Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
школьников 7
1.1 Духовно-нравственное воспитание в начальной школе 7
1.2 Специфика духовно-нравственного воспитания младших
школьников 11
1.3 Роль художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников 16
ГЛАВА 2. Практические основы духовно-нравственного воспитания личности в процессе художественно-эстетической деятельности 25
2.1 Диагностика сформированное™ духовно-нравственного
воспитания младших школьников 25
2.2 Комплекс рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию
младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности 36
Заключение 45
Список использованных источников 47
На сегодняшний день общество может наблюдать качественные изменения образовательного пространства. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) приоритетным направлением является духовно-нравственное воспитание обучающихся, которое предполагает принятие ими нравственных норм и национальных ценностей [6].
В современном обществе наблюдается нравственный и эстетический «разрыв» между поколениями, что подтверждает необходимость повышения нравственной культуры подрастающего поколения. В наше время педагогическая наука и образовательная практика обладает обширным спектром различных средств и методов, которые направлены на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Художественно - эстетическая деятельность содержит большой потенциал в плане воспитания личности, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, нравственный и эстетический идеал [13].
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда находилась в центре внимания общества. Ранее данную проблему изучали такие великие педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, В. А. Караковский, Ш. А. Амонашвили[3; 14; 17; 37] и другие. Общество переживает нравственный кризис, поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей имеет огромную значимость. Общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами. К. Д. Ушинский говорил, что главную задачу воспитания ребенка составляет нравственное воспитание.
Требования к воспитанию школьников также описаны в ФГОС. В этом документе указано, что за время получения начального общего образования, должно быть осуществлено духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое предусматривает принятие ими моральных норм, национальных ценностей и нравственных установок [36].
Духовно-нравственное воспитание обучающихся сейчас является первостепенной задачей современной системы образования, оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Это сложный, многоплановый процесс.
Воспитание в личностной сфере обучающихся должно обеспечить:
- укрепление нравственности, которая основана на свободе, воле, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной человеком необходимости определённого поведения, которое основывается на представлениях, которые сложились в обществе, о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать свои собственные нравственные обязательства, а также осуществлять моральный самоконтроль и давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам окружающих людей;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, которые совершаются на основе морального выбора, и принятию ответственности за их результаты;
- осознание ценности других людей, ценности и неприкосновенности человеческой жизни [9].
У младших школьников духовно-нравственное воспитание наиболее эффективно протекает в процессе художественно-эстетической деятельности, в том числе на уроках изобразительного искусства. Но возникает противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника и недостаточным использованием возможностей процесса художественно-эстетической деятельности.
Отсюда следует проблема: каким образом необходимо
организовывать процесс художественно-эстетической деятельности младших школьников, чтобы повысить результативность процесса духовно-нравственного воспитания личности?
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников и подобрать комплекс рекомендаций, которые будут способствовать этому процессу.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности.
Для достижения цели данного исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучить понятие духовно-нравственного воспитания.
2. Выявить специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть роль процесса художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
4. Провести диагностику сформированности духовно-нравственного воспитания младших школьников.
5. Подобрать комплекс рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Практическая значимость: опыт данной работы может быть использован учителями начальных классов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, обработка и интерпретация данных.
База исследования: МАОУ СОШ №153 г. Челябинска.
В ходе нашего исследования нами были решены следующие задачи:
1. Мы изучили понятие духовно-нравственного воспитания. Нами было выяснено, что духовно-нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали.
2. Нами была выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо помнить о следующих особенностях детей этого возраста: склонность к игре, невозможность заниматься однообразной деятельностью продолжительное время, недостаточная сформированность моральных убеждений из-за небольшого жизненного опыта.
3. Мы рассмотрели роль процесса художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников и выяснили, что художественно-эстетическая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственных качеств и духовно-нравственных ценностей обучающихся. Она помогает сформировать творческую личность, знакомит с лучшими произведениями искусства, общественными идеалами и нравственными нормами людей. Искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир ребенка и обогащает его чувства.
4. Чтобы понять, насколько успешно проходит духовно- нравственное воспитание учеников 2 классов МАОУ СОШ №153 г.Челябинска, были проведены две диагностики в виде анкетирования. Мы использовали: диагностику нравственной воспитанности Н. Е. Щурковой и диагностику нравственной самооценки Л. Н. Колмогорцевой. Все дети успешно справились с работой, а нами был сделан вывод, что учителя недостаточно времени уделяют духовно-нравственному воспитанию своих классов.
5. Также нами были подобраны различные рекомендации, которые помогут педагогу начальных классов в ходе духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе художественно-эстетической деятельности. Среди них: практические занятия по изобразительному искусству, рассказы на этическую тему, беседы, воспитательные мероприятия, игры и различные упражнения, которые можно проводить прямо на занятиях.
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное воспитание обучающихся всегда занимало не последнее место во внимании общества. Данная проблема изучалась многими педагогами и психологами, как отечественными, так и зарубежными. Современное общество сейчас переживает духовно-нравственный кризис, поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей имеет огромное значение. Общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами.
Таким образом, поставленные нами задачи были решены, а цель исследования достигнута.
