователя с сотрудниками других служб, и способы повышении эффективности их работы во время осуществления розыска несовершеннолетних детей.
5. Изучить использование специальных знаний в розыске и идентификации несовершеннолетних.
6. Определить план работы следователя, а так же рассмотреть тактику отдельных следственных действий, которые направлены на розыск пропавших несовершеннолетних.
Структура и объем дипломной работы обусловлены логикой исследования, его целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, которые содержат 6 параграфов, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, подведем некоторые итоги работы. В общем понятии розыск, являясь совокупностью розыскной деятельности следователя и органа дознания, в зависимости от субъекта его осуществления своими составными частями входит либо в предварительное следствие (розыскная деятельность следователя), либо в оперативно-розыскную деятельность (розыскная деятельность органа дознания) и является, таким образом, их неотъемлемой частью. В Российской Федерации осуществляются масштабные задачи по защите прав и законных интересов детей. С каждым годом страшные цифры статистики говорят, что дети становятся жертвами преступлений, так как зачастую пропавший ребенок беззащитен. Деятельность следователя по розыску пропавших без вести несовершеннолетних, направлена на выявление установленных лиц, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления, осуществляемая путем производства следственных действий и других мероприятий как в процессе расследования, так и по делу, приостановленному производством.
Таким образом, в процессе расследования для успешного раскрытия преступления, особенно важны именно первоначальные следственные действия, когда еще сохранились следы, оставленные преступником и когда шансы обнаружить его и обезвредить, наиболее велики.
Проблема самовольных уходов, так же занимают очень важную роль. После установления местонахождения несовершеннолетних в обязательном порядке следователи их опрашивают, выясняют мотивы ухода, характер взаимоотношений с родными, одноклассниками, сверстниками, педагогами, условиями проживания дома и в специализированных учебных заведениях, тем самым устанавливаются признаки возможно совершенного в отношении несовершеннолетнего преступления, причинная связь между самовольным уходом из дома или учебного заведения и сложившимися обстоятельствами. Дети являются самой незащищенной частью общества, подвергаются насилию в семье, становятся жертвами сексуальных преступлений. В связи с этим основные усилия правоохранительных структур, должны быть сосредоточены на охране жизни и здоровья, защите прав и свобод несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, укреплении института семьи, пропаганде здорового образа жизни. Забота о подрастающем поколении должна быть повсеместной и постоянной, носить адресный характер, для того, чтобы ни один ребенок не остался без внимания взрослых.
В процессе деятельности следователя по розыску
несовершеннолетних, пропавших без вести, важное значение имеет взаимодействие следователя с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Организация сама по себе не может решить многие проблемы расследования, но она создает условия для их решения. Уголовно-процессуальные нормы в значительной своей части являются нормами организационными, определяя порядок проведения следственных действий, их структуру.
Розыскная версия представляет собой предположение, которое соответствует конкретной следственно-розыскной ситуации, относительно обстоятельств исчезновения несовершеннолетнего и его местонахождения. Планирование розыска пропавшего без вести несовершеннолетнего и является главным средством для параллельной, одновременной проверки всех выдвинутых следственно-розыскных версий, которые могут быть логическим продолжением розыскных версий, проверявшихся по оперативно-поисковому делу, где осуществляется розыск
несовершеннолетнего, пропавшего без вести.
Организация следственных и иных действий, всего расследования предназначена для адаптации тактики и методики к конкретным случаям. Организация исследует закономерности оптимальных вариантов участия субъектов в расследовании. Она разрабатывает рекомендации для практики: какие участники, в каком сочетании, на каком этапе расследования, в зависимости от вида преступления и криминалистической сложности расследования должны в нем участвовать. Первое и самое важное следственное действия является осмотр места происшествия. С него начинается расследование. В процессе производства осмотра места происшествия следователь непосредственно сам исследует место, где обнаружены следы и иные доказательства, которые позволяют судить как о происшедшем событии, так и лицах, к нему причастных. Постигая сущность происшедшего, следователь обязан так зафиксировать и удостоверить все обнаруженное, чтобы в последующем другие участники процесса и суд могли убедиться в объективности и полноте добытых в ходе осмотра фактических данных.
В свою очередь, план розыска по уголовному делу включает в себя следующие мероприятия: следственные действия, не процессуальные розыскные действия, организационные мероприятия, которые направлены на розыск пропавшего без вести.
Следует отметить, что проведение осмотра места жительства (последнего местонахождения) обязательно по межведомственным нормативным предписаниям, однако это требование не соблюдается следователями, т.е. такие осмотры проводятся в единоличных случаях, без участия оперативных сотрудников, специалистов и кинологов. В достаточном количестве и качестве не используются возможности проведения предварительных исследований изъятых объектов. В результате это приведет к снижению эффективности розыска и расследования в целом.