1. Алексич, М. Н. Школа изобразительного искусства [Текст] : учебное пособие. В 10 т. Т 1. / М. Н Алексич, М. Г. Манизер. - Москва : Изобразительное искусство, 1990. - 180 с.
2. Алёхин, А. Д. Когда начинается художник [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Александр Алёхин. - 2-е изд. - Москва : Просвещение,
1995. - 160 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе [Текст] / Шалва Амонашвили. - Москва : Свет, 2017. - 390 с.
4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] : избр. психол. труды / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной,Т. Д. Марцинковской. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006.- 631 с.
5. Бразговка, Л. П. Значение нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением [Текст] / Л. П. Бразговка // Нравственное воспитание. - 2007. - №3. - С. 35-47.
6. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] : Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. Н. А. Яковлевой; - Санкт-Петербург : ЛГПИ, 2009. - 155 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психологический очерк / Лев Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2014. - 170 с.
8. Геращенко, Н. В. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для подготовки к интернет-тестированию / Наталья Геращенко. - Волгоград : ВГАФК, 2012. - 76 с.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; - Изд. 4-е. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.
10. Дубова, С. В. Мультиурок [Электронный ресурс]/Духовно-
нравственное воспитание детей через художественно-эстетическое развитие детей : [сайт]. [2018]. Режим доступа :
https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detei-cherez-khud.html.(Дата обращения: 07.04.2020)
11. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. -2-е изд., испр. - Москва : Астрель, 2005. - 636 с.
12. Золотарева, Е. К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] / Е.К. Золотарева // Раздумья. - 2015. - С. 74-77.
13. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Евгений Игнатьев. - Москва : Знание, 2008. -140 с.
14. Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / Ирина Каирова. - Москва : Просвещение, 2005 - 290 с.
15. Караковский, В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс [Текст] / В. А. Караковский // Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 58.
16. Козлов, В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. И. Козлов // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 106-108.
17. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества [Текст] : планы и сценарии уроков изобразительного искусства / Валентина Колякина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
18. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 3 т. Т. 1 / Ян Коменский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 665 с.
19. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / под ред. В. А. Макаренко. - Москва: Республика, 2000. - 669 с.
20. Лармин, О. В. Искусство и молодежь [Текст] / О. В. Лармин // Молодая гвардия. - 2010. - С. 192.
21. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов / Н. Д. Левитов. - Москва: Просвещение, 2009. - 427с.
22. Лукина, А. Эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством [Текст]/ А. Лукина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №2 - С. 33-36.
23. Макаренко, А. С. О воспитании молодежи [Текст] : сборник избранных педагогических произведений / Антон Макаренко. - Москва : Трудрезервиздат, 1951. - 396с.
24. Меденцева, О. В. Инфоурок [Электронный ресурс] / Духовно-нравственное развитие воспитанников. Игры, упражнения, притчи: [сайт]. [2013]. Режим доступа :https://infourok.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitame-igri-uprazhneniya-pritchi-1388537.html.(дата обращения: 08.04.2020)
25. Методика «Диагностика нравственной самооценки» сост.
Л. Н. Колмогорцева [Электронный ресурс] - Электрон. журн. - Москва : 1993 - Режим доступа :https://infourok.ru/diagnostika-nravstvennogo-
vospitaniya-uchaschihsya-opit-issledovaniya-2358254.html.(дата обращения: 28.03.2020)
26. Миронова, А. В. Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Миронова // Молодой ученый. - 2018. - №10. - С. 61-63.
27. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - Москва : Академический проспект, 2004. - 301 с.
28. Новое в воспитательной работе школы [Текст] / Сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Швырева. - Москва : Педагогика, 1991. - С. 59-69.
29. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1976. - 231 с.
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН.; Российский фонд культуры. - 2006. - №3. - 735 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / М. И. Еникеев. - Москва : Просвещение, 2010. - 560с.
32. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / Иван Подласый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
33. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / Иван Подласый. - Москва : Просвещение,
1996. - 432 с.
34. Позднякова, О. К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя [Текст] : монография / Оксана Позднякова; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 168 с.
35. Посмакова, Н. М. Значение игры для ребенка [Электронный ресурс] / Н. М. Посмакова // Психология, социология и педагогика. - 2013. - №1. Режим доступа : http:ZZpsychology.snauka.ru/2013/01Z1703. (дата обращения: 07.04.2020)
36. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Виталий Сластенин. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
37. Уледов, А. К. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики [Текст] : монография / Александр Уледов. - Москва : Мысль, 1979. - 303 с.
38. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности [Текст] / К. Д. Ушинский; сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой. - Москва: АСТ, 2018 - 572 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство. Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
40. Хаблиева, А. Т. Духовно-нравственное воспитание на уроках осетинской литературы [Текст] / А. Т. Хаблиева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - №12. - С. 103-108.
41. Шадриков, В. Д. Готовность детей к обучению [Текст] : психология деятельности и способности человека / Владимир Шадриков. - Москва : Логос, 1996. - 320с.
42. Шелякина, Н. А. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева (и др.)// Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2017. - С. 79-82.
43. Шпикалова, Т. Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Смоленск, 2006. - №1. - С.6.