Должным образом не используются такие следственные действия, как обыск, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и назначение экспертиз.
Не во всех необходимых случаях применяют метод опроса с помощью полиграфа.
Чаще всего, в результате запоздалых действий со стороны работников полиции и прокуратуры несовершеннолетний, которого можно было еще спасти, умирает от полученных травм, болевого шока, также переохлаждения и т.п.
Таким образом, действия по поиску пропавшего несовершеннолетнего, должны быть организованы незамедлительно, с момента приема заявления с принятием соответствующего процессуального решения. При этом своевременность осмотра места исчезновения человека и результат проводимых поисковых мероприятий часто разрешают получить реальную картину происшествия.



1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 21.07.2014)
2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) http:ZZwww.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об оперативно-розыскной деятельности" http://www.consultant.ru/
4. СЭС.- М., 1980. - С. 935.
5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2016) http:ZZwww.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
7. Инструкция об организации и тактике розыскной работы, утвержденная приказом МВД РФ в 1993 г.
8. Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
9. Части 1 и 2 ст. 57, ч.ч. 1 и 2 ст.58, ч.1 ст. 168, ч.1 ст. 195 УПК РФ; Статья 13 ФЗ от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
10. Абрамов С.С., Башхаджиев Н.Х., Романько Н.А., Абрамов А.С. Использование видеоизображений в экспертизе идентификации личности//Теория и практика судебной экспертизы. М., 2007. С. 82.
11. Белкин Р.С. Курс криминалистики. - Т. 2. - М., 1997. - С. 375 - 376.
12. Белкин Р.С. Профессия - следователь М.: «Юристь» 1998-168с.
13. Волынская О.В. Актуальность проблемы процессуальной
деятельности следователя по предупреждению преступлений в
64
современных условиях // Российский следователь. - 2010. - № 14. - С. 28-32.
14. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987. С26-38
15.Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика. - Т. 1. - Гродно, 1994. - С. 40 - 48.
16.Зеленский В.Д. Отдельные теоретические вопросы структуры органа расследования преступлений // Российская юстиция. - 2014. - № 6.
- С. 63 — 65.
17. Ищенко.Е.П Торопков А.А. М.: 2014
18. Коновалов Е.Ф. Розыскная деятельность следователя. М., 1973. С.58.
19. Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М., 2008. С.521.
20. Карнеева Л.М., Ключанский В.И. Организация работы следователя.
- М., 1961. - С. 3.
21. Криминалистика - ред. А.Г. Филиппов М.: 2010
22. Криминалистика: учебник/Н.П. Яблоков.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Норма,2012-400с.
23. Криминалистика. Учебник / Богданов Б.Е., Васильев А.Н., Колдин В.Я., Притузова В.А., и др.; Отв. ред.: Васильев А.Н. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 564 с.
24. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. - М., 1973. - С. 22 - 23.
25. Лаврухин С.В., Комягина Ю.С. Процессуальные функции
следователя // Российский следователь. - 2014. - № 9. - С. 17 — 21.
26. Петров А.С. Что такое организация управления. - М., 1967. - С. 30 - 31
27. Почивалова К.Н. «Проблемы законодательной техники и правоприменительной деятельности, связанные с преступлениями против семьи и несовершеннолетних». 2004 г.
28. Степанов В.В., Бабакова М.А. Поисково-познавательная деятельность при расследовании преступлений, совершенных с использованием высоких технологий. М.: Юрлитинформ, 2014. С.9.
29. Советский энциклопедический словарь. Издание 2. - М.,
30. Соколов А.Н. К вопросу о специальных следственных действиях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2. С. 59-62.
31. Ткачук Т.А. Розыскная деятельность: проблемы и современное состояние научно-технического обеспечения: монография / Т.А. Ткачук; Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010. С. 43.
32. Шепитько В.Ю. Теоретические проблемы систематизации тактических приемов в криминалистике. Харьков, 1995. С. 72.
33. Якимов И. Н. Криминалистика. Уголовная тактика. М., 1929, сс. 46¬50
34.Чащухина Светлана. Астахов привел статистику пропавших и убитых детей.//2015 [Электронный ресурс] http://pravdaurfo.ru/news pravda jizni/114194-astahov-privel-statistiku- propavshih-i-ubityh( дата обращения 04.02.2016)
35. Михаил Фалалеев. МВД предлагает разрешить без суда пеленговать телефоны пропавших детей.//2016 [Электронный ресурс] http://rg.ru/2016/04/26/mvd-predlozhilo-pelengovat-telefony-propavshih- detej-bez-resheniia-suda.html . (дата обращения 28.04.2016)
36. Поиск детей .// 2016Электронный ресурс] http://lizaalert.org/ (дата обращения 28.04.2016)
37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